Разработка классного часа
«Образование и формирование жизненных планов».
Цели:
раскрыть роль образования как самой главной составляющей жизненных планов человека;
развивать представления учащихся о значимости формирования умений ставить цель и планировать продвижение к ней, рефлексировать способы деятельности, выбранные для продвижения к поставленной цели.
Ход классного часа
УЧИТЕЛЬ:
Сегодня тема нашего классного часа посвящена «Образованию и формированию жизненных планов». Что такое образование? Хочу начать с высказываний об образовании известных людей. Давайте прочитаем их вместе.
(на экране)
Для образования нужны три вещи: природные способности, упражнения, время. (Демокрит, древнегреческий философ)
Образование дает юношам благоразумие, старикам – утешение, беднякам – богатство, богатым – украшение. (Диоген, греческий философ)
История делает человека мудрым, поэзия – разносторонним, математика – проницательным, естествознание – глубоким, мораль – серьезным, логика и риторика – способным защищаться. (Томас Макалей, английский историк, публицист, политический деятель)
Великая цель образования – это не знания, а действия. (Герберт Спенсер, английский философ, социолог, психолог)
Вещи, которым учат в школах и колледжах, - не образование, а только средства для него. (Ральф Эмерсон, американский философ и поэт)
УЧИТЕЛЬ:
1. Кого вы считаете образованным человеком?
(высказывания учащихся)
ВЫВОД: Образованный человек – это тот, кто развил способности своего ума, тот, кто может воспринять все, то захочет, все, что ему покажется нужным, не нарушая при этом права других людей.
2. Как человек может стать образованным?
(высказывания учащихся)
ВЫВОД: Человек может получать знания везде, где бы он не был и чем бы он не занимался. Полагать, что образование можно получить только в учебном заведении – это все равно, что думать, что бизнесом можно заниматься только дома на диване. Если человек любознателен, то он всегда ставит вопросы и стремится найти ответы на них.
3. Какое значение имеет владение устной и письменной речью для образованного человека?
(высказывания учащихся)
ВЫВОД: Человек, пополняя свои знания, должен уметь рассказать или написать об этом другим. Записывая свои мысли, ты выражаешься точнее, чем излагая их вслух. Если ты собираешься делать какое-либо дело, то необходимо четко представить, что ты должен сделать. Лучше записать свои соображения, и будет сразу видно, не упустил ли ты что-нибудь, а если ты хочешь заинтересовать в своем деле кого-нибудь еще, записанный план тем более пригодится.
Комитет по экономическому развитию в США, занимающийся вопросами предпринимательства и образования, провел опрос среди 438 крупных и 6000 мелких предпринимателей с тем, чтобы выяснить, какие качества считаются самыми главными в бизнесе. На первый план был выдвинут «высокий уровень грамотности», т.е. умение читать и понимать смысл, а также выражать свои мысли как в разговоре, так и на бумаге. О своем образовании каждый должен позаботиться сам. Обучаясь в учебном заведении, следует постоянно задавать себе вопросы:
Как лучше приобрести знания?
Что нужно делать, чтобы достигнуть жизненного успеха, достигнуть исполнения своих главных жизненных целей?
Какие качества развить в себе, чтобы быть приятным окружающим?
Знания – это только потенциальная сила. Каждый должен организовать свои знания таким образом, чтобы получился четкий план действий, направленный к конкретной цели. Не пренебрегайте образованием, полученным в результате личного опыта или общения с другими умными людьми. Знания проложат дорогу к успеху и богатству, если только знаешь, какую дорогу выбрать.
УЧИТЕЛЬ:
4. Понятна ли вам сегодня ваша жизненная цель? Если возможно, назовите свои отдаленные жизненные цели.
(высказывания учащихся)
УЧИТЕЛЬ:
5. Можно ли достигнуть успеха в жизни без качественного образования?
(высказывания учащихся)
УЧИТЕЛЬ:
6. Каковы, на ваш взгляд, основные причины, почему люди терпят крах в судьбе и карьере?
(высказывания учащихся)
УЧИТЕЛЬ:
Давайте рассмотрим возможные причины, почему люди терпят крах в судьбе и карьере.
(на экране)
плохая наследственность;
отсутствие ясных целей в жизни;
пробелы в образовании;
отсутствие силы воли;
болезни и невзгоды;
влияние среды, особенно в детском возрасте;
откладывание дел в долгий ящик;
отсутствие настойчивости в достижении цели;
отрицательные качества характера;
бесконтрольная страсть к азарту;
отсутствие контроля над сексуальными влечениями;
неуверенность в принятии решений;
неудачный выбор профессии;
самомнение и тщеславие;
умышленная бесчестность.
УЧИТЕЛЬ:
Давайте перенесемся в будущее. Представьте себе, что вы правильно выбрали профессию, успешно прошли курс обучения, в руках у вас документ об образовании и огромное желание устроиться на работу. Что может помешать вам трудоустроиться, несмотря на то, что есть вакансия?
(высказывания учащихся)
УЧИТЕЛЬ:
Давайте рассмотрим возможные причины отказа в принятии на работу.
(на экране)
документ об образовании с низкими показателями успеваемости;
жалкий внешний вид;
неумение изъясняться: слабый голос, невыразительная дикция, ошибки в речи;
отсутствие плана карьеры, четких целей задач (просто ищет работу), чрезмерная концентрация на деньгах: заинтересован только в более высокой зарплате;
нежелание начать снизу: хочет слишком многого и слишком быстро;
недостаток такта, вежливости;
недостаточная живость, вялость, ленивость;
нежелание смотреть собеседнику в глаза;
мало чувства юмора;
мало знаний по профессии, узость интересов;
подчеркивание, что имеет знакомство с вышестоящими;
опоздание на собеседование без уважительной причины;
невоспитанность, т.е. не поблагодарил собеседника за уделенное время и т.д.;
неопределенность ответов на вопрос.
УЧИТЕЛЬ:
Каковы же тогда составляющие успеха делового человека?
(высказывания учащихся)
(на экране)
здоровье;
цель;
призвание;
способности;
трудолюбие;
профессионализм;
деловой этикет;
внутренняя культура.
УЧИТЕЛЬ (обсуждение результатов тестирования):
Профессиональная принадлежность – одна из самых значимых характеристик любого человека. Представление о себе как о носителе определенной профессии – неотъемлемый компонент представлений большинства взрослых людей о самих себе. И чем более любима работа, тем более слиты эти представления, со временем человек уже не мыслит себя вне связи со своей профессией. И если он по каким-то причинам не может продолжать заниматься своим любимым делом (безработица, болезни, выход на пенсию), это превращается для него в настоящую жизненную трагедию.
Профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному выбору, оно начинается задолго до самого события, продолжается и после него, по мере дальнейшего обучения и освоения профессии. Сложность выбора состоит еще в том, что предпочесть одну профессию – значит отказаться от многих других.
Можно выделить четыре статуса профессиональной идентичности – «ступеньки», на которых человек находится в процессе профессионального самоопределения.
• Неопределенная профессиональная идентичность: выбор жизненного пути не сделан, четкие представления о карьере отсутствуют, но человек даже и не ставит перед собой такую задачу.
• Навязанная профессиональная идентичность: человек имеет сформированные представления о своем профессиональном будущем, но они навязаны извне (например, родителями) и не являются результатом
самостоятельного выбора.
• Мораторий (кризис выбора) профессиональной идентичности: человек осознает проблему выбора профессии и находится в процессе ее решения, но наиболее подходящий вариант еще не определен.
• Сформированная профессиональная идентичность: профессиональные планы определены, что стало результатом осмысленного самостоятельного решения.
Приведенный ниже тест Методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов) позволит определить, на какой из этих ступенек находитесь вы. А заодно и задуматься над своим отношением к проблемам, связанным с профессиональным самоопределением.
Методика изучения профессиональной направленности (определение профессионально ориентированного типа личности) (Дж. Холланд, модификация А.А. Азбель). Основу методики составляет разработанная Дж. Холландом психологическая концепция, объединяющая теорию личности с теорией выбора профессии, согласно которой выделяется шесть профессионально ориентированных типов личности:
• реалистический – ориентирован на создание материальных вещей,
обслуживание технологических процессов и технических устройств;
• интеллектуальный – на умственный труд;
• социальный – на взаимодействие с социальной средой;
• конвенциальный – на четко структурированную деятельность;
• предпринимательский – на руководство людьми и бизнесом;
• художественный – на творчество.
УЧИТЕЛЬ (итог):
Мы сегодня говорили об образовании и жизненных целях. Я хочу закончить наш классный час словами современного ученого-психолога А. Г. Асмолова, который дал определение образования: «Образование представляет собой процесс расширения возможностей развития личности, обеспечивающий компетентность личностного выбора в ходе жизненного пути».
ВСЕ В ВАШИХ РУКАХ!
Благодарю за внимание!