План-конспект классного часа для 6 «В» класса
«Я в правовом мире»
Цели: - обобщить знания детей об основных правах ребенка, научить применять их в жизни;
- разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;
- воспитывать уважение к правам других людей;
- способствовать формированию активной жизненной позиции.
Задачи: - в игровой форме раскрыть понятие право;
- уметь применять различные статьи Конвенции о правах ребенка в конкретной ситуации.
Ход классного часа
I. Вступительное слово учителя
Классный руководитель:
Добрый день, дорогие ребята. Наш сегодняшний классный час посвящен важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек.
«Я имею на это право!», «Почему вы нарушаете мои права?!» - эти слова, к сожалению, часто произносятся в разных ситуациях.
Давайте обсудим:
Что такое право, права ребенка?
Права ребенка – это совокупность законодательных норм, направленных на защиту интересов ребенка во всех сферах жизнедеятельности. Ребенок является самостоятельным субъектом права.
Зачем вообще нужно знать какие-то права людям? (Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни).
Какие документы регламентируют права ребенка? Когда и почему они были приняты?
Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций.
Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
В Конвенции ООН о правах ребенка сказано, что каждое человеческое существо является ребенком до достижения им 18-летнего возраста (статья 1) www.etalonline.by
На доске записаны права:
Право на жизнь
Право на имя при рождении
Право на медицинскую помощь
Право на образование
Право на отдых и досуг
Право иметь имущество
Право свободно выражать свои взгляды
Право на свободное перемещение
Право на заботу и воспитание родителями
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям)
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки
II. Ролевая игра «Юридическая консультация»
Учитель: Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу.
Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства.
Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация».
Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей (некоторые из них написаны на доске). И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». Начинать надо так: «Согласно Конвенции "О правах ребенка"...»
Маугли. Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?
Примерные ответы детей:
- Конечно, имеете. Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18-летнего возраста. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.
Маугли. Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным! Имеют ли они на это право?
Примерные ответы детей:
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблениям.
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения.
Учитель: Да, ребята, согласно Конвенции каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинства. А теперь подошла очередь другого литературного героя, Гарри Поттера.
Гарри Поттер. Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?
Примерные ответы детей:
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.
Учитель: Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?
Человек имеет не только права, но и обязанности.
Что такое обязанность?
Обязанность – это круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения.
III. Работа в группах.
Задание 1. А сейчас я раздам вам карточки, на которых описаны ситуации. Вам нужно проанализировать их и дать своё объяснение.
Ситуация 1
Учитель: Лиза, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.
Лиза: Вы не имеете права! Конвенцией запрещён труд ребёнка.
Объясните, пожалуйста, Лизе, в чем она не права.
Примерный ответ: Кроме прав у Лизы есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!
Ситуация 2
Учитель: Георгий, ты почему на уроке биологии бегал по классу?
Георгий: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Правильно ли рассуждает Георгий?
Примерный ответ: Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права.
Учитель: Права есть, как у взрослых, так и у детей.
Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.
Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.
Уважай чужие права!
Задание 2: Дополнить фразу так, чтобы каждому праву соответствовала обязанность.
Фразы:
Дети имеют право на то, чтобы их серьезно воспринимали и обязанность…(слушать других).
Дети имеют право на хорошую медицинскую заботу и обязанность…(самим хорошо заботиться о себе)
Дети имеют право на хорошее образование и обязанность…(учиться и уважать своих учителей)
Дети имеют право делать ошибки и обязанность…(делать выводы из них, признавать их)
Дети имеют право хорошо питаться и обязанность…(не быть привередливыми в еде)
Дети имеют право на чистую окружающую среду и обязанность…(не загрязнять ее)
Дети имеют право жить с родителями …(заботиться о родителях)
Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе? Это право – право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка
Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.
VI. Подведение итогов (рефлексия)
Предлагаю вам воспользоваться своим правом на отдых и сыграть в игру «Круг радости»
(Дети говорят пожелания друг другу «по цепочке»)
И помните: ваши права действительны в том случае, если вы не нарушаете права других людей. Каждое право порождает обязанность!