Классный час
Тема: «Молодёжная субкультура».
Цели:
Сформировать у учащихся представление о субкультуре.
Развивать навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою точку зрения.
Помочь учащимся выделить положительные и отрицательные стороны каждой субкультуры.
1. Организация классного часа.
Классный час проводится в виде ток-шоу, где классный руководитель выступает в качестве ведущего, а класс делится на две команды:
1 команда – выступает в качестве защитников;
2 команда – выступает в качестве обвинителей.
Мнения команд в отдельных случаях могут совпадать, но дискуссионный характер обсуждения проблемы остается. Парты в классе ставятся параллельно друг другу, учитель находится в центре класса.
Оборудование кабинета: на стенах вывешены стенгазеты, выполненные учащимися; проектор; презентация слайдов с изображением представителей различных субкультур.
«Дана нам красота невиданная и богатство неслыханное – это Россия. Но глупые дети всё растратили – это мы, русские».
В. В. Розанов
Ход классного часа:
Классный руководитель:
- Здравствуйте, ребята!
- Каждому из нас случалось идти по улице, ехать в автобусе или просто смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то непохожи на других. У кого-то на голове ирокез, кто-то весь в металле, а кто-то в черной коже проносится мимо вас на мотоцикле. Но кто же они?
Сегодня мы поговорим об особой части общественной культуры, об ее ответвлениях – субкультурах, и об ее представителях в частности. Мы с вами выделим положительные и отрицательные стороны каждой из них.
В наше время эта тема крайне актуальна. Все больше подростков каждый день во всех странах мира становятся так называемыми неформалами. Поэтому необходимо знать об этой культурной нише, понимать ее и быть готовым столкнуться с ее представителями в реальной жизни. Итак, начнём, пожалуй, с определения. Что такое субкультура?
Ответ ученика:
- Определение субкультуры включает в себя понятие «культуры вообще», понятие взаимодействия культур на стыке времён, поколений или общества и некоторую прослойку, позволяющую сделать плавный (почти не заметный для исследователя) переход одного системного образования другому.
Классный руководитель:
- А кто же такой «неформал?»
(Ответы детей).
Классный руководитель:
- Получается, что понятие неформальный обозначает необычность, яркость и незаурядность. Тогда какое значение имеет понятие субкультура?
(Ответы детей).
Классный руководитель:
- Субкультура – направленность к определенной идеологии, говоря по научному субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Значит, что неформал – понятие общее, относящееся ко всем направлениям, а субкультура – определенное направление.
- Каково ваше отношение к представителям того или иного направления? И, вообще, в чем плюс и минус появления данного явления?
(Ответы детей).
Классный руководитель:
- Для того, чтобы судить представителей той или иной субкультуры мы должны понять их идеологию, сущность. Для чего они группируются, какую преследуют цель. Направлений огромное количество, и я предлагаю вам рассмотреть некоторых из них.
Слайд 1. Первые представители субкультуры – ГОТЫ. В основе готического движения лежит готическая музыка. Поэтому готов принято все-таки считать музыкальным направлением. Внешний вид готов - черные наряды, летучие мыши, вампирские зубы и прочая символика - все, что имеет хоть какое-то отношение к эстетике смерти. Впоследствии к этому стали добавлять мистические символы, причем без каких-либо попыток связать их между собой и осмыслить. Эта неопределенность и есть слабое место готического движения: как субкультуру, не имеющую четкой идеологии, ее постоянно тянет в разные стороны. Готы воспринимают свое движение как протест против массового сознания, безвкусицы и пестроты. Однако смысл жизни готов – это сама готика – как угол восприятия жизни, а вовсе не культ смерти. Готика – явление эстетическое, а мрачные образы - не более чем эпатаж. Глупо искать смысл жизни в смерти – его там нет. Смерть - это напоминание, повод стремиться к жизни.
Классный руководитель:
- Прошу высказаться обеим командам, оправдать или обвинить данное направление. (Ответы учащихся, дискуссия). После окончания дискуссии подводится итог: обвинение или защита.
Слайд 2. Следующее направление – МЕТАЛЛИСТЫ, РОКЕРЫ. Металлисты, это одна из самых больших «неформальных» субкультур». Когда-то давно тяжелая музыка была увлечением немногих меломанов и даже элитным развлечением интеллигенции. Сам термин, которым часто обозначают всю «тяжесть», - металл - пришел из сфер, от музыки довольно далеких. Впервые в культурном контексте словосочетание heavy metal применил писатель Уильям Берроуз (1959). Он назвал так жесткую, агрессивную, напористую музыку (дело в том, что еще во время Второй Мировой на американском солдатском жаргоне heavy metal обозначало артиллерийскую канонаду).
Современное поколение металлистов любит свободную жизнь в свое удовольствие. Они считают, что ничем не обязаны другим людям, ходят на концерты, на которых могут распивать спиртные напитки, а после устраивать потасовки. Движение металла можно разделить на 2 группы: радикальное и более спокойное. К радикальному относятся металлисты-сатанисты и особо агрессивные группы. К металлистам примыкают группы подростков, которым нравится рок-музыка, костюм неформала. Старшие и более опытные их серьезно не воспринимают, но именно эти подростки и старые, бывалые, металлисты, возраст которых перешел границу 35-40 лет, составляют собой более спокойное течение. Среди молодежи, конечно, существуют такие металлисты, которые поверхностно разбираются в проблемах металлического рока, ведут себя с окружающими очень вызывающе и агрессивно. Как правило, именно они на концертах, и после них, устраивают мелкие беспорядки, прыгают на сцену, бросают пустые банки и бутылки из-под пива.
Их внешней вид вызывающе агрессивный: черная одежда с большим количеством металла, изображением черепов, крови. Хотя одежда чистая, опрятная. Классические металлисты носят узкие черные джинсы, заправленные в высокие ботинки или «козаки», кожаные куртки с косой молнией, серьги в левом ухе, перстни с изображением черепов или других черных магических символов (пентаграмма, скелет и т. д.) Но их внешняя агрессивность и мрачность чаще всего являются средством эпатажа окружающих людей. Те, которым за 25 лет, занимаются серьезной работой, как правило, миролюбивы, хотя иногда могут похулиганить вместе с теми, кто моложе.
Классный руководитель:
- Так какие же положительные и отрицательные стороны данной субкультуры вы можете отметить? Прошу выступить представителям команд.
(Ответы детей и итог дискуссии).
Слайд 3. Следующая субкультура – ПАНКИ. Панки внешне неприглядны. Вызывающие прически (петушиный гребень, чуб), одежда, серьги на лице и в ушах. Культ нечистоплотности во всем. Грубый жаргон, близкий к жаргону "зоны". Поведение непристойное. Многие из них употребляют наркотики, спиртные напитки, токсические вещества. Там, где появляются панки, - драки, грабежи, насилие с целью надругательства над личностью.
Из англо-русского словаря: punk - неопытный юнец, простофиля, никчемный человек, плохой.
Панки появились в Великобритании, точнее в Уэльсе, в первой половине 30-х годов. Так называли себя люди, проживавшие и бедных районах городов, как правило, дети угольщиков. Они занимались тем, что пили "индейский самогон" - хуч, курили опиум, нюхали токсические вещества. Средством к существованию был элементарный бандитизм, развлечения - драки, битье стекол. Музыкой панков в 30-е годы был "черный джаз", исполнявшийся неграми. В основе идеологии - анархия и полное отрицание государства и социума.
Постепенно панки тех лет превратились в людей, которые слушают "панк'' и "панк-рок". Условно можно выделить две возрастные группы панков. Первая - подражают панкам 30-х годов и музыкантам на сцене. Они вызывающе одеваются, стараются как можно реже мыться, считают, что очень "круто" ругаться матом, мелко хулиганить, курить "травку". Слушают музыку направления "панк" и "панк-рок", не вникая в суть.
Вторая группа панков - постарше. Ведут они себя не агрессивно, одеваются солиднее, к музыке относятся серьезно, многие сами играют на музыкальных инструментах. Изредка они не прочь почитать книги, правда, далекие от русской классической литературы.
Это течение антисоциальное, анархическое, с элементами отрицания культуры старших поколений и цивилизаций. Панки всегда были против власти, режима, порядка, а потому никогда сами не пропагандировали какие-либо идеи кроме анархии.
Классный руководитель:
- Итак, ваши высказывания отрицательных и положительных сторон данного направления. (Ответы учащихся, итог дискуссии).
Слайд 4. Вот еще одно из направлений панк - культуры - Straight edge (англ. путь напрямик, сокращённо sXe) — более философское ответвление, движение или скорее образ жизни, характерными чертами которого являются полный отказ от наркотиков (включая легальные алкоголь и табак), а также политические взгляды, характерные всему панк-движению. Характерными чертами движения являются: отказ от наркотиков ( в том числе алкоголь, кофеин, табак, психоактивные вещества); антифашизм. Straight edge — субкультура, не предполагающая саморекламу или навязывание образа жизни окружающим, поэтому у сторонников движения нет каких-либо предпочтений в одежде, прическе и т. п. Единственное средство самоидентификации — использование креста («X») или аббревиатуры «sXe», в частности крест на тыльной стороне ладони — символ, появившийся в конце семидесятых, когда несовершеннолетним, приходившим в клубы на концерты, рисовали на руке крест, чтобы тем в баре не продавали спиртное. Такой же крест, но уже добровольно, рисовали себе приверженцы Straight edge.
Классный руководитель:
- Итак, прошу ваши «за» и «против».
(Ответы детей, итог дискуссии)
Слайд 5. Ну, и последнее направление, которое мы рассмотрим – ГРАФФИТТЕРЫ. Слово граффити - итальянское, и изначально значит “нацарапанный”. Так что под это определение можно подвести все, что угодно, включая наскальные рисунки, но этим термином принято обозначать художества на стенах домов и в метро с помощью баллончиков с краской (изредка – маркеров) чаще всего выдержанное в одном стиле. Уличных художников называют райтеры, графферы или граффиттеры. Некоторые исследователи официально считают его вполне состоявшимся направлением современного авангардизма. Впервые граффити появилось в Америке в конце 60-х, как часть уличной культуры. Все началось с простых тэгов (tag – дословно «отметка») в Нью-Йоркском метро, и оставляли эти тэги просто с целью обозначить свое присутствие. Дальше тэггеры перешли с маркеров на баллончики с краской, и надписи стали больше, ярче и более впечатляющими. Этот вид уличного искусства получил название subway art.
Райтеры развивали свое мастерство, объединялись в группировки. Появились и начали развиваться разные стили, возникла целая прослойка общества со своими законами, неписаными правилами, боевыми отрядами. Как у любого искусства у графферов есть свои стили «письма». Еще райтеры рисуют различных персонажей – своих, или из комиксов и мультфильмов.
- Представители команд прошу высказаться.
(Ответы детей, итог дискуссии).
Классный руководитель:
А теперь перейдём к практической работе.
1. Прослушайте композицию рок-группы «KORN».
2. Нарисуйте что- нибудь сразу же после прослушанной композиции.
3. Ответьте на вопросы:
- «Понравилась ли вам эта музыка?»;
- «Кратко охарактеризуйте композицию».
Результаты ответов:
«да» -6 человек
«нет» - 13 человек
4. Замерить пульс до прослушивания рок-группы и после.
Вывод:
А) У всех участников беседы после прослушивания рок-музыки пульс участился.
Б) Глядя на получившиеся иллюстрации, мы видим преобладание чёрного цвета практически во всех работах.
В) В ответах ребят доминирует: «Музыка ужасная, отвратительная», «Через несколько минут после прослушивания композиции у меня разболелась голова», «Только что прослушанное мною – это нечто омерзительное».
Классный руководитель:
Чтобы объяснить цветовую гамму, выбранную учащимися, мы заранее обратились к мнению психологов.
Психологи. «Реакция психики на цветовую гамму»:
Чёрный цвет – ярко выраженный цвет негативизма; выбирают этот цвет чаще всего люди непокорные, которые любят спорить.
Учитель: музыка, минуя RATIO», мгновенно воздействует на человеческую душу. В 60-е годы Х Х века возникла идея агрессивного психо-музыкального воздействия на мир с целью завладеть им, превратить народы в послушную толпу, которой можно управлять. Этот замысел стал осуществляться силой музыки, соединённой с техникой гипнотического подсознательного внушения. Врачи, психологи, деятели культуры свидетельствуют, что духовная музыка может быть целительным лекарством для души, тогда как бьющая по перепонкам звуковая атака способна разрушать человеческую природу на физическом, душевном и духовных уровнях.
Вывод: это разрушение как массовое явление сейчас происходит у нас, на наших глазах, в нашей стране.
А теперь немного статистики. На фоне распространения в стране субкультур и псевдокультур растет уровень преступности среди российской молодежи: по статистике, каждый пятый молодой человек в возрасте от 14 до 30 лет хотя бы раз совершил правонарушение или преступление. И это тоже связано со спецификой молодежных субкультур в России. Так, около 9% от всей численности подростковых группировок — наркоманы и токсикоманы.
Классный руководитель:
-Скажите, ребята, может ли вам что-либо пригодиться для жизни извлечённое из субкультуры? (Стиль одежды, взгляды на жизнь, музыка, поведение в обществе).
Ответы групп.
Классный руководитель: А теперь мне хотелось бы, чтобы вы ответили на вопрос: «Почему для сегодняшней беседы были выбраны слова В. В. Розанова»:
«Дана нам красота невиданная и богатство неслыханное – это Россия. Но глупые дети всё растратили – это мы, русские».
( В последнее время наша молодёжь критически относится к культурному наследию своей страны, чаще оглядываясь на Запад и Америку, вбирая в себя только отрицательное).
Подведение итогов.
Классный руководитель:
И в завершении нашего разговора хотелось бы сказать, что формирование подростковых субкультур в России имеет свои специфические причины, отличные от стран Запада. Прежде всего, это — социальная и экономическая неустойчивость общества. Экономический подъем, наблюдавшийся в последние годы, принципиально картину не изменил. Проще говоря, нашу молодежь волнуют не те потребности, которые стимулируют различные молодежные движения на Западе, а проблема преодоления жизненных трудностей, порой и просто физического выживания. Во-вторых, наиболее желанной перспективой для сегодняшних подростков представляется быстрое достижение престижного социального положения. С расхристанным и раскультуренным народом нельзя построить никакого «светлого будущего. Прав писатель-пророк Достоевский: «Красота спасёт мир».
И пусть она явится миру из России.
И помните, выбор всегда за вами, но прежде, чем его сделать, взвести все за и против…
Приложение. К данному классному часу предоставлена презентация.
7
Шиманова Светлана Александровна
Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением отдельных предметов