Цель: воспитание чувства любви к историческому прошлому, гордости за героическое прошлое; развитие уважительного отношения к ветеранам Великой Отечественной и локальных войн и труда. Задачи: расширить знания учащихся о Государственных наградах, способствовать патриотическому воспитанию учащихся, готовности к защите Родины, вызвать чувство гордости за людей, живших и живущих среди нас, их доблесть и мужество. Слово учителя: Сегодня праздник – день защитника Отечества. Это день памяти тем, кто отстоял Родину от кочевников, немцев, шведов, тем, кто защитил страну в годы Великой Отечественной войны, кто шел на смерть в Афганистане и Чечне, кто не щадил своего здоровья, работая на благо процветания своей Родины. (на фоне звучания песни “С чего начинается Родина” (муз. М. Матусовского, сл. В. Баснера) ученик читает стихотворение) — Что значит “Родина моя”? — Ты спросишь, я отвечу: — Сначала тропочкой земля Бежит тебе навстречу. Потом тебя поманит сад Душистой веткой каждой. Потом увидишь стройный ряд Домов многоэтажных. Потом пшеничные поля От края и до края, Все это — Родина твоя, Земля твоя родная. Чем старше станешь и сильней, Тем больше пред тобою Она заманчивых путей Доверчиво раскроет. Н. Полякова. Родина моя Учитель: Родина, Отечество… Как мы понимаем эти слова? (учащимся предлагается высказать свое понимание слова “Родина”) С вашими высказываниями трудно не согласиться, равно как и с тем, что каждое государство должно иметь свои государственные символы. Есть они и у России. (Флаг, герб и гимн.) Без них никак нельзя. Без государственной символики не обходится ни одно событие государственной важности – будь то международный форум, спортивные состязания, военный парад, и даже торжественные линейки, посвященные различным важным праздникам в нашей школе. (ученик читает стихотворение) Распростерлись в дымке синей Величавые края, - Это ты, моя Россия, Свет мой, Родина моя! Если ж вороги посмеют К нам прийти из – за морей, Только брови потемнеют У твоих богатырей. Равной нет тебе по силе, У тебя везде друзья, - Это ты, моя Россия, Свет мой, Родина моя. А. Прокофьев. Цвети, наша Родина. Учитель: Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками. Древняя легенда устами одного из завоевателей предупреждает: “И я детям и внукам наказываю – не ходите войной на Великую Русь, она век стоит не шатается и века простоит не шелохнется”. Грозно звучали для ворогов имена князей Святослава и Владимира, Александра Невского, Дмитрия Донского, Петра Великого, Александра Суворова, Георгия Жукова. Их имена не счесть. Мужество и отвага, стойкость и милосердие – вот качества истинных защитников Отчизны, и не случайно издавна храбрейшие из храбрых отмечались различными символами воинской доблести. Уже в Киевской Руси существовал обычай награждать за ратные подвиги специальным знаком отличия – шейной гривной. Наградой за воинскую службу были также доспехи, конь, оружие. Ученик: История создания российских наград неразрывно связана с историей Российского государства. Первый орден в России появился на рубеже XVII—XVIII вв. Хотя точной даты учреждения ордена не существует, историки ведут отсчет от 1698 г., когда Петр I ввел орден в честь покровителя земли Российской — святого апостола Андрея Первозванного. Апостол Андрей, проведший жизнь в странствиях, считался защитником мореплавателей. Андреевский крест, на котором был распят апостол, с 1699 г. но указу Петре I стал изображаться на русском военно-морском (Андреевском) флаге. Девиз ордена: “За веру и верность”. В проекте статута ордена, подготовленном с участием Петра I, сказано: “…апостолу Российской земли воздвигнем именитую память для нашего потомства в воздаяние и награждение одним за верность, храбрость и разные нашему отечеству оказанные услуги; а другим для ободрения ко всяким благородным и геройским добродетелям…”. Согласно официальному документу, 10 марта (по старому стилю) 1699 г. Петр I возложил этот орден на генерал-адмирала Ф. А. Головина. Учитель: Кроме ордена Святого апостола Андрея Первозванного, Петром I был утвержден орден Святого Александра Невского. Особым блеском засияло это имя в годы Великой Отечественной войны, когда великие подвиги русских полководцев вдохновляли советских солдат на защиту Отечества. С 1942 года этим орденом были награждены многие советские солдаты. (можно использовать сообщения учащегося о наградах времен Великой Отечественной войны) Учитель:Но самой яркой среди медалей является медаль “Золотая Звезда” - знак особого отличия Героя Советского Союза, а с 1992 г. – Героя России. Наши земляки приняли самок активное участие в Великой Отечественной войне. В ряды Красной армии были призваны с района 7900 человек, лишь 3890 из них вернулись. Имена погибших увековечены сегодня в областной Книге Памяти. Старооскольский район прославили наши земляки, которые были удостоены высокой награды – Героя Советского Союза. (ученик читает стихотворение) Из сердца память не избыть… В душе не выболела рана, В ушах грохочет шум войны. Наверно, было б очень странно Не видеть фронтовые сны. Из репродукторов узнала Страна в июне о войне. Она на смертный бой вставала, Об этом черном помня дне. Ему, солдату-ветерану, Свой путь военный не забыть. Не залечить сквозную рану, Из сердца память не избыть. На Русь святую наползала Паучья свастика знамен. Сынов Отчизна призывала На бой, и враг был побежден! В.Лаушкин. Учитель:Никто не забыт, ничто не забыто… Но чтобы не забыть, надо помнить, а чтобы помнить, надо знать. Учитель: Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу. (ученик читает стихотворение) Вдовам России Осталось много вдов в России, Убитых горем матерей. Откуда только бралась силы, Чтоб быть душевней и добрей. Сердца и руки излучали Так детям нужное тепло, Чтоб в страшном сумраке печали Им становилося светло. Жена все ждет вестей о муже — Надежду горим не убить. Не заморозит сердце стужа, Так вот способное любить, Все ждет и ждет уже полвека Вдова родного человека. Все ходит слушать соловья, Хоть разлетелась вся семья. На ее ласковые руки Спешат теперь не дети — внуки, Война состарила, года, Хоть терпелива и горда. А вдовий хлеб солен и горек От слез, отчаянья и боли. Чтоб не погибнуть в бабьем горе, Набрались вдовы силы воли. Свечу зажжет у обелиска, Прошепчет что-то — не понять. Его фамилия так близко, Хоть мужа больше не обнять. Тревожат боль, сомненья, грезы. Потоки чувств так горячи. Потеки воска, словно слезы, Застыли на щеках свечи. И эту боль, и эти слезы Навряд ли сможем мы унять. Ведь плачут русские березы. Зачем — не всем дано понять. В.ЛАУШКИН, Учитель: Великая Отечественная… Что бы сейчас ни говорили, ни писали, время никогда не изгладит из памяти народа великую Отечественную войну, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины. Мы порой задаем себе вопрос: откуда у них, этих седых сегодня и мучимых ранами и болезнями людей с орденами Отечества на груди, брались богатырские силы, чтобы выстоять и победить? Разве может человек быть прочнее камня и металла? Но десятикратно возрастают силы, если на карту поставлена судьба родной земли, отчего дома. Вернувшись к родным очагам, на просторы истерзанной врагом земли, свой воинский подвиг они увенчали трудовым, подняв из руин города и села, воскресив к жизни хлебные нивы. (звучит аудиозапись песни “По полю с конем…” в исполнении группы “Любэ”) Учитель:В истории нашей страны есть еще одна страница о войнах 80 – 90 – х гг. ХХ столетия. У этих войн еще нет истории. Она не написана. Мы знаем о них ровно столько, сколько нам не опасно знать. Но у этих войн есть свидетели. Тысячи свидетелей. Для участников этих войн день 15 февраля является равнозначным дню 9 мая. (ученик читает стихотворение)Мы дети войны. Возрождалась страна из руин, Мы в те годы по воле народной Утверждали рожденьем своим Торжество мирной жизни, свободной. Подрожали героям-отцам, Соревнуясь друг с другом в отваге. Было лучшей игрой нам, юнцам, Штурмом брать то бугры, то овраги… В нас живут отголоски войны, Солнцем мирного неба согреты, Победителей славных сыны, Значит, дети Великой Победы. .. .Снова вражьи угрозы слышны. Что ж, пусть помнят на всём белом свете: Чьи мы дети, И чьи мы сыны, И разумно считаются с этим… Валерий Сумин. Учитель: Почти двадцать лет прошло, как закончилась война для ребят, выполнявших свой интернациональный долг в Афганистане, которые не понаслышке знают, что значит находиться между жизнью и смертью.(ученик читает стихотворение) Вот будто заново я все переживаю. И все прошедшее передо мной встает, Друзей любимых лица вспоминаю, Которых в жизни так не достает. И снова те же горы будто рядом, И вроде ржавчиной покрытые они, И будто вновь окинул смерть я взглядом, И будто вновь пережинаю эти дни. Повис закат кроваво-красный, Лежу в окопе, сжав рукою автомат. И помню бой я первый, самый страшный. Как из мальчишки вырос вдруг солдат. Как будто что в душе перевернулось И все хорошее осталось позади. И вроде жизнь прошла и вновь вернулась, А и не знаю, что там дальше, впереди. Друзей своих всю жизнь я помнить буду, Как жизнь теряли там в земле чужой. И цинк гробов я никогда не позабуду, Что отправляли мы на родину домой. Афганистан – я не могу тебя забыть. Афганистан – и пули свист, снарядов вой, Афганистан – свободу ведь нельзя убить, Афганистан – дороги пыль и жаркий зной. И я тебя все чаще вспоминаю, На теле раны не дают никак забыть, Хоть мы давно уже ушли оттуда, Не дай нам бог все снова повторить. Владимир Ерхов, Учитель:Но Афганистан сменили Чечня, Таджикистан, Абхазия…До сих пор переживают и плачут матери, провожая сыновей в армию. Для многих ребят, идущих на службу сегодня, “война” ещё не закончилась. (ученик читает стихотворение)Судьба ветерана. Какая чудная весна, А ветерану не до сна. Старик от сердца капли ищет: Ну почему же внук не пишет? Тогда, в далеком сорок пятом, Он был молоденьким солдатом. И вдохновенно верил он, Не будет больше в мире войн. Ему хотелось очень жить, Работать и детей растить. И чтобы сын военным стал, Свою Отчизну защищал. Еще не ведал он тогда, Что будут страшные года: Родного сына-капитана Пришлют в гробу с Афганистана. Вздохнул, и волю дав слезам, Встал на колени к образам И долго Господа молил, Чтобы грехи ему простил. Чтоб внук живым пришел домой, Покончив с чеченской войной… …А за окном уже светает, Валокордин не помогает. Еще бы годик продержаться, Вот только внука бы дождаться… В.Классен. с Учитель:Война – явление страшное, жестокое. Но пока существуют на Земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят раны людям, уносят жизни сыновей. Российским людям свойственна особая любовь к родному краю, к месте, где они выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество. А Отечество будет благодарить своих защитников самой высокой ценой – государственной наградой. За каждым орденом или медалью стоят судьбы людей. В государственных наградах, как в зеркале, отражается история государства: его развитие, революции, войны и победы, созидательный мирный труд и памятные события. Российская награда – это наша история. (ученик читает стихотворение) Преклоняем пред вами колени Почему мы теряем родных нам людей; Это жизни высокая плата? Почему режет душу сильнее ножей Это горькое слово “утрата”? Почему же нельзя все вокруг изменить, Чтобы грудью дышалось свободно; Почему же нельзя жизнь сначала прожить, Чтобы не было нам слишком больно. Сотни жизней и судеб разбиты войной: Не увидят они больше света; Их окутала тьма своей вечной стеной, Не дождавшись немого ответа. Миллионы защитников нашей земли Пали смертью героев, чтобы всех нас спасти; И о подвигах павших во имя страны Вечно помнить и знать мы сегодня должны. Но спокойствие наше пропитано болью, Болью тех, кто сегодня не с нами. Кто свободу народа омыл своей кровью… Преклоняем колени пред вами! Учитель:Сегодня в нашей школе учатся дети, внуки и правнуки тех, кому мы посвятили наш классный час. Наша встреча – это живая память, потому что живы те, кто участвовал в боях Великой Отечественной войны или работал в тылу, кто воевал в Афганистане, Чечне. Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта будет жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим. В русском народе живет убеждение, что истинный человек и сын Отечества есть одно и то же. Патриотизм, любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать ее от врагов, обходимое, чувство долга. Неслучайно и наш разговор логически подошел к точке зрения, что участие российских солдат в войнах и вооруженных конфликтах – это воинский долг и ЭТО НЕ ОБСУЖДАЕТСЯ. |