Разработка модели выпускника как компетентной личности,
готовой к жизненному самоопределению, к самореализации в разных
сферах жизнедеятельности в быстроизменяемых социально-
экономических условиях.
Цель: объединить жизненно необходимую модель выпускника с
современным психолого-педагогическим запросом общества.
Задачи: наполнить компетентности современными компонентами,
актуальными сегодня.
Ход работы
Модель выпускника – это обозначение уровня движения ученика в
рамках основных направлений деятельности школы. Прежде всего, - это
определение составляющих компетентности выпускника, за уровень которой
школа отвечает вместе с родителями. Личностно ориентированный
образовательный процесс способствует формированию у выпускника черт,
необходимых для жизненного и профессионального самоопределения.
Вопросы для самоконтроля:
- В чем актуальность подготовки компетентного выпускника школы?
- Почему школа работает над созданием модели выпускника?
В сегодняшней ситуации выпускник школы одновременно является неким итогом деятельности для самой школы, началом деятельности для вуза и готовым к деятельности работником для работодателя. При этом взгляд всех участников ситуации, система необходимых требований к выпускнику вовсе не является единой.
Заинтересованность всех сторон в высоком уровне выпускника является общей и делает школу и вуз союзниками в решении этих проблем. В то же время различие их позиций по отношению к выпускнику позволяет увидеть проблему с разных сторон и оптимизировать систему требований к нему.
Факт окончания школы для самих выпускников – начало нового этапа жизни, обучения или работы, от которого зависит вся его дальнейшая судьба. Поэтому особенно важно, чтобы опыт, полученный им в школе, мог обеспечить успешную и эффективную работу выпускника, в том числе и в вузе. А для этого он должен иметь доминантой практический аспект деятельности.
Сегодня государство ставит перед школой те же цели.
Упражнение «Распределение на компетентности»
Компоненты (составляющие) развития | Компетентность | Сформированные качества личности выпускника (для заполнения) |
Общественно-правовой | Познавательная | Знание основных положений Конституции ДНР, политической структуры современного государства и государственной работы. Владение информацией об основных политических партиях, международные социально-политические организации. Представление о родительских функции, сущность семьи. Владение определенными хозяйственно-экономическими навыками. |
Профессионально- трудовой | Личностная | Высокий уровень самообслуживания с целью создания условий для полноценной жизни. Бережное отношение к продуктам человеческой деятельности. Знание своих интересов для дальнейшей профессионально-трудовой деятельности, основных положений законодательства о труде. Представление о современных профессиях и ситуацию на рынке труда. |
Семейно-бытовой | Забота, милосердие и терпимость к родным и близким. Соблюдение этических, правовых, физиологических, гигиенических норм половых отношений. Соблюдение норм и правил человеческого общежития. Знание прав и обязанностей гражданина: патриотизм; правосознание; национальное самосознание; бережное отношение к природе; культура межэтнических отношений. |
Культурно- развлекательный | Социальная | Представление о сути свободного времени и умения использовать его. Наличие любимых занятий. Направленность личности на восприятие мировых культурных достижений. Умение вести диалог, дискуссию, коммуникабельность. |
Коммуникативный | Обладает лингвистическими умениями, соблюдает специфические социально-культурные нормы речевого поведения и психологические законы взаимодействия между людьми, умение поддерживать благоприятную атмосферу. |
Психофизиологический | Здоровьесберегающая | Представление о своем темперамент, характер, состояние здоровья. Соблюдение правил личной гигиены, негативное отношение к вредным привычкам. Соблюдение режима. Регулярность занятий физкультурой, правильное питание. Наличие навыков бесконфликтного поведения. |
Готовность к непрерывному обучению | Самообразовательная | Готовность к непрерывному обучению Высокий уровень интеллектуального развития. Глубокие знания в области науки и практики. Умение использовать теоретические знания на практике, способность к творческому преобразованию знаний. Культура речи, умение обосновывать свои суждения. Сформованность устойчивой потребности в обучении. Способность к самообразованию, умение вести научно-исследовательскую |
1. Познавательная компетентность дополняется социально-правовым
компонентом. Социально-политическая, правовая компетентность
выпускника является основой его активной гражданской позиции,
способности к сознательной гражданской самореализации в
общественно-политической жизни.
2. Личностная компетентность дополняется профессионально-трудовым и
семейно-бытовым компонентами. Благополучная самостоятельная
жизнь выпускника после выхода из стен школы базируется на
правильном выборе будущей профессии, раскрытии своих
возможностей, карьерного роста и первых шагах в построении личной
семейно-бытовой жизни.
3. Социальная компетентность дополняется культурно-развлекательными
и коммуникативными компонентами. Умение строить отношения с
учетом особенностей других людей и распределять свое время на
рабочее и развлекательное способствует высшему уровню развития
личности.
4. Компетентное отношение к своему здоровью дополняется
психофизиологическим компонентом. Научиться правильно вести
себя, чтобы сохранить свое здоровье, сформировать мировоззрение и
представление о себе в перспективе как о здоровом, интересном
человеке, помогает найти свою нишу в обществе.
5. Самообразовательная компетентность – компонентом готовности к
непрерывному образованию. Чтобы быть готовым к дальнейшему
продолжению образования и самообразованию, выпускник должен
иметь определенный набор навыков и средств.
Упражнение «Анализ и обобщение»
Выводы:
Идеальная модель выпускника школы - это носитель национальных и общечеловеческих традиций, чувств патриотизма, любви к родине, высоких моральных ценностей. Выпускник - человек, для которого ценностями являются Доброта (умение сочувствовать, желание помочь людям), Истина (умение объективно оценить полученную информацию, доказать свою точку зрения, что сделает его свободным в выборе пути), Чувство долга к своим корням ( домой, школе, своей стране).
Выпускник школы - это образовательная, интеллектуально развитый человек, ему присуща широкая эрудиция, высокое качество знаний и понимания жизни, ее ход, его потребности, он в любой момент может проявить себя, действительным, выразительным, чутким к чужой беде. Это толерантный человек.
Выпускник - это социально зрелая, активная и демократическая личность, свободная в выборе, ответственная за свои действия, ей свойственно чувство чести и достоинства, это законопослушный гражданин, патриот своей Родины, уважающий и ценит свои традиции, обычаи, культуру. Он в достаточной степени подготовлен к будущей супружеской жизни, знает обвязки отца и мать.
Школа ставит целью не просто идти в ногу со временем, а стремится опережать время. Сегодняшний выпускник - это прежде всего человек творческий, с большим потенциалом саморазвития и самореализации.
По условиям школы модель выпускника должна включать следующие составляющие и характеризуется широким спектром воздействий личности:
1. Выпускник должен покинуть школу профессионально определенным.
2. Выпускник должен уметь методически грамотно, самостоятельно работать.
3. Он должен стремиться к самообразованию и совершенствованию.
4. Его творческий поиск должен быть прерогативных жизненного и профессионального пути.
5. Выпускник школы должен принимать активное участие в общественно-политической и культурной жизни страны.
6. Выпускник должно быть сознательным гражданином, готовым отвечать за свои поступки.
7. Выпускник должен быть готов к осознанномуродительству.
8. Он должен сознательно относиться к своему здоровью и окружающей среды.
Для более глубокого понимания сути отдельных компонентов модели выпускника, коротко рассмотрим каждого из них.
Вопросы профессиональной определенности выпускника очень актуален сегодня. Заканчивая школу, выпускник должен иметь допрофессиональной подготовки по одному из профильных направлений, поможет ему правильно выбрать место дальнейшего обучения и успешно осуществлять учебную и профессиональную деятельность.
Умение самостоятельно работать - один из самых ценных достижений человека. Навыки методично грамотной самостоятельной работы, становятся залогом своевременного, продуктивного усвоения информации, необходимой для решения жизненных задач и преодоления трудностей, а главное - станет признанным профессионалом.
Процесс обучения, как и любой другой процесс совершенствования не имеет границ. Это определяет самообразование как динамическую составляющую личностного развития, не останавливает никогда, иначе полученные знания можно потерять, если их не пополнять согласно требованиям времени. Школа учит своих выпускников стремиться к постоянному самосовершенствованию, использовать приобретенные знания, умения и навыки для освоения новых.
Выпускник должен мыслить креативно, используя весь свой творческий потенциал. Ведь в современном мире человека ценят прежде всего за его индивидуальность, уникальность идей и профессиональных решений, ведь именно творчество движет прогресс и помогает невинно совершенствовать мир.
Общественно-политическую и культурную жизнь страны не может оставить без внимания каждого сознательного гражданина. Поэтому в школе активно формулируют гражданскую позицию у каждого ученика, так как мы убеждены, что это положительно скажется не только на развитии индивида, а станет залогом высоких моральных, культурных и гражданских показателей нового поколения в целом.
Учителя школы формируют у учащихся толерантное отношение и уважение к противоположному полу, учат, что создание крепкой семьи, рождение ребенка - это те жизненно важные шаги каждого человека, которые надо делать осознанно, взвешенно, понимая всю тяжесть ответственности.
Школа, объективно оценивая ситуацию, учит детей делать свой вклад в сохранение и восстановление окружающей среды. Осуществляется пропаганда здорового образа жизни, организуются просветительские мероприятия для предотвращения всем аспектам рискованного поведения среди молодежи, привлекаем школьников к природоохранной деятельности.
Таким должен быть выпускник современной школы. И это только необходимая основа для смелых и успешных шагов в свое будущее. Все остальные достижения в сфере компетентности может принести человеку только настойчивая целенаправленная работа, желание учиться и делиться опытом с другими.
модель выпускника – ориентир школьной деятельности,
обозначение уровня движения учеников в рамках основных
направлений деятельности;
личностно ориентированный образовательный процесс
способствует формированию у выпускника черт, необходимых
для жизненного и профессионального самоопределения;
школа вместе с родителями отвечает за уровень компетентности
выпускника;
представленная модель не является совершенной. Ее главное
предназначение – указать путь, которым можно значительно
повысить эффективность работы учебного заведения, который
устанавливает главное содержание стратегического управления.