СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка материала по подготовке к ВПР по биологии (5 класс)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка материала по подготовке к ВПР по биологии (5 класс) 

Просмотр содержимого документа
«Разработка материала по подготовке к ВПР по биологии (5 класс)»

Биология  5 класс  подготовка к ВПР 2017 (Всероссийская проверочная работа) Разработала: Горюнова Яна Геннадьевна учитель химии, биологии

Биология 5 класс подготовка к ВПР 2017 (Всероссийская проверочная работа)

Разработала: Горюнова Яна Геннадьевна

учитель химии, биологии

Задание 1 1.1. Покажите стрелками и подпишите на рисунке 1 стебель, лист, соцветие, плод черной смородины.

Задание 1

  • 1.1. Покажите стрелками и подпишите на рисунке 1 стебель, лист, соцветие, плод черной смородины.

Соцветие  -  это  побег растения, несущий цветки и не несущий листьев.  Стебель  – осевая часть побега растения, он проводит питательные вещества и выносит листья к свету.  Лист  — в ботанике наружный орган растения, основной функцией которого является фотосинтез.  Плод - часть растения, развивающаяся из цветка (обычно из завязи) в результате опыления и содержащая в себе семена.

Соцветие  -  это  побег растения, несущий цветки и не несущий листьев.

Стебель  – осевая часть побега растения, он проводит питательные вещества и выносит листья к свету.

Лист  — в ботанике наружный орган растения, основной функцией которого является фотосинтез.

Плод - часть растения, развивающаяся из цветка (обычно из завязи) в результате опыления и содержащая в себе семена.

Лист Соцветие Стебель Плод

Лист

Соцветие

Стебель

Плод

1.2. в каком из этих органов в течении всего лета происходит фотосинтез?

1.2. в каком из этих органов в течении всего лета происходит фотосинтез?

Фотосинтез — это процесс образования органического вещества из углекислого газа и воды на свету при участии фотосинтетических пигментов (хлорофилл у растений).
  • Фотосинтез — это процесс образования органического вещества из углекислого газа и воды на свету при участии фотосинтетических пигментов (хлорофилл у растений).

1.2. в каком из этих органов в течении всего лета происходит фотосинтез? лист

1.2. в каком из этих органов в течении всего лета происходит фотосинтез?

лист

1.3. В приведенном ниже списке названы органы растения. Все они за исключением одного выполняют функцию полового размножения. Выпишите часть растения, которая «выпадает» из общего ряда и выполняет другую функцию. Объясните свой выбор.  Побег, плод, семя, цветок
  • 1.3. В приведенном ниже списке названы органы растения. Все они за исключением одного выполняют функцию полового размножения. Выпишите часть растения, которая «выпадает» из общего ряда и выполняет другую функцию. Объясните свой выбор.

Побег, плод, семя, цветок

У растений различают два типа размножения – бесполое и половое. Бесполое размножение  – это размножение, происходящее без участия половых клеток и полового процесса. В бесполом размножении различают два способа: вегетативное размножение и размножение спорами. Вегетативное размножение  – это отделение частей тела от материнского растения и развитие из него самостоятельных (дочерних) организмов. В нем участвует лишь  один родитель , тогда как в половом размножении всегда участвуют  два родительских организма :  женский и мужской . Размножение спорами  происходит благодаря развитию у организма особых, специализированных клеток –  спор . Такое размножение свойственно водорослям, моховидным и папоротниковидным растениям. Споры – это отдельные мелкие клетки. Они содержат ядро, цитопазму, покрыты плотной оболочкой и способны на протяжении длительного времени переносить неблагоприятные условия. Попав в благоприятные условия среды, споры прорастают и образуют новые (дочерние) растения.
  • У растений различают два типа размножения – бесполое и половое.
  • Бесполое размножение  – это размножение, происходящее без участия половых клеток и полового процесса. В бесполом размножении различают два способа: вегетативное размножение и размножение спорами.
  • Вегетативное размножение  – это отделение частей тела от материнского растения и развитие из него самостоятельных (дочерних) организмов. В нем участвует лишь  один родитель , тогда как в половом размножении всегда участвуют  два родительских организма :  женский и мужской .
  • Размножение спорами  происходит благодаря развитию у организма особых, специализированных клеток –  спор . Такое размножение свойственно водорослям, моховидным и папоротниковидным растениям. Споры – это отдельные мелкие клетки. Они содержат ядро, цитопазму, покрыты плотной оболочкой и способны на протяжении длительного времени переносить неблагоприятные условия. Попав в благоприятные условия среды, споры прорастают и образуют новые (дочерние) растения.

Половое размножение  — это размножение, при котором происходит слияние женских (♀) и мужских (♂) половых клеток, от чего появляются дочерние организмы, качественно иные, чем родительские; при этом в размножении участвуют два родительских организма. Процесс слияния мужской и женской половых клеток называется  оплодотворением .
  • Половое размножение  — это размножение, при котором происходит слияние женских (♀) и мужских (♂) половых клеток, от чего появляются дочерние организмы, качественно иные, чем родительские; при этом в размножении участвуют два родительских организма.
  • Процесс слияния мужской и женской половых клеток называется  оплодотворением .

Размножение покрытосеменных Бесполое Половое Цветок Корни Побеги Листья Стебли 13

Размножение покрытосеменных

Бесполое

Половое

Цветок

Корни

Побеги

Листья

Стебли

13

1.3. В приведенном ниже списке названы органы растения. Все они за исключением одного выполняют функцию полового размножения. Выпишите часть растения, которая «выпадает» из общего ряда и выполняет другую функцию. Объясните свой выбор.  Побег , плод, семя, цветок  Объяснение: плод, семя и цветы – генеративные органы (органы полового размножения) 13

1.3. В приведенном ниже списке названы органы растения. Все они за исключением одного выполняют функцию полового размножения. Выпишите часть растения, которая «выпадает» из общего ряда и выполняет другую функцию. Объясните свой выбор.

Побег , плод, семя, цветок

Объяснение: плод, семя и цветы – генеративные органы (органы полового размножения)

13

Задание 2 У смородины ранней весной появляются молодые побеги с листьями. Найдите в приведенном списке и запишите название этого процесса. Дыхание, размножение, питание, рост, плодоношение. 13

Задание 2

  • У смородины ранней весной появляются молодые побеги с листьями. Найдите в приведенном списке и запишите название этого процесса.

Дыхание, размножение, питание, рост, плодоношение.

13

Рост растения 13

Рост растения

13

13

13

13

13

13

13

13

13

13

13

Плодоношение 13

Плодоношение

13

Задание 3 Опишите лист смородины по следующему плану: тип листа, тип листа по соотношению длины, ширины, расположению наиболее широкой части. Используйте при выполнении задания линейку и карандаш.  А. Тип листа 1) черешковый 2) сидячий 13

Задание 3

  • Опишите лист смородины по следующему плану: тип листа, тип листа по соотношению длины, ширины, расположению наиболее широкой части. Используйте при выполнении задания линейку и карандаш.

А. Тип листа

1) черешковый

2) сидячий

13

Тип листа 13

Тип листа

13

Черешковый 13

Черешковый

13

Б. Жилкование листа 13
  • Б. Жилкование листа

13

       Типы жилкования листа — дуговое, параллельное, сетчатое (или перистое), пальчатое.   13 13

Типы жилкования листа — дуговое, параллельное, сетчатое (или перистое), пальчатое.

13

13

13 13

13

13

13

13

В. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части 13 13
  • В. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

13

13

7 см 8 см 13

7 см

8 см

13

13

13

4 задание Черная смородина богата витаминами и другими органическими и минеральными веществами. Поэтому из нее варят варенье (А), готовят чай (Б). Запишите органы растения, которые используют в каждом случае. Б А 13 13

4 задание

  • Черная смородина богата витаминами и другими органическими и минеральными веществами. Поэтому из нее варят варенье (А), готовят чай (Б). Запишите органы растения, которые используют в каждом случае.

Б

А

13

13

А. плоды Б. Листья и плоды 13 13

А. плоды

Б. Листья и плоды

13

13

Задание 5 Ученик рассматривал под микроскопом лист смородины и сделал следующий рисунок. Что на рисунке клетки он обозначил буквой А? 13 13

Задание 5

  • Ученик рассматривал под микроскопом лист смородины и сделал следующий рисунок. Что на рисунке клетки он обозначил буквой А?

13

13

13

13

Цитоплазма 13

Цитоплазма

13

Задание 6 Вставьте в текст «Дыхание растений» пропущенные слова из предложенного списка. Дыхание растений Процесс дыхания растений протекает постоянно. В ходе этого процесса организм растения потребляет __(А), а выделяет __(Б). Это газообразное вещество удаляется с поверхности листа через особые образования - __(В), расположенные в кожице. Список слов: Вода Черешок Кислород Углекислый газ Устьица Оболочка 13 13

Задание 6

  • Вставьте в текст «Дыхание растений» пропущенные слова из предложенного списка.

Дыхание растений

Процесс дыхания растений протекает постоянно. В ходе этого процесса организм растения потребляет __(А), а выделяет __(Б). Это газообразное вещество удаляется с поверхности листа через особые образования - __(В), расположенные в кожице.

Список слов:

  • Вода
  • Черешок
  • Кислород
  • Углекислый газ
  • Устьица
  • Оболочка

13

13

Дыхание растений Процесс дыхания растений протекает постоянно. В ходе этого процесса организм растения потребляет _ 4 _(А), а выделяет _ 3 _(Б). Это газообразное вещество удаляется с поверхности листа через особые образования - _ 5 _(В), расположенные в кожице. 13

Дыхание растений

Процесс дыхания растений протекает постоянно. В ходе этого процесса организм растения потребляет _ 4 _(А), а выделяет _ 3 _(Б). Это газообразное вещество удаляется с поверхности листа через особые образования - _ 5 _(В), расположенные в кожице.

13

Задание 7 7.1. Используя таблицу «Состав семян», ответьте на вопросы. 13 13

Задание 7

  • 7.1. Используя таблицу «Состав семян», ответьте на вопросы.

13

13

В семенах какого растения содержится больше всего минеральных солей? 13 13

В семенах какого растения содержится больше всего минеральных солей?

13

13

В семенах каких растений содержится более 10% воды? 13

В семенах каких растений содержится более 10% воды?

13

В семенах какого растения содержится больше всего белков, жиров и углеводов? 13

В семенах какого растения содержится больше всего белков, жиров и углеводов?

13

7.2. ниже приведены фотографии растений, указанных в таблице. Подпишите под каждой фотографией название соответствующего растения. 13 13
  • 7.2. ниже приведены фотографии растений, указанных в таблице. Подпишите под каждой фотографией название соответствующего растения.

13

13

лён горох Пшеница Подсолнечник 13

лён

горох

Пшеница

Подсолнечник

13

7.3. из этих растений производят текстиль и продукты питания. Под каждой из приведенных ниже фотографий подпишите соответствующие растения, которые используют для их изготовления. 13 13
  • 7.3. из этих растений производят текстиль и продукты питания. Под каждой из приведенных ниже фотографий подпишите соответствующие растения, которые используют для их изготовления.

13

13

Лён Подсолнечник Пшеница 13

Лён

Подсолнечник

Пшеница

13

Задание 8 Прочитайте текст и выполните задания. 13 13

Задание 8

  • Прочитайте текст и выполните задания.

13

13

8.1. в каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что лисицу обыкновенную относят к группе млекопитающих животных? Запишите номера выбранных предложений. 13
  • 8.1. в каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что лисицу обыкновенную относят к группе млекопитающих животных? Запишите номера выбранных предложений.

13

13

13

13

13

8.2. Сделайте описание волка серого по следующему плану А) в сравнении с лисицей: крупнее/ мельче: Ответ: _____________ Б) покров тела: Ответ:_______________ В) Чем волк питается? (приведите не менее двух примеров). Ответ:_______________ 13
  • 8.2. Сделайте описание волка серого по следующему плану
  • А) в сравнении с лисицей: крупнее/ мельче:
  • Ответ: _____________
  • Б) покров тела:
  • Ответ:_______________
  • В) Чем волк питается? (приведите не менее двух примеров).
  • Ответ:_______________

13

А) в сравнении с лисицей: крупнее/ мельче: Ответ: крупнее Б) покров тела: Ответ:  мех густой и длинный, цвет серо-бурый В) Чем волк питается? (приведите не менее двух примеров). Ответ:  олень, лось, кабан. 13
  • А) в сравнении с лисицей: крупнее/ мельче:
  • Ответ: крупнее
  • Б) покров тела:
  • Ответ: мех густой и длинный, цвет серо-бурый
  • В) Чем волк питается? (приведите не менее двух примеров).
  • Ответ: олень, лось, кабан.

13

Спасибо за внимание! 13

Спасибо за внимание!

13