СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка конспекта урока истории в 9 классе на тему: «Отечественная война 1812 года»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отечественная война 1812 года – одно из самых выдающихся событий в истории России. Героическая борьба русского народа против Наполеона привела его армию к поражению, с которого начался закат наполеоновского могущества в Европе.  В Отечественной войне народы России и её армия проявили высокий героизм и мужество и развеяли миф о непобедимости Наполеоновской армии.

Просмотр содержимого документа
«Разработка конспекта урока истории в 9 классе на тему: «Отечественная война 1812 года»»

МБОУ «Средняя школа № 17 имени Героя Российской Федерации А.Б. Буханова»










Разработка конспекта урока истории в 9 классе на тему:

«Отечественная война 1812 года»






Выполнила:

Филимонова Татьяна Сергеевна,

учитель истории и обществознания


















Смоленск

2022


Введение

Цель работы: составить план-конспект урока в 9 классе на тему «Отечественная война 812 года» по параграфу 4 в учебнике «История России» под ред. А.В. Торкунова с использованием учебно-дидактических материалов и дополнительной литературы, познакомить учащихся с понятиями «1812 год», «Бородинское сражение», «Багратионовы флеши» и др., познакомится с личностями, которые повлияли на исход войны.

Данная тема выбрана мной не случайно. Отечественная война 1812 года – одно из самых выдающихся событий в истории России. Героическая борьба русского народа против Наполеона привела его армию к поражению, с которого начался закат наполеоновского могущества в Европе. В Отечественной войне народы России и её армия проявили высокий героизм и мужество и развеяли миф о непобедимости Наполеоновской армии.

Я считаю, что данная тема одна из самых важных тем, которые изучаются в курсе истории 9 класса, потому что в данной теме присутствуют примеры героизма русских солдат и офицеров, благодаря которым ученикам прививается любовь к Родине и воспитывается чувство патриотизма.

Для успешного проведения урока необходимо определить возрастные и психологические особенности учащихся.

9 класс – это подростки 14-15 лет, находящиеся на переходном периоде от подросткового к раннему юношескому возрасту. Это один из самых сложных периодов в жизни ребёнка, это пик «подросткового кризиса». Особенность девятого класса, самого старшего из подростковых, заключается в переходности, в пересечении специфических возрастных черт – подростковых и юношеских.

Отсюда те психические новообразования, которые характерны для этого возраста:

  1. Ведущие потребности девятиклассников проявляются в самопознании и самоопределении.

  2. Расширяется потребность в общении, поэтому ярко выражено у девятиклассников коммуникативное поведение. Он достаточно легко работает в группах, активно принимает участие во всевозможных формах «деятельности-общения» – дискуссиях, тренингах.

  3. Поведение девятиклассника часто носит протестующий характер по отношению к взрослым, проявляющийся в разных формах (демонстративные действия негативного характера, неподчинение требованиям, стремление избегать нежелательных контактов). Отсюда – конфликты с учителями, нарушение дисциплины без неприятных субъективных переживаний. Хотя отношения с учителем могут складываться по-разному: от противостояния или равнодушия до возрастающей потребности в признании с его стороны и даже в доверительном общении.

  4. Девятиклассники постепенно начинают анализировать и решать поставленными перед ними ученые задачи. В это время у них активно развиваются различные познавательные процессы.

  5. Значимой деятельностью для девятиклассников может оказаться та, которая имеет отношение к их профориентации. В это время у него растет познавательный интерес, поэтому это стоит учесть учителю.

Таким образом, можно сформировать цель и задачи урока.

Цель урока: познакомить учащихся со значимым событием в нашей истории, сформировать представления о причинах, ходе действий, результатов и значении Отечественной войны 1812 года.

Задачи урока:

  1. Образовательные

  • Определить причины Отечественной войны 1812 года;

  • Изучить ход военных действий;

  • Выяснить в чем заключался народный характер войны;

  • Рассмотреть итоги и значение победы русского народа для России.

  1. Развивающие

  • Развивать навыки работы с документами, с картой;

  • Продолжить работу по развитию умения излагать материала, путем самостоятельного формулирования выводов и обобщений;

  1. Воспитательные

  • Привить чувство любви к Родине;

  • Воспитать чувство патриотизма.

В ходе данного урока учащиеся должны усвоить, систематизировать и закрепить знания по данной теме.

Ожидаемые результаты:

  1. Предметные

  • Могут самостоятельно выявить причины войны;

  • Знают ход военных действий;

  • Умеют оценить обстановку в стране и в мире во время Отечественной войны;

  • Умеют читать историческую карту и соотносить её данные с хронологией событий, извлекать нужную информацию из исторического источника

  • Обладают знанием новых терминов, которые смогут впоследствии применять в дальнейших темах.

  1. Метапредметные

  • Обладают навыками самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи;

  • Владеют умениями работать с учебной и внешкольной информацией: анализировать и обобщать факты, составлять конспект, формулировать и обосновывать выводы;

  • Получены навыки по развитию речи и умению вести диалог, выстраивать систему аргументации.

  1. Личностные

  • Развита положительная самооценка за счет успешного выступления на уроке;

  • Создано желание вернуться к пройденному материалу, перечитать литературу по данной теме, как художественную, так и научно-публицистическую, найти самостоятельно информацию об участниках, событиях 1812 года;

  • Воспитано чувство патриотизма и любви к Родине.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания

  2. Актуализация темы

  3. Выявление причин Отечественной войны

  4. Ход военных действий

  5. Подведение итогов.



Основная часть

Технологическая карта урока

Основные вопросы изучения

Материала

1) Накануне войны.

2) Начало войны. Планы и силы сторон.

3) Смоленское сражение.

4) Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим.

5) Бородинское сражение.

6) Тарутинский манёвр.

7) Изгнание Наполеона из России

Тип урока

Комбинированный

Ресурсы урока

Учебник, § 4; карта

Основные понятия и термины

Антифранцузские коалиции, Тильзитский мир, континентальная блокада, Отечественная война, Шевардинский редут, Багратионовы флеши, Тарутинский манёвр, партизанские отряды, ополчение

Основные даты

12 июня 1812 г. — вторжение наполеоновской армии в Россию.

4—6 августа 1812 г. — сражение под Смоленском.

26 августа 1812 г. — Бородинское сражение.

1 сентября 1812 г. — совет в Филях.

Начало сентября 1812 г. — вступление наполеоновской армии в Москву.

6 октября 1812 г. — уход французов из Москвы.

25 декабря 1812 г. — манифест об изгнании французской армии из России

Персоналии

Александр I, М. И. Кутузов, Наполеон Бонапарт, М. Б. Барклай-де-Толли, П. И. Багратион, А. П. Тормасов, Н. Н. Раевский.





Этап урока

Время (мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Форма контроля

Организационный момент

2

Приветствие учеников, проверка готовности к занятию

Приветствие учителя, выражение готовности к уроку

Фронтальная

Наблюдение

Проверка домашнего задания

5

Устный опрос по внешней политике Александра I теме

Выполняют задание

Фронтальная

Устные ответы, обсуждение

Актуализация

2

Говорит вступительное слово

Слушают учителя

Фронтальная

Наблюдение

Изучение нового материала

30

1)Сообщение темы урока, организация беседы; совместное заполнение таблицы «Причины Отечественной войны»;

2)Организация самостоятельной работы учащихся с учебником и заполнение таблицы «Соотношение сил», её проверка;

3)Рассказ учителя, добавляют строку «Расстановка сил» в таблицу;

4) Рассказ учителя хода военных действий, организация заполнения таблицы «Ход военных действий»; организация беседы с учащимися;

5) Рассказ учителя об итогах и результатах войны

1)Записывают тему урока, отвечают на поставленные вопросы; заполняют таблицу «Причины Отечественной войны»;

2) Читают пункты 2 и заполняют таблицу «Соотношение сил»;

3)Слушают рассказ учителя и записывают основные моменты, строку «Расстановка сил» в таблицу;

4) Слушают рассказ учителя и заполняют таблицу «Ход военных действий»; отвечают на вопросы учителя;

5) Слушают рассказ учителя; попутно делают записи в тетрадях

Фронтальная, индивидуальная

Устные ответы учащихся, проверка таблицы, работа с картой

Подведение итогов и закрепление материала

2

Подведение итогов

Слушают рассказ учителя

Фронтальная

Наблюдение

Организация домашнего задания

4

Изучить в параграфе 4 пункт про партизанское движение самостоятельно. Знать хронологию событий Отечественной войны; ответить на вопросы из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» №3,4,6 (письменно); выполнить задания на контурной карте (раздается учителем).

Записывают домашнее задание

Индивидуальная

Наблюдение



Ход урока

Приветствие, проверка домашнего задания:

Здравствуйте, ребята!

На прошлом уроке мы изучали внешнюю политику Александра I. Какие направления в ней вы помните?

(Учащиеся: Европейское и ближневосточное).

Какая проблема стояла на европейском направлении?

(Учащиеся: Шла борьба между Францией и Англией. Россия вступила в коалицию против Франции, однако ее действия были неудачными. Коалиция потерпела поражение, и был подписан Тильзитский мир).

Какое значение он имел?

(Учащиеся: Россия вступала в континентальную блокаду против Англии. Для России это было не выгодно, так как Англия – основной торговой партнер России. Россия оказалась в изоляции. Упал авторитет Александра I).

Таким образом, можем сказать, что Российская империя оказалась в печальном положении и война с Францией была неизбежна.

Актуализация темы:

Сегодня на повестке дня у нас одна из важнейших тем для нашей истории. А именно «Отечественная война 1812 года» (запись темы производится на доске и учениками в тетради). Это одно из значимых событий XIX века. Для нашей страны оно имеет огромное значение.

Борьба русского народа с армией Наполеона показала и героизм, и стойкость русских солдат. В сохранившихся воспоминаниях видно насколько жестокой и ужасной была эта война, насколько сильно пострадал русский народ в этой войне. Отечественная война 1812 года стала огромным бедствием для Российской империи. Тысячи людей погибли на полях сражений, от голода. Были уничтожены многие города, разорены, разграблены имения. Страна потратила долгие годы, чтобы восстановить то, что было уничтожено войной 1812 года.

Выявление причин Отечественной войны:

Как вы считаете, что послужило причинами войны?

(Учащиеся пытаются назвать: блокада Англии, падение авторитета Александра I).

Давайте составим таблицу в тетради «Причины Отечественной войны» (запись на доске и в тетради).

Для Франции

Для Российской империи

  • Несоблюдение континентальной блокады;

  • Захватническая политика Наполеона

  • Экономические убытки при континентальной блокаде;

  • Угроза целостности границ из-за превращения Варшавского герцогства в плацдарм для сосредоточения военных сил Франции;

  • Падение авторитета русского императора;

  • Сама захватническая политика Наполеона


Ход военных действий:

Было понятно, что война неизбежна. В России с 1810 года начинается перевооружение русской армии, укрепление западных границ, строительство оборонных рубежей.

Работая с параграфом 4 пункт 2, заполните таблицу «Соотношение сил».


Российская империя

Франция

Численность армии

200 тыс. чел.

420 тыс. чел.

Военное руководство

М.Б. Барклая де Толли

П.И. Багратион

А.П. Тормасов

М.И. Кутузов

Наполеон +полководцы

Боевой опыт

Русское военное искусство не уступало французскому. На протяжении XVIII-XIX веков Россия практически постоянно воевала.

Наполеоновские генералы имели опыт успешных военных операций.

Характер войны

Отечественная, защита своей Родины.

Захватническая, грабительская.

(Проверка таблицы с классом. Кто-то один зачитывает свои записи).

Отечественная война началась 12 июня 1812 года. Французская армия форсировала Неман и вторглась в пределы Российской империи.

В таблицу внесите еще одну строку: «Расположение сторон». Русская армия к этому времени была разделена на три части и рассредоточена. Главную силу составляла 1-я армия под командованием М.Б. Барклая-де-Толли, размещенная вдоль реки Неман. Южнее ее, в Белоруссии, располагалась 2-я армия П.И. Багратиона. Еще южнее 3-я армия под командованием А.П. Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев. Армия Наполеона имела 456 тыс. солдат для вторжения, остальное – резерв. Армия наступала четырьмя потоками: на Ригу и Петербург, на Ковно и Вильно, на Гродно и на Киев.

(Учащиеся заполняют хронологическую таблицу во время рассказа учителя).

План Наполеона заключался в том, чтобы вклиниться между разъединенными русскими армиями и не дать им соединиться. Русское командование отказалось от плана сконцентрированными силами дать приграничное генеральное сражение. Был выбран план отступления с арьергардными боями, изматывание противника и соединение 1-й и 2-й армий. Соединение произошло под Смоленском 3 августа, план Наполеона разбить армии поодиночке был сорван. Взятие укрепленного Смоленска дорого досталось французам. Данное сражение было 4-5 августа. Но численное превосходство наполеоновской армии не сулило русским победу в генеральном сражении. Из Смоленска Наполеон послал Александру предложение о мире, но не получил ответа. Тогда Наполеоном было принято решение наступать на Москву, взять город и тогда продиктовать условия мира.

Неудачи первых недель войны, отступление русских армий без сражений породили в различных слоях общества уныние и мысли об измене. Главным виновником сделали Барклая-де-Толли, вспомнив его нерусское происхождение. Шли разговоры, что армия отступает специально. Все чаще в обществе раздавались призывы к назначению главнокомандующим очень популярного в армии генерала М.И. Кутузова. Сам император его не жаловал, так как не мог простить ему поражение под Аустерлицем, самостоятельности, а также популярности в народе. Однако уступая мнению общества, Александр I 8 августа назначает Кутузова главнокомандующим русской армии.

Прибыв в войска, Кутузов заявляет, что действия Барклая-де-Толли были верными и продолжает отступление к Москве. Для генерального сражения была выбрана позиция недалеко от Москвы у деревни Бородино.

Генеральному сражению предшествовал бой 24 августа за Шевардинский редут, где русские войска под командованием генерала А.И. Горчакова в течение всего дня героически отражали атаки превосходящих сил противника. Сражение позволило русской армии выиграть время и обеспечить занятие выгодных позиций, построить защитные укрепления.

Французская армия, растянутая на дороге, к Бородинскому сражению имела численность 134 тыс. человек, тогда как русская насчитывала 154,5 тыс. человек. Сделайте вывод о соотношении сил накануне Бородинской битвы?

(Учащиеся: Примерно равны).

Бородинское поле было хорошо подготовлено: построены укрепления, «Багратионовы флеши», редуты, расположена артиллерия, за пересеченной местностью скрыты резервы.

Крупнейшее сражение войны началось под Бородином 26 августа 1812 года в половине шестого утра и продолжалось до позднего вечера. До сих пор не решен вопрос, кто является победителем в Бородинском сражении. Потери армий были огромны, но ни одна из них н была разбита и не потеряла боеспособность. Чтобы спасти русскую армию, на военном совете в Филях 1 сентября было решено отступать и оставить Москву.

2 сентября наполеоновская армия вступает в Москву. Однако взятие столицы не принесло французам желанной победы – покинутая жителями горящая Москва не могла служить местом для базирования французской армии. Мародерство разлагало дух армии, продовольственные склады горели, со снабжением и расквартированием солдат были большие трудности. За время пребывания в Москве армия Наполеона потеряла 30 тыс. человек без всяких сражений.

7 октября Наполеон отдал приказ о выводе французских войск из Москвы. План Наполеона состоял в движении на не разоренный войной юг, который мог служит продовольственной базой для армии. План Кутузова заключался в том, чтобы закрыть французам эту дорогу и вынудить к отступлению по Смоленской дороге. Что ждало Наполеона на Смоленской дороге?

(Учащиеся: Деревни разорены, продовольствия нет, поэтому французской армии будет трудно).

Тарутинский маневр русской армии вывел ее из-под удара конницы Мюрата и дал возможность в Тарутинском лагере произвести пополнение резервов. Проигранное французами сражение 12 октября под Малоярославцем вынудило Наполеона двинуть свои силы по Смоленской дороге.

Отступление французской армии сопровождалось непрерывными мелкими боями. К Смоленску Наполеон привел лишь 50 тыс. человек – половину из выступавших из Москвы. В тылу у наполеоновских войск поднималось партизанское движение. Армейские партизанские отряды Д. Давыдова, А. Фигнера, крестьянские отряды действовали совметсно с регулярными русскими полками.

После переправы через р. Березену 14-16 ноября началось уже бегство французов. 23 ноября Наполеон оставил армию и выехал в Париж. 14 декабря русская армия переправляется через Неман, а 25 декабря Александр I подписывает манифест об окончании войны.

Подведение итогов:

Нашествие французской армии было успешно отражено русским народом, который показал себя в этой войне, как истинный патриот и защитник своей Родины. Отечественная война носила освободительный, народный характер. Победа русской армии над французами подтолкнула другие покоренные Наполеоном страны к освободительной борьбе.

Домашнее задание:

Изучить в параграфе 4 пункт про партизанское движение самостоятельно. Знать хронологию событий Отечественной войны; ответить на вопросы из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» № 3,4,6 (письменно); выполнить задания на контурной карте.



Заключение


В ходе подготовки, мной были изучены ФГОС основного общего образования, методическая и научная литература по данной теме. На основе полученных знаний я разработала урок по теме «Отечественная война 1812 года».

Этот урок я решила построить по принципу чередования совместной работы (с учителем) и самостоятельной работы учеников при изучении нового материала. Здесь представлены вопросы, требующие рассуждения учеников; представлена работа с картой; дополнительные исторические факты, которые обогащают текст.

Этот тип урока, по моему мнению, поможет удержать внимание учеников на новом материале, т.к. тема «Отечественная война 1812 года» очень обширна и требует максимального внимания от учащихся.

Из минусов урока можно выделить то, что урок получился достаточно насыщенным, и для того что бы пройти все запланированные этапы, нужно чётко разграничить деятельность и свою и учащихся.



Список литературы


  1. 1812 год: Воспоминания воинов русской армии: Из собрания Отдела письменных источников Государственного Исторического музея / Сост.: Ф. А. Петров и др. М.: Мысль, 1991. 475 с.

  2. Берельковский И.В., Павлов Л.С. Методика преподавания истории в общеобразовательной школе. / И.В. Берельковский, Л.С. Павлов – М.: Поматур, 2001. – 336 с.

  3. Воробьёва С.Е. Тесты по истории России в 2 частях. Ч.1: 9 класс: к учебнику под ред. А.В. Торкунова «История России 9 класс». ФГОС (к новому учебнику) / С.Е. Воробьёва. - М.: Издательство «Экзамен». – 127, [1] c. (Серия «Учебно-методический комплект»).

  4. Данилов А. А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа) : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М. : Просвещение, 2016. — 77 с.

  5. Зайченко Л.В. Москва в отечественной войне 1812 года. – М.: Московские учебники, 2006. – 464 с.

  6. Иванов О.А. Князь Михаил Кутузов. Измаил-Бородино // Иванов О.А. Герои ратных дел отчизны. – М.: Москвоведение, 2002. – С. 154 – 172.

  7. История России 9 класс. Учеб. для общеобразовательных организации. В 2 ч. Ч. 1 / [ Н.М. Арсеньев, А.А. Данилов, А.А. Левандовский, А.Я. Токарева] ; под ред. А.В. Торкунова. – М.; Просвещение, 2016. – 160 с.: ил., карт.

  8. История России. Поурочные рекомендации. 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / И.Е. Барыкина. – М.: Просвещение, 2015. – 192 с.

  9. История России. Рабочая тетрадь. 9 класс/А.А. Данилов, А.В. Лукутин, И.А. Артасов – М.: Просвещение, 2018.

Приложения


Контурная карта для выполнения домашнего задания




Запись учащихся в тетради:


Тема урока: «Отечественная война 1812 года».

Причины Отечественной войны:


Для Франции

Для Российской империи

  • Несоблюдение континентальной блокады;

  • Захватническая политика Наполеона

  • Экономические убытки при континентальной блокаде;

  • Угроза целостности границ из-за превращения Варшавского герцогства в плацдарм для сосредоточения военных сил Франции;

  • Падение авторитета русского императора;

  • Сама захватническая политика Наполеона


Соотношение сил:


Российская империя

Франция

Численность армии

200 тыс. чел.

420 тыс. чел.

Военное руководство

М.Б. Барклая де Толли

П.И. Багратион

А.П. Тормасов

М.И. Кутузов

Наполеон +полководцы

Боевой опыт

Русское военное искусство не уступало французскому. На протяжении XVIII-XIX веков Россия практически постоянно воевала.

Наполеоновские генералы имели опыт успешных военных операций.

Характер войны

Отечественная, защита своей Родины.

Захватническая, грабительская.

Расположение войск

Русская армия была разделена на три части и рассредоточена. Главную силу составляла 1-я армия под командованием М.Б. Барклая-де-Толли, размещенная вдоль реки Неман. Южнее ее, в Белоруссии, располагалась 2-я армия П.И. Багратиона. Еще южнее 3-я армия под командованием А.П. Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев.

Армия Наполеона имела 456 тыс. солдат для вторжения, остальное – резерв. Армия наступала четырьмя потоками: на Ригу и Петербург, на Ковно и Вильно, на Гродно и на Киев.


Отечественная война 1812 года началась 12 июня. Французская армия форсировала Неман и вторглась в пределы Российской империи.

Ход военных действий:

Дата

Событие

12.06

Вторжение французов в Россию. Отступление русской армии.

3.08

Соединение русских армий под Смоленском

4-5.08

Смоленское сражение

8.08

Назначение Кутузова главнокомандующим

24.08

Шевардинский бой

26.08

Бородинское сражение

1.09

Военный совет в Филях

2.09

Вступление французов в Москву

7.10

Отступление французских войск из Москвы

12.10

Бой под Малоярославцем, отступление французов по Смоленской дороге

14-16.10

Сражение на реке Березина

6.12

Бегство Наполеона в Париж

14.12

Переход русских войск через р. Неман

25.12

Манифест Александра I об окончании войны


Значение войны:

  • Война пробудила чувство национального самосознания русского народа и вызвала патриотический подъем в стране.

  • Отечественная война носила освободительный, народный характер.

  • Победа русской армии над французами подтолкнула другие покоренные Наполеоном страны к освободительной борьбе.