Методическая разработка внеурочного занятия (классного часа)
"Герои среди нас..."
Ход урока
I. Организационный момент (+ постановка цели урока, определение темы классного часа)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Перед тем, как назвать тему классного часа – давайте немного поиграем. У вас на партах лежат карточки а вам нужно написать ваше мнение какими качествами должен обладать герой (обучающиеся составляют высказывания)
Учитель: Молодцы. Как вы считаете, так о чем пойдет речь на нашем классном часе? (учащиеся высказывают свое мнение)
Учитель: Да, правильно. Мы поговорим с вами о героях и героизме, но не только об этом. Тема нашего классного часа: "Герои живут среди нас...". Я долго думал, какой знак препинания поставить в конце - точку, восклицательный или вопросительный знак. Но остановился на многоточии. Почему? Я думаю, что вы сможете ответить на этот вопрос в конце нашего занятия. Эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова Алексея Толстого: "Родина наша – колыбель героев, огненный горн, где плавятся простые души, становясь крепкими как алмаз и сталь". Скажите, а кто это - герои?
(Ученики высказывают свое мнение)
Учитель: Для того чтобы понять, кто такой герой, необходимо посмотреть, как трактуют данное понятие словари. Обратимся к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова. Вам сейчас раздадут карточки с выпиской из словарной статьи "Герой". (Прил. 1) Прочитайте, какие определения этого понятия дает Ожегов (учащиеся читают вслух).
Учитель: Какое из перечисленных значений подходит к нашей теме?
(Первое значение близко к теме, так как мы исследуем человека, совершающего подвиг).
Учитель: Герой - это человек, совершающий подвиг. А как вы понимаете слово «подвиг»? (мнение учащихся).
Учитель: А вот такое определение даётся в словаре: "Подвиг - самоотверженный героический поступок". "Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке" (слова даны на слайдах). Скажите, а кто-нибудь из вас считает себя героическим, мужественным человеком? Почему? (мнение учащихся).
Учитель: Давайте с вами попробуем составить портрет героя (на доске - слова "Внешность", "Возраст", "Профессия", "Место рождения", "Национальность", "Качества"). Помощь в этом нам окажет стихотворение и небольшие сообщения, которые для вас подготовили ребята:
Ученица: Герой не тот, что грудь горою.
И голос – во! И руки – во!
Не громким голосом героя
Мы измеряем рост его.
Другой, глядишь, и скажет скупо,
И вид не тот, и ростом мал...
Но как высок его поступок!
Как звонок мужества металл!
И мы теряемся порою,
И нелегко бывает нам
Все подвиги и всех героев
Назвать стране по именам…
(Обучающиеся представляют свои рассказы о героях)
Учитель: Спасибо, присаживайтесь на свои места. Итак, нам важно, какая внешность у героя? (ответ: нет). Убираем эту карточку. Важно, какой возраст? Место рождения? Профессия? Национальность? А что тогда нужно, чтобы стать героем? (ответ: качества)
Учитель: Так какие же качества присущи герою? Я предлагаю вам объединиться в 2 группы. У вас на партах лежат листочки, посовещайтесь немного и напишите те качества , которые, на ваш взгляд, обязательно должны быть у героя. Когда вы закончите работу, кто-то один прочитает их и пояснит, почему именно эти качества, по вашему мнению, присущи герою. Так мы и получим портрет нашего героя (работа в группах - подбор качественных характеристик, объяснение своего выбора).
Учитель: Замечательный получился портрет. Вот только мучает меня вопрос: легко ли быть героем? Во имя чего или кого они готовы совершить подвиг, даже зная, что он станет для них последним? (мнение учащихся)
Учитель: Во имя веры, во имя своих убеждений можно стать героями, но я считаю, что героями становятся из-за любви. Да-да, именно любви - любви к Родине, любви к матери, любви к ближнему своему. Ведь еще Иисус Христос сказал: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя". А как становятся героями? Может быть, ими рождаются? (мнение учащихся)
Учитель: А сейчас мне бы хотелось поговорить о героях вашего возраста. Скажите пожалуйста а кого из героев – пионеров вы знаете (мнение учащихся)
Учитель: Молодцы! А теперь давайте поговорим о наиболее известных из них (сопровождается слайдами, Прил.2)
Учитель: А вы как считаете, нужны ли сегодня подвиги? (мнение учащихся)
Учитель : Отлично. А кого можно назвать героем сегодняшнего дня. (мнение учащихся)
Учитель: Вернемся к теме нашего классного часа. Так почему все-таки я поставил в конце предложения многоточие? (мнение учащихся)
Учитель: Действительно, время героев еще не закончилось. Герои были, есть и будут в нашей жизни.
Учитель: Наш классный час походит к концу. Закончить его мне хотелось бы такими словами:
Ученица : Срывает время тайного печать.
И подвиг не забыть, не замолчать,
Не спрятать вместе с папками в архив.
Пока мы помним, этот подвиг жив!
Учитель: Если наша беседа хоть немного затронула вас, затронула пусть даже самый маленький кусочек вашей души, зажгла в вашем сердце хоть искорку, или просто вам понравилось то, что вы сегодня услышали, возьмите это маленькое сердечко (они лежат у вас на партах) и прикрепите его сюда, на большое сердце. Это будет знаком того, что герои живы, жива и память о них - она в наших сердцах (учащиеся прикрепляют сердечки на макет сердца и крепят его к доске).
Учитель: Сейчас я попрошу вас на листочках кратко написать свое мнение о нашем занятии, о ком еще вы хотели бы узнать или какую тему обсудить на следующем классном часе. ( обучающиеся заполняют листы)
Учитель: Спасибо вам за работу!
Приложение 1
Статья из словаря Ожегова:
Герой: 1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги. 2. Главное действующее лицо литературного произведения. 3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды. 4. Лицо, привлекшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания. |
Приложение 2
Презентация про пионеров – героев .
Цель: сформировать представление у обучающихся о героизме как о многогранном понятии. Развитие патриотических чувств к родине.
Задачи:
- расширить представление о понятиях «герой», «подвиг», "героизм", раскрыть образ героя на примерах из жизни;
- формировать позитивную нравственную оценку таких качеств, как чувство долга, патриотизм;
- развивать умение выбирать качества характера, свойственные герою;
- развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей;
- развивать умение делать выводы, анализировать, наблюдать, обобщать, давать оценку событиям, поступкам;
- формировать активную жизненную позицию;
- способствовать воспитанию патриотизма, гордости и уважения к Отечеству.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки, шаблоны