Экологический проект «Почему плачет берёзка…»
и
классный час «Люблю берёзку русскую!»
Цели: расширить знания учащихся о берёзе, формировать экологическое мышление; развивать коммуникационные навыки, а так же навыки работы со справочной литературой, компьютерной техникой; учить вести поисково – научную деятельность в форме работы над проектом;
дать представление о том – почему берёзка является народным символом России; формировать эмоционально – личностный образ Родины;
ознакомить с художественными произведениями мастеров;
выработать навыки выразительного чтения и связной устной речи; заинтересовать в чтении книг;
развивать музыкальную культуру на образцах лучшей народной и современной музыки;
познакомить с историей быта, традиций и культуры славян;
воспитывать бережное отношение к природе, учить быть не только созерцателем, но и активно - деятельностным членом общества;
воспитывать художественный вкус и эстетическое восприятие окружающего мира.
Учитель:
(слайд 1- 2)
Сегодня мы собрались, чтобы заслушать защиту проекта, подготовленного Железняк Евгенией «Почему плачет берёзка…». А так же – поговорить о самом необыкновенном дереве нашего края – берёзе. Мы узнаем много нового о том, как используют люди берёзку, за что любят и почему берёзка по праву считается народным символом России!
Ученица: (Железняк Ж.) (ответственная за проект )
(слайд 3)
Во 2 классе я прочла рассказ С. Воронова «Моя берёза». В нём говорится о том, как автор однажды, кося траву, заметил берёзовый росток. Он не срезал его, пожалел, стал ухаживать. Росток превратился в молодое деревце. И вот однажды …. А что было дальше, вы узнаете, если тоже прочтёте этот рассказ.
Меня же заинтересовало:
1)Почему весной плачет берёзка?
2)Полезен ли берёзовый сок? И если «да», то как его добыть, не на вредя дереву?
(слайд 4)
Я пошла в библиотеку, чтобы взять книги и больше узнать об этом удивительном растении.
И сегодня, я хочу поделиться с вами этими знаниями.
А вместе со мной над проектом работали мои друзья, родители, а помогала – наш школьный библиотекарь и , конечно, мой учитель – Инна Александровна.
(слайд 5)
Берёза – единственное в мире дерево с белой корой. На нём есть чёрные точки – чечевички, через них берёза дышит!
(слайд 6)
Кора у берёзы светлая, слоистая. Её называют берёстой или берестой. Берестяные слои тонкие, упругие, гибкие, легко отделяются друг от друга. Они защищают берёзу от перегрева: белая берёста отражает жгучие солнечные лучи.
(слайд 7)
У берёзы ветви тонкие, гибкие, нежные. Когда дует ветерок, ветки у берёзы, как косы у девушки переплетаются.
Вот и придумали в народе загадку.
«Разбежались по опушке в белых платьицах подружки!»
(слайд 8)
Ранней весной с наступлением первых тёплых дней берёза просыпается после долгого глубокого зимнего сна.
Корни высасывают из почвы влагу с растворёнными в ней питательными веществами. Эта влага несёт кроне всё, что необходимо для набухания почек.
(слайд 9)
Эту влагу и называют берёзовым соком!
Берёзовый сок очень полезен. Из – за него люди и наносят раны берёзе, и она начинает плакать.
(слайд 10)
Да и как же иначе? Эти раны долго не затягиваются, дерево начинает слабеть. Гнить, на него нападают вредители, и часто берёза погибает.
(слайд 11)
Но я узнала, что берёзка нас с радостью напоит берёзовым соком. Только его нужно взять так, чтобы не причинить дереву вреда!
Правила сбора берёзового сока:
Делать надрез можно на коре только больших, взрослых деревьев.
К надрезу привязать баночку, куда будет стекать сок.
А потом, место обязательно замазать садовым варом или глиной.
Я узнала, что промышленно сок собирают только со старых берёз, которые подлежат вырубке.
(слайд 12)
И люди, не ради забавы добывают берёзовый сок.
В нём содержится много полезных для организма веществ и витаминов.
Берёзовый сок оказывает омолаживающее действие,
улучшает работу всех органов,
разрушает камни в почках,
используется как противоглистное средство,
помогает при заболеваниях желудка,
при простудных заболеваниях, туберкулёзе, способствует укреплению дёсен.
Его употребляют при отравлениях, рекомендуют больным с онкологией.
Берёзовым соком моют лицо и волосы. Он улучшает общее состояние кожи, удаляет перхоть, улучшает рост волос.
(слайд 13)
Ученица 2 Мы узнали, что берёзовая древесина высоко ценится. Дрова лучше других горят в печке. Из прямых стволов дерева делают фанеру для дорогой мебели, лыж. Особенно ценится карельская берёза.
(слайд 14)
Ученик 1
Часто мы о берёзе говорим: стройная, высокая, кудрявая. Но для того, чтобы это дерево стало таким, потребуется несколько десятков лет. Много труда, силы, упорства нужно приложить маленькому росточку, чтобы выдержать все невзгоды: зимнюю стужу и летний зной.
(слайд 15)
Ученица 3
Как мы с вами можем помочь росточкам? Если рядом растёт берёзка, полейте в сухую погоду, поставьте палочку, чтобы ветром не сломило. Особенно в нашем , степном краю.
(слайд 16), (слайд 17), (слайд 18), (слайд 19)
Ученица (Железняк Женя)
Верно. В марте месяце мы с родителями выбрали крепкое взрослое дерево и собрали с него пару литров берёзового сока.
Надрез потом аккуратно замазали.
Позже я ещё не раз приходила проведывать эту берёзку.
Ранка затянулась быстро, и берёзка летом давала нам тень, а осенью осыпала золотыми монетками листьев.
(слайд 20)
Ученица 4
А я узнала, что если попариться в русской баньке с берёзовым веничком – все хвори уйдут!
( проводит физкультминутку)
Мы себя полечим сами.
Мы попаримся с друзьями.
Веничком берёзовым мы пройдём,
И здоровье крепкое принесём!
Постучим легонько веничком зелёным.
По ручкам, по ножкам, по бокам немножко!
Постучим по спинкам,
Постучим по ножкам…
Раз, два, три – вся хворь от нас уйди!
Ученица 5
(слайд 21)
Взбодрились? Ещё бы!
На Руси всегда любили белоствольную красавицу – берёзку. Верили, что берёза является символом роста и силы жизни, что дерево может «вытянуть» из человека болезнь. Если его обнять и попросить об этом.
Это дерево снимает усталость. Верили, что его ветви отгоняют нечистую силу, поэтому всегда сажали рядом с домом!
Ученик 2.
(слайд 22)
Из древесины берёзы получают медицинский активированный уголь и дёготь. Используют и берёзовый гриб – чагу.
Целебен и отвар из берёзовых почек.
Берёза лечила и лечит людей от многих заболеваний.
Ученик 3
(слайд 23)
Ну, берёза - это вообще удивительное растение. О пользе берёзового сока сегодня уже сказали, но не отметили, что об этом знают даже птицы! Весной, когда устанавливается усиленное сокодвижение, дятлы прилетают пить сок. Птицы пробивают кору своим крепким клювом и пьют сок. Где пировал дятел, мы можем заметить по идущим кольцом четырёхугольным углублениям вокруг ствола.
Семенами берёзы, собранными в длинные свисающие серёжки, кормятся птицы.
Прибегают полакомиться соком и белочки.
Ученик 4
(слайд 24)
Когда строили избу, потолок поверху непременно покрывали листами тонкой берёзовой коры – бересты или берёсты.
Она не пропускает в избу влагу, если даже крыша прохудилась.
Часто из бересты мастерили вёдра – туеса, в которых хорошо хранились молоко и вода.
Ученик 5
(слайд 25)
Делали посуду, ложки … Сувениры, шкатулки, игрушки – матрёшки.
А ещё из берёзовой коры плели лапти – лёгкую, удобную обувь для крестьян.
Ученик 6
(слайд 26)
Берёзка несла на Русь - мудрость!
Ведь это единственное дерево с белой корой!
Первые книги были написаны на бересте в 10 – 11 веках.
По берестяным грамотам сегодня мы узнаём, как жили наши далёкие предки!
Ученица 3
(слайд 27)
А мы – девочки, любили водить вокруг берёзки хороводы!
(хоровод под музыку русск. нар. песни «Во поле берёзка стояла…»)
Учитель
(слайд 28)
Красота русских берёз вдохновляла художников. Поэтов и музыкантов.
Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной она привлекательна во все времена года.
(слайд 29)
Писатель В.М. Гаршин, глядя на картину А.К. Саврасова «Грачи прилетели» сказал: Я бы назвал эту картину «Чувство Родины». И, действительно, когда вы смотрите на это полотно, то испытываете до боли пронизывающее вас чувство слитности со своим Отечеством.
(слайд 30)
А перед картиной «Берёзовая роща» нашего земляка А.И. Куинджи испытываешь особую радость. Так бывает, когда в летний день входишь в берёзовую рощу и ощущаешь красоту своей Родины. Вокруг стоят зеленокудрые, тихие и белоствольные красавицы.
(слайд 31)
А вот это уже фото из нашего Горловского лесничества, наша Горловская берёзовая роща!
Ну да вернёмся к искусству!
(слайд 32)
Перед нами картина И.И. Левитана «Золотая осень»
Стройные берёзки в ярком осеннем убранстве в лучах солнца не могут оставить равнодушными – никого! Картина очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни.
А как красива берёза зимой!
(слайд 33)
Ученица читает стихотворение С. Есенина «Берёза»
Учитель:
На нашей выставке вы видите лучшие ваши работы, посвящённые берёзке. (Выставка рисунков учащихся 3 класса)
Ученик 7
(слайд 34)
Чуть солнце пригрело откосы,
И, стало в лесу потеплей,
Берёза зелёные косы,
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
(Читает стихотворение Р.Рождественского)
Учитель:
Давайте послушаем всеми нами любимую песню «Отчего так в России берёзы шумят? …» (Сл. М. Андреева, муз. И. Матвиенко в исполнении группы «Любе»)
(слайд 35)
Учитель:
(слайд 36) (Слайд с надписью «Берёза - символ непобедимой России»)
– Удивительная судьба русской березки. В мирное время она – радость, подруга, советчица.
Но русский народ знает и другую березу - военную.
Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много могли бы рассказать они о страшной трагедии Великой Отечественной войны. Лучших свидетелей нам не найти.
В грозные годы войны береза была символом непобедимой Родины. Белоствольная березка давала силы нашим бойцам. Она стояла, напоминая про любимых жен, сестер, невест. Воины погибали в бою за них, за матерей, за Родину и ... русскую березу.
Ученик:
За селом, вдали, на перекрестке
Полевых, едва заметных троп
Я узнал знакомые березки,
У которых рыл себе окоп.
И невольно вспомнил, как стонали
Ветки их от взрывов и огня…
Возле тех березок подобрали
Чуть живым товарищи меня.
Ученица:
Я помню, ранило березу
Осколком бомбы на заре,
Студеный сок бежал,
Как слезы, по изувеченной коре.
За лесом пушки грохотали,
Клубился дым пороховой,
Но мы столицу отстояли,
Спасли березу под Москвой…
И, рано-раненько весною
Береза белая опять
Оделась новую листвою
И стала землю украшать.
И с той поры на все угрозы
Мы неизменно говорим:
Родную русскую березу
В обиду больше не дадим!
Учитель: (слайд 37)
Спасибо вам, ребята, за то, что так много сегодня нам рассказали об этом удивительном дереве.
Действительно. Где бы ни росла берёза – всюду она приносит людям радость и свет. И быть ей на наших просторах вечно.
Потому что вечен наш народ, вечна земля русская!!!