2 | -Ребята, откройте учебник на с.62, прочитайте заголовок. Как вы думаете, о каких помощниках пойдет речь на уроке? - Рассмотрите рисунки на странице учебника, что делают дети? - С помощью чего добывают информацию о предметах? -Всё верно. Уши, нос, язык, глаза — это датчики, с помощью которых человек получает информацию о мире. Эти датчики называются органы чувств. — У человека есть пять чувств. — Зрение — для того, чтобы видеть. Органы зрения — это…? (Вопрос учащимся.) — Слух — для того, чтобы слышать. Органы слуха — это…? — Обоняние — для того, чтобы нюхать. Орган обоняния — это...? — Вкус — для того, чтобы пробовать на вкус. Орган вкуса — это …? — Мы назвали 4 органа чувств. Какой же мы забыли? Давайте я вам подскажу. Притроньтесь к руке соседа по парте. Вы почувствовали прикосновение? А чем вы это почувствовали? — Пятый орган — это наша кожа, поверхность тела. А чувство называется осязание. — А как вы считаете, ребята, какой из органов чувств самый важный для человека? — Давайте запишем этот вопрос на доске (записываем): «КАКОЙ ОРГАН ЧУВСТВ САМЫЙ ВАЖНЫЙ?» и в конце урока на него ответим. | Дети читают «Твои верные помощники». Высказывают свои предположения (руки, ноги, предметы, глаза и т.д.) Дети слушают, пробуют на вкус, разглядывают, нюхают, трогают предметы. С помощью ушей, языка, глаз, носа Глаза (заканчивают фразу учителя) Уши Нос Язык Рукой, пальцами, кожей Дети перечисляют варианты: Глаза, потому что все видим. Все для нас важны. Уши, чтобы хорошо слышать | |
4 | - На доске вы видите любопытную картинку: на ней изображены животные. Ваша задача — найти их всех, сосчитать. Сколько животных вы насчитали, ребята? - Верно. Персонажей там 6. — С помощью каких органов мы выполнили это задание? Как мы нашли персонажей? — Среди всех органов чувств глаза занимают особое место. Большинство информации, получаемой человеком, проходит через глаза. — Зрение — это способность глазами воспринимать свет, цвет и расположение объекта в пространстве. Иногда наши глаза могут нас обманывать, словно искажать реальность. Посмотрите на картинке на доске, что вы заметили?  Это называется «оптическая иллюзия». -Если долго сидеть перед телевизором или компьютером, много читать, то наши глаза устают. Если постоянно перегружать глаза, то зрение может ослабнуть и потребуется его коррекция. Мы с вами много работали глазами и сейчас сделаем такую гимнастику: Первое упражнение называется «Бабочка». Мы должны часто-часто поморгать. Легко, как бабочка крыльями. Поморгали? А теперь прикройте глаза. Следующее упражнение — крепко зажмурим глаза, откроем. Зажмурим — откроем. 3. А теперь голову держим прямо и, не поворачивая головы, вращаем глазами медленно вверх — вправо — вниз — влево и обратно. 4. И в конце снова поморгаем. — Итак, мы поговорили об органе чувств… — Теперь о себе расскажет язык. Язык — это орган вкуса. Человек может различать четыре основных вкуса, какие? - Молодцы. Четыре вкуса горький, сладкий, солёный и кислый. Посмотрите у меня есть сахар и лимон? Какие они на вкус? Как вы узнали, если сейчас мы их не пробовали? — На языке также имеются своеобразные датчики тепла и холода, и датчики боли, реагирующие на острую пищу. Ребята, а скажите, что нельзя пробовать на вкус? - А вы знаете, оказывается разные области языка по-разному ощущают вкус. Давайте проведем эксперимент: у вас на парте лимон и кусочек сахара. Попробуйте разными частями языка 1 вариант лимон,2 вариант сахар. Сделайте вывод, где вкус чувствуется сильнее. -Сравним ваши результаты эксперимента. Один ученик называет свой вывод, если вы согласны поднимите зеленый светофорчик, если нет – красный. -Какие замечательные экспериментаторы. Сладкое активнее ощущает кончик языка, кислое и солёное — его края, а горькое — корень языка, его задняя часть. Какой удивительный орган чувств наш ….! — Чувство вкуса тесно взаимосвязано с обонянием, за которое отвечает НОС. Разнообразие вкусовых ощущений создаётся сочетанием вкуса и запаха. Обоняние помогает нам наслаждаться пищей и избегать вредных веществ. Обоняние связано со вкусом: когда нос заложен и не воспринимает запахи, пища кажется безвкусной. — Какие запахи бывают? — Может ли запах предупредить человека об опасности? — Приведите примеры. | Рассматривают, анализируют, считают. 6 животных (слон, лошадь, обезьяна, собака, кошка, мышь) С помощью зрения. Картинки движутся, моргают Выполняют зарядку для глаз -Зрение, глаза -Горький, сладкий, соленый, невкусный, кислый. -Лимон кислый, сахар сладкий -Мы пробовали раньше, рассказывали про их вкус -Лекарство, незнакомые ягоды, грибы, немытые овощи и фрукты, испорченные продукты Дети пробуют. Делают свои выводы. Одноклассники соглашаются или нет, используя «сигналы светофорчика». Язык (С помощью учителя отвечают) — Сильные, приятные, резкие, ароматные, цветочные, запах духов, еды. — Испорченные продукты плохо пахнут — их нельзя есть, запах дыма при пожаре, утечка газа, подгорелая еда на плите. | |
6 | -Сейчас мы поговорим с вами о следующем органе чувств, но для начала послушаем музыку. -К каким песням эти мелодии принадлежат? По очереди звучат мелодии из песен (фонограммы) «В траве сидел кузнечик», «В лесу родилась ёлочка) — Давайте скажем, какие органы нам помогли справиться с этим заданием? Чем мы слышали музыку? — Уши — органы слуха человека. Все звуки можно разделить в основном на три категории: шум, музыка и речь. — Шум — это категория звуков, которая мешает человеку или раздражает. — В предыдущем задании мы слушали мелодии — это другое звуковое явление. Музыка — это приятные для человека звуки. - И наконец, третья группа звуков, важнейшее средство общения людей. Что это за группа? - Молодцы. — Есть приятные и неприятные звуки. Исследователи выяснили, какие звуки для человека — самые приятные, а какие — самые неприятные. Давайте и мы определим и сравним с мнением ученых. Вы сейчас прослушаете две записи звуков и сделаем выводы. (включается запись криков ребенка и звуки природы) -Кто считает, что первый звук был приятным поднимите зеленый сигнал светофора, а кто считаеи, что неприятный, то красный. -Второй приятный – зеленый, неприятный – красный. Почему вы так решили? (спрашивается мнение нескольких учеников) Уши нужны человеку и животным не только для того, чтобы слышать. Во внутреннем ухе аходится орган, который отвечает за равновесие тела. — Но мы ещё не поговорили об осязании. Помните, что отвечает за осязание? — Самая тонкая кожа находится у нас на веках, а вот самая толстая располагается на ступнях. -Как вы думаете для чего человеку осязание? —Хорошо. Осязание снабжает человека информацией о внешней среде. Органы осязания — рецепторы — нервные окончания — разбросаны по всей поверхности тела. Они могут воспринимать прикосновения, боль, холод и тепло. Мы чувствуем, что мех мягкий, ощущаем давление тяжелых предметов, боль от укола, жар пламени и холод ледяной воды. | Дети угадывают песню. -Это песня «В лесу родилась елочка» -Это песня «В траве сидел кузнечик» -Уши. Ушами -Устная речь Дети слушают и определяют свою точку зрения. Дети поднимают свой сигнал (преимущественно красный) Дети поднимают (преимущественно зеленый) Высказывают предположения: -Крики слушать неприятно, хочется их выключить, тревожность. Звуки природы приятные, хочется закрыть глаза, подремать. -Наша кожа Высказывают свое мнение. -Чтобы чувствовать тепло и холод. (прикосновения, что-то мягкое или твердое и т.п.) | |
7 | — Самая чувствительная кожа у человека — на пальцах. Давайте проверим чувствительность ваших пальцев с помощью разных предметов. Предметы бывают разными на ощупь. Сейчас мы попробуем определить таким образом, ЧТО это за предмет. У меня есть «Волшебный мешочек». Я вызываю кого-то из вас, кого я вызову, нужно будет нащупать один из предметов, описать его несколькими словами — КАКОЙ он на ощупь (скользкий, круглый, холодный, мягкий) остальным ученикам, они должны догадаться, какой это предмет , а затем вытащить из мешочка и проверить. (в мешочке мягкая игрушка, столовая ложка, камень, пластили) - Какой вывод мы можем сделать, какая у нас кожа, если с помощью неё на ощупь мы можем определить, что за предмет перед нами. | По очереди засовывают руку в мешочек, дают описание. Игрушка: Мягкая, из меха, Ложка: холодная, твердая, с длинной ручкой Камень: гладкий, твердый, тяжелый Пластилин: холодный, но быстро нагревается, можно смять Кожа человека чувствительная, тонкая | |
8 | — Все пять органов чувств показали, на что они способны. Но нам всё еще сложно определить, какой же из них важнее других. -Вы сейчас поработаете в паре и выполните задание №7 из рабочей тетради с.16. Подумайте, обсудите со своим соседом по парте, и нарисуйте в тетрадях ваш ответ. - Давайте озвучим ваше решение. С каждого ряда одна пара отвечает по одной картинке, остальные показывают «светофорчиком» согласны или нет. | Выполняют задание в паре. Рисуют в тетради условными значками обозначение, которое считают правильным. -Клубника: язык, нос, кожа Петух: уши, кожа Кошка: кожа, уши, нос | |
9 | -Посмотрите, оказалось что мы можем использовать разные органы чувст для определения одного предмета. — Вы бы хотели жить в мире, где всё определяется только на вкус? Или только на ощупь? -Вернемся к вопросу, который мы задали в начале урока, так какой же орган чувств самый важный? - А почему мы делаем такой вывод? — Вы все правильно сказали. Наше ощущение мира тогда будет неполным! — Это значит, что не нужно выяснять, какое чувство самое важное, все чувства и органы чувств важны и нужны. - Мы сегодня хорошо поработали и увидели, почувствовали, как интересно и разнообразно мы познаем окружающий нас мир. | Наверно, нет. Все нужны и важны. Без глаз мы не увидим окружающий мир. Без ушей не сможем общаться. Нос и язык дают нам возможность почувствовать ароматы и вкус еды. Кожа помогает нам реагировать на прикосновения,чувствовать. | |