Сценарий классного часа на тему: «Умеем ли мы прощать?
Все ли можно простить?».

Цель:
познакомить учащихся, что такое прощение, почему нужно уметь прощать?
показать, что прощение – это путь к формированию сильной личности, умеющей любить.
Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки, музыкальное сопровождение.
Объекты: учащиеся 7 класса.
Ход занятия:
Учитель: - Добрый день, дорогие ребята! Наше занятие мне бы хотелось начать с одной интересной притчи, которая поможет вам сформулировать тему сегодняшнего классного часа.
Притча про обиду и прощение
Почему ты сердишься и обижаешься? Не лучше ли успокоиться и простить? — спросил Учитель.
— А почему я должен делать ему одолжение и прощать его, он же… — хотел было оправдаться ученик.
— Прости, что перебиваю тебя, — сказал Учитель. — Позволь задать тебе два вопроса, и тогда я отвечу на все твои «как» и «почему».
Ученик утвердительно кивнул.
— Тебе хорошо, когда ты сердишься и обижаешься? — спросил Учитель.
— Нет, конечно же, — ответил ученик.
— Так кому же ты делаешь одолжение, когда благодаря незлобию, спокойствию и прощению делаешь себе хорошо?
Человек хотел было что-то сказать, но, открыв рот, так и не смог произнести ни слова. Он стоял, потупив глаза в землю.
— Помни, от тебя зависит, что ты выберешь, обиду или прощение, страдание или счастье. Выбор за тобой, — сказал Учитель.
— Но скажите, как можно не обижаться? Это же так трудно.
— Ты главное пойми, что каждый раз, когда ты захочешь ударить кого-то хлыстом осуждения или обиды, первым, кого, замахиваясь, ты ударишь — будешь ты сам.

Учитель: - Как вы думаете, ребята, о чем мы сегодня с вами поговорим?
Ответы учащихся...
Учитель: - Правильно, ребята, тема нашего классного часа сегодня: УМЕЕМ ЛИ МЫ ПРОЩАТЬ? ВСЕ ЛИ МОЖНО ПРОСТИТЬ? (слайд №1)
Учитель: - Есть ли среди вас, ребята, тот, кто был обижен кем-либо когда-нибудь? Поднимите руки, пожалуйста…Каждый из нас в обиде не одинок. Давайте попробуем назвать те чувства, которые вы испытывали тогда, когда вас обидели…
Ответы учащихся…
Учитель: - А есть ли среди нас тот, кто никогда никого не обижал?.. Да, ребята, я думаю, что каждому из нас случалось обидеть кого-то и быть обиженным кем-то. А какие чувства испытывает тот человек, который обижает?
Ответы учащихся…
Учитель: - Конечно. Все мы люди. А человеку свойственно ошибаться, всякое в жизни бывает. Многие люди не понимают, смысл прощения освободить себя (а не обидчика) от тяжести на душе, очистить своё тело и душу и тем самым облегчить свою жизнь, свой путь к радости и здоровью. До тех пор пока вы не простили обидчика, вы позволяете ему властвовать над вами, признаёте, что он имеет над вами силу, что он заставляет вас страдать, носить обиду в душе и тем самым разрушать себя.
Учитель: Прощение и примирение – это одно и то же?
Ответы учащихся…
Учитель: - Правильно, ребята, прощение и примирение - разные вещи. Если человек не попросил у вас прощения, не признал, что поступал с вами плохо, не покаялся - не торопитесь примиряться. Простите его и тем самым признайте, что вы списываете ему старые долги и ничего больше не ждёте и не хотите от него. Простить - это не значит продолжать общаться с тем, чье поведение разрушительно по отношению к вам. Таких людей лучше держать на расстоянии.
Учитель: - А чаще всего кого мы обижаем?
Ответы учащихся… (близких, друзей…)
- А как же быть тогда, когда после конфликта, сопровождающегося обидой, желанием отомстить, тебе предстоит жить рядом с обидчиком, учиться с ним в одном классе? А если, все-таки, этот человек – брат или сестра, мама или папа?
Ответы учащихся…
Учитель: - В книгу рекордов Гиннеса занесли одно удивительное слово из языка американских индейцев «мамихпапинатапа». Суть этого понятия: «Смотреть друг на друга в надежде, что каждый первым сделает то, чего хотят оба, но не делают это в надежде, что это сделает другой». Давайте вспомним хоть одну такую ситуацию из собственной жизни и ответим на вопрос: «Чего хотят оба?»
Ответы учащихся…
Учитель: - Сейчас, ребята, я предлагаю поработать в группах, где вам будет предложена одна и та же ситуация, которую нужно будет обсудить и разрешить примирением конфликтную ситуацию, которая произошла в семье. На эту работу я даю вам 5 минут.
Ситуация:
Маша поделилась с мамой, что ей нравится Коля из 9 класса (сама девочка учится в 8 классе), но он не обращает на нее никакого внимания. К тому же Коля лучший друг ее родного брата - Пети. Маша попросила маму никому об этом не рассказывать. Мама дала обещание. Мама же не удержалась и рассказала все папе, который стал подшучивать над ней и осуждать ее выбор. Петя, поняв, о ком идет речь, стал над ней смеяться и говорить, что все расскажет Коле. После этого Маша назвала маму предательницей, стала огрызаться на все реплики папы, поругалась с братом, замкнулась в себе и стала хуже учиться. В семье сложилась плохая обстановка…
- Как разрешить сложившуюся ситуацию? Кто первым должен сделать шаг?
Работа учащихся в группе, обсуждение данной ситуации.
Учитель: - Вы все правильно сказали, ребята, даже в христианстве есть такой праздник в последний день Масленицы – это Прощеное Воскресение. А что мы чувствуем, когда прощаем кого-то? И все ли можно простить?
Ответы учащихся…
Учитель: - А какие качества помогают нам прощать?
Ответы учащихся…
Учитель: - Прощение – это сложный процесс, требующий сил и энергии, дарующий исцеление от обид. Прощение подобно спасательному кругу, который в ситуации обиды не дает утонуть в потоке гнева, избавит нас от тяжких мук, которые мы несем в себе всю жизнь. Хотя многие говорят, что прощение – это проявление слабости. Вы должны понять, что прощение – это внутреннее, личное освобождение от обиды и борьба за освобождение другого из плена отрицательных эмоций.
Учитель: - Нужно уметь прощать любые обиды. Я очень надеюсь, что наша встреча будет способствовать тому, что вы и сегодня и в дальнейшей жизни будет проявлять великодушие друг к другу. И помните, что только тонкая душа человека способна прощать даже самые сильные обиды!
- И давайте закончим наш классный час всеми известной песней «Дорогою добра»
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Направиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Оставь свои заботы,
Падения и взлеты,
Не забывай, судьба тебя
Ведет не как сестра,
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь -
Не детская игра,
Ты прочь гони соблазны,
Ты путь запомни главный -
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Ты прочь гони соблазны,
Ты путь запомни главный -
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
