МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕЛОГОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3»
Г. БЕЛОГОРСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Классный час на тему:
«Безопасный Интернет»
(7-8-9 классы)
Провела:
Старостина Ирина Александровна
Цель: Познакомить учащихся с опасностями, которые подстерегают их в Интернете и помочь избежать этих опасностей.
Подготовительная работа: классный руководитель проводит опрос учащихся по вопросам:
У вас на домашнем компьютере установлен Интернет?
Что вам больше всего нравится в Интернете?
Как ваши родители воспринимают ваши занятия в Интернете? Почему?
Оборудование: компьютер, проектор, презентация.
Ход занятия
Учитель: Раньше подготовка к школе заключалась в укладывании в портфель карандашей, тетрадей и учебников. Сегодня в начале этого списка нередко находится компьютер. И начать наш классный час я хочу с обработанных данных проводимого опроса. Давайте обратим внимание, что наибольший процент ответов на последний вопрос связан с безопасностью в интернете. И ваши родители во многом правы! Очень большое внимание при работе с Интернетом необходимо уделять именно вопросам безопасности. И ответить на вопросы: «Какие опасности подстерегают нас в интернете?» и «Как их избежать?» нам поможет этот классный час.
Вопрос 1. «Какие опасности подстерегают нас в интернете?»
ВНИМАНИЕ! ЛИЧНЫЕ ДАННЫЕ!
В чем состоит мошеничество? Среди Интернет-мошенничеств широкое распространение получила применяемая хакерами техника «phishing»,состоящая в том, что в фальшивое электронное письмо включается ссылка, ведущая на популярный узел, но в действительности она приводит пользователя на мошеннический узел, который выглядит точно так же, как официальный. Убедив пользователя в том, что он находится на официальном узле, хакеры пытаются склонить его к вводу паролей, номеров кредитных карт и другой секретной информации, которая потом может и будет использована с ущербом для пользователя.
2)АНОНИМНОСТЬ В ИНТЕРНЕТЕ
Интернет предлагает колоссальное количество возможностей для обучения, но есть и большая доля информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной. Пользователи Сети должны мыслить критически, чтобы оценить точность материалов; поскольку абсолютно любой может опубликовать информацию в Интернете.
3)СЕТЕВОЙ ЭТИКЕТ
Так же как и в обычной жизни, в Интернете появились свои хулиганы, которые осложняют жизнь другим пользователям Интернета. По сути, они те же дворовые хулиганы, которые получают удовольствие, хамя и грубя окружающим.
4)ОСТОРОЖНО, ПОДДЕЛЬНЫЕ САЙТЫ
В Интернете очень много поддельных (зеркальных) сайтов.
5)МОБИЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ
В мобильном телефоне много важной информации!
6) Вредоносные программы.
К вредоносным программам относятся вирусы, черви и «троянские кони» – это компьютерные программы, которые могут нанести вред вашему компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными с Интернетом и даже использовать ваш компьютер для распространения своих копий на компьютеры ваших друзей, родственников, коллег и по всей остальной глобальной Cети.
7) Платные услуги.
Методы распространения платных услуг существует различные.
Учитель: Мы с вами уже рассмотрели те опасности, которые нам могу встретиться в интернете. А теперь давайте посмотрим, как этих опасностей можно избежать.
8) Интернет зависимость.
Признаки :
сидишь за компьютером больше
1 часа в день;
не хочешь отрываться от компьютера;
включаешь компьютер раньше,
чем умоешься;
лучше поиграешь, чем поешь;
плохо спишь и не высыпаешься;
удобней общаться в сети,
чем в жизни;
ругаешься с родителями, когда нужно выключить компьютер и помочь по дому, сделать уроки;
готов солгать, чтобы посидеть
за компьютером подольше;
готов тратить деньги на бонусы
в играх.
Игра-соревнование
Учитель:
А сейчас мы проведём игру-соревнование.
Разобьёмся на две команды. При этом я выберу координатора группы.
Первая команда “Злоумышленник”
Вторая команда “Дока-пользователь”
Первая команда - это коллективный злой разум, действующий в Интернет.
Вторая команда - это добропорядочные пользователи сети.
Первая команда, при ответе на вопрос, называет негативные явления, вторая – позитивные.
Ответим на вечный вопрос “Кто победит в борьбе – зло или добро?”
Результаты фиксируются на доске.
Вопросы:
Первая команда - Какие существуют опасности при работе в сети?
Эталон ответов:
широкая торговля базами данных о частных лицах и предприятиях
кража личной информации об абонентах мобильных сетей
нарушение законодательства об охране авторских прав
одна из важных проблем - вирусы
спам - это различные рекламные объявления, которые приходят по электронной почте, забивая ящик и мешая загружать нормальные письма
Вторая команда - Какие существуют средства профилактики и борьбы с опасностями при работе в сети?
Эталон ответов:
чтобы обезопасить себя, необходимо пользоваться антивирусными программами
не следует загружать программы с сайтов, не заслуживающих доверия
если в тексте сайта множество грамматических ошибок, и весь он забит рекламными баннерами, то загрузка с такого сайта может быть чревата последствиями
не открывайте подозрительных писем от неизвестных вам авторов
осторожно относится к адресу своего ящика вводите свой e-mail только в том случае, если он гарантирует вашу конфиденциальность
заведите два почтовых ящика: адрес одного говорите только друзьям и знакомым, а для регистрации в Интернете, пишите адрес второго
Первая команда - Какие правонарушения, связанные с работой в сети вам известны?
(Ответы детей)
Вторая команда - Какие меры принимает общество и государство против правонарушений?
(Ответы детей)
Первая команда – Вы являетесь похитителем контента. Ваши действия.
(Ответы детей)
Вторая команда - Вы являетесь автором произведения. Ваши действия для его защиты. Ваши права.
(Ответы детей)
Задание командам. “Реверанс”. - Кто назовёт больше правил этикета.
Эталоны ответов:
Обращаться к незнакомым людям можно при условии, что адрес был опубликован его владельцем.
К незнакомым людям можно обращаться с просьбами о консультации и вежливыми предложениями, не претендуя на получение ответа. Если ответ не пришел, повторять обращение не следует.
При обращении к незнакомым людям надо воздерживаться от просьб использовать другие средства связи, например, выслать по почте автограф. Такие просьбы оставляют без ответа, а повторение рассматривают как спам.
Отправляемое электронное письмо всегда должно быть подписано и указана тема сообщения.
Если у вас нет возможности сразу ответить на полученное письмо, сообщите, что вы его получили и oтвeтитe позже.
Не забудьте ответить позже, не затягивайте с ответом.
Будьте вежливы, не отправляйте флеймов - написанных в запале писем.
Шутки принято обозначать явным образом при помощи смайликов: ©, ®, и др.
В тексте сообщения не принято выделять текст прописными БУКВАМИ. Такое выделение рассматривается как крик. В лучшем случае - как неграмотность в вопросах этикета.
Большие файлы-вложения нужно архивировать. А для обмена очень большими файлами есть другие способы.
Нельзя посылать рекламу в не предназначенные для этого места. Это грубое нарушение.
Нельзя посылать незатребованную корреспонденцию. Это тоже нарушение этикета.
Задание командам. Какие профессии служат для сохранения информации, регулирования её использования?
Эталоны ответов: системный администратор, модератор, криптограф.
Подведение итогов
Задание командам. Сделайте вывод.
(О чем мы сегодня говорили на уроке?
Какие силы побеждают в борьбе за информацию?
Пригодятся ли знания, полученные на этом уроке в вашей жизни?)
Вывод – информация нуждается в эффективных методах защиты.
Учитель: И помните, Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна!