Обогащать читательский опыт учащихся, отрабатывать навык выразительного чтения. развивать у школьников читательскую самостоятельность. показать нравственные качества героев. развивать умение понимать содержание прочитанного и работать с текстом; воспитывать понимание необходимости обдумывать свои поступки.
Формируемые ууд | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
Организационный момент |
Личностные УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. | Здравствуйте, ребята! сегодня, урок литературного чтения у вас буду вести я. Присаживайтесь. Каким бы сегодня вы хотели увидеть урок? Чтобы урок получился таким, недостаточно действий учителя, необходима и ваша помощь. Какими должны быть ученики на уроке? Думаю, что урок у нас сегодня будет именно таким, как мы его себе представили. | Приветствуют учителя Интересным, познавательным Активными, внимательными, размышляющими | 0.5 |
Актуализация знаний |
Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу, Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Познавательные УУД: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; | На экране появляется писатель: Николай Алексеевич Некрасов Что вы можете рассказать о нём? Накопив достаточно средств, Некрасов издает дебютный сборник своих стихов «Мечты и звуки»(1840), который потерпел неудачу. Василий Жуковский посоветовал большинство стихов этого сборника печатать без имени автора. После этого Николай Некрасов решает отойти от стихов и заняться прозой, пишет повести и рассказы. Писатель также занимается изданием некоторых альманахов, в одном из которых дебютировал Фёдор Достоевский. Наиболее успешным альманахом получился «Петербургский Сборник»(1846). В 1847 — 1866 был издателем и редактором журнала На страницах журнала «Современник» были открыты такие таланты, как Иван Тургенев, Иван Гончаров, Александр Герцен, Дмитрий Григорович и другие. В нём печатались уже известные Александр Островский, Михаил Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский. Благодаря Николаю Некрасову и его журналу русская литература узнала имена Фёдора Достоевского и Льва Толстого. Некрасов писал о страданиях и горе русского народа, о сложной жизни крестьянства. Он также внес в русскую литературу много нового, в частности, в своих произведениях использовал простую русскую разговорную речь. Это несомненно показывало богатство русского языка, которое шло из народа. В стихах он впервые стал сочетать сатиру, лирику и элегические мотивы. Кратко говоря, творчество поэта внесло неоценимый вклад в развитие русской классической поэзии и литературы в целом. Давайте вспомним с какими жанрами мы знакомились на предыдущих уроках. Что такое басня? Что такое сказка? На уроках чтения мы вспомнили много сказок, басен, рассказов различных писателей Посмотрите на картины, с какими произведениями на предыдущих уроках мы познакомились? Перечислите их. | Писателя Николай Алексеевич Некрасов Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в городе Немирове Подольской губернии в зажиточной семье помещика. Детские годы писатель провел в Ярославской губернии, селе Грешнево, в родовом имении. Семья была многодетной – у будущего поэта было 13 сестер и братьев. В возрасте 11 лет он поступил в гимназию, где учился до 5 класса. С учебой у юного Некрасова не складывалась. Именно в этот период Некрасов начинает писать свои первые стихотворения сатирического содержания и записывать их в тетрадь. Мы знакомились с такими жанрами как басня и сказка Басня – небольшое произведение с нравоучительным содержанием в стихах или прозе, героями которого являются люди, животные или различные предметы. Сказка - повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил. Сказка «Два брата», басня «Белка и волк», «Зайцы», «Лебеди», «Русский богатырь» | 6 |
Постановка учебной задачи |
Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение, | Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Николая Алексеевича Некрасова. Как называется стихотворение? Предположите цель нашего урока? Совершенно верно, сегодня мы познакомимся еще с одним произведением Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» | Мы познакомимся со стихотворением «Крестьянские дети» Лебедь. Мы познакомимся с новым произведением Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» | 3 |
Открытие новых знаний |
Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение | Ребята, а кто такие крестьяне? Правильно, а как лебеди летают? (на экране стая летающих лебедей) Откройте учебник на странице 149. Исходя из названия стихотворения, иллюстраций и опорных слов можете ли вы предположить, о чём он? Опорные слова: отдых, усталых, рассказы, прохожий, драка, игра, домой, обедать (на экране) | Крестьянин — сельский житель, занимающийся возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением сельскохозяйственных животных как своей основной работой. Мнение детей высказывают предположения | 8 |
Первичное закрепление |
Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение | А сейчас я прочитаю стихотворение «Крестьянские дети». Ребята, а вы глазами следите по тексту. Беседа по содержанию Понравился рассказ? Назовите главных героев рассказа? Какие чувства вы испытали при чтении этого рассказа? Что произвело на вас впечатление? Физкультминутка Поднимает руки класс — это раз, Завертелась голова — это два, Три — руками три хлопка, На четыре — руки шире, Пять — руками помахать, Шесть — на место тихо сесть. | Лебеди, море Мнение детей | 7 |
Анализ текста |
Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Познавательные УУД: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; | Сейчас мы будем читать стихотворение. - Но прежде, давайте поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов. - Смысл каких слов вам был не понятен? - Сейчас мы будем читать стихотворение с выражением — Кто рассказывает рассказ? Кто он? Каково его настроение? - О ком рассказывает поэт? - Где собирались ребята? - О чём они говорили? Найдите и прочитайте. - Почему дети устали? После работы в лесу, чем занялись крестьянские дети? Найдите эпитеты в стихотворении, которые помогают красочно изобразить картины, понять мысли (работа в парах). - Какие чувства испытывает автор от того, что он увидел детей? Теперь прочитаем все вместе выразительно, __________, начинай читать, остальные следят | Дети говорят не знакомые слова и с учителем разбирают лексическое значение (Вязы – лиственные деревья. Турку – имеется ввиду турки, с которыми воевала Россия. Извилистая река - изгибистая, петлистая. Вязы – лиственные деревья. Гурьбой – все вместе. Река огласилась- наполнилась громкими звуками. Зной –жара. Лукошко – корзинка) Рассказчик - герой, барин, охотник, поэт. Он любуется крестьянскими детьми. Любит милых плутов, с радостью вспоминает «грибные набеги», ему нравится вольная жизнь крестьянских детей У странных вязов Дети читают с учебника Было жарко, и собирали до полудня грибы Играми, купанием в реке Ищут эпитеты отмечают карандашом в учебнике Бодрое, жизнерадостное, сочувствие к крестьянским детям | 15-18 |
Самостоятельная работа по эталону |
Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Познавательные УУД: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в устной форме | Открываем свои рабочие тетради на стр 91, выполняем задание 1, 3 самостоятельно. Итак проверяем… | | |
Рефлексия. |
Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение | Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог. С каким произведением мы познакомились? Как вы относитесь к главному герою? Как автор его описывает? Полезным ли для вас оказался урок? Чем? Наш урок закончен. Всего доброго. | Крестьянские дети Мнение детей | 3 |