МБОУ «СШ №1 им.Героя России В.Ч.Мезоха а.Тахтамукай»
«Основные условия обучения ребенка
с аутизмом в школе»
Классный руководитель: Мамий М.М.
а.Тахтамукай 2022 год
На основе плана
мероприятий МБОУ «СШ№1 им. Героя России В.Ч.Мезоха»
к Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма
был проведен семинар для учителей начальных классов
«Особенности работы с аутичными детьми
в условиях образовательного учреждения»
1 апреля 2022 года.
На семинаре выступили следующие учителя:
№п/п | ФИО учителя | Тема сообщения |
1 | Куйсокова С.И. | «Диагностико-коррекционные подходы в работе с аутичными младшими школьниками» (с презентацией) |
2 | Вошегунокова М.Г. | «Симптомы раннего детского аутизма» |
3 | Мамий М.М. | «Основные условия обучения ребенка с аутизмом в школе» |
4 | Чушокова М.Р. | «Основные этапы работы с аутичными детьми» |
5 | Шеуджен М.С. | «Педагогическое обследование аутичного ребенка» |
6 | Тлеуж С.С. | «Особенности организации процесса обучения аутичного ребенка» |
7 | Трахова З.А. | «Смысловое структурирование жизни ребенка в школе» |
8 | Неужрокова М.А. | «Чем мы должны заниматься с аутичными детьми» |
9 | Тлехусеж М.А. | «Вопросы про аутистов и ответы на них» |
«
Основные условия обучения ребенка
с аутизмом в школе»
Ребенку легче адаптироваться, особенно в начале обучения, в общей благожелательной и спокойной атмосфере школы. Большинство «срывов» в поведении возникают на фоне общей напряженности, конфликтов взрослых с другими учениками. Для него важны доброжелательность и симпатия, которые позволяют довериться и привязаться к своему учителю.
Сложившиеся отношения с учителем являются для таких детей мощным стимулом не только в обучении, но и в эмоциональном и социальном развитии. Когда дети привязываются к учителю, то начинают относиться к нему как собственности - ревнуют к одноклассникам, выкрикивают на уроке, пытаются привлечь внимание любым способом: встают, плачут, обижаются, что не его вызвали к доске.
Ребенку с аутизмом нужна четкая и подробно разработанная организация жизни в школе, на уроке, на перемене, позволяющая осознать порядок происходящего и использовать для организации своего поведения. Внезапное нарушение порядка для ребенка с аутизмом всегда некомфортно. Такие дети
очень тяжело привыкают к расписанию уроков. Вызывает проблему и сама подготовка к урокам: дети не могут понять, какой учебник нужно достать, какой убрать, какая тетрадь нужна на данный момент.
Таким детям требуется постоянная дополнительная индивидуальная помощь со стороны учителя не только на уроке, но и на перемене. Многие не в состоянии есть сами в столовой - не могут удерживать ложку из-за недоразвития мелкой моторики пальцев рук.
Большинству детям с аутизмом требуется помощь в развитии представлений о себе, об окружающем, в понимании других людей; в овладении навыками коммуникации и взаимодействия; в преодолении бытовой неприспособленности и социальной наивности.
Иногда с семьей аутичного ребенка достичь контакта не просто. Его родители, уже прошедшие определенный путь взаимоотношений со специалистами, знают, что с постановкой диагноза «аутизм», ребенок выводится на индивидуальное обучение или следует отказ работы с ним. Поэтому попав в школу, они любыми способами будут пытаться здесь остаться. Такие родители считают, что их детям мало трех уроков и необязателен дополнительный выходной день. Хотя работоспособность детей иссякает к концу первого урока. Выдерживают не более 15-20 минут от урока.
На уроках такой ребенок ведет себя как «маленький», с трудом удерживается за партой, встает, ходит по классу во время урока, занимается «своими делами» - играет посторонними предметами. Дети с аутизмом характеризуются повышенной утомляемостью, особой возбудимостью, зависимостью даже от легкого физического недомогания или сезонных колебаний погоды. На первых порах на уроке ребенок с аутизмом может не выполнять инструкции: не реагировать на устное обращение, не выполнять задание. Он как бы «не видит» и «не слышит» учителя. Аутичный ребенок
воспринимает происходящее, но не всегда может сразу сконцентрироваться и отреагировать. Часто, с запозданием отвечает на вопрос и выполняет требование. Позже он может воспроизвести все дома. Мамы рассказывали, как их дети дома хлопали в ладоши, деля слова на слоги.
Сначала аутичный ребенок может выполнять задания медленно и неловко, как будто нехотя, сидеть расслабленно, развалившись и рассеянно глядя в сторону. Но постепенно начинает более стабильно работать на уроке. Все новое, необычное, является для этих детей очень сильным стрессовым фактором. Самым острым переживанием является общество других детей. Поэтому в классе он может легко возбуждаться, хохотать, повторять чужие « шутки». Все это осложняет жизнь класса, т.к. нужно сохранить нормальные условия для обучения других детей.
Часто страхи и негативизм ребенка связаны с предыдущими неудачами и слишком большим нажимом со стороны взрослых в обучении. Он может, например, категорически отказываться брать в руки ручку или моментально переставать вас слышать и видеть при словах: «Давай посчитаем». Тогда приходится ненавязчиво предлагать помощь, используя прием «рука в руке», но постепенно уменьшая поддержку и положительно характеризуя его действия.
Одной из необходимых составляющих школьной жизни являются праздники. Ребенка нужно заранее подготовить, объясняя что будет происходить, чем закончится. Это дает возможность опробовать разные формы контакта. Дети закрывают руками уши, глаза. Привыкнув могут водить с детьми хоровод. Ребенок приобретает эмоциональный опыт; расширяются его представления об окружающем.
Все необходимые условия для аутичных детей созданы. Но удержатся ли они в классе зависит не только от учителя. Необходима помощь родителей и психологов.