Министерство образования Республики Башкортостан
МБОУ «Лицей № 94» городского округа г. Уфа Республики Башкортостан
Безопасность ребенка на улице
Выполнил:
Павлунина Анастасия, ученица 3Б класса,
МБОУ «Лицей № 94»
Научный руководитель:
Степанова Индира Фаритовна,
учитель начальных классов
Уфа – 2018
Оглавление
Введение..................................................................................................................3
Глава 1 Какие опасности подстерегают на улице...............................................4
Глава 2 Главные заблуждения.........................................................................4
Глава 3 Правила безопасности........................................................................5
Глава 4. Опыты и исследования......................................................................7
Заключение ………………………………………………………………………9
Список используемых источников.................................................................10
Приложения....................................................................................................11
Введение
Актуальность исследования: По данным Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям, ежегодно в России пропадает около 120 тысяч человек, в том числе 45 тысяч дети. Каждый день я бываю в ситуации, где мне нужно проявить свою самостоятельность. По дороге в школу и домой, на прогулке, на улице я часто сталкиваюсь с незнакомыми людьми. Как не попасть на удочку, не дать себя обмануть и обидеть, решила я выяснить в своей научной работе.
Цель исследования: Научиться главным правилам безопасности, чтобы в случае опасности, я не просто знала, как поступать правильно, но и умела это делать без замешательства и сомнений.
Задачи исследования: Узнать, где кроется опасность, научиться действовать уверенно и смело, освоить приемы защиты от мошенников и похитителей.
Методы исследования: Аналитический, экспериментальный.
Средства исследования: Опрос, эксперименты, изучение информации.
Объект исследования: Безопасность на улице.
Предмет исследования: Похищения детей.
Гипотеза исследования: Ребенок отвечает за свою безопасность.
Глава 1. Какие опасности подстерегают на улице
Опасные ситуации очень многообразны, они складываются для каждого индивидуально. Часто опасности возникают именно в тот момент, когда их не ждешь и не готов к их появлению. И задача моего обучения ОБЖ состоит в том, чтобы всегда быть готовым к встрече с любыми трудностями. И делать при этом как можно меньше ошибок.
В каждой опасной ситуации обязательно есть явная или скрытая причина её возникновения, являющаяся результатом твоей невнимательности, незнания, каприза, глупости, непослушания.
Какие опасности подстерегают детей на улице?
мошенничество;
насилие;
грабежи;
автокатастрофы;
похищение.
В своей научной работе я хотела бы подробнее поговорить о похищении.
Никто не застрахован от похищения, поэтому важно знать, как вести себя в такой ситуации.
Глава 2. Главные заблуждения
1 «Преступник – это дядька в черном, подозрительный и угрюмый, или, наоборот, по-особенному хитрый и заискивающий». Так думают практически все дети. На самом деле преступник может быть очень безобидным, приятным, веселым и вызывающим доверие.
2 Ребенок думает так: «Если кто-то меня схватит, я могу покусать, плюнуть ему в глаз, ударить его так, что он меня выпустит (варианты – притвориться сумасшедшим или мертвым)». В действительности в любой опасной ситуации у них есть два самых главных оружия: быстрые ноги и громкий крик. Работают оба этих оружия только в людном месте.
3 «Взрослых нужно слушаться, пожилым надо помогать». Нас так учат родители с раннего детства. Но в этом есть большая опасность. Если ребенок видят, что кому-то нужна помощь, он может позвонить родителям и посоветоваться. Нормальный взрослый человек обратиться за помощью только к взрослому.
Одна из самых распространенных уловок похитителей — попросить ребенка о помощи. Нормальные взрослые не просят о помощи незнакомых детей! Если у взрослого человека возникла какая-либо проблема (пропала собака, убежала кошка, надо открыть дверь машины, а руки заняты тяжелыми сумками), он всегда обратится за помощью к такому же взрослому, но не к ребенку.
4 «Я боялся выглядеть как дурак. Я не могла закричать, мне было стыдно». Для детей и закричать, и внезапно побежать, и даже просто отойти от лифта, когда в подъезд заходит посторонний мужчина – это уже нарушение «нормального» поведения. И это – вторая главная причина легкости похищений и насилия после доверчивости. В опасной ситуации на улице, если что, можно и кинуть камень в окно, и ударить по чужой машине, чтобы сработала сигнализация, и упасть на землю с громким криком и пинаться, лежа. В подъезде спасет крик «Пожар!» и громкий шум.
5 «Я не расскажу об этом родителям, потому что они мне запретят гулять одному (сидеть в интернете, дружить с этими ребятами, ходить в эту секцию)». Эту проблему могут решить только родители. Подумайте: один неоправданный запрет родителей или агрессивная реакция – и ребенок не решится на вторую попытку откровенности.
Глава 3. Правила безопасности
1.«Свой-чужой»
Ребенок в силу своего жизненного опыта и юного возраста неспособен в полной мере оценить опасность, которая может ему грозить, и полностью полагается на взрослых. Детям нужно знать четкие рамки того, кто является «своим», с кем можно смело идти, а кто не входит в круг доверия. В этот круг входят самые близкие для ребенка люди, те, с кем он живет или постоянно общается: мама, папа, бабушки, дедушки, старшие братья и сестры. Это очень узкий круг, но в нем будут люди, которым смело можно доверить жизнь ребенка.
И каким бы милым и добрым ни казался человек, подошедший к вашему ребенку, даже если он знает, как зовут маму и папу, самого ребенка, даже если он работает вместе с кем-то из родителей или одет в форму сотрудника полиции, например, все равно этот человек чужой, а значит, никуда с ним уходить нельзя. А садиться в машину друзей родителей и неблизких родственников или идти с ними куда-то можно только в том случае, если ребенок позвонил родителям и они дали на это свое разрешение.
Чужой- это человек, которого ты не знаешь хорошо. Даже если он кажется хорошим, некоторые могут обмануть и причинить вред.
На любой вопрос незнакомца нужно отвечать: Я вас не знаю и не буду с вами разговаривать.
Если кто-то схватил за руку и тащит, то кричать Помогите! Он чужой! я не знвю этого человека. Еще упасть на пол, отбиваться ногами, пинаться и всеми силами привлечь внимание.
2. Говорить «нет».
Будь умным. Не верь чужим. Это трюк. Родители бы никогда не послали чужого, чтобы забрать тебя. Просто скажи : «Нет» и убегай. Нужно рассказать тому, кому ты доверяешь: учителю, бабушке, маме или папе.
Как часто родители учат детей: «Ребенок должен слушаться взрослых». И дети слушаются и покорно делают все, что им скажет взрослый. Очень важно, чтобы ребенок понимал, что никто из круга доверия не имеет права заставлять его делать то, что он не хочет, идти с тем, с кем он не хочет. Его тело неприкосновенно, и его действиями могут руководить только близкие люди, которые несут за него ответственность. И даже если взрослый человек требовательно и сурово просит пройти с ним, ребенок должен уметь сказать «нет», а не послушно идти за чужим человеком в угоду его желаниям.
3. Просить помощи не стыдно.
Причины, почему дети не могут попросить помощи, абсолютно разные: кому-то стыдно, неловко, кто-то боится — но результат всегда один. Попавший в беду и не попросивший помощи ребенок самостоятельно решить проблему не сможет, а значит, и шансов выжить у него не останется. Важно знать, что взрослые всегда придут на помощь ребенку, особенно если ему грозит опасность.
4. Кричать нужно уметь.
«Тише, ты в общественном месте! Что ты кричишь, как дикарь? Ты что, в лесу родился?» - наверняка многие помнят эти фразы из своего детства, а кто-то уже неоднократно говорил их своим детям. И это нормально, что родители прививают своим детям культуру поведения в обществе, вот только есть и побочный эффект: дети перестают кричать вообще. И в тот момент, когда ребенку понадобится помощь – а ее так легко попросить, достаточно просто крикнуть погромче, – ребенка может парализовать наказ родителей не кричать в общественном месте.
Кричать ради спасения своей жизни можно и нужно. Никто не осудит и не шикнет, а наоборот, помогут и поддержат.
5.Безопасность – значит жизнь.
Детям нужно ходить по одной и той же улице, переходить дорогу в правильном месте. Исключить из ьмаршрута безлюдные и неосвещенные улицы, парковые зоны, заброшенные здания, гаражи, стройки. Путь ребенка должен быть освещен, улицы должны быть проходимыми. Ребенка, находящегося на виду, похитить намного сложнее, а значит, малыш будет в безопасности.
Опасные места:
Лес, гаражи, машины, стройка, темные и пустынные улицы, заброшенные здания, т.е там, где нет людей.
Безопасные места: магазины, аптеки, поликлиники, людные улицы, остановки, банки, школы, парикмахерские, т.е. там, где людно.
Похититель может многое знать о семье ребенка. Перед такой подготовкой не устоит даже взрослый, что уж говорить о детях. С помощью социальных сетей преступник может выяснить мельчайшие подробности: как зовут родственников или коллег родителей, какие игрушки ребенку подарили на день рождения, как выглядит его комната. Используя все это в разговоре, он может представиться другом или коллегой родителей, рассказать, например, что мама попала в больницу и надо срочно к ней ехать. Если взрослые стали свидетелем подобной «обработки», нельзя оставаться в стороне, потому что в 9 случаях из 10 это похищение.
Иногда похитители используют детей как приманку и посылают их познакомиться с потенциальными жертвами.
Должно насторожить, если машина медленно едет вдоль улицы и останавливается возле ребенка. А если водитель просит его показать дорогу и предлагает сесть в машину, то с 99%-й вероятностью это похититель. Обычный водитель спросит дорогу у взрослых, сотрудников ГИБДД или просто включит навигатор.
Сложно сохранять бдительность, когда похитители представляются сотрудниками полиции и просят ребенка пройти с ними, потому что он якобы что-то натворил. Люди в форме вызывают доверие даже у взрослых. Но согласитесь, что настоящий полицейский прежде всего будет искать родителей ребенка и не откажется от помощи взрослых, если они ее предложат.
Глава 4. Опыты и исследования
Опыт 1: Могу ли я распознать нехорошего человека.
Цель опыта: Я решила узнать, смогу ли определить плохого человека по внешности.
Проведение опыта:
Мама показала мне на компьютере разные фотографии хороших людей и преступников. Я по фотографии старалась разделить их по категориям.
Из 10 фотографий правильно определила троих.
Вывод: внешность обманчива.
Опыт 2: Смогу ли я побороть взрослого человека.
Цель: Определить сможет ли среднестатистический ребенок справиться со взрослым человеком .
Проведение опыта: Я попросила папу схватить меня и попыталась вырваться или применить к нему боевые приемы. Но силы явно оказались неравными. Тогда я попросила маму претвориться похитителем. Высвободиться из рук мамы я тоже не смогла.
Вывод: Обычный ребенок не способен справиться с силой взрослого человека. Остается привлекать внимание громким голосом, кусаться и вырываться изо всех сил.
Опыт 3: "Что вы будете делать, если на улице чужой человек схватит вас за руку"? Этот вопрос я задала своим друзьям и одноклассникам.
Опрошено 30 человек.
Из них:
23 человека ответили : «бить его»
5 человек ответили: «убегать»
2 человека ответили: «кричать».
Вывод: Дети не знают, как вести себя в такой ситуации.
Заключение
В результате проведения научной работы я узнала об опасностях похищения и причинения вреда детям, изучила статистику, возможные уловки злодеев, разобрала главные заблуждения. Определила, что я отвечаю за свою безопасность. Изучила приемы, которые мне помогут правильно поступить в опасной ситуации.
Список используемых источников.
Школа безопасности «Стоп-угроза» http://stop-ugroza.ru/
http://fondsvv.ru/news/article/ezegodno-v-rossii-propadaet-120-tysac-celovek-v-tom-cisle-45-tysac-detej
https://www.mke.ee/sobytija/kakie-opasnosti-podsteregayut-detej-doma-i-na-ulitse-i-kak-ot-nikh-zashchititsya
https://k1news.ru/news/society/kak-obezopasit-nashikh-detey-ot-nekhoroshikh-vzroslykh/
https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/12-priznakov-po-kotorym-mozhno-vychislit-pohititelya-detej-1662965/
Приложения.
 | Приложение 1 |
 | Приложение 2 |
 | Приложение 3 |
 | Приложение 4 |
 | Приложение 5 |
 | Приложение 6 |
 | Приложение 7 |
 | Приложение 8 |
 | Приложение 9 |
14