Разработка мероприятия о нравственных ценностях подростков.
Цель: нравственное воспитание, повышение уровня знаний по морально-этическим проблемам.
Задачи: ознакомить с понятиями «долг» и «совесть»; организовать коллективное обсуждение, активный обмен мыслями и взглядами; развивать умение коллективно анализировать проблему; подвести к необходимым выводам; учить грамотно и обоснованно излагать мысли, совершенствовать навыки общения; заинтересовать изучением литературы по вопросам морали, нравственности, этики.
«Ясное понимание и строгое соблюдение твоего долга перед людьми - это твоя полная свобода. Чем человечнее, осознаннее ты соблюдаешь свой долг перед людьми, тем больше черпаешь ты из неисчерпаемого источника подлинного человеческого счастья - свободы» (В.А. Сухомлинский).
«Самый строгий судья - наша совесть».
«Совесть - это зритель и судья добродетели».
Наверное, самые важные слова, которые формируют нас как личность, мы слышим уже с раннего детства: «Ты должен!» Первые обязанности ребенка возникают в семье. Но человек растет. И процесс социализации все больше расширяет круг его обязанностей. Даже находясь в детском саду, малыш уже осознает свою обязанность перед родителями, воспитателями, товарищами.
По мере взросления мир человека все больше усложняется, усложняются и его обязанности. Давайте подумаем над тем, какие же новые обязанности появляются у человека по мере его взросления и дальнейшей социализации.
- с очень большим кругом обязанностей (с которыми далеко не каждый справляется) человек сталкивается уже с первых лет школьной жизни. Первым делом это обязанность учиться. Затем - жить по определенным школьным правилам. А это и взаимоотношения с учителями, друзьями, другими старшими и всеми людьми, которые тебя окружают, с которыми ты вступаешь в контакт. Потом идут кружки, секции, клубы, организации. И здесь у человека тоже есть определенные обязанности.
- к одной из обязанностей, а именно обязанности беречь природу, окружающий нас мир, растущего человека должны приучать с детства.
- По мере взросления у человека появляется обязанность трудиться.
Общество может жить и развиваться только в том случае, когда члены его непременно выполняют все свои обязанности независимо от их субъективных стремлений и склонностей. Существует определенный набор таких обязанностей. А вот он уже определяется местом человека в общественной жизни. Итак, человек должен. Что же это такое, долг?
- С точки зрения этики, долг - это общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью. В данном случае это требование превращается в личную задачу каждого человека, решение которой он осуществляет в определенной ситуации.
- Значит, долг - это отношение личности к обществу.
Да, личность в данном случае выступает как активный носитель определенных моральных обязанностей перед обществом. Она осознает и реализует эти обязанности в процессе своей деятельности. А какое определение долга дают психологи?
- Долг - это нравственные обязанности, выполняемые человеком из побуждений совести. Долг выражает отношение личности к себе, к другим людям, народу, обществу, определенной группе или коллективу.
- в разговоре о самом долге необходимо говорить еще и о содержании морального долга. Сторонники различных взглядов на этот вопрос приходили к разным выводам. Например, некоторые из них пытались утверждать, что вообще неважно, как человек поступает, в чем он видит свой долг. А важно только то, что он следует своему личному замыслу. Сторонники другого направления считают, что при исполнении человеком своего долга важно только само действие. И совсем неважны мотивы, которыми он при этом руководствуется.
- Если говорить о христианстве, то оно различает долг перед Богом, перед людьми и самим собой.
- Долг перед Богом - это дело сугубо личное. К тому же у нас так много религий и верований, что, получается, каждый верит в своего Бога. Да и долг, обязанности у каждого народа перед своим Богом разные. Правда, есть то, что связывает все религии и верования, - это долг оставаться порядочным человеком.
А долг перед самим собой? Что это? Как часто вы задумываетесь над этим? И думаете ли об этом вообще?
- задумываться над этим вопросом нас заставляет сама жизнь. Человек взрослеет, и ему становится небезразличен вопрос о сути его назначения. Начинается поиск истины, которая оправдывает смысл человеческой жизни на Земле. В таких сомнениях и поисках и возникает чувство ответственности за все, что ты предпринимаешь в жизни. Все взвешивается, оценивается, анализируется. И ты начинаешь понимать, что твой долг перед самим собой - состояться в этой жизни.
- Состояться - это не так просто. Для этого надо стать личностью. И не просто личностью, а личностью высоконравственной. А для этого, как минимум, надо быть добродушным, то есть любить людей, стремиться делать им добро. Быть человеком трудолюбивым, получающим удовольствие как от личного труда, так и от труда на общее благо.
- если человек воспитывается в нормальных условиях, то он вполне сможет стать высоконравственной личностью. Людям, конечно, свойственны многие пороки или недостатки. Небольшие недостатки не мешают большинству из нас состояться в этой жизни как профессионалам или просто людям.
- Долг перед самим собой - это обязанность по отношению к самому себе. Это значит не только быть в гармонии с самим собой и добиться поставленных жизненных целей, но и выполнить все свои обязанности перед семьей, государством и другими людьми.
- долг перед самим собой начинается с обязанности стать образованным, умным. Для того чтобы впоследствии достойно выполнять и все другие свои обязанности.
Познавая и развивая себя, он сможет сделать доступным для себя и все многообразие мира внешнего. И не только доступным, но и правильно принятым и понятым. А отсюда уже и руководство к правильным поступкам и действиям. В том числе осознание своего долга перед Богом и людьми.
Долг перед людьми. Что же подразумевает это понятие?
- Человек живет в этом мире не для себя. Вернее, не только для себя. Возможно, что это и есть главное в жизни. У каждого из нас в жизни есть что-то свое, личное, неповторимое. Академик Дмитрий Лихачев писал: «Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы».
- если честно живешь и трудишься, то этим самым ты отдаешь свой долг Родине и честно служишь людям, выполняя перед ними свой долг.
Мы переходим к рассмотрению долга как категории моральной, нравственной. Моральную ценность нашей жизни или отдельных ее поступков, мы видим в том, что совершаем эти поступки из чувства долга.
- не всегда то, что мы делаем, выполняем, доставляет радость, удовольствие. Но что-то мы просто должны или вынуждены делать. А в результате этого часто совершаются хорошие, добрые и похвальные дела.
- Исполнение своего долга, подразумевает определенный вид деятельности, дает возможность самопознания. Ты узнаешь, кто ты есть на самом деле и что в тебе ценного. А действовать человеку приходится, выполняя свои обязанности по отношению к обществу и государству, в этом случае мы говорим о патриотическом, гражданском, интернациональном, трудовом долге. Говоря о выполнении обязанностей перед коллективом и организацией (учреждением), мы подразумеваем выполнение долга ученика, студента и т. д. Наши обязанности перед другими людьми - это наш сыновний, материнский, родительский, товарищеский, дружеский долг. И конечно, нравственный долг собственного самосовершенствования.
Все виды наших обязанностей, нашего долга гармонически сочетаются. Но одна из наших обязанностей занимает особое место. Это наш патриотический долг. А суть его состоит в том, что мы должны сохранить жизнь на Земле, сохранить мир и цивилизацию. Известно, что вопросы войны и мира в наши дни очень актуальны.
- Каждый человек имеет право на жизнь.
- Быть человеком в человеческом обществе - не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности. Человек должен жить. А это значит исполнять свои обязанности, которые необходимы для своей жизни и жизни других людей.
Люди на земле разные, у всех свои взгляды на жизнь и на выполнение своего долга в жизни. Одни его выполняют, другие выполняют не полностью, третьи вообще забывают о нем. Многих (жаль, что не всех) начинают мучить угрызения совести. Взаимосвязь долга и совести очевидна. А что вы знаете о совести?
- Совесть - это одна из категорий этики, которая характеризует способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Она является одним из выражений нравственного самосознания личности.
- Психология рассматривает совесть как черту духовного облика личности, которая выражает ее способность к внутренней оценке с позиций добра и зла своего поведения, своих чувств, а также действий, мнений других людей.
Я предлагаю вам вслушаться в звучание этого слова - совесть. На что указывает нам приставка со-? Согласитесь, что на общность, какую-то сопричастность. Ведь эту приставку мы встречаем и в других словах.
Со-болезнование, со-трудничество, со-чувствие, со-причастность, со-гласие и т. д.
Затем идет корень -весть-. А это значит, что совесть подает нам весть, дает нам знать, ведать о том, правильно или неправильно мы поступили. Как вы понимаете это слово, как его чувствуете?
- Думаю, что о совести можно сказать так: «Это осознание причиненного кому бы то ни было зла».
- Для меня совесть - это мой самый строгий судья.
- Совесть - это тысяча свидетелей твоего проступка или неправильно принятого решения. Она корит и обвиняет.
- Голос совести всегда можно отличить от всех других душевных побуждений. Он всегда требует от нас исполнения долга.
О совести обычно говорят как о категории этики и как о качестве личности. Было доказано, что совесть появилась на определенной ступени развития человеческого общества, что она - продукт потребностей человеческого существования. А источником для этого послужил труд, который явился источником и для других социальных чувств человека.
Совесть появляется тогда, когда человек сам начинает осознавать, что хорошо и что. То есть то добро или зло, которое он совершает и которое приносит ему или чувство удовлетворения, или муки под названием «совесть».
Народная мудрость говорит: «У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится». Как вы думаете, многих ли людей в наше время беспокоит этот вопрос?
- Думаю, более верно сказать, что многих должен бы беспокоить. Потому что в наше время сила зла, открыто разрушающая нравственность, достаточно велика. Убить, разрушить, нажиться любым способом - не об этом ли мы постоянно читаем и слышим? (Приводит примеры.)
- Я бы хотела заметить, что воспитание совести надо начинать уже с первых осознанных действий ребенка в этом мире. Например, когда он говорит свое первое «не дам, мое», родители должны прилагать все усилия для того, чтобы та конфета, которую он старательно прячет в ладошку, была поделена между ним и родителями. Уверена, что ребенок, постоянно воспитываемый подобными жизненными ситуациями, повзрослев, не забудет о своих родителях, о том, что они в чем-то нуждаются.
Признание вины и последующее ее осознание приводят человека к стремлению исправить хотя бы то, что ещё возможно. Искреннее раскаяние в содеянном удерживает человека от дальнейших аморальных поступков, пробуждает чувство ответственности, долга.
- А начинать надо именно с того, чтобы решиться задуматься обо всем. Ведь некоторые люди просто не хотят себя этим утруждать. А чего только стоят эти расхожие фразы: «Не бери в голову. Не напрягайся». А «брать в голову» очень даже стоит. И ум свой, и совесть свою напрячь тоже стоит.
Мы делаем для памяти зарубки,
Не доверяя собственным следам,
А совесть помнит все наши поступки
И не стареет вопреки годам...
Эти слова написал поэт Н. Рыленков.
О долге и нравственных обязанностях
• «Нравственным долгом является сопротивление всякому принуждению к безнравственному поступку» (Ф. Энгельс). Умей вовремя остановиться, взвесить все «за» и «против», предусмотреть последующий результат.
• Наши чувства и желания не всегда совпадают с тем, что мы должны делать.
• «Наше уважение к общим правилам нравственности и есть, собственно, чувство долга» (А. Смит). Просто живи по законам нравственности.
О совести и чувстве вины
• «Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла» (Д. Дидро). Можешь осознать или нет - вот в чем вопрос.
• «Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону» (Л. H. Толстой).
• «Моя совесть есть не что иное, как мое Я, ставящее себя на место оскорбленного Ты...» (Л. Фейербах). Я, конечно дороже нам, чем Ты, но что потом делать с совестью?
• «Совесть представляет вещи иначе, чем они кажутся; она микроскоп, который увеличивает их для того, чтобы сделать отчетливыми и заметными для наших притупившихся чувств. Она - метафизика сердца» (Л. Фейербах).
• «Указания совести безошибочны, когда они требуют от нас не утверждения своей животной личности, а жертвы ею» (Л. H. Толстой). К сожалению, жертвовать могут немногие.
• «Не сближайся с людьми, у которых слишком гибка совесть» (Э. Делакруа). Гибкость - это хорошо, но не тогда, когда дело касается совести.
• Совсем безгрешных не бывает, так что совесть, бывшая в употреблении, наверно, то единственное, что ценно после использования.
Выводы:
- Быть человеком — значит жить по совести. А это значит быть за все в ответе, исполнять свой земной долг перед собой и людьми.
- Долг - дело святое.
- Жить по совести - значит хранить в себе человеческое достоинство, развивать телесные и душевные способности для стремления к добру, истине, справедливости.
- Долг и совесть - высшие законы нашей жизни. Это вечные ценности, позволяющие всему живущему жить.
«Опасности, подстерегающие современную молодежь»
Цели:
Задачи:
Предостеречь старшеклассников от нежелательных поступков и действий.
Разобрать «ловушки», которые поджидают их на жизненном пути.
Вы знаете, что существует много вещей, на которые мы особо не обращаем внимания, не считая их опасными. Но они на самом деле могут очень сильно нам навредить: испортить отношения с другими людьми, ухудшить характер, нанести психологический и физический ущерб. Я предлагаю поговорить об этих вещах и серьезно поразмышлять о них.
Опасности, с которыми молодежь уже сталкивается
1. Лень. Кто-то сказал, что этот порок свойствен каждому человеку и победить его просто невозможно. Он требует ежедневной победы. Вы согласны с таким высказыванием?
Сегодня лень чаще называют стремлением как можно больше развлекаться. Но такое определение существенно снижает эмоциональную окраску этого качества и уменьшает моральную ответственность за его проявление.
Самое интересное, что лень в большинстве случаев программируема. Это значит, что она редко проявляется просто так, сама по себе и без желания человека.
Между тем большинство людей по своей натуре склонны к лености. Очень часто нам необходимы угрызения совести, сила воли, некий интерес или стимул, даже порой контроль и другие мотивы, чтобы мы приступили к работе. Однако основное проявление лености обостряется дома, особенно, когда человек молодой.
1.Что можно сказать о ленивом человеке? (Выслушать ответы и затем их дополнить).
1. Люди, склонные к лени, не могут сконцентрироваться на чем-то, не могут приложить усилий для достижения поставленной цели.
2. Ленивые люди обычно вырастают в семьях, где родители служат ребенку, угождают ему, заботятся только об его удовлетворении. И постепенно у него формируется убеждение, что он особенный, что ему должны угождать все окружающие. В результате он ищет не того, чем мог бы послужить другим, а того, чем другие могут послужить ему. Такой настрой естественным образом приводит к лености.
3. Люди, склонные к лени, как правило, вырастают в таких семьях, где у них нет домашних обязанностей, их не приучали к труду, к уважению чужого труда и не отказывали в удовлетворении никаких потребностей.
4. Одной из причин того, что ребенок вырос ленивым, может стать то, что он рос в неполной семье или родители уделяли ему мало внимания.
2. Как победить лень?
Дети могут подумать и дать свои рекомендации по преодолению лени. Самостоятельный поиск ответов закрепит новые мысли.
После их ответов, можно дополнить и систематизировать.
Борьба с ленью включает в себя несколько этапов.
1. Понимание своей ответственности и признание проблемы.
2. Прилежание, т. е. проявление усилий против естественного ленивого нежелания что-либо сделать.
3. Привычка дисциплинирует и помогает выполнять определенные действия независимо от наличия желания.
4. Помощь других. В компании всегда веселее что- либо делать, чем в одиночку. Некоторый контроль со стороны (например, родительский) тоже помогает быть более дисциплинированным и ответственным.
5. Любовь к удовольствиям. Сами удовольствия не всегда несут в себе что-то плохое. Но опасность заключается в том, что они морально ослабляют человека. Большинство же удовольствий, которые манят современных молодых людей, очень рискованны и опасны для жизни. Любовь к удовольствиям убивает наши души, нанося непоправимый ущерб психике, разрушая нравственные устои, низводя человеческое существование до уровня животных инстинктов.
Как вы считаете, вредно ли для психики смотреть фильмы ужасов?
Выслушав мнение детей, педагог должен высказать свое мнение, но не навязчиво. При этом стоит отметить, что при просмотре фильма ужасов человек переживает стресс. Страшные образы откладываются где-то в подсознании, в результате чего они потенциально могут когда-нибудь всплыть оттуда при стечении определенных обстоятельств в жизни. Все это может привести к развитию психических отклонений и заболеваний.
Компьютерные игры. Компьютерные игры появились с изобретением первого компьютера. Игра на компьютере зачастую вызывает психические сдвиги у подростков. Причина в том, что в виртуальной реальности он может убивать, превращаться в вампира, оборотня, супермена и т. д. Для некоторых молодых людей наступает такой момент, когда они не могут отличить виртуальную реальность от реальной жизни. И если у такого молодого человека окажется в руках оружие, последствия могут быть непредсказуемы. Такие случаи уже были, о них все чаще говорят в новостях: подростки, увлекающиеся компьютерными играми, начинают убивать в реальной жизни.
Специалисты-психологи отмечают, что темы и краски детских рисунков в последнее время становятся все мрачнее. Наблюдается увеличение детей с психическими отклонениями. По статистике, среди детских неврозов сейчас доминируют неврозы тревожности и страха. Резко возросло число аутичных детей, которые полностью замыкаются в себе. Развитие такого ребенка либо приостанавливается, либо протекает в каком-то неожиданном направлении. Компьютерная игра с ее виртуальным миром во много раз опаснее для подростка, чем просмотр телевизора. Игрок с головой окунается в искусственную реальность. Таким образом он привыкает убегать и прятаться от жизненных проблем, вместо того чтобы решать их, и это неминуемо осложнит ему жизнь в будущем.
Юношеский максимализм. Он находит свое выражение в:
1) завышенной или заниженной самооценке;
2) ложном взгляде на уровень своего понимания жизни.
Один пожилой человек сказал, что до 20 лет он думал, что все хорошо и прекрасно понимает. Но, уже перевалив за 20-летний рубеж, он начал осознавать, как многого не знает, да и то, что знал, было неполным и несовершенным.
Иными словами, проблема юношеского максимализма заключается в том, что молодой человек начинает думать следующим образом: «Я буду относиться к себе хорошо, если все будут относиться ко мне хорошо». Но это не так. Ценность человека не зависит от мнения о нем окружающих людей.
Незрелость — мало серьезных размышлений и отсутствие анализа поступков. Незрелость порой даже может создавать проблемы. Но самое страшное, если она укореняется в молодом человеке и влияет на формирование его характера, что впоследствии организует его жизнь неправильным образом, направит по неправильному пути.
В юности искушения зачастую очень сильны, и у молодых людей недостаточно опыта для борьбы с ними. Нередко отсутствует и само понимание того, что с ними нужно бороться.
Незрелость слабо удерживает его от подобных ошибок. Молодые, неопытные люди доверяют многому, потому что еще не обожглись. В юности все считают себя непобедимыми, устойчивыми. Между тем у них недостаточно опыта и понимания жизни, чтобы правильно оценивать ее и не попасть в ее ловушки. Это очень опасное время.
Итак, мы рассмотрели проблемы, с которыми вы можете столкнуться в скором будущем. Войдут они в вашу жизнь или нет, зависит лишь от вашего личного выбора. Чем вы при этом будете руководствоваться — здравым смыслом или внутренними желаниями, — дело за вами, как и ответственность. Я призываю вас все же быть разумными и размышлять уже сейчас о вещах более важных, чем сиюминутные удовольствия и мелкие подростковые трагедии.
Всегда помните пословицу, что «спасение утопающего дело рук самого утопающего». Сейчас вы строите свою жизнь. Вы еще в начале пути, когда все возможно. Старайтесь обдумывать каждое свое решение. Потому что будете вы счастливы в жизни или нет, зависит только от вас.
«Я – гражданин России»
Занятие по правовому воспитанию детей
Цель: формирование правовой культуры подростков.
Задачи:
* обогащать знания детей о государственных символах России, о понятиях: «гражданин», «Конституция», «права и обязанности граждан»;
* продолжать формировать у детей интерес к России, расширять представление о стране, в которой они живут;
* воспитывать любовь и гордость за свою Родину
Возраст детей: 12–15 лет.
Ход занятия
Нет на свете такого человека, который не любил бы свою родную землю. И сегодня наш разговор пойдет о главной ценности каждого из нас – о Родине, о России. Ребята, как вы понимаете слова Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?
Ответы детей: Не каждый человек может быть поэтом, но любить свою Родину он обязан.
Тема нашего занятия «Я – гражданин России». И сегодня вам предстоит сегодня доказать, что вы являетесь достойными гражданами своей страны.
Отношение народа к Родине выражено в пословицах. Сейчас я предлагаю вам правильно составить распавшиеся на части пословицы.
♦ Человек без Родины… (что соловей без песни).
♦ Родина – мать, … (умей за нее постоять).
♦ Для Родины своей… (жизни не жалей).
♦ На чужой стороне и… (весна не красна).
♦ Жить – … (Родине служить).
♦ Родной свой край… (люби и знай, делами прославляй).
Мы живем в стране, у которой удивительное красивое название – Россия. А вы знаете, почему наша страна так называется?
Ответы:
Потому что раньше наше государство называлось Русь.
Название Россия пошло от славянского поселения, обитавшее на берегу реки Рось.
Давайте проверим ваши знания о России. Я буду начинать предложение, а вы – его заканчивать.
♦ Наша страна называется… (Россия).
♦ Граждане России – это… (россияне).
♦ Столица России называется… (Москва).
♦ Президента России зовут… (В. В. Путин).
♦ Президента выбрал… (российский народ).
♦ Основной документ гражданина России – это… (паспорт).
♦ Права граждан России записаны в… (Конституции Российской Федерации).
♦ Гражданин России, живя в российском государстве, имеет… (права и обязанности).
У нашей страны есть три символа. Какие это за символы? (Гимн, флаг, герб) Что такое государственный гимн?
Ответы детей: Гимн – это торжественная песня или просто мелодия. Она исполняется в особых случаях. Например, в случае победы на
международных соревнованиях. Тем самым выражается уважение к стране, за которую выступает спортсмен. Но гимн мы слушаем и в других случаях: в дни торжественных праздников, государственных собраний, во время парада. Когда исполняется гимн, люди встают. Мужчины должны снять головные уборы.
Звучит гимн Российской Федерации.
Ребята, догадайтесь, о каком символе идет речь. Это эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. (Герб)
Ответы: Герб – это отличительный знак, который есть у всякого государства, в том числе и у России. На нашем гербе в поле красного щита расположен золотой двуглавый орел. Две головы символизируют единство страны: она как бы смотрит одновременно и на Запад, и на Восток. В лапах орла – скипетр и держава. Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Сегодня эти они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла – красный щит с изображением святого Георгия, поражающего копьем черного змия – символ зла. В России святой Георгий считался покровителем воинов и землепашцев. Таким образом, на российском гербе изображен христианский воин. Он олицетворяет силу добра. Наш герб очень древний. Ему уже более 500 лет.
Как называется символ государства, который представляет собой прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов? (Флаг) Сколько горизонтальных полос на флаге России? (Три) Какого они цвета? (Белого, синего и красного)
Ответы: Эти цвета появились неслучайно. Белый цвет означает мир, чистоту. Синий цвет – небо, верность и правду. Красный – храбрость. Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою Родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований и в случае победы спортсменов, его вывешивают на улицах и зданиях во время торжеств и праздников. Мы должны гордиться нашим флагом – ему уже более 300 лет!
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца» – это слова К. Паустовского. И сердцем нашей большой Родины является самый красивый город на свете – Москва.
1-й конкурс – «Определи значение слова»
«Я – гражданин России» – когда человек произносит эти слова, его переполняет чувство гордости за свою страну. А как вы понимаете, что значит «гражданин»? Определим значение этого слова. Вам необходимо выбрать одно определение из трех предложенных, которое, по вашему мнению, является наиболее полным и верным.
♦ Гражданин – это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.
♦ Гражданин – это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии со здравым смыслом.
♦ Гражданин – это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и поступающее по своему усмотрению.
2-й конкурс – «Слово рассыпалось»
Все права и обязанности записаны в основном законе нашего государства. Как он называется, вам сейчас предстоит вспомнить, собрав из рассыпавшихся букв его название. Перед вами набор букв. Вы должны из этих букв составить слово. Какое слово у вас получилось?
Ответ детей: Конституция
Конституция – основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан. Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года.
3-й конкурс – «Правовая викторина»
Ребята, а что такое право? Найдите толкование в словаре.
Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
Я буду перечислять вам права, а вы попытайтесь вспомнить, в каких сказках они нарушались.
♦ Право на неприкосновенность жизни. (Ш. Перро – «Красная шапочка»)
♦ Право на неприкосновенность жилища. (Русская народная сказка «Заячья избушка»)
♦ Право на отдых и досуг. (Ш. Перро – «Золушка»)
♦ Право работающего на справедливое вознаграждение (Г. Х. Андерсон – «Дюймовочка»)
♦ Право на свободу и личную неприкосновенность. (А. Н. Толстой – «Золотой ключик»)
4-й конкурс – «Президент»
Когда вам исполнится 18 лет, вы сможете голосовать и избираться в органы государственной власти. Очень может быть даже, что среди вас сидит будущий президент. Кто такой президент России?
Ответы: Президент Российской Федерации является главой государства. Избирается сроком на четыре года гражданами России тайным голосованием. Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее десяти лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд.
: В 1991 году наша страна взяла курс на демократическое развитие. Ребята, вы знаете, кто был первым президентом России?
♦ М. С. Горбачев
♦ Б. Н. Ельцин
♦ В. В. Путин
♦ Д. А. Медведев
А кто является действующим президентом России?
♦ М. С. Горбачев
♦ Б. Н. Ельцин
♦ В. В. Путин
♦ Д. А. Медведев
Дорогие ребята! Вам предстоит строить новую Россию, преумножать ее славу и богатства. Будьте достойны нашей страны, ее многовековой истории и подвигов знаменитых предков.