А) Формулирование темы урока, постановка целей и задач. Цель для учителя: способствовать созданию проблемной ситуации для постановки учебной задачи; определить степень усвоения знаний о нашем крае; показать значимость изучаемой темы; развивать коммуникативные способности обучающихся в совместной деятельности: умение вести диалог, выслушивать аппонента, признавать правоту другого. Цель для обучающихся: Должны научиться ориентироваться в своей системе знаний, видеть шаги учебной деятельности, определять тему, формулировать цель, систематизировать знания; сможет сравнить, сопоставить новые и изученные знания, чётко формулировать выводные знания. Задачи: вызвать положительное эмоциональное отношение к обучению, организовать работу по выявлению темы и целей урока, по заполнению таблицы, Направить работу на нахождение соседей области, района, хутора. Методы по источнику передачи восприятия учебной деятельности: проблемно- поисковый, репродуктивный. 2 группа. Методы контроля: заполнение таблицы, фронтальный опрос. 3 группа. Методы стимулирования интереса к учению: создание эмоционально- нравственной ситуации. Методы мотивации и стимулирования: 1.Эмоциональные: создание ситуации успеха. 2.Познавательные методы: создание проблемной ситуации, опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов. 3.Волевые методы: выявление познавательных затруднений. 4.Социальные методы: организация самопроверки. Глазки открываем. Ребята. Где мы? (на уроке) Как урок называется? (окружающий мир) Ребята. Чтобы больше узнать об окружающем мире: на чём можно путешествовать? А вы когда – нибудь летали на самолете?( нет) Хотите попробовать? Тогда в путь. Мы поднимаемся все выше и выше. Что вы видите?(Облака. Землю. Россию. Солнце) Какое у меня хорошее настроение, что даже хочется петь или послушать хорошую музыку. Кого можно попросить включить нам музыку? (Стюардессу) А кто это? Слушаем. Понравилась музыка? В ней есть тема нашего урока. Назовите. (Наш край) Да, тема нашего урока: Наш край. Вот пролетаем над огромной страной. Что это за страна? (Россия). Что вы знаете об этой стране? Дети: заполнить таблицу. ( Работа в группах по 3 человека) Знаем | НЕ знаем | Россия | | | | Россия, Москва, Восточно- Европейская , зона степей, растения степей, животные степей, областной город моего края, соседи моей области, район моего края, соседи моего района, название моего хутора, происхождение названия моего хутора, сёла-соседи, занятия людей моего края .карта области. Карта района, карта моего края. Административная карта России. | Учитель: Посмотрите, как много вы знаете о России. Но есть и незнакомое. Значит, какую цель поставите перед собой? Дети: дополнить знания о моём крае, знать карту, соседей. Учитель: Ребята, чтобы понять, как вы усвоили материал, будете заполнять лист самоконтроля, который лежит у вас на столе. На каждом этапе урока ставьте «плюс» в соответствующей графе. А теперь самопроверка. Сравните с таблицей и поставьте знак плюс или минус. Ребята, вы много знаете об этой стране, а почему? (Мы живем здесь) Б).Изучение нового материала. Решение проблемной ситуации. Цель для учителя: организовать работу по решению проблемы , по ознакомлению в доступной форме с понятием солнечное свечение; создать условия для осмысления новой учебной информации. Цель для обучающихся: добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя карту, жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Методы по источнику передачи восприятия учебной деятельности: проблемно- поисковый, репродуктивный. Методы мотивации и стимулирования: 1.Эмоциональные: создание ситуации успеха. 2.Познавательные методы: создание проблемной ситуации, опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов. 3.Волевые методы: выявление познавательных затруднений. А где это место, можете показать? Работа с картой. Выбираем аэродром. У меня много карт. Какую возьмём сначала?( Административную)(карта на доске) Что можем найти на ней? (область) Какую?( Волгоградскую) Ребята, посмотрите на таблицу- не знаем. Постановка проблемного вопроса. Какое одинаковое слово есть в понятиях? (соседи) А кто такой сосед? Что оно означает? (сосед по парте, дому, улице) Решение проблемной ситуации. А где можем посмотреть значение этого слова? (В морфологическом словаре) Работа со словарём. Теперь понятно это слово? А у области нашей есть соседи? Да. Где можно посмотреть их? ( На административной карте) (Воронежская область, Ростовская, Республика Калмыкия, Астраханская, Казахстан, Саратовская,) Это все соседи моей области. Почему Казахстан зелёного цвета? (дружественная нам страна) Что- то можете изменить в таблице? Ребята, а почему область покрыта какими-то облачками? ( это районы) А вы в какой район будете приземляться?(Нехаевский) Можете предположить, где он? Какую далее возьмём? (Карту области цветную) На что похожа эта карта? (На лоскутное одеяло) Нехаевский район какого цвета? (Зелёного) Что у нас зеленого цвета? Цвета природы, окружающего мира. Потом? (Карту района) Есть соседи?(Воронежская, Ростовская области, Алексеевский, Урюпинский районы) Что-то можете изменить в таблице? Далее? (Карту Захоперского) Здесь и приземлимся. Кто соседи? ( Станица Луковская, Хутор Ольховский, Тушкановский, Остряковский, Меловский и пустые хутора: Атамановский, Родниковский) С соседями как жить нужно?(Дружно,мирно) Ваш хутор называется как? (Захоперский) А почему его так назвали, вы знаете? А где можно найти информацию? (В интернете) Работа в группе. Возьмите нетбуки и найдите информацию про хутор. Теперь вы знаете, откуда пошло название нашего хутора. В Захоперском живут замечательные люди. А чем занимаются они? ( разводят овец, коз пуховых, коров, кроликов, птицу.) Есть фермерские хозяйства: ООО «Хоперские зори» руководитель Дмитрий Александрович Укустов, КФХ Юдин: руководитель Юдин Николай Владимирович, КФХ Каширин, Греков, Панкратов. Чем они занимаются? (полеводством) Что есть ещё? (2 магазина, клуб, школа, почта, библиотека) Посмотрите на свой лист самоконтроля, оцените себя, достигли цели урока? дополнили знания о своём крае? Поднимите смайлик, оценив свою работу. Физминутка Цель для учащихся: снять утомление мышц туловища Цель для учителя: мобилизовать внимание учащихся к дальнейшей работе |