Разработка серии уроков
в рамках образовательного события
по предмету «русский язык» в 10 классе
по теме «Фразеология»:
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В ИСТОРИИ И ЛИНГВИСТИКЕ
Автор: Петренко Нина Александровна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ Школа № 2117
г.о. Щербинка в г.Москве
г.Москва
2015г.
Конспект образовательного события
по русскому языку в 10 классе
по теме «Фразеология»
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В ИСТОРИИ И ЛИНГВИСТИКЕ
Цель: изучение фразеологизмов с точки зрения значения, происхождения, употребления в речи через самостоятельный поиск и анализ информации.
Задачи:
Расширить и углубить знания учащихся по фразеологии
Объяснить важное значение фразеологизмов как изобразительно-выразительных средств
Научить находить информацию по заданным параметрам в различных источниках
Научить находить фразеологизмы в тексте, определять их значение и роль в контексте
Научить определять лексическую и стилистическую сочетаемость фразеологизмов с содержанием текста
Отработать навыки выполнения заданий ЕГЭ по теме «Фразеология»
Отработать навыки работы в группах
Обогатить лексикон учащихся
Технические средства и оборудование:
Гаджеты с доступом в Интернет
Ватманские листы формата А-3 по 2 на каждую группу (2х4)
Фломастеры или маркеры, цветные карандаши или восковые мелки ( по набору на каждую группу)
Проектор
Ноутбук или компьютер, подключенный к проектору
Доска маркерная или меловая для подсчета результатов работы каждой группы
Словари: толковые, фразеологизмов, этимологические, Даля и т.д.
Приложение 1 – листы с заданиями
Приложение 2 – презентация к занятию
Приложение 3 – листы ответов
Длительность занятия: 3 академических часа+2 перемены – всего 150 мин (2,5 астрономических часа).
Описание принципа работы учащихся:
Разбивка на группы происходит по желанию учащихся. На каждую работу отводится строго определенное количество времени. Выполнение каждого задания оценивается по системе баллов. Распределение темы задания №1 происходит по жеребьевке.
ХОД
образовательного события
ЭТАП 1 – ВВОДНЫЙ – 10 мин.
1.Учащиеся разбиваются на 4 равных по количеству группы по своему желанию, рассаживаются вокруг столов с приготовленными листами ватмана, маркерами, карандашами.
2.Вступительное слово учителя (слайд 1).
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: « Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо».
Фразеология имеет огромное значение в нашей речи, так как в ней ярче всего проявляется богатство, сила и красота языка. Лучшие произведения художественной литературы многим обязаны именно фразеологизмам. Все это – непререкаемая истина. Но каждая истина требует доказательств. Вслушаемся в вашу речь. Часто ли в ней можно услышать фразеологизмы? Практически никогда. О некоторых из них вы даже не слышали. Если говорить о письменной форме речи, то и там у большинства обучающихся фразеологизмы являются редким гостем.
Как важно употребление фразеологизмов в нашей речи! Ведь благодаря свойствам фразеологизмов, а именно: образности экспрессивности и слитности значения - наша речь становится ярче, эмоциональней, образней и выразительней. Именно поэтому почти все известные писатели, даже во времена Гомера, использовали фразеологизмы для создания колорита и стилистической окраски своих произведений.
Давайте вспомним, что такое фразеологизм.
- Это устойчивое выражение с самостоятельным значением. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом. Более того, фразеологизм рассматривается как единая неделимая синтаксическая единица, то есть весь фразеологизм является одним членом предложения.
- Этимология фразеологизма – это его происхождение.
Первоначальный (прямой) смысл фразеологизмов связан с историей разных народов, с их обычаями, религией, работой. Поэтому для понимания фразеологизма важно знать его этимологию.
Каковы же источники происхождения фразеологизмов? Самые разные! Сегодня вы поработаете с 4-мя самыми основными источниками происхождения фразеологизмов. Каждая группа будет работать не просто так, а зарабатывать баллы. По итогам сегодняшней работы, будут выставлены оценки: группа, получившая самое большое количество баллов, получит оценки «5» по русскому языку и литературе, за второе место – оценка «4», за третье место – оценка «3» по вашему желанию, оценка «2 » не ставится.
Каждая группа получит свое направление по жребию. Это:
1.Исконно русские фразеологизмы
2. Античная мифология
3. Художественные произведения («Крылатые слова»)
4.Библия
2.Жеребьевка.
ЭТАП 2 – ПОИСК ИНФОРМАЦИИ – 40+25 мин.
3.Объяснение задания.
Учитель: - Задание лежит у вас на столах. Оно одинаковое для всех групп. Разным будет только то направление, в котором вы будете осуществлять поиск.
Итак, вам надо:
Придумать название команды в соответствии с выбранным вами направлением
Найти в источниках 5 фразеологизмов по вашему направлению
Выписать их на лист ватмана
Если сумеете найти и подобрать, то запишите рядом с найденными фразеологизмами синонимичные им фразеологизмы
Устно объясните значение каждого фразеологизма и расскажите историю его происхождения.
На подготовку выступления вам дается 40 минут. На защиту каждого проекта – по 5 минут.
4.Работа в группах. Консультирование учителем каждой группы по мере необходимости.
5.Защита подготовленных проектов.
Система оценки:
За каждый правильно найденный в соответствии с направлением группы фразеологизм – 2 балла
За каждое верно объясненное значение – 2 балла
За верно подобранный синоним – 2 балла
За подробно рассказанную историю фразеологизма – 3 балла
ИТОГО: максимум 45 баллов
На доске записываются названия команд, по мере выступления команд учитель поправляет, дополняет, комментирует сказанное и выставляет баллы каждой команде.
ЭТАП 3 – РАБОТА С РЕБУСАМИ
И ГРАФИЧЕСКИМИ ЗАГАДКАМИ – 20+15+10 мин.
6.На экране появляются слайды с графическими загадками и ребусами. Учащиеся должны угадать зашифрованный фразеологизм. Отвечает первым та группа, члены которой первыми подняли руки. Если они отвечают неправильно, ответ переходит к следующей группе, второй поднявшей руки.
За каждый угаданный фразеологизм – 2 балла. За объяснение его значения – 2 балла. (слайды №2-38)
7.Работа над графической загадкой:
Учитель: - А теперь – задание №2 на ваших столах. Зашифруйте в рисунке или ребусе на листе ватмана фразеологизм по вашему направлению, но не тот, о котором вы уже рассказывали, а дополнительный. Потом другие группы будут угадывать, что вы зашифровали. Можно пользоваться любыми источниками информации, но не копировать.
По мере работы учащихся учитель консультирует группы по их запросу.
8.Разгадывание ребусов соперников. Каждая группа пишет свой ответ и отдает учителю, который оглашает после этого правильные ответы.
За каждый угаданный фразеологизм – 4 балла. Самые удачные графические загадки награждаются дополнительными 4 баллами.
ЭТАП 4 – ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ – 25 мин.
9.Учитель: - Сейчас пришло время понять, зачем еще мы так много внимания уделяем фразеологизмам. Если вы хорошо знаете, какие бывают фразеологизмы, когда и какие из них уместно употреблять в речи в зависимости от речевой ситуации, то не ошибетесь в их использовании. Посмотрите, какие типичные ошибки связаны с неверным употреблением фразеологимов.
Знакомство с теоретическим материалом (слайды 39-41)
10.Учитель: - А теперь потренируемся! Каждая группа выполняет задание по редактированию текстов, правильные варианты записываете на соответствующих листах ответов № 1,2,3 и 4. После записи ответа лист сразу сдаете учителю, затем на экране будет дан правильный ответ.
Работа со слайдами №42-50.
Пока учащиеся выполняют задание №1, учитель подсчитывает баллы на доске. Затем каждый сданный лист ответа сразу проверяется и баллы выносятся на доску, пока учащиеся выполняют задания №2-4. После каждого выполненного задания и сданных листов ответов открывается слайд с правильным ответом, затем – следующее задание. Каждое правильно отредактированное предложение – 1 балл.
11.Учитель: - И последние 2 задания я взяла из открытого банка заданий ЕГЭ по русскому языку на сайте ФИПИ, чтобы вы увидели, что полученные вами сегодня знания и навыки пригодятся также и при сдаче ЕГЭ.
Работа со слайдами №51-54.
Каждая группа пишет свой ответ и отдает учителю, который оглашает после этого правильные ответы. Каждый правильный ответ – 2 балла.
ЭТАП 4 – ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ – 5 мин.
12.Учитель подсчитывает баллы, объявляет команду-победителя.
Группа, получившая самое большое количество баллов, получает оценки «5» по русскому языку и литературе.
За второе место – оценка «4».
За третье место – оценка «3» по желанию учащихся.
Оценка «2 » не ставится.
13.Заключенительное слово учителя:
- Фразеологизм наряду со словом – одна из основных единиц языка. Через фразеологизм язык соотнесен с действительностью непосредственно, так как эта единица служит наименованием реалий. Развитие общественной жизни прямо отражается на развитии фразеологического состава языка. Исследовав происхождение даже небольшой части фразеологических сокровищ, мы узнали много нового и интересного, окунулись в целый океан загадок и открытий, на ярких примерах проследили связь русского языка с литературой, мифологией, религией, историей. Изучение фразеологизмов помогает расширить ваши знания о языке, формирует у вас эстетический вкус, желание обогатить свой словарный запас. Также фразеологизмы помогают немногими словами сказать многое. Чтобы избежать ошибок и не нарушать красоту языка, следует правильно и к месту употреблять фразеологизмы в своей речи. А этого можно достигнуть лишь в том случае, если будем знать их этимологию.
В заключение хотелось бы отметить, что необходимо постоянно знакомиться с фразеологическими оборотами, чтобы наша речь была точнее, богаче, выразительнее. Спасибо всем за работу! (слайд 55)