Классный час ко Дню Победы «Поклонимся неизвестному Солдату…»
(Классный час, посвященный дню Победы в Великой Отечественной войне)
Предварительная работа: Сочинение «Письмо неизвестному солдату», разучивание песни, стихов, картины о войне, Книга памяти.
Оборудование и оформление: презентация, соответствующая тематике, музыкальное сопровождение – песни на военную тему, солдатское письмо.
Цели:
•воспитание личностного, гражданского и нравственного становления подростка через образ участника Великой Отечественной войны;
• расширение знаний у студентов представление о масштабах трагедии нашего народа.
Задачи:
•воспитывать чувство патриотизма у студентов;
•формировать чувство уважения к людям, отдавшим свои жизни за нашу свободу.
Ход классного часа
Классный руководитель:
Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. Что же это за события? Итак, мы начинаем…
9 мая 2015 года исполняется 70 лет со дня Победы нашей страны в Великой Отечественной войне. Нам кажется, что 70 это очень много, очень давно, а для тех, кто воевал, кто выстоял, выжил – это было как будто недавно. В память врезались навсегда дни, которые складывались в месяцы, годы - годы ужаса, страха за близких, постоянного голода, неизвестности и борьбы.
Мы сегодня на нашем классном часе отдадим дань уважения неизвестному солдату, который погиб защищая нашу Родину.
Звучит песня: «Ты же выжил солдат»
Показ слайдов (1-10)
Студент читает стихотворение:
Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!
Я о другом не пел бы ни о чем,
а славил бы всю жизнь свою дорогу,
когда б армейским скромным трубачом
я эти пять минут трубил тревогу
(Вальс «В лесу прифронтовом» - минусовка)
Первый ведущий:
70 лет назад отгремели последние орудийные залпы. Годы, отделяющие нас от победного дня, срок, равный жизни зрелого человека. 1418 дней и ночей на фронтах, в тылу врага, на заводах у станков, на фабриках, в полях сражался наш народ с фашисткой нечистью. Мы низко кланяемся живым и мертвым, бессмертным и бесстрашным, тем, кто принял бой на рассвете 22 июня 41 года и тем, кто добил врага в его логово в мае 1945 года.
Второй ведущий:
Чтоб стать мужчиной, мало им родиться,
Чтоб стать железом, мало быть рудой.
Ты должен перевоплотиться, разбиться
И, как руда, пожертвовать собой.
Какие бури душу захлестнули?
Но ты солдат и все сумей принять:
От поцелуя женского до пули,
И научись в бою не отступать.
Готовность к смерти – тоже ведь оружье.
И ты его однажды примени…
Мужчины умирают, если нужно,
И потому в веках живут они…
Первый ведущий:
Не дымятся дали,
Пыль черна от слез.
Ни одной медали
Дед мой не принес.
Только в этом самом
Нет его вины,
Потому что сам он
Не пришел с войны.
Литмонтаж «Я убит подо Ржевом» фонограмма «Лунная соната Бетховена»
(Звучит «Лунная соната» Бетховена)
1.Студент
Я убит подо Ржевом
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки, -
Точно в пропасть с обрыва
И ни дна, ни покрышки.
2.Студент
Я - где корни слепые
Ищут корма 6о тьме;
Я - где с облачком пыли
Ходит рожь на холме;
Я - где крик петушиный
На заре по росе;
Я - где ваши машины
Воздух рвут на шоссе;
Где травинку
к травинке
Речка травы прядет –
Там, куда на поминки
Даже мать не придет.
3.Студент:
Подсчитайте, живые,
Сколько сроку назад
Был ни фронте впервые
Назван вдруг Сталинград
Фронт горел, но стихия,
Как на теле рубец.
Я убит и не знаю:
Наш ли Ржев наконец? Удержались ли наши
Там, на Среднем Дону?..
Этот месяц был страшен.
Было все на кону.
4.Студент:
И у мертвых, безгласных.
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали.
Но она-Спасена.
И врага обратили
Вы на запад, назад
Может быть, побратимы,
И Смоленск уже взят?
И врага вы громите
На ином рубеже,
Может быть, вы к границе
Подступили уже!
Может быть;..
Да исполнится
Слово клятвы святой! -
Ведь Берлин, если помните.
Назван был под Москвой.
5.Студент:
Братья, ныне поправшие
Крепость вражьей земли,
Если б мертвые, павшие
Хоть бы плакать могли!
Если б залпы победные
Нас, немых и глухих,
Нас, что вечности преданы.
Воскрешали на миг, ~
О, товарищи. Верные,
Лишь, тогда на войне,
Ваше счастье безмерное
Вы постигли вполне!
В нем, том счастье, бесспорная
Наша кровная часть,
Наша, смертью оборванная,
Вера, ненависть, страсть.
Наше все! Не слукавили
Мы в суровой борьбе,
Все отдав, не оставили
Ничего при себе.
6.Студент:
Я убит подо Ржевом, „.
Тот еще под Москвой.
Где-то, войны, где вы,
Кто остался живой?
В городах миллионных,
В селах, дома в семье?
В боевых гарнизонах
На не нашей земле?
Ах, своя ли. Чужая
Вся в цветах иль в снегу…
Я вам жить завещаю,-
Что я больше могу?
7.Студент
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой Отчизне
С честью дальше служить Горевать - горделиво,
Не клонясь головой,
Ликовать –не хвастливо
В час победы самой.
И беречь ее свято,
Братья, счастье свое –
В память война-брата,
Что погиб за нее.
Первый ведущий:
Победа! Как она досталась?
Каким путем вы к ней пришли?
И раны были, и усталость,
И шрамы на груди земли.
Броня во вмятинах глубоких,
И дали пройденных дорог,
И ордена на гимнастерках,
Где пот нещадно ткань прожег.
Могилы братские, в которых
Друзья погибшие лежат.
Классный руководитель
В годы войны, в самое тяжелое время, люди проявляли величайший героизм. Героями становились миллионы. Солдаты стояли насмерть на последних рубежах, грудью бросались на амбразуры. Летчики и танкисты, не задумываясь, шли на таран.
Героями были все: и те, кто устремлялся в атаку сквозь стены огня, и те, кто под снарядами строили мосты, и те, кто жил на оккупированных территориях.
Солдаты уходили на фронт, а дома оставались их семьи: жены, дети, престарелые родители.
Расставались любимые, никто тогда не думал о себе.
Наше поколение должно помнить об этих героических поступках, во имя чего они совершались, – это история нашей страны, наша история, история наших семей.
Вопрос группе: Как вы понимаете слово память? …
(Слайд 11) «Память – это свойство души хранить сознанье о былом…» написано в словаре В. И. Даля, то есть хранить знания о прошлом, каким бы оно ни было, а память о подвиге – долг потомков хранить как святыню.
Вопрос группе: А что можно считать подвигом?
Каждый из нас хотя бы раз в жизни задумывался на тему хороших и плохих поступков. И наверняка даже мечтал совершить хоть одно, но весомое и значимое благодеяние. Подвиг можно смело отнести к благодеянию. Подвиг всегда направлен на улучшение. Но это не просто хороший поступок. Чаще всего подвиг- это сверх поступок. Особенно для той личности (или личностей), которыми он совершается. Зачастую при совершении подвига идёт преодоление себя, своих страхов, слабостей.
Настоящий подвиг редко совершается с оглядкой на прославление после него. Ведь настоящее благородство не требует благодарности. Такой подвиг нередко вызывает у некоторых людей агрессию и непонимание. Настоящий подвиг требует мужества, невероятного количества сил, порой даже не столько физических, сколько моральных. Такой человек лишён корысти и часто живёт по принципу: «Кто, если не я?» Или: «Никто, кроме меня!»
Прочитаем письмо
В чем заключается подвиг танкиста, чье письмо вы сейчас услышите?
(Звучит песня «Эхо любви»)
Классный руководитель зачитывает строки из письма танкиста А. Голикова любимой.
«28 июня» 1941г.
Милая Тонечка!
Я не знаю, прочитаешь ли ты когда-нибудь эти строки? Но я твердо знаю, что это последнее мое письмо. Сейчас идет бой жаркий, смертельный. Весь день отбиваем атаку. Сегодня шестой день войны. Мы остались вдвоем – Павел Абрамов и я. Мы не думаем о спасении своей жизни. Мы воины и не боимся умереть за родину. Мы думаем, как бы подороже немцы заплатили за нас, за нашу жизнь…
Я сижу в изрешеченном и изуродованном танке. Жара невыносимая, хочется пить. Воды нет ни капельки. Твой портрет лежит у меня на коленях. Я смотрю на него, на твои голубые глаза, и мне становится легче – ты со мной. Мне хочется с тобой говорить, много-много, откровенно, как раньше.
А может, никогда. Ведь война… Когда наш танк впервые встретился с врагом, я бил по нему из орудия, косил пулеметным огнем, чтобы больше уничтожить фашистов и приблизить конец войны, чтобы скорее увидеть тебя, мою дорогую. Но мои мечты не сбылись.
Танк содрогается от вражеских ударов, но мы пока живы. Снарядов нет, патроны на исходе. Павел бьет по врагу прицельным огнем, а я «отдыхаю», с тобой разговариваю. Знаю, что это в последний раз. И мне хочется говорить долго, долго, но некогда… Хорошо умирать, когда знаешь, что там, далеко, есть близкий человек, он помнит обо мне, думает, любит.
Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зеленые деревья, цветы в саду яркие-яркие.
У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная, как эти цветы, и счастливая… За нее умереть не страшно… Ты не плачь. На могилу мою ты, наверное, не придешь, да и будет ли она – могила…?»
Вопросы к группе:
1) Какие чувства вы испытывали, слушая строки этого письма?
2) Скажите, этот солдат совершил подвиг? В чем он заключается?
3) Какие человеческие качества помогали совершать этому солдату подвиги?
(бесстрашие, смелость, мужество, стойкость, любовь к своей земле, любовь к своим близким, любовь к любимой девушке (жене).
3). Кому адресовано письмо? Как вы об этом узнали?
4). Какие чувства испытывает солдат к Тоне?
Письмо пропитано любовью, и не только письмо, но и все героические поступки этого танкиста.
При подготовке к классному часу наши ребята написали сочинение «Письмо неизвестному солдату» Позвольте, мы зачитаем некоторые строки из ваших сочинений.
Прочитаем письма наших ребят неизвестному солдату.
1.Письмо
Казанцев Сергей
Пишу письмо неизвестному солдату. Здравствуй неизвестный солдат, ты прошел почти всю войну. Но не до конца. Я могу тебя обрадовать, война закончилась. НАШ НАРОД победил. Немецким войскам не удалось стереть нашу страну с лица земли. Ты воевал за свою страну, все гордятся тобой, вечная память тебе.
2.Письмо
Сорокин Вячеслав
Неизвестный солдат, я хочу сказать тебе большое спасибо зато, что пожертвовал своей жизнью ради меня, моих знакомых, друзей. Я могу пообещать тебе, что сделаю все, что в моих силах, чтобы не было войны.
3.Письмо
Лесников Виталий
Здравствуй неизвестный солдат.
Пишет тебе студент 13 группы Лесников Виталий.
Когда я думаю о Великой отечественной войне, пытаюсь нарисовать в мыслях твой образ, для того, чтобы понять, каким ты был. Что помогло тебе пройти через войну: беззаветная любовь к родине, родной земле, чувство ответственности за все грядущие поколения.
4.Письмо
Кривощеков Евгений
Знать бы твое имя солдат…
Ведь ты с оружием в руках сражался с врагом в нечеловеческих условиях: жил в окопах, терпел жару и мороз, дождь. Жертвуя собой. Я восхищен твоим подвигом.
Выводы с писем. Прочитав ваши сочинения ребята, я могу от всей души порадоваться за вас, что вы неравнодушны к судьбе нашей страны и человеческой жизни. И еще, в каждом сочинении написано «Спасибо тебе неизвестный солдат»
Звучит песня из кинофильма «Офицеры» «От "От героев былых времен не осталось порой имен» Слайды13,14,15,16,17
Неизвестный солдат. Он погиб, защищая свой рубеж, клочок родной земли. Не сдался, не поднял руки, не побежал. Но не оставил потомкам своего имени. Сотни тысяч безымянных солдат остались лежать на полях сражений. Могила неизвестного солдата… Сюда идут матери и отцы, не дождавшиеся сыновей и дочерей, идут вдовы, идут внуки, знающие своих дедов и прадедов только по фотографиям. И каждый думает, что, может быть, под этим красным камнем лежит его родной человек.
Неизвестный солдат шагнул в бессмертие.
Но есть книги памяти, куда вносят имена без вести пропавших солдат. Сколько таких солдат? До сих пор проводятся поисковые работы на местах сражений и находят останки погибших солдат.
Как пример, я прочитаю статью из газеты «Парма» за 23.04.15г..
«Вернется домой»
На День Победы в Юсьвинском районе с воинскими почестями похоронят солдата, погибшего в Великую Отечественную войну.

10 мая останки солдата Ильи Трифанова пре¬дали родной земле. Его похоронили рядом с могилами родителей, которые, пока были живы, до последнего верили, что их сын, ушедший на войну 26-летним, однажды вернется домой...
- Вот все, что от него осталось, - говорит племянница Ильи Трифанова Екатерина Исакова, доставая из багажника машины желтый пакет. В пакете
- покрытая рыжими ржавыми пятнами коричневая каска, похожий на вы-сохшую змею черный ремень, штык нож да ложка.
- Это нам вместе с прахом выдали, - объясняет она и, убрав пакет обратно в машину, уходит на центральную площадь села
Купрос. Там начинается траурный митинг, посвященный захоронению останков Ильи Трифанова. Позади Екатерины Исаковой идут мужчины в военной форме, они несут маленький, как ящик, красный гроб, в котором лежит капсула с прахом. Екатерина Исакова рассказывает собравшимся, что Илья Иванович ушел на фронт летом 1941 года. Ему было 26 лет. Он жил в соседней с Купросом деревне Дубленово.
- Он даже семьей не успел обзавестись, - говорит она.
- Только с армии демобилизовался, устроился шофером в колхоз, как война началась и его забрали. Она лично не знала дядю. О нем ей рассказала его сестра Мария Тудвасева, которой сейчас 92 года.
В1942 году родители Ильи Ивановича получили сообщение: сын без вести пропал.
- Дед, помню, до последнего ждал его. Надеялся, что тот в плен попал и однажды вернется домой, переживал, - дополняет двоюродную сестру другой племянник Ильи Ивановича Владимир Трифанов.
- Сам дед в нескольких войнах участвовал: и в Первой мировой, и в гражданской: На Великую Отечественную его уже не взяли, старый был. Оказалось, что Илья Трифанов погиб в декабре 1941 года. Осенью 2014 года поисковый отряд «Суворов» нашел останки юсьвинского солдата в 50 км от Санкт-Петербурга на «невском пятачке». «Невским пятачком» называют плацдарм на левом берегу Невы, который в годы войны удерживали советские войска, чтобы прорвать блокаду.
- В чьем-то дачном огороде нашли. Останки 23 солдат нашли. Но нашему дяде повезло больше. При нем был медальон с запиской, кто такой и откуда. Остальных так и не опознали, - замечает Екатерина Исакова.
Племянница, солдата признается, что не может описать словами те чувства, которые испытала, когда ей сообщили новость. С одной стороны, говорит, и радостно было. С другой - обидно.
- 70 лет не захороненным пролежал. Бабушка с дедушкой умерли, не узнав об этом, - говорит она.
На митинге глава Коми- Пермяцкого округа Виктор Рычков сказал, что из округа на фронт ушли более 33 тысяч солдат. Из них погибли более 10 тысяч, а пропали без вести около 9 тысяч.
- И вот Илья Трифанов - один из этих 9 тысяч человек, - сообщил министр. После митинга прах Ильи Трифанова повезли на кладбище. Там его захоронили рядом с могилами родителей
Говорят, что война не закончилась, пока не похоронен последний солдат. Это долг ныне живущего поколения и нам его исполнять.
Я для наглядности приведу страшные цифры войны. Слайды18,19
Как мы видим. Такою ценой досталась победа.
Чтобы увековечить память о ВОВ, написано много книг, стихотворений, песен, кинофильмов.
Просмотр документальное видео.
Какие произведения о войне знаете вы? Какие фильмы о войне смотрели?
Звучит песня Высоцкого «На братских могилах не ставят крестов»
На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче – гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы –
Все судьбы в единую слиты.
А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.
У братских могил нет заплаканных вдов –
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?.
Подведение итогов
Я думаю, ребята, что, побеседовав о войне, и в наше время, в трудной ситуации вы сможете сделать выбор, как правильно поступить, сможете не остаться равнодушными к тому, что происходит вокруг нас, не пройдете мимо того, кто будет нуждаться в вашей помощи.
«"Ребята, кто из вас заметил существенную запись на 2 слайде?
Учащиеся отвечают: Была надпись «Кто не уважает прошлое, тот лишен будущего». Какой вывод можно сделать с сегодняшнего мероприятия? Мы должны помнить прошлое нашей страны. Героизм советских солдат в Великой Отечественной войне.
Рефлексия: Обучающимся раздаются бланки для телеграммы и предлагается написать телеграмму кому угодно, в которой необходимо выразить свое состояние после классного часа. Очень краткая запись- в тексте не более 10 слов.
