СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка классного часа "Ответственность за нарушения Правил дорожного движения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка будет полезна классным руководителям 5-8 классов. Цель классного часа: вспомнить правила дорожного движения; способствовать развитию умения видеть на дороге ситуации – «ловушки», научить решать дорожные задачи; добиться четкого понимания того, что ПДД - это закон для всех, соблюдение которого является обязательным.

Просмотр содержимого документа
«Разработка классного часа "Ответственность за нарушения Правил дорожного движения"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мурманский академический лицей»




КЛАССНЫЙ ЧАС

«Ответственность за нарушения Правил дорожного движения »


Классный руководитель: Левицкая С.С.















г. Мурманск

2015 – 2016 учебный год





Тема: «Ответственность за нарушение Правил дорожного движения»


Цель: вспомнить правила дорожного движения; способствовать развитию умения видеть на дороге ситуации – «ловушки», научить решать дорожные задачи; добиться четкого понимания того, что ПДД - это закон для всех, соблюдение которого является обязательным.

Оборудование: брошюры ПДД, карточки с заданиями.



а) Приветствие.

Тема нашего сегодняшнего занятия… Впрочем, тему классного часа вы попытаетесь сформулировать сами после того, как прослушаете одну реальную историю, которая произошла в небольшой деревушке в средней полосе.


Стоял чудесный осенний вечер. Большинство взрослых были заняты уборкой урожая в своих садах и огородах, а дети, не обремененные заботами, развлекались в свое удовольствие. Группа ребятишек из начальных классов играла возле автомобильной стоянки, где находилась всего одна новенькая «Волга». Сначала дети просто бегали вокруг нее, а затем решили проверить ее на прочность. Они забрались в кусты, и оттуда в новенький автомобиль полетели камушки, ветки деревьев, палки. Машина выстояла. Но этого маленьким хулиганам показалось мало, и они продолжили свои «испытания». Они забрались на капот, на кузов «Волги» и стали прыгать.

Результат такой проверки на прочность оказался плачевным: вмятины на машине, прогнутая крыша новенькой «Волги» - материальный ущерб оказался внушительным. А кто измерит моральный вред, нанесенный владельцу транспортного средства, который долгое время отказывал себе во многом, чтобы приобрести этот автомобиль?


Ребята, какова же мораль всей этой истории? Ответив на этот вопрос, вы тем самым определите и тему нашего сегодняшнего занятия.

(Предположительно, учащиеся должны ответить, что каждый человек должен отвечать за свои поступки).

- Верно, мы будем говорить об ответственности, но за нарушение чего? Рассмотрите внимательно таблицу. Перед вами выдержки из административного и уголовного кодекса об ответственности участников дорожного движения.



в) Формулировка темы занятия.

Итак, тема нашего урока «Ответственность за нарушение Правил дорожного движения» Слайд 4.

и сегодня каждый из вас должен четко усвоить, что соблюдение ПДД – это закон для всех, и соблюдение его обязательно. Слайд 5.


Прежде чем мы будем говорить об ответственности за нарушение ПДД, давайте попробуем все вместе определить наши позиции по некоторым проблемам безопасности дорожного движения. Для этого я предлагаю вам выполнить следующее упражнение: на столах находятся листы с фразами «Согласен», «Не согласен», «Сомневаюсь». Я буду произносить фразы, связанные с обсуждаемой темой, а ваша задача - поднять ту табличку, которая отражает вашу точку зрения. Вы должны обосновать и аргументировать свой ответ.


Утверждения для выполнения упражнения.


  • Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях погибает больше людей, чем в криминальных ситуациях. Слайд 6.


  • Основная причина ДТП с детьми – внезапный выход на дорогу в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Слайд 7.


  • Безопасное поведение на дорогах помогает снизить риск ДТП. Слайд 8.


  • Труднее всего на дороге бывает пешеходам. Слайд 9.


  • Быть взаимно предупредительными, не создавать опасности для движения и не причинять вреда – главная обязанность всех участников дорожного движения. Слайд 10.


  • Лица, нарушившие ПДД, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Слайд 11.


Учитель:

я очень рада была услышать ваше мнение.


Давайте вместе сделаем вывод,

что каждый гражданин должен …… нести ответственность за нарушение правил дорожного движения.

Слайд 12. (с паузой)

Но нарушения бывают разные, следовательно, и мера ответственности тоже будет разной. А какой – это нам предстоит выяснить, поработав с текстом.

Для плодотворной работы я предлагаю вам разделиться на группы (3 ряда).


а) Деление на группы.

Ребята, сейчас каждому ряду я выдам текст, в котором изложена основная информация об ответственности за нарушения ПДД.


СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА ПО ТЕМЕ!!!!!


б) Групповая работа учащихся с текстовой информацией.

Ребята, каждому ряду я даю опорный вопрос по тексту.

Хорошо, ребята. А теперь давайте обобщим полученную информацию через составление синквейна на слово

«ПРАВОНАРУШЕНИЕ», Слайд 13.


(зачитываем некоторые синквейны).

Правонарушение- дисциплинарное, административное- нарушают, вредят, судят- противоречит требованиям правовых норм- Деяние Слайд 14.

а) Деление на группы по ролям: «Дети», «Родители», «Сотрудники ГИБДД». Слайд 17.

Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру. Для этого необходимо выбрать социальные роли: родители (папа, мама), дети-подростки, инспектор ГИБДД – им раздаются листики с проблемной ситуацией.

Проблемная ситуация. Группам дается одна и та же проблемная ситуация, которую учащиеся должны рассмотреть и проанализировать в своей группе с точки зрения полученной социальной роли.


Ребята, вы должны объяснить то, что видели и проанализировать ситуацию.

  • Какая ответственность может наступить в данной ситуации?

(в книге ПДД – АДМИНИСТРАТИВНАЯ- стр. 57 ст.12.7,ч.1 – управление ТС водителем, не имеющим права управления – штраф от 5.000 р. до 15.000 р., отстранение от управления ТС, задержание ТС.;

УГОЛОВНАЯ – неправомерное завладение ТС без цели хищения ст.166 УК- штраф до 120 т. руб. или ограничение свободы до 3- лет. Ответственность несут лица, достигшие 14- летнего возраста. Правонарушения несовершеннолетних рассматриваются на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав).

Ситуация для анализа.

Во время летних каникул два подростка, ученики 8-го класса, решили покататься на машине. Нет, машину они не угнали, а просто взяли из гаража родителей, не поставив последних в известность. Во время скоростных гонок по городу без соблюдения ПДД они были остановлены сотрудниками Дорожно-патрульной службы. Машина была отогнана к пункту ГИБДД, а подростки доставлены в ближайшее отделение полиции.


а) Подведение итогов урока.

Учитель:

Ребята, давайте подведем итог нашего занятия:

  • О чем мы сегодня говорили? (об ответственности за нарушение Правил дорожного движения).

  • Что нового узнали на уроке? (ответственность – с 14 лет,…КДН..)

  • Какие выводы из урока можете сделать? Слайд 18.

  • Полезна ли та информация, которую вы получили в ходе урока? Слайд 19.


б) Рефлексия.

Заканчивая наш классный час, я прошу вас выразить свое отношение к тому, что происходило на нашем занятии:

  • Заинтересовала ли вас тема;

  • Трудно ли было работать в группах;

  • Полезна ли та информация, которую вы получили в ходе классного часа;

  • Насколько актуальна рассмотренная сегодня тема.

Слайд 20.

Человек приходит в этот мир, чтобы быть счастливым и жить по законам красоты, а жить по законам красоты - это и есть жизнь по законам безопасности












Ответственность за нарушение Правил дорожного движения.

Виды ответственности: административная, уголовная, гражданская, моральная.

Административная ответственность наступает за правонарушения, не представляющие значительной общественной опасности и не повлекшие тяжелых последствий (травмирования, гибели людей или существенный материальный ущерб).

К их числу относятся, например, различные грубые нарушения Правил – управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или без водительского удостоверения, проезд на запрещающий сигнал светофора, превышение скорости, обгон в опасных условиях, нарушение правил проезда железнодорожных переездов и др.

Грубыми признаются нарушения Правил, из-за которых произошло ДТП или создалась такая обстановка, которая хотя и не повлекла, но могла повлечь ДТП.

В зависимости от характера и степени тяжести нарушения законодательство устанавливает следующие виды административных взысканий:

  • Предупреждение;

  • Штраф;

  • Лишение права управления транспортными средствами;

  • Исправительные работы;

  • Административный арест.

Закон устанавливает административную ответственность не только для водителей транспортных средств, но и для других участников дорожного движения – пешеходов, пассажиров, велосипедистов.

В практике чаще всего встречаются такие нарушения со стороны других участников дорожного движения, как: переход дороги в неустановленном месте, переход дороги на запрещающий сигнал светофора, внезапный выход на проезжую часть из-за стоящего ТС, проезд на выступающих частях ТС, входе (выходе) в движущиеся ТС на ходу, управление велосипедом в состоянии опьянения.

При наложении взыскания учитываются характер правонарушения (грубое или не грубое), личность нарушителя, степень его вины, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Так, управление транспортными средствами лицами, не имеющими права управления этими средствами, а равно передача управления ТС лицу, не имеющему права управления, влекут наложение штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Например, если лицо передало управление ТС другому лицу, не имеющему водительского удостоверения, то оба лица наказываются одинаково.

Нарушение Правил пешеходами влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 0,1 до 0,3 МРОТ.

Нарушение Правил лицами, управляющими велосипедами, мопедами, а также пассажирами, влечет наложение штрафа в размере от 0,1 до 0,5 МРОТ. Если нарушения совершены этими же лицами в состоянии алкогольного опьянения, то сумма штрафа увеличивается от 0,5 до 1 МРОТ.

Уголовная ответственность наступает за правонарушения, представляющие общественную опасность и повлекшие тяжелые последствия (гибель и травмирование людей).

Статья 264 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью людей или их гибель.

Согласно статье 265 УК РФ наказываются лица, оставившие место ДТП, если при этом наступили последствия, предусмотренные ст. 264 УК РФ.

Гражданская ответственность наступает, если гражданину причинен моральный (физические или нравственные страдания) или материальный вред.

В этом случае согласно статье 1064 Гражданского кодекса РФ: «Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред».

Законом может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения ущерба (моральная ответственность).

Статья 1073 устанавливает, что за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до 14 лет, отвечают его родители или опекуны.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях (ст. 1074). Но если у этого несовершеннолетнего нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен его родителями.



Опорный вопрос №1.


  1. За какие правонарушения ПДД наступает административная ответственность, виды административных взысканий




Опорный вопрос №2.


  1. Какие денежные взыскания (штрафы) и за что, согласно кодексу об Административных правонарушениях, налагаются на пешеходов?




Опорный вопрос №3.

  1. За какие правонарушения ПДД наступает уголовная ответственность?



Ситуация для анализа.

Во время летних каникул два подростка, ученики 8-го класса, решили покататься на машине. Нет, машину они не угнали, а просто взяли из гаража родителей, не поставив последних в известность. Во время скоростных гонок по городу без соблюдения ПДД они были остановлены сотрудниками Дорожно-патрульной службы. Машина была отогнана к пункту ГИБДД, а подростки доставлены в ближайшее отделение милиции.




6