Конспект урока русского языка 4 класс
Тема: Морфологический разбор имени существительного.
Цель. Обобщить и систематизировать знания обучающихся об изученных признаках имени существительного, которыми оно отличается от других частей речи: значение предметности, вопросы, наличие у существительного определенного рода, склонения, числа и падежа;
закреплять умения и навыки обучающихся в определении грамматических признаков имен существительных;
формировать умение разбирать имя существительное как часть речи.
Задачи.
Знать признаки имени существительного, его роль в предложении.
Уметь разбирать имя существительное как часть речи по алгоритму.
Уметь работать в парах, группах, самостоятельно; анализировать свою деятельность и работу товарищей; выполнять взаимопроверку и самооценку.
личностные:
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
предметные:
знать порядок морфологического разбора имени существительного; уметь производить морфологический разбор имени существительного.
метапредметные:
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, Познавательные УУД: понимать познавательную задачу.
Регулятивные УУД: планировать необходимые действия, операции.
Коммуникативные УУД: слушать, задавать вопросы, отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Тип урока - обобщение и систематизация знаний.
Оборудование. Карточки с заданиями, сигнальные карточки, алгоритм морфологического разбора имени существительного, для физминутки запись песни «Вместе весело шагать».
Ход урока
1. Организационный момент.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, … не перебивая.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно.
Если хочешь отвечать –
Надо … руку поднимать.
В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.
2.Актуализация опорных знаний.
-Мы отправимся на большой остров под названием…
Отгадайте загадку:
Давно живу я в мире этом
Даю названия предметам.
- О какой части речи можно так сказать?
- Молодцы. Конечно, это - имя существительное. Урок сегодня мы посвятим закреплению знаний об этой части речи. Будем упражняться в определении у существительных его грамматических признаков, выполнять морфологический разбор имени существительного.
3. Работа по теме урока.
- Какая часть речи в русском языке называется именем существительным?
( Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы: кто? что?, обозначает одушевленный или неодушевленный предмет.)
- Перечислите отличительные признаки имени существительного от других частей речи?
(Имена существительные делятся на мужской род, женский род, средний род, I склонение, II склонение, III склонение, собственное и нарицательное. Изменяется по числам и падежам. В предложении может быть подлежащим, дополнением, обстоятельством.)
Повторение. Словарная работа.
В_гон, к_л_метр, с_йчас, г_ризонт, пут_шествие, М_сква, в_гон, инт_ресный, б_лет, в_кзал.
Задание: списать, вставить пропущенные буквы. Проверка коллективная: «цепочкой»
Задание: Найти и подчеркнуть одной чертой имена существительные.
Работа в парах. Доказать, что это имя существительное. (Перечислить отличительные признаки имени существительного: род, число, склонение, одушевленный, неодушевленный, нарицательное, собственное).
Проверка.
Какие признаки существительного не изменяются?
Какие могут измениться? (число, падеж, член предложения)
Какой признак в данном случае нельзя точно определить?
- Каким членом предложения является любое из данных имен существительных.
(Нельзя определить, каким членом предложения является имя существительное.)
- Почему?
(Нет предложения)
- Какой темой сочинения эти имена существительные можно объединить?
(Москва – столица нашей Родины. Путешествие в Москву.)
Работа в группах . Конкурс на лучшее предложение.
Лучший вариант от группы записывается.
(Например: Летом мы отправились на экскурсию в столицу нашей Родины в Москву.)
Физпауза. Выполняется комплекс упражнений под мелодию «Вместе весело шагать»
Задание. - Найдите и назовите в предложении имена существительные, устно перечислите имени существительного в Москву.
(Устный ответ) Сущ., неодуш., собств., ж.род, 1 скл., В.п., ед.ч., вт. чл.
Для записи этих признаков есть определенный порядок.
4. Закрепление изученного материала.
Работа с учебником
«Порядок морфологического разбора имени существительного»
Разъяснение учителем лексического значения «Морфологический».
Морфема – часть слова. Но морфологический разбор части речи – характерные признаки части речи.
Задание. Морфологический разбор существительного в Москву выполняется в тетрадях комментированием «цепочкой» и параллельно на доске учителем.
В Москву– имя существительное, Москва, неодуш., собств., ж.р., 1 скл., В.п., ед.ч., вт. чл.
Работа в парах. Взаимопроверка тетрадей.
5. Итог урока.
Рефлексия деятельности
- Что значит выполнить морфологический разбор имени существительного?
(Записать по порядку признаки имени существительного. Перечислить 9 отличительных признаков имени существительного)
- Какие признаки постоянные у имени существительного?
( Род, скл., одуш.-неодуш., собств.-нариц.)
- Какие непостоянные?
(Число, падеж, каким членом является в предложении.)
6. Домашнее задание.
Выучить порядок морфологического разбора