Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Хвощевская школа» Богородского муниципального округа
Нижегородской области.
Разработка НОД
по духовно-нравственному воспитанию
детей старшего дошкольного возраста
«Путешествие в город Добра»
Автор разработки :
Груздева Светлана Александровна,
воспитатель МБОУ «Хвощевская школа»
с.Хвощевка.
Пояснительная записка.
Цели: Расширение представлений детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека
Задачи:
Формировать представление детей о доброте и её значении, добрых поступках, о дружбе между людьми; способствовать использованию в речи вежливых слов, применять их в повседневной жизни.
Развивать представление о добре и зле; умение отличать хорошее от плохого; оценивать поступки других.
Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам; приобщать детей к добрым поступкам, побуждать к проявлению теплых чувств.
Состав группы воспитанников: мальчики, девочки.
Актуальность.
В настоящее время на фоне радикальный изменений в жизни людей, изменений происходящих в образовании, признание современной педагогической наукой духовного начала в человеке позволяет по-новому взглянуть и на самого человека , и на задачи его воспитания и образования, в частности на проблему духовно-нравственного становления маленьких граждан нашей страны. Если нравственность мерило принятия общественных норм и ценностей, а потому может быть воспитана. Духовность –« зерно» , которое имеется, в принципе у каждого, но оно может так и не пойти в рост, если его не пробудить. Духовность нельзя воспитать извне, она может быть развита только изнутри. Нравственность является условием для развития духовности. Поэтому именно в детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.
Место НОД в программе дошкольного образования
Является формой реализации программы развития «Растим патриота» на 2020-2025 гг.
Формы проведения занятий, виды деятельности: групповая.
Предполагаемый результат.
Умения детей действовать самостоятельно; проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со сверстниками и взрослыми; воспитание нравственных качеств.
Развитие интереса к теме «Что такое доброта?», ее значимости; развитие понимания о том, что доброта – это основа взаимоотношений между людьми; расширение и активизация словарного запаса.
Формирование общей культуры поведения и потребности в ЗОЖ.
Форма НОД: занятие-путешествие.
Методы и приемы
Наглядно-действенный метод :
• показ;
• рассматривания книжных иллюстраций;
• проведение дидактических игр;
Словесно-образный метод
• чтение литературных произведений воспитателем;
• беседа с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
• ответы на вопросы педагога, детей;
• сообщение дополнительного материала воспитателем;
• рассматривания наглядного материала;
• рассказов детей о своих впечатлениях;
• разбора житейских ситуаций.
Практический метод
• организация продуктивной деятельности детей.
Формы работы
• Игровая: вариативно-информационная (иллюстрация), постановка проблемного вопроса, сюрпризный момент.
• Словарная: активизировать словарь (добро, доброта, добрые поступки).
• Подготовительная: подготовка иллюстративного материала. Подбор материала (произведения художественной литературы, детские песенки(диск), занимательные игры).
Педагогические технологии:
• интерактивная (постановка проблемной ситуации в начале занятия, ее разрешение. Постановка проблемы побуждает детей к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к материалу, активизирует внимание).
• технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми (педагогическая помощь в выявлении личных индивидуальных особенностей каждого ребенка, поддержка самопознания)
• информационно-коммуникационная (показ презентации)
Дидактическое оснащение и оборудование.:
Проектор, ноутбук, экран, магнитофон; записи: группа «Барбарики» – Песня о доброте», сказочная мелодия на выход персонажа доброй Феи; спокойная мелодия для релаксации; шкатулка; книги для детей «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Волшебное слово», «Добрый жук» детские сказки; свеча (фонарик) безопасная; сломанная машина, испачканная кукла и влажные салфетки, кормушка для птиц и корм, порванная книга и клей, комнатный цветок и лейка; конверт с письмом от феи; иллюстрации с хорошими поступками и плохими, карточки зеленого цвета «Да», красного цвета «Нет»; солнышко из бумаги по количеству детей.
Предварительная работа:
Чтение рассказа В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?». Беседы с детьми на темы: «Что такое доброта?», «Вежливые слова». Беседа с детьми о правилах поведения. Игры - упражнения «Как бы ты поступил?», «Оцени поступок». Разучивание стихотворений о доброте.
Ход НОД:
Организационный момент Дети заходят в группу под песню «Песня о доброте» (Встают в круг).
I. Вводная часть
Воспитатель: Ребята, каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, и передадим друг другу с улыбкой свечу «Добра», это искорка тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по вашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. (Берем в руки (фонарик) свечу и дети передают друг другу свечу). Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «ДОБРОЕ УТРО!» «Доброе утро солнцу Доброе утро птицам! Доброе утро улыбчивым лицам! Пусть хорошее настроение сопровождает вас все занятие.
Воспитатель: Давайте своими добрыми улыбками поделимся друг с другом и скажем «Доброе утро!»
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, о чём пелось в песне, когда вы заходили в группу?
Дети: о доброте.
II. Основная часть.
Воспитатель: Верно, ребята. Сегодня, мы поговорим с вами о доброте. Какое удивительное, волшебное это слово!( Стук в дверь.)
Воспитатель: Ребята, кто-то к нам пришёл. Пойду, посмотрю.( Воспитатель вносит шарики, к ним привязана карта и конверт.)
Воспитатель: Смотрите, да здесь письмо и карта. Прочтём письмо?
Дети: да.
Воспитатель: Это письмо от доброй Феи. Воспитатель зачитывает письмо: «Здравствуйте ребята! Я Добрая фея. Мечтаю встретиться с вами и приглашаю вас в мой город Добра. Но, чтобы мы с вами встретились, необходимо произнести волшебные слова и проделать долгий и сложный путь, выполнить мои задания и доказать, что вы вежливые, добрые и дружные. Вы побываете на разных улицах моего города. Они отмечены на карте, а из письма вы узнаете о заданиях для вас. Я буду за вами внимательно наблюдать». Добрая фея.
Воспитатель: Ребята, вы готовы отправиться в путешествие в страну Добра? Дети: Да.
Воспитатель: Тогда занимайте места. (Дети садятся за столы).
Воспитатель: Ребята сей час мы с вами встанем, закроем глаза и произнесем волшебные слова: Вокруг себя, обернись В стране добра, окажись! Воспитатель: Ребята мы с вами попали в город «Добра» и первая улица нашего путешествия, улица «Вежливости».
Воспитатель: Какого человека можно назвать вежливым?
Дети: которые говорят вежливые слова.
Воспитатель: Вежливые люди знают много вежливых слов. А какие вежливые слова знаете вы?
Дети: Здравствуйте, спасибо…..
Давайте с вами поиграем в игру «Доскажи словечко» Послушайте стихи и доскажите вежливые слова.
1.Если встретился знакомый,
Хоть на улице хоть дома-
Не стесняйся не лукавствуй,
А скажи погромче ... (здравствуй)
2. Если просишь что - нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать … (пожалуйста)
3. Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас - будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте … (любезны) Будьте … (добры)
4. Порвал воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущенно:
Ну … (извините)
5.ж Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите …(до свидания)
6.Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить… (спасибо)
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Я уверенна, что вы всегда будете вежливыми и воспитанными детьми!
Воспитатель: Мы продолжаем путешествие. Отправляемся дальше, следующая на нашем путти улица «Здоровья».
Воспитатель: (воспитатель читает из письма Феи. Ребята, если вы радуетесь и смеётесь, значит у вас хорошее настроение и вы - здоровы. Но что надо делать что бы быть здоровыми?
Дети: Делать зарядку…
Физкультминутка «Доброта»
«Раз, два, три, четыре, пять — Вместе мы пойдём гулять.
Ручки к солнцу потянулись,
Мы друг другу улыбнулись, (дети друг другу улыбаются) Ч
тоб не хмуримся с утра (хмурим брови)
Нам поможет доброта. (разводим руки)
(дети выполняют движения)
Воспитатель: Ребята, а что еще надо делать, что бы быть здоровыми?
Дети: Можем сделать пальчиковую гимнастику:
Пальчиковая игра «Доброта»
Если пальчики грустят – доброты они хотят. пальцы плотно прижимаем к ладони
Если пальчики заплачут – их обидел кто-то значит. трясем кистями Наши пальцы пожалеем – добротой своей согреем. «моем» руки, дышим на них
К себе ладошки мы прижмем, поочередно, 1 вверху, 1 внизу.
Гладить ласково начнем. гладим ладонь другой ладонью
Пусть обнимутся ладошки, поиграют пусть немножко. скрестить пальцы, ладони прижать пальцы двух рук быстро легко стучат
Каждый пальчик нужно взять и покрепче обнимать. каждый палец зажимаем в кулачок
Воспитатель: Молодцы, а что еще нужно, чтоб мы сами были здоровы? Дети: Правильно питаться.
Воспитатель: Конечно ребята, обязательно нужно кушать полезные продукты. А какие?
(Воспитатель снимает скатерть, на подносе лежат полезные и вредные продукты. Вызывает двух детей предлагает одному ребенку разложить на свой поднос полезные продукты, другому вредные продукты).
Воспитатель: Молодцы ребята! И на этой улице вы справились со всеми заданиями и мы можем продолжать наше путешествие. Мы попали с вами на третью улицу города «Добра», улицу «Хороших поступков»
Воспитатель: (воспитатель зачитывает задание из письма от феи). Рассмотрите иллюстрации (использование презентации) и ответьте при помощи карточек, где на них изображены хорошие поступки, а где плохие. Если поступок хороший поднимайте зеленую карточку, если поступок плохой поднимайте красную карточку.
(Дети по очереди комментирует каждую иллюстрацию, описывая поступок).
Воспитатель: Ребята, для того, чтобы в нашей группе всегда царили доброта и дружба, нужно соблюдать правила «Доброго поведения», так же как и правила дорожного движения, правила «Доброго поведения» могут быть запрещающие и разрешающие.
Воспитатель: Придумайте, пожалуйста, запрещающие правила «Доброго поведения».
Дети: Не ссориться, не драться, не раскидывать, не ломать игрушки, не рвать книжки….
Воспитатель: А теперь, назовите разрешающие правила доброго поведения. Дети: Необходимо делиться, слушать друг друга, вместе играть, помогать друг другу.
Воспитатель: Молодцы, правильно и с этим заданием вы справились! И мы отправляемся дальше. А на пути у нас четвертая улица «Добрых дел». (Под скатертью лежат предметы: сломанная машина, испачканная кукла и влажные салфетки, кормушка для птиц и корм, порванная книга и клей, комнатный цветок и лейка).
Воспитатель: Интересно, что же за задание приготовила здесь для нас добрая Фея. Посмотрим, ребята?! (Воспитатель убирает скатерть) Ребята, смотрите, как много здесь разных предметов: сломанная машина, испачканная кукла, кормушка для птиц, порванная книга, комнатный цветок…. Скажите, какой добрый поступок можно совершить с их помощью?
Дети: перебрать крупу и зимой в кормушку насыпать корм для зимующих птиц, протереть листья цветка, сломанную машину отремонтировать, испачканную куклу вымыть, книгу подклеить….
Воспитатель: Молодцы какие. А сейчас я разложу предметы и вы в парах выполните задание. Звучит музыка, пока дети выполняют задание. Воспитатель: Какие молодцы, все справились с заданием. Вы все сделали сейчас доброе дело! А доброта, ребята – это важное человеческое качество. Не забывайте про это. Вот мы и выполнили все задания доброй Феи, прошли по всем улицам города Добра. И оказались у Замка Доброй феи.
Звучит волшебная мелодия. К детям выходит добрая Фея, в руках у неё волшебная шкатулка.
Добрая Фея: Здравствуйте ребята! Я наблюдала за вами. Вы молодцы, справились со всеми заданиями. Вы такие – добрые, вежливые и дружные. Скажите, а легко ли быть добрым?
Дети рассказывают стихотворения.
Добрая Фея: Какие вы молодцы!
III. Заключительная часть.
Добрая Фея: Ребята, давайте вспомним, в каком городе вы сегодня побывали?
Дети: В городе добра.
Добрая Фея: Ребята во время путешествия вы прошли по четырем улицам города, а по каким? (ответы детей).
Добрая Фея: Сегодня вы узнали об удивительном качестве человека – доброте. А доброта, ребята, что солнце. Есть солнце большое – оно на небе. А есть маленькое солнце, оно светит в каждом из нас. Это – доброта. Я вам раздам волшебное солнышко добра, сомкните его между ладошками (дети берут бумажное солнышко в ладоши). Давайте закроем глаза и помечтаем. Звучит спокойная мелодия (релаксационная музыка).
Слушайте меня внимательно. Ваши руки чувствуют удивительную теплоту. Мысленно поместите все добро этого солнышка внутрь. Почувствуйте, как добро согревает вас, доставляет вам радость. У вас появляются силы, здоровье, хорошее настроение. В вашей группе очень уютно, все в ней живут дружно. А теперь медленно, не спеша, откройте глаза.
Какие вы все стали красивые, потому что внутри вас теперь живёт только лишь доброта. Ребята, Вы меня сегодня очень порадовали, вы справились со всеми заданиями. Мне было очень приятно, и я уверена, что вы будете делать только хорошие поступки, будете вежливыми, добрыми, внимательными, заботливыми. Я буду обязательно вами гордиться! А в подарок я хочу подарить вам, эти замечательные книги (достаёт из шкатулки книги): «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Волшебное слово», «Добрый жук» и отдает детям.
Дети благодарят добрую Фею Добрая Фея: прощается с детьми Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Нам пора возвращаться в детский сад, в свою замечательную группу. Закрываем наши глазки и произносим волшебное заклинание:
Вокруг себя, обернись В своей группе окажись!
Песня «Что такое доброта?»
Воспитатель: Ну, вот ребята мы с вами и вернулись в нашу группу, вам понравилось путешествие? Давайте ребята встанем в полукруг, крепко возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и с поклоном скажем волшебные добрые слова «Спасибо, до следующей встречи!»
Воспитатель: Добро способно чудеса творить. Оно нас учит верить и любить. И без него нам просто не прожить. Давайте будем верить и мечтать И только добрые поступки совершать.
Список литературы:
1. Баринова Е.В. «Уроки Вежливости и Доброты»: пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития. 3-е издание[Текст]: Е.В. Баринова.- Феликс,2013.- 256с.
2.Сизова Н.О. Детям об этикете [Текст] : [книга для детей 6+] / Н.О. Сизова. — Санкт-Петербург : Паритет, 2014. — 31 с.
3.Шалаева Г.П., Журавлева О.М., Сазонова О.Г.«Правила поведения для воспитанных детей».[Текст] : Г.П. Шалаева, О.М. Журавлева, О.Г. СазоноваМ.: СЛОВО; Эксмо, 2006. — 160 с.
4. Программа эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Шевченко Л.Л. «Добрый мир». Православная культура для малышей. Книга 3. М. : центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества. 2012.