СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Органы чувств - наши верные помощники"

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока»

Проект урока по теме «Органы чувств – верные помощники в познании мира»

Предмет: окружающий мир


Выполнил учитель начальных классов

МБОУ СОШ №44 Советского района

Ковригина Елена Николаевна


Проект урока

Учебный предмет: Окружающий мир 1 класс

Образовательная система «Гармония»

Программы общеобразовательных учреждений Окружающий мир: Программа. 1–4 классы. Поурочно- тематическое планирование. 1–4 классы / О.Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.

Поглазова, Шилин: Окружающий мир. Учебник для 1 класса. В 2-х частях. Часть 1 - Смоленск: Ассоциация XXIвек, 2011.
Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.1/О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин. – Смоленск: Ассоциация XXIвек, 2013.

Тема урока: « Органы чувств – верные помощники в познании окружающего мира»

Тип урока: изучение нового материала

Задачи урока:

Предметные: 1) Узнать, какие органы чувств есть у человека и какую информацию об окружающем мире с их помощью он получает.

Метапредметные: 1)Развитие познавательных общеучебных УУД, через поиск и усвоение необходимой информации.

2) Развитие познавательных УУД через осознанное построение речевого высказывания.

3) Развитие познавательных логических УУД анализа и синтез, сравнения на основе работы с разными источниками информации.

4) Умение организовать поисковую деятельность через проведение опыта.

5) Развитие регулятивных УУД самоконтроля на основе соотнесения описания и его модели.

6) Развитие коммуникативных УУД в процессе работы в группе.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска, картинки «оптические иллюзии», кусочки лимона и сахар (по количеству учеников), сигнальные светофорчики, непрозрачный мешочек с предметами: камень, мягкая игрушка, столовая ложка, пластилин), аудиозаписи песен «В лесу родилась елочка», «В траве сидел кузнечик», аудиозапись криков малыша и звуков природы.

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:


Этапы урока и хронометраж:

1) Организационный этап. - 1 мин.

2) Постановка цели и задач урока (с.62 учебника). Мотивация учебной деятельности учащихся. - 5мин.

3) Актуализация имеющихся знаний, постановка проблемной ситуации. – 3 мин.

4) Первичное усвоение новых знаний. Ознакомление с органами чувств: зрение, вкус, обоняние. - 15 мин

5) Динамическая пауза - 1 мин.

6) Ознакомление с возможностями органа слуха через эксперимент. – 4 мин.

7) Умение добывать информацию с помощью осязания (Дидактическая игра «Волшебный мешочек») – 6 мин.

8) Самостоятельная работа в паре (по рабочей тетради с.16 №7) – 5 мин.

9) Закрепление знаний об органах чувств, рефлексия (подведение итогов занятия) – 4 мин.



Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

1

2

3

4

1

Приветственное слово, эмоциональный настрой

Проверка готовности к уроку


2

-Ребята, откройте учебник на с.62, прочитайте заголовок.

Как вы думаете, о каких помощниках пойдет речь на уроке?



- Рассмотрите рисунки на странице учебника, что делают дети?


- С помощью чего добывают информацию о предметах?

-Всё верно. Уши, нос, язык, глаза — это датчики, с помощью которых человек получает информацию о мире. Эти датчики называются органы чувств.

— У человека есть пять чувств.

— Зрение — для того, чтобы видеть. Органы зрения — это…? (Вопрос учащимся.)

— Слух — для того, чтобы слышать. Органы слуха — это…?

— Обоняние — для того, чтобы нюхать. Орган обоняния — это...?

— Вкус — для того, чтобы пробовать на вкус.

Орган вкуса — это …?

— Мы назвали 4 органа чувств. Какой же мы забыли? Давайте я вам подскажу. Притроньтесь к руке соседа по парте. Вы почувствовали прикосновение? А чем вы это почувствовали?

— Пятый орган — это наша кожа, поверхность тела. А чувство называется осязание.

— А как вы считаете, ребята, какой из органов чувств самый важный для человека?

— Давайте запишем этот вопрос на доске (записываем): «КАКОЙ ОРГАН ЧУВСТВ САМЫЙ ВАЖНЫЙ?» и в конце урока на него ответим.

Дети читают «Твои верные помощники».

Высказывают свои предположения (руки, ноги, предметы, глаза и т.д.)


Дети слушают, пробуют на вкус, разглядывают, нюхают, трогают предметы.

С помощью ушей, языка, глаз, носа







Глаза (заканчивают фразу учителя)

Уши


Нос


Язык




Рукой, пальцами, кожей




Дети перечисляют варианты:

Глаза, потому что все видим.

Все для нас важны.

Уши, чтобы хорошо слышать


3

— Однажды поспорили органы чувств — кто из них самый главный. Нос говорит: «Я!» , Глаза говорят: «Нет, МЫ!», Кожа доказывает, что она важнее. Уши уверены, что это они главнее всех. — А давайте каждый из нас докажет свою важность! — сказал язык. А решать будете вы, ребята…



4

- На доске вы видите любопытную картинку: на ней изображены животные. Ваша задача — найти их всех, сосчитать. Сколько животных вы насчитали, ребята?


- Верно. Персонажей там 6.

— С помощью каких органов мы выполнили это задание? Как мы нашли персонажей?

— Среди всех органов чувств глаза занимают особое место. Большинство информации, получаемой человеком, проходит через глаза.

— Зрение — это способность глазами воспринимать свет, цвет и расположение объекта в пространстве.

Иногда наши глаза могут нас обманывать, словно искажать реальность. Посмотрите на картинке на доске, что вы заметили?

Это называется «оптическая иллюзия».

-Если долго сидеть перед телевизором или компьютером, много читать, то наши глаза устают. Если постоянно перегружать глаза, то зрение может ослабнуть и потребуется его коррекция.

Мы с вами много работали глазами и сейчас сделаем такую гимнастику:

Первое упражнение называется «Бабочка». Мы должны часто-часто поморгать. Легко, как бабочка крыльями. Поморгали?

А теперь прикройте глаза.

Следующее упражнение — крепко зажмурим глаза, откроем. Зажмурим — откроем.

3. А теперь голову держим прямо и, не поворачивая головы, вращаем глазами медленно вверх — вправо — вниз — влево и обратно. 4. И в конце снова поморгаем.

— Итак, мы поговорили об органе чувств…


— Теперь о себе расскажет язык. Язык — это орган вкуса. Человек может различать четыре основных вкуса, какие?

- Молодцы. Четыре вкуса горький, сладкий, солёный и кислый.

Посмотрите у меня есть сахар и лимон? Какие они на вкус?

Как вы узнали, если сейчас мы их не пробовали?

— На языке также имеются своеобразные датчики тепла и холода, и датчики боли, реагирующие на острую пищу.

Ребята, а скажите, что нельзя пробовать на вкус?


- А вы знаете, оказывается разные области языка по-разному ощущают вкус.

Давайте проведем эксперимент: у вас на парте лимон и кусочек сахара. Попробуйте разными частями языка 1 вариант лимон,2 вариант сахар. Сделайте вывод, где вкус чувствуется сильнее.

-Сравним ваши результаты эксперимента.

Один ученик называет свой вывод, если вы согласны поднимите зеленый светофорчик, если нет – красный.

-Какие замечательные экспериментаторы. Сладкое активнее ощущает кончик языка, кислое и солёное — его края, а горькое — корень языка, его задняя часть.

Какой удивительный орган чувств наш ….!


— Чувство вкуса тесно взаимосвязано с обонянием, за которое отвечает НОС.

Разнообразие вкусовых ощущений создаётся сочетанием вкуса и запаха. Обоняние помогает нам наслаждаться пищей и избегать вредных веществ. Обоняние связано со вкусом: когда нос заложен и не воспринимает запахи, пища кажется безвкусной.

— Какие запахи бывают?





— Может ли запах предупредить человека об опасности?

— Приведите примеры.

Рассматривают, анализируют, считают.





6 животных (слон, лошадь, обезьяна, собака, кошка, мышь)



С помощью зрения.









Картинки движутся, моргают
















Выполняют зарядку для глаз










-Зрение, глаза



-Горький, сладкий, соленый, невкусный, кислый.



-Лимон кислый, сахар сладкий


-Мы пробовали раньше, рассказывали про их вкус




-Лекарство, незнакомые ягоды, грибы, немытые овощи и фрукты, испорченные продукты





Дети пробуют.



Делают свои выводы. Одноклассники соглашаются или нет, используя «сигналы светофорчика».





Язык










(С помощью учителя отвечают) — Сильные, приятные, резкие, ароматные, цветочные, запах духов, еды.


— Испорченные продукты плохо пахнут — их нельзя есть, запах дыма при пожаре, утечка газа, подгорелая еда на плите.


5

Давайте встанет и покажем как можно жестами предупредить об опасности.

Помашем головой, нет-нет-нет.

Помашем руками.

Потопаем ногами.

Покажите, что вы почувствовали неприятный запах?

Как вы покажете, что съели что-то кислое, а горькое?



Выполняют заданные действия, используя жесты и мимику.



6

-Сейчас мы поговорим с вами о следующем органе чувств, но для начала послушаем музыку.

-К каким песням эти мелодии принадлежат? По очереди звучат мелодии из песен (фонограммы) «В траве сидел кузнечик», «В лесу родилась ёлочка)

— Давайте скажем, какие органы нам помогли справиться с этим заданием? Чем мы слышали музыку?

— Уши — органы слуха человека. Все звуки можно разделить в основном на три категории: шум, музыка и речь.

— Шум — это категория звуков, которая мешает человеку или раздражает.

— В предыдущем задании мы слушали мелодии — это другое звуковое явление. Музыка — это приятные для человека звуки.

- И наконец, третья группа звуков, важнейшее средство общения людей. Что это за группа?

- Молодцы.

— Есть приятные и неприятные звуки. Исследователи выяснили, какие звуки для человека — самые приятные, а какие — самые неприятные.

Давайте и мы определим и сравним с мнением ученых. Вы сейчас прослушаете две записи звуков и сделаем выводы. (включается запись криков ребенка и звуки природы)

-Кто считает, что первый звук был приятным поднимите зеленый сигнал светофора, а кто считаеи, что неприятный, то красный.

-Второй приятный – зеленый, неприятный – красный.

Почему вы так решили? (спрашивается мнение нескольких учеников)




Уши нужны человеку и животным не только для того, чтобы слышать. Во внутреннем ухе аходится орган, который отвечает за равновесие тела.


— Но мы ещё не поговорили об осязании. Помните, что отвечает за осязание?

— Самая тонкая кожа находится у нас на веках, а вот самая толстая располагается на ступнях.

-Как вы думаете для чего человеку осязание?




—Хорошо. Осязание снабжает человека информацией о внешней среде. Органы осязания — рецепторы — нервные окончания — разбросаны по всей поверхности тела. Они могут воспринимать прикосновения, боль, холод и тепло. Мы чувствуем, что мех мягкий, ощущаем давление тяжелых предметов, боль от укола, жар пламени и холод ледяной воды.

Дети угадывают песню.

-Это песня «В лесу родилась елочка»

-Это песня «В траве сидел кузнечик»



-Уши. Ушами











-Устная речь






Дети слушают и определяют свою точку зрения.



Дети поднимают свой сигнал (преимущественно красный)


Дети поднимают (преимущественно зеленый)

Высказывают предположения:

-Крики слушать неприятно, хочется их выключить, тревожность. Звуки природы приятные, хочется закрыть глаза, подремать.






-Наша кожа




Высказывают свое мнение.

-Чтобы чувствовать тепло и холод. (прикосновения, что-то мягкое или твердое и т.п.)


7

— Самая чувствительная кожа у человека — на пальцах. Давайте проверим чувствительность ваших пальцев с помощью разных предметов. Предметы бывают разными на ощупь. Сейчас мы попробуем определить таким образом, ЧТО это за предмет.

У меня есть «Волшебный мешочек». Я вызываю кого-то из вас, кого я вызову, нужно будет нащупать один из предметов, описать его несколькими словами — КАКОЙ он на ощупь (скользкий, круглый, холодный, мягкий) остальным ученикам, они должны догадаться, какой это предмет , а затем вытащить из мешочка и проверить.

(в мешочке мягкая игрушка, столовая ложка, камень, пластили)

- Какой вывод мы можем сделать, какая у нас кожа, если с помощью неё на ощупь мы можем определить, что за предмет перед нами.







По очереди засовывают руку в мешочек, дают описание.

Игрушка: Мягкая, из меха,

Ложка: холодная, твердая, с длинной ручкой

Камень: гладкий, твердый, тяжелый

Пластилин: холодный, но быстро нагревается, можно смять




Кожа человека чувствительная, тонкая


8

— Все пять органов чувств показали, на что они способны. Но нам всё еще сложно определить, какой же из них важнее других.

-Вы сейчас поработаете в паре и выполните задание №7 из рабочей тетради с.16.

Подумайте, обсудите со своим соседом по парте, и нарисуйте в тетрадях ваш ответ.

- Давайте озвучим ваше решение. С каждого ряда одна пара отвечает по одной картинке, остальные показывают «светофорчиком» согласны или нет.



Выполняют задание в паре.

Рисуют в тетради условными значками обозначение, которое считают правильным.


-Клубника: язык, нос, кожа

Петух: уши, кожа

Кошка: кожа, уши, нос


9

-Посмотрите, оказалось что мы можем использовать разные органы чувст для определения одного предмета.

— Вы бы хотели жить в мире, где всё определяется только на вкус? Или только на ощупь?

-Вернемся к вопросу, который мы задали в начале урока, так какой же орган чувств самый важный?

- А почему мы делаем такой вывод?








— Вы все правильно сказали.

Наше ощущение мира тогда будет неполным! — Это значит, что не нужно выяснять, какое чувство самое важное, все чувства и органы чувств важны и нужны.

- Мы сегодня хорошо поработали и увидели, почувствовали, как интересно и разнообразно мы познаем окружающий нас мир.





Наверно, нет.



Все нужны и важны.


Без глаз мы не увидим окружающий мир.

Без ушей не сможем общаться.

Нос и язык дают нам возможность почувствовать ароматы и вкус еды.

Кожа помогает нам реагировать на прикосновения,чувствовать.