СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка конспекта урока по русскому языку 4 класс Тема: Морфологический разбор имени существительного

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка конспекта урока по русскому языку 4 класс Тема: Морфологический разбор имени существительного

Просмотр содержимого документа
«Разработка конспекта урока по русскому языку 4 класс Тема: Морфологический разбор имени существительного»

Конспект урока русского языка 4 класс

Тема: Морфологический разбор имени существительного.

Цель. Обобщить и систематизировать знания обучающихся об изученных признаках имени существительного, которыми оно отличается от других частей речи: значение предметности, вопросы, наличие у существительного определенного рода, склонения, числа и падежа;

закреплять умения и навыки обучающихся в определении грамматических признаков имен существительных;

формировать умение разбирать имя существительное как часть речи.

Задачи.

Знать признаки имени существительного, его роль в предложении.

Уметь разбирать имя существительное как часть речи по алгоритму.

Уметь работать в парах, группах, самостоятельно; анализировать свою деятельность и работу товарищей; выполнять взаимопроверку и самооценку.

личностные:

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

предметные:

знать порядок морфологического разбора имени существительного; уметь производить морфологический разбор имени существительного.

метапредметные:

способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, Познавательные УУД: понимать познавательную задачу.

Регулятивные УУД: планировать необходимые действия, операции.

Коммуникативные УУД: слушать, задавать вопросы, отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Тип урока - обобщение и систематизация знаний.

Оборудование. Карточки с заданиями, сигнальные карточки, алгоритм морфологического разбора имени существительного, для физминутки запись песни «Вместе весело шагать».

Ход урока


1. Организационный момент.


На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, … не перебивая.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно.

Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать.

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

2.Актуализация опорных знаний.

-Мы отправимся на большой остров под названием…

Отгадайте загадку:

Давно живу я в мире этом

Даю названия предметам.

- О какой части речи можно так сказать?

- Молодцы. Конечно, это - имя существительное. Урок сегодня мы посвятим закреплению знаний об этой части речи. Будем упражняться в определении у существительных его грамматических признаков, выполнять морфологический разбор имени существительного.


3. Работа по теме урока.

- Какая часть речи в русском языке называется именем существительным?


( Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы: кто? что?, обозначает одушевленный или неодушевленный предмет.)


- Перечислите отличительные признаки имени существительного от других частей речи?


(Имена существительные делятся на мужской род, женский род, средний род, I склонение, II склонение, III склонение, собственное и нарицательное. Изменяется по числам и падежам. В предложении может быть подлежащим, дополнением, обстоятельством.)


Повторение. Словарная работа.


В_гон, к_л_метр, с_йчас, г_ризонт, пут_шествие, М_сква, в_гон, инт_ресный, б_лет, в_кзал.


Задание: списать, вставить пропущенные буквы. Проверка коллективная: «цепочкой»


Задание: Найти и подчеркнуть одной чертой имена существительные.

Работа в парах. Доказать, что это имя существительное. (Перечислить отличительные признаки имени существительного: род, число, склонение, одушевленный, неодушевленный, нарицательное, собственное).


Проверка.

Какие признаки существительного не изменяются?

Какие могут измениться? (число, падеж, член предложения)

Какой признак в данном случае нельзя точно определить?


- Каким членом предложения является любое из данных имен существительных.


(Нельзя определить, каким членом предложения является имя существительное.)

- Почему?


(Нет предложения)


- Какой темой сочинения эти имена существительные можно объединить?


(Москва – столица нашей Родины. Путешествие в Москву.)


Работа в группах . Конкурс на лучшее предложение.


Лучший вариант от группы записывается.

(Например: Летом мы отправились на экскурсию в столицу нашей Родины в Москву.)


Физпауза. Выполняется комплекс упражнений под мелодию «Вместе весело шагать»


Задание. - Найдите и назовите в предложении имена существительные, устно перечислите имени существительного в Москву.

(Устный ответ) Сущ., неодуш., собств., ж.род, 1 скл., В.п., ед.ч., вт. чл.

Для записи этих признаков есть определенный порядок.


4. Закрепление изученного материала.

Работа с учебником

«Порядок морфологического разбора имени существительного»

Разъяснение учителем лексического значения «Морфологический».

Морфема – часть слова. Но морфологический разбор части речи – характерные признаки части речи.

Задание. Морфологический разбор существительного в Москву выполняется в тетрадях комментированием «цепочкой» и параллельно на доске учителем.


В Москву– имя существительное, Москва, неодуш., собств., ж.р., 1 скл., В.п., ед.ч., вт. чл.

Работа в парах. Взаимопроверка тетрадей.


5. Итог урока.

Рефлексия деятельности


- Что значит выполнить морфологический разбор имени существительного?

(Записать по порядку признаки имени существительного. Перечислить 9 отличительных признаков имени существительного)


- Какие признаки постоянные у имени существительного?

( Род, скл., одуш.-неодуш., собств.-нариц.)


- Какие непостоянные?

(Число, падеж, каким членом является в предложении.)


6. Домашнее задание.


Выучить порядок морфологического разбора