СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка образовательного события по русскому языку в 10 классе по теме "Фразеология"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка образовательного события по русскому языку в 10 классе по теме "Фразеология", рассчитанная на 3 совмещенных академических часа. Занятие позволяет в интересной форме путем самостоятельного исследования и работы в группах расширить и закрепить знания по фразеологии, а также отработать задания ЕГЭ по этой теме.

Просмотр содержимого документа
«Петренко Н.А., ГБОУ Школа №2117 г.Москва Разработка образовательного события по русскому языку по теме ФРАЗЕОЛОГИЯ 10 кл»




Разработка серии уроков

в рамках образовательного события

по предмету «русский язык» в 10 классе

по теме «Фразеология»:


ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В ИСТОРИИ И ЛИНГВИСТИКЕ




Автор: Петренко Нина Александровна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ Школа № 2117

г.о. Щербинка в г.Москве








г.Москва

2015г.

Конспект образовательного события

по русскому языку в 10 классе

по теме «Фразеология»

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В ИСТОРИИ И ЛИНГВИСТИКЕ


Цель: изучение фразеологизмов с точки зрения значения, происхождения, употребления в речи через самостоятельный поиск и анализ информации.

Задачи:

  • Расширить и углубить знания учащихся по фразеологии

  • Объяснить важное значение фразеологизмов как изобразительно-выразительных средств

  • Научить находить информацию по заданным параметрам в различных источниках

  • Научить находить фразеологизмы в тексте, определять их значение и роль в контексте

  • Научить определять лексическую и стилистическую сочетаемость фразеологизмов с содержанием текста

  • Отработать навыки выполнения заданий ЕГЭ по теме «Фразеология»

  • Отработать навыки работы в группах

  • Обогатить лексикон учащихся

Технические средства и оборудование:

  • Гаджеты с доступом в Интернет

  • Ватманские листы формата А-3 по 2 на каждую группу (2х4)

  • Фломастеры или маркеры, цветные карандаши или восковые мелки ( по набору на каждую группу)

  • Проектор

  • Ноутбук или компьютер, подключенный к проектору

  • Доска маркерная или меловая для подсчета результатов работы каждой группы

  • Словари: толковые, фразеологизмов, этимологические, Даля и т.д.

  • Приложение 1 – листы с заданиями

  • Приложение 2 – презентация к занятию

  • Приложение 3 – листы ответов

Длительность занятия: 3 академических часа+2 перемены – всего 150 мин (2,5 астрономических часа).

Описание принципа работы учащихся:

Разбивка на группы происходит по желанию учащихся. На каждую работу отводится строго определенное количество времени. Выполнение каждого задания оценивается по системе баллов. Распределение темы задания №1 происходит по жеребьевке.


ХОД

образовательного события


ЭТАП 1 – ВВОДНЫЙ – 10 мин.

1.Учащиеся разбиваются на 4 равных по количеству группы по своему желанию, рассаживаются вокруг столов с приготовленными листами ватмана, маркерами, карандашами.

2.Вступительное слово учителя (слайд 1).

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: « Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо».

Фразеология имеет огромное значение в нашей речи, так как в ней ярче всего проявляется богатство, сила и красота языка. Лучшие произведения художественной литературы многим обязаны именно фразеологизмам. Все это – непререкаемая истина. Но каждая истина требует доказательств. Вслушаемся в вашу речь. Часто ли в ней можно услышать фразеологизмы? Практически никогда. О некоторых из них вы даже не слышали. Если говорить о письменной форме речи, то и там у большинства обучающихся фразеологизмы являются редким гостем.

Как важно употребление фразеологизмов в нашей речи! Ведь благодаря свойствам фразеологизмов, а именно: образности экспрессивности и слитности значения - наша речь становится ярче, эмоциональней, образней и выразительней. Именно поэтому почти все известные писатели, даже во времена Гомера, использовали фразеологизмы для создания колорита и стилистической окраски своих произведений. 

Давайте вспомним, что такое фразеологизм.

- Это устойчивое выражение с самостоятельным значением. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом. Более того, фразеологизм рассматривается как единая неделимая синтаксическая единица, то есть весь фразеологизм является одним членом предложения.

- Этимология фразеологизма – это его происхождение.

Первоначальный (прямой) смысл фразеологизмов связан с историей разных народов, с их обычаями, религией, работой. Поэтому для понимания фразеологизма важно знать его этимологию.

Каковы же источники происхождения фразеологизмов? Самые разные! Сегодня вы поработаете с 4-мя самыми основными источниками происхождения фразеологизмов. Каждая группа будет работать не просто так, а зарабатывать баллы. По итогам сегодняшней работы, будут выставлены оценки: группа, получившая самое большое количество баллов, получит оценки «5» по русскому языку и литературе, за второе место – оценка «4», за третье место – оценка «3» по вашему желанию, оценка «2 » не ставится.


Каждая группа получит свое направление по жребию. Это:

1.Исконно русские фразеологизмы

2. Античная мифология

3. Художественные произведения («Крылатые слова»)

4.Библия

2.Жеребьевка.

ЭТАП 2 – ПОИСК ИНФОРМАЦИИ – 40+25 мин.

3.Объяснение задания.

Учитель: - Задание лежит у вас на столах. Оно одинаковое для всех групп. Разным будет только то направление, в котором вы будете осуществлять поиск.

Итак, вам надо:

  • Придумать название команды в соответствии с выбранным вами направлением

  • Найти в источниках 5 фразеологизмов по вашему направлению

  • Выписать их на лист ватмана

  • Если сумеете найти и подобрать, то запишите рядом с найденными фразеологизмами синонимичные им фразеологизмы

  • Устно объясните значение каждого фразеологизма и расскажите историю его происхождения.

На подготовку выступления вам дается 40 минут. На защиту каждого проекта – по 5 минут.


4.Работа в группах. Консультирование учителем каждой группы по мере необходимости.

5.Защита подготовленных проектов.

Система оценки:

  • За каждый правильно найденный в соответствии с направлением группы фразеологизм – 2 балла

  • За каждое верно объясненное значение – 2 балла

  • За верно подобранный синоним – 2 балла

  • За подробно рассказанную историю фразеологизма – 3 балла

ИТОГО: максимум 45 баллов


На доске записываются названия команд, по мере выступления команд учитель поправляет, дополняет, комментирует сказанное и выставляет баллы каждой команде.


ЭТАП 3 – РАБОТА С РЕБУСАМИ

И ГРАФИЧЕСКИМИ ЗАГАДКАМИ – 20+15+10 мин.

6.На экране появляются слайды с графическими загадками и ребусами. Учащиеся должны угадать зашифрованный фразеологизм. Отвечает первым та группа, члены которой первыми подняли руки. Если они отвечают неправильно, ответ переходит к следующей группе, второй поднявшей руки.

За каждый угаданный фразеологизм – 2 балла. За объяснение его значения – 2 балла. (слайды №2-38)

7.Работа над графической загадкой:

Учитель: - А теперь – задание №2 на ваших столах. Зашифруйте в рисунке или ребусе на листе ватмана фразеологизм по вашему направлению, но не тот, о котором вы уже рассказывали, а дополнительный. Потом другие группы будут угадывать, что вы зашифровали. Можно пользоваться любыми источниками информации, но не копировать.

По мере работы учащихся учитель консультирует группы по их запросу.

8.Разгадывание ребусов соперников. Каждая группа пишет свой ответ и отдает учителю, который оглашает после этого правильные ответы.

За каждый угаданный фразеологизм – 4 балла. Самые удачные графические загадки награждаются дополнительными 4 баллами.


ЭТАП 4 – ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ – 25 мин.

9.Учитель: - Сейчас пришло время понять, зачем еще мы так много внимания уделяем фразеологизмам. Если вы хорошо знаете, какие бывают фразеологизмы, когда и какие из них уместно употреблять в речи в зависимости от речевой ситуации, то не ошибетесь в их использовании. Посмотрите, какие типичные ошибки связаны с неверным употреблением фразеологимов.

Знакомство с теоретическим материалом (слайды 39-41)

10.Учитель: - А теперь потренируемся! Каждая группа выполняет задание по редактированию текстов, правильные варианты записываете на соответствующих листах ответов № 1,2,3 и 4. После записи ответа лист сразу сдаете учителю, затем на экране будет дан правильный ответ.

Работа со слайдами №42-50.

Пока учащиеся выполняют задание №1, учитель подсчитывает баллы на доске. Затем каждый сданный лист ответа сразу проверяется и баллы выносятся на доску, пока учащиеся выполняют задания №2-4. После каждого выполненного задания и сданных листов ответов открывается слайд с правильным ответом, затем – следующее задание. Каждое правильно отредактированное предложение – 1 балл.

11.Учитель: - И последние 2 задания я взяла из открытого банка заданий ЕГЭ по русскому языку на сайте ФИПИ, чтобы вы увидели, что полученные вами сегодня знания и навыки пригодятся также и при сдаче ЕГЭ.

Работа со слайдами №51-54.

Каждая группа пишет свой ответ и отдает учителю, который оглашает после этого правильные ответы. Каждый правильный ответ – 2 балла.

ЭТАП 4 – ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ – 5 мин.

12.Учитель подсчитывает баллы, объявляет команду-победителя.

Группа, получившая самое большое количество баллов, получает оценки «5» по русскому языку и литературе.

За второе место – оценка «4».

За третье место – оценка «3» по желанию учащихся.

Оценка «2 » не ставится.


13.Заключенительное слово учителя:

- Фразеологизм наряду со словом – одна из основных единиц языка. Через фразеологизм язык соотнесен с действительностью непосредственно, так как эта единица служит наименованием реалий. Развитие общественной жизни прямо отражается на развитии фразеологического состава языка. Исследовав происхождение даже небольшой части фразеологических сокровищ, мы узнали много нового и интересного, окунулись в целый океан загадок и открытий, на ярких примерах проследили связь русского языка с литературой, мифологией, религией, историей. Изучение фразеологизмов помогает расширить ваши знания о языке, формирует у вас эстетический вкус, желание обогатить свой словарный запас. Также фразеологизмы помогают немногими словами сказать многое. Чтобы избежать ошибок и не нарушать красоту языка, следует правильно и к месту употреблять фразеологизмы в своей речи. А этого можно достигнуть лишь в том случае, если будем знать их этимологию.

В заключение хотелось бы отметить, что необходимо постоянно знакомиться с фразеологическими оборотами, чтобы наша речь была точнее, богаче, выразительнее. Спасибо всем за работу! (слайд 55)

Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»

Приложение 1

Задание 1.

Найдите 5 фразеологизмов указанного группе вида по происхождению.

Дайте толкование каждому из них.

Выпишите на ватман найденные фразеологизмы, запишите рядом с ними синонимичные фразеологизмы.

Устно объясните значение каждого фразеологизма и его происхождение.

Задание 2

Зашифруйте фразеологизм в ребусе или рисунке.

_______________________________________________________________________

Задание 1.

Найдите 5 фразеологизмов указанного группе вида по происхождению.

Дайте толкование каждому из них.

Выпишите на ватман найденные фразеологизмы, запишите рядом с ними синонимичные фразеологизмы.

Устно объясните значение каждого фразеологизма и его происхождение.

Задание 2

Зашифруйте фразеологизм в ребусе или рисунке.

_________________________________________________________________________

Задание 1.

Найдите 5 фразеологизмов указанного группе вида по происхождению.

Дайте толкование каждому из них.

Выпишите на ватман найденные фразеологизмы, запишите рядом с ними синонимичные фразеологизмы.

Устно объясните значение каждого фразеологизма и его происхождение.

Задание 2

Зашифруйте фразеологизм в ребусе или рисунке.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 3»

Приложение 2

Лист ответов №1 Группа______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лист ответов №1 Группа______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лист ответов №1 Группа______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лист ответов №1 Группа______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Лист ответов №2 Группа______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лист ответов №2 Группа______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лист ответов №2 Группа______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лист ответов №2 Группа______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Лист ответов №3 Группа______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лист ответов №3 Группа______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лист ответов №3 Группа______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лист ответов №3 Группа______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Лист ответов №4 Группа______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лист ответов №4 Группа______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лист ответов №4 Группа______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лист ответов №4 Группа______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просмотр содержимого презентации
«Приложение 2»

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ  В ИСТОРИИ  И ЛИНГВИСТИКЕ

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В ИСТОРИИ И ЛИНГВИСТИКЕ

ТЕНИРУЕМСЯ!

ТЕНИРУЕМСЯ!

Какие фразеологизмы зашифрованы?

Какие фразеологизмы зашифрованы?

КОТ В МЕШКЕ

КОТ В МЕШКЕ

Какие фразеологизмы зашифрованы?

Какие фразеологизмы зашифрованы?

ТРЕТИЙ ГЛАЗ

ТРЕТИЙ ГЛАЗ

Какие фразеологизмы зашифрованы?

Какие фразеологизмы зашифрованы?

МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ

МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ

Какие фразеологизмы зашифрованы?

Какие фразеологизмы зашифрованы?

ШИТО БЕЛЫМИ НИТКАМИ

ШИТО БЕЛЫМИ НИТКАМИ

Какие фразеологизмы зашифрованы?

Какие фразеологизмы зашифрованы?

ВСТАВЛЯТЬ ПАЛКИ  В КОЛЕСА

ВСТАВЛЯТЬ ПАЛКИ В КОЛЕСА

Какие фразеологизмы зашифрованы?

Какие фразеологизмы зашифрованы?

СПАТЬ БОГАТЫРСКИМ СНОМ

СПАТЬ БОГАТЫРСКИМ СНОМ

Какие фразеологизмы зашифрованы?

Какие фразеологизмы зашифрованы?

ДОМ ВВЕРХ ДНОМ

ДОМ ВВЕРХ ДНОМ

Какие фразеологизмы зашифрованы?

Какие фразеологизмы зашифрованы?

МУТИТЬ ВОДУ

МУТИТЬ ВОДУ

Какие фразеологизмы зашифрованы?

Какие фразеологизмы зашифрованы?

ГЛАЗА РАЗБЕЖАЛИСЬ

ГЛАЗА РАЗБЕЖАЛИСЬ

Какие фразеологизмы зашифрованы?

Какие фразеологизмы зашифрованы?

ГРЫЗТЬ ГРАНИТ НАУКИ

ГРЫЗТЬ ГРАНИТ НАУКИ

Какие фразеологизмы зашифрованы?

Какие фразеологизмы зашифрованы?

ЗАРУБИТЬ НА НОСУ

ЗАРУБИТЬ НА НОСУ

Какие фразеологизмы зашифрованы?

Какие фразеологизмы зашифрованы?

ПЛЯСАТЬ ПОД ЧУЖУЮ ДУДКУ

ПЛЯСАТЬ ПОД ЧУЖУЮ ДУДКУ

Какие фразеологизмы зашифрованы?

Какие фразеологизмы зашифрованы?

ОТСТАВНОЙ КОЗЫ БАРАБАНЩИК

ОТСТАВНОЙ КОЗЫ БАРАБАНЩИК

Какие фразеологизмы зашифрованы?

Какие фразеологизмы зашифрованы?

ПЕРВЫЙ БЛИН КОМОМ

ПЕРВЫЙ БЛИН КОМОМ

Какие фразеологизмы зашифрованы?

Какие фразеологизмы зашифрованы?

КРЫША ПОЕХАЛА

КРЫША ПОЕХАЛА

Какие фразеологизмы зашифрованы?

Какие фразеологизмы зашифрованы?

ГЛАЗА В КУЧКУ

ГЛАЗА В КУЧКУ

Какие фразеологизмы зашифрованы?

Какие фразеологизмы зашифрованы?

НОЖКИ ДА РОЖКИ

НОЖКИ ДА РОЖКИ

Какие фразеологизмы зашифрованы?

Какие фразеологизмы зашифрованы?

ТЯНУТЬ КОТА ЗА ХВОСТ

ТЯНУТЬ КОТА ЗА ХВОСТ

Ошибки при употреблении фразеологизмов Как в устной, так и в письменной речи наблюдается значительное количество ошибок при употреблении фразеологизмов. Наиболее типичными являются следующие: Замена компонента фразеологического сочетания ( перебирать из пустого в порожнее  вместо  переливать из пустого в порожнее; львиная часть  вместо  львиная доля ).    Неоправданное сокращение или расширение состава фразеологического оборота ( вступили новые правила  вместо  вступили в действие новые правила; оставлять желать много лучшего  вместо  оставлять желать лучшего ).    Использование неудачного определения в составе фразеологического сочетания ( К сожалению, на вечере, посвященном А.С. Пушкину, задавали кляузные вопросы о Наталье Николаевне  вместо  задавали каверзные вопросы ). 

Ошибки при употреблении фразеологизмов

Как в устной, так и в письменной речи наблюдается значительное количество ошибок при употреблении фразеологизмов. Наиболее типичными являются следующие:

  • Замена компонента фразеологического сочетания ( перебирать из пустого в порожнее  вместо  переливать из пустого в порожнее; львиная часть  вместо  львиная доля ). 
  • Неоправданное сокращение или расширение состава фразеологического оборота ( вступили новые правила  вместо  вступили в действие новые правила; оставлять желать много лучшего  вместо  оставлять желать лучшего ). 
  • Использование неудачного определения в составе фразеологического сочетания ( К сожалению, на вечере, посвященном А.С. Пушкину, задавали кляузные вопросы

о Наталье Николаевне  вместо  задавали каверзные вопросы ). 

Контаминация (смешение) двух оборотов ( по гроб доски  вместо  по гроб жизни и до гробовой доски; припереть к горлу  вместо  припереть к стенке и подступить к горлу; играть значение  вместо  играть роль и иметь значение ).    Искажение грамматической формы компонентов фразеологизма ( подвернуться под рукой  вместо  подвернуться под руку, бабушка на двоих сказала  вместо  бабушка надвое сказала ).    Нарушение грамматической связи фразеологизма с примыкающими к нему словами
  • Контаминация (смешение) двух оборотов ( по гроб доски  вместо  по гроб жизни и до гробовой доски; припереть к горлу  вместо  припереть к стенке и подступить к горлу; играть значение  вместо  играть роль и иметь значение ). 
  • Искажение грамматической формы компонентов фразеологизма ( подвернуться под рукой  вместо  подвернуться под руку, бабушка на двоих сказала  вместо  бабушка надвое сказала ). 
  • Нарушение грамматической связи фразеологизма с примыкающими к нему словами ( никому и никогда он шапку не ломал  вместо  ни перед кем и никогда он шапку не ломал; cпикер выразил сожаление случившимся  вместо  cпикер выразил сожаление в связи со случившимся ). 
Употребление фразеологизма, не соответствующего контексту  ( Среди слушателей были студенты, которые лыка не вязали по-русски , вместо  Среди слушателей были студенты, которые плохо знали русский язык; Зрители внушают мне доверие, что я как актриса еще многое могу сделать , вместо  Зрители вселяют в меня веру, что я как актриса еще многое могу сделать ).    Cтилистическая неуместность использования фразеологического оборота
  • Употребление фразеологизма, не соответствующего контексту  ( Среди слушателей были студенты, которые лыка не вязали по-русски , вместо  Среди слушателей были студенты, которые плохо знали русский язык; Зрители внушают мне доверие, что я как актриса еще многое могу сделать , вместо  Зрители вселяют в меня веру, что я как актриса еще многое могу сделать ). 
  • Cтилистическая неуместность использования фразеологического оборота ( Командир приказал сматывать удочки  вместо  Командир приказал уходить ). 
Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов

Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов

  • Исправь ошибки
  • 1.Отдохнув и подкрепившись, туристы спели свою лебединую песню. 
  • 2.Помещица Ларина сама брила лбы своим крестьянам. 
  • 3.Я согласился с Николаем, скрипя сердцем.
  • 4.Хоть кол на голове чеши. 
  • 5.Довёл меня до белого колена. 
  • 6.Пока суть да дело.
ПРОВЕРИМ!

ПРОВЕРИМ!

  • 1.Отдохнув и подкрепившись, туристы спели свою любимую песню. (фразеологизм неуместен)
  • 2.Помещица Ларина брила лбы своим крестьянам. ( отдавала в солдаты
  • 3.Я согласился с Николаем, скрепя сердце .
  • 4.Хоть кол на голове теши
  • 5.Довёл меня до белого каления
  • 6.Пока суд да дело.
Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов

Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов

  • 7.Слово не воробей, не вырубишь топором.
  • 8. Тёртый воробей
  •   9.Стреляный калач
  • 10. Рассыпался как мыльный пузырь.
  • 11. Лопнул как карточный домик.
  • 12. Чем дальше в лес, тем больше щепки летят.
  • 13. В чужом пиру масленица.
ПРОВЕРИМ!

ПРОВЕРИМ!

  • 7.Слово не воробей: вылетит – не поймаешь .
  • 8. Тёртый калач .
  •   9.Стреляный воробей .
  • 10. Рассыпался как карточный домик .
  • 11. Лопнул как мыльный пузырь .
  • 12. Чем дальше в лес, тем больше дров .
  • 13. В чужом пиру похмелье .
Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов

Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов

  • Белая ворона – так иногда называют человека совестливого, неравнодушного к тому, что плохо лежит.
  • На открытии нового телецентра его директор удовлетворенно заявил, что в полку журналистов прибыло.
  • В важном деле нельзя торопиться, иначе можно нарубить дрова.
  • Посетитель так и ушёл несолоно нахлебавши.
ПРОВЕРИМ!

ПРОВЕРИМ!

  • 1.Белой вороной  называют людей, которые резко выделяются на фоне коллектива своим поведением, внешним видом или жизненной позицией.
  • 2.На открытии нового телецентра его директор удовлетворенно заявил, что полку журналистов прибыло.
  • 3.В важном деле нельзя торопиться, иначе можно наломать дров .
  • 4.Посетитель так и ушёл несолоно хлебавши .
Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов 5. Информация о внезапном изменении курса акций поставила все банки в полный расплох. 6. Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом. 7. Если на нашем предприятии начнется ревизия, мы можем влипнуть в переплет. 8. Мне кажется, что он сослужил вам медвежью услугу. 9. У них все было шито-крыто белыми нитками. 10. Он знал всю его подноготную жизнь.

Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов

5. Информация о внезапном изменении курса акций поставила все банки в полный расплох.

6. Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом.

7. Если на нашем предприятии начнется ревизия, мы можем влипнуть в переплет.

8. Мне кажется, что он сослужил вам медвежью услугу.

9. У них все было шито-крыто белыми нитками.

10. Он знал всю его подноготную жизнь.

ПРОВЕРИМ!

ПРОВЕРИМ!

  • 5. Информация о внезапном изменении курса акций застала все банки в расплох .
  • 6. Он всегда считал своего соседа отъявленным негодяем .
  • 7. Если на нашем предприятии начнется ревизия, мы можем попасть в переплет .
  • 8. Мне кажется, что он оказал вам медвежью услугу ( сослужил плохую службу ).
  • 9. У них все было шито-крыто ( шито белыми нитками) .
  • 10. Он знал всю его подноготную .
(4) Врач почему-то не начинал приём, и около дверей в тесном коридорчике, освещенном чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение. (5)Кого тут только не было! (6)Пожилые женщины, лица которых раскраснелись от духоты, хму­рые старики, старшеклассницы, визгливо кричащие, что пройдут вне очереди, потому что им всего-навсего нужно поставить штамп. (7) Грудные дети плакали на руках измученных ожиданием мам, которые устало их кача­ли и в немой тоске смотрели на закрытую дверь кабинета. (8)Время шло, а приём всё не начинался. (9)И терпение людей лопнуло. (10)Вначале послышался какой-то глухой ропот, который, будто спичка сухие ветки, поджёг общее недовольство. (11)Дети, как по сигналу, в один голос заплакали, и уже не ропот, а возмущённо-жалобный вой наполнил весь коридор. В каком предложении употребляется фразеологизм? 1) 10 2) 7 3) 8 4) 4

(4) Врач почему-то не начинал приём, и около дверей в тесном коридорчике, освещенном чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение. (5)Кого тут только не было! (6)Пожилые женщины, лица которых раскраснелись от духоты, хму­рые старики, старшеклассницы, визгливо кричащие, что пройдут вне очереди, потому что им всего-навсего нужно поставить штамп. (7) Грудные дети плакали на руках измученных ожиданием мам, которые устало их кача­ли и в немой тоске смотрели на закрытую дверь кабинета.

(8)Время шло, а приём всё не начинался. (9)И терпение людей лопнуло. (10)Вначале послышался какой-то глухой ропот, который, будто спичка сухие ветки, поджёг общее недовольство. (11)Дети, как по сигналу, в один голос заплакали, и уже не ропот, а возмущённо-жалобный вой наполнил весь коридор.

В каком предложении употребляется фразеологизм?

1) 10

2) 7

3) 8

4) 4

(4) Врач почему-то не начинал приём, и около дверей в тесном коридорчике, освещенном чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение. (5)Кого тут только не было! (6)Пожилые женщины, лица которых раскраснелись от духоты, хму­рые старики, старшеклассницы, визгливо кричащие, что пройдут вне очереди, потому что им всего-навсего нужно поставить штамп. (7) Грудные дети плакали на руках измученных ожиданием мам, которые устало их кача­ли и в немой тоске смотрели на закрытую дверь кабинета. (8)Время шло, а приём всё не начинался. (9)И терпение людей лопнуло. (10)Вначале послышался какой-то глухой ропот, который, будто спичка сухие ветки, поджёг общее недовольство. (11)Дети, как по сигналу, в один голос заплакали, и уже не ропот, а возмущённо-жалобный вой наполнил весь коридор. Ответ: 1) 10 2) 7 3) 8 4) 4

(4) Врач почему-то не начинал приём, и около дверей в тесном коридорчике, освещенном чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение. (5)Кого тут только не было! (6)Пожилые женщины, лица которых раскраснелись от духоты, хму­рые старики, старшеклассницы, визгливо кричащие, что пройдут вне очереди, потому что им всего-навсего нужно поставить штамп. (7) Грудные дети плакали на руках измученных ожиданием мам, которые устало их кача­ли и в немой тоске смотрели на закрытую дверь кабинета.

(8)Время шло, а приём всё не начинался. (9)И терпение людей лопнуло. (10)Вначале послышался какой-то глухой ропот, который, будто спичка сухие ветки, поджёг общее недовольство. (11)Дети, как по сигналу, в один голос заплакали, и уже не ропот, а возмущённо-жалобный вой наполнил весь коридор.

Ответ:

1) 10

2) 7

3) 8

4) 4

(4)Действительно, читать — это осмысливать жизнь, себя самого в этой жизни. (10)Впервые серьёзно начал я читать, когда ко дню рождения подарили мне книгу Льва Толстого «Хаджи-Мурат», голубую, с серебряным тиснением. (16)А потом были годы, когда я пытался во что бы то ни стало объять необъятное и перечитал массу книг. (21)Эта боль вызвана состраданием, сочувствием к другому, а такое сочувствие и должна вызывать литература, чтобы в людях не угасло человеческое.
  • (4)Действительно, читать — это осмысливать жизнь, себя самого в этой жизни.
  • (10)Впервые серьёзно начал я читать, когда ко дню рождения подарили мне книгу Льва Толстого «Хаджи-Мурат», голубую, с серебряным тиснением.
  • (16)А потом были годы, когда я пытался во что бы то ни стало объять необъятное и перечитал массу книг.
  • (21)Эта боль вызвана состраданием, сочувствием к другому, а такое сочувствие и должна вызывать литература, чтобы в людях не угасло человеческое.

Укажите номер предложения, в котором использован фразеологизм

1) 10

2) 16

3) 21

4) 4

(4)Действительно, читать — это осмысливать жизнь, себя самого в этой жизни. (10)Впервые серьёзно начал я читать, когда ко дню рождения подарили мне книгу Льва Толстого «Хаджи-Мурат», голубую, с серебряным тиснением. (16)А потом были годы, когда я пытался во что бы то ни стало объять необъятное и перечитал массу книг. (21)Эта боль вызвана состраданием, сочувствием к другому, а такое сочувствие и должна вызывать литература, чтобы в людях не угасло человеческое.
  • (4)Действительно, читать — это осмысливать жизнь, себя самого в этой жизни.
  • (10)Впервые серьёзно начал я читать, когда ко дню рождения подарили мне книгу Льва Толстого «Хаджи-Мурат», голубую, с серебряным тиснением.
  • (16)А потом были годы, когда я пытался во что бы то ни стало объять необъятное и перечитал массу книг.
  • (21)Эта боль вызвана состраданием, сочувствием к другому, а такое сочувствие и должна вызывать литература, чтобы в людях не угасло человеческое.

Ответ

1) 10

2) 16

3) 21

4) 4

Учите лексику: на ЕГЭ пригодится!

Учите лексику: на ЕГЭ пригодится!