Познавательно - речевое занятие в подготовительной группе. Тема. Путешествие в страну часов. Цель. 1. Уточнить представление детей о том, как люди узнавали время до изобретения часов: по солнцу, растениям, петушиному крику, водяным, песочным часам.
2. Помочь детям установить причинно - следственную связь между внешним видом предмета и временем: удобство использования и дизайном часов.
3. Познакомить с достопримечательностью России - башенными часами Кремлевскими курантами.
4. Расширить представление о профессии часового мастера.
5. Воспитывать бережное отношение к предмету (часам) и времени.
6. Развивать танцевальное творчество и умения импровизировать в передаче музыкального образа.
7. Развивать метроритмический слух, умение петь чисто, интонируя в ансамбле.
8. Активизация словаря: настенные, напольные, наручные, карманные, башенные часы.
Интеграция областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.
Материал: схема - план, картинка с изображением Кремлевских курантов; иллюстрации: одуванчик, солнце, петух, конверте письмом. Слайды: варианты настенных часов, напольных, настольных, карманных, часовые мастера. Материл для изготовления игрушки - часы; звукозапись бой курантов.
Ход занятия.
- Ребята, давайте отправимся в увлекательное путешествие в страну до которой рукой подать-ДОКОРУПО!
- А вы слышали о такой стране?
- Глупо на карте искать ДОКОРУПУ,
Поскольку великая эта страна на карты не может быть нанесена.
В эту страну не идут поезда, и самолет не летает туда.
Но если проникнуть внимательным взглядом во все, что с тобою находиться рядом, то не придется дорогу искать в страну До Которой Рукою Подать!
- Наша задаче в этой стране отыскать письмо с таинственным посланием.
Для того, чтобы отправиться в путешествие, необходимо рассмотреть план нашего движения и выбрать капитана.
- Что вы видите на плане? (стрелки разного цвета, упорядоченные цветными цифрами) И самое главное - идти друг за другом по стрелкам.
1 -я остановка.
-Как люди узнавали время в древности? Солнцу, цветам, водяным и песочным часам, петушиному крику.
- Как людям помогали такие часы?
- Из древности к нам пришли и песочные часы, до сих пор их применяют в медицине, чтобы отмерить точный отрезок времени.
Загадка. Он носом в землю постучит,
Взмахнет крылом и закричит.
Кричит он даже сонный, крикун неугомонный!
Сообщение делает один из детей.
В древности люди заметили, что петух кричит три раза: первый раз в полночь
- «первые петухи», второй раз глубокой ночью - «вторые петухи» и рано утром - «третьи петухи». Так люди в далекие времена узнавали время.
Следуем дальше. 2 -я остановка «?»
- Скажите, как называется прибор, отсчитывающий время в пределах суток?
- А как сейчас люди определяют время? Сейчас поговорим о современных часах.
- Какие вы знаете часы?
-Как называются часы, висящие на стене?
- Где такие часы можно встретить? Для чего они нужны?
Просмотр слайда.
- У вас наверняка дома есть часы - будильник? Для чего он нужен?
- К какому виду часов мы отнесем будильник?
- Если часы надевают с помощью браслета или ремешка, то как они называются? Для чего нужны такие часы?
- Дети, а какие среди этих часов карманные?
Да, некоторые мужчины предпочитают массивные карманные часы. Их прикрепляют цепочкой к ремню и носят в кармане брюк.
- А часы, стоящие на полу, как называются? Как думаете, где их можно встретить? Вы видели? Они обычно высокие, массивные, с тяжелыми гирями, укрепленные на цепях.
- Как вы думаете, где можно встретить такие часы? Слайд.
- Скажите, что общего у всех часов?
-Что показывает длинная стрелка? А короткая?
- Как называется профессия человека, который собирает и ремонтирует часы? Где делают часы? Слайд.
- Какими инструментами пользуется часовой мастер?
- Зачем нужны увеличительное стекло, пинцет?
На все вопросы вы ответили, можно двигаться дальше.
3-я остановка - Спасская башня Кремля.
Зачитать небольшой отрывок из энциклопедии «Почемучка» о башенных
часах.
- Часы, висящие на огромной башне, как называются?
Звуки курантов.
4- я остановка. Муз. работник (Дети исполняют песни).
5- я остановка.
- Нам предстоит стать часовыми мастерами и собрать часы. Объясняю сборку.
- В группе или дома вы позагадываете друг другу время, но обязательно будете правильно задавать вопрос: «Скажите, пожалуйста, который час?»
Или «Скажите, пожалуйста, сколько сейчас времени?»
Следуем дальше.
6- я остановка. Находим таинственный конверт. Капитан читает.
Итог занятия.
- Ребята, что значит, беречь время?
- С тех пор, много воды утекло? (говорим в память о водяных часах)
- Сделал дело - гуляй смело!
- Делу время, а потехи час.
- Помните об этих правилах в школе, что время надо беречь! Танцевальная композиция муз. работником.