- Открытый урок по информатике: "Путешествие по клавишам"
Презентация к уроку + карточки (220кб.)
Форма урока – урок - путешествие.
Оборудование:
карта путешествия;
ноутбуки;
памятки для учащихся;
смайлики
На доске висит карта путешествия.
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя
Мы с вами осваивали азы компьютерной грамотности: изучали основные устройства компьютера, учились работать с мышкой, набирать текст, выполнять несложные вычисления. Для того чтобы успешно работать на ПК необходимо хорошо знать клавиатуру: назначение отдельных клавиш и их комбинаций для выполнения различных задач. И сегодня мы подведём первые итоги нашей работы. Давайте для этого отправимся в своеобразное путешествие.
Итак, тема нашего урока: “Путешествие по клавишам”. Отправляясь в путешествие, люди собирают необходимый багаж, планируют и изучают маршрут, ставят перед собой какие то задачи. Но в дороге они обязательно встречают, что–то новое для себя. Давайте и мы начнём собираться. В качестве багажа возьмём наши знания и умения, нашим путеводителем и помощником в этом путешествии будут – Курсор Текстовик и его подружка Мышка, знаем мы их? И целью нашего путешествия будет закрепление изученных нами навыков работы на компьютере и клавиатуре.
Как говорил Эти слова станут эпиграфом нашего урока.
Я желаю, Вам увлекательного путешествия и пусть ветер будет вам попутным.
II. Основная часть.
А вот и первое препятствие на нашем пути. Посмотрите, ребята. Кроссворд, разгадав который мы отправимся дальше. Для этого нам надо знать названия и назначения основных и дополнительных устройств ПК. Курсор Текстовик с Мышкой, будут наблюдать за нами, что бы убедиться, готовы ли мы к дальнейшим испытаниям.
1 этап маршрута. Кроссворд (интерактивная доска)

По горизонтали:
1. Как правило, она содержит от 101 до 104 клавиш.
2. Самая главная микросхема, мозг компьютера.
3. Специальное устройство для управления курсором, манипулятор.
По вертикали:
1. Устройства для хранения, обработки информации находятся в системном …
2. Устройство для быстрого ввода изображений.
3. Устройство для вывода информации на экран.
4. Он бывает матричный, струйный и лазерный.
5. Её делят на внешнею и внутреннею.
Молодцы! Идем дальше по нашему маршруту.
2 этап маршрута. КЛАВИША.
Сейчас, соберите слово из букв кроссворда, пользуясь моими предписаниями, командами, и запишите его на листочках.
Собери слово из букв, записанных в цветных ячейках пользуясь следующей установкой:
Красная ячейка, жёлтая ячейка, синяя ячейка, ячейка с красной границей, голубая ячейка, ячейка с голубой границей, зеленая ячейка.
Слово – КЛАВИША.
3 этап маршрута. Колесо истории
Откуда же произошло это слово? Перед нами колесо истории, вращая которое, мы и узнаем это (сообщение ученика).
4 этап маршрута. Почта
Кстати, сегодня утром в школу для вашего класса была доставлена почта от Курсора Текстовика. Он хоть и очень умный, но без нашей помощи ему не обойтись. И просит её у нас, давайте подскажем ему какие клавиши или комбинации клавиш необходимы в разных ситуациях. Перед вами изображение клавиатуры, прежде чем помочь курсору скажите, на какие группы условно можно разделить все клавиши?
Алфавитно–цифровые – для ввода символов,
служебные – для выполнения различных задач, удаления и т.д ,
клавиши управления курсором,
цифровая клавиатура – для быстрого ввода числовой информации и функциональные.
Мы лишь знаем, что в разных программах за ними закреплены разные функции, команды. Хорошо, скажите, а что вообще указывает текстовый курсор? Место куда можно вводить или редактировать текст. Послушайте, что он написал: (устный тест на экране):
1. Вот стою я на странице, И хочу писать слова, Жаль, что тут язык английский, Помогите мне друзья. ( Shift + Alt ) ( Ctr + Alt) (Delete + Alt) | 2. Заголовок напишу буквами заглавными, Где ж найти их? Столько букв, Только нет заглавных то. ( Caps Lock) ( Backspase) ( Enter) |
3. Два слова слились, Что наделал – беда Скорей разделите Мне их детвора. (Пробел) ( Alt ) ( Home) | 4. Имя своё с большой буквы пишу, Вот только как, я ни как не пойму. ( Shift + Т) (Caps Lock) ( Enter) |
5. На новую строчку пора мне идти, Ну, как же друзья мне туда перейти! ( Enter) ( Shift + Alt ) ( End) | |
5 этап маршрута. Тренажёр (ноутбуки)
А теперь давайте проверим наши знания на практике. Этот этап нашего путешествия я назвала тренажёр. Как вы думаете почему? Тренажёр – устройство для тренировки, а нам и надо отработать наши навыки работы за компьютером.
Ученики садятся за компьютеры и выполняют задания
Мои документы//Путешествие/Матрёшка.txt.
Матрёшка.txt
1. В нашем языке есть слова похожие на матрёшку. Внутри слова спрятаны другие слова.
Например: в слове черёмуха – муха. Найди в данных словах затаившиеся.
Пользуйся командой копировать,
победа –
бусы –
тапочки –
удочка –
машина –
рыбак –
2. Сохраните документ под этим же именем.
6 этап маршрута. Привал
Ну всё ребята привал, можно и отдохнуть, да вот ещё последняя телеграмма от нашего друга.
Ну, всё отдыхать, на покой мне пора,
Спасибо за всё дорогие друзья!
Вот только за партами вы не сидите,
Вставайте и мой алгоритм выполняйте!
Физкультминутка:
Мы руками поведем –
Будто в море мы плывем.
Раз, два, три, четыре –
Вот мы к берегу приплыли,
Чтобы косточки размять,
Начнем наклоны выполнять –
Вправо, влево, вправо, влево.
Не забудем и присесть –
Раз, два, три, четыре,
На счет пять – за парты сесть.
Мы выполнили алгоритм, и достигли определенной цели: отдохнули, расслабились.
Следующее задание. Откройте
Мои документы//Путешествие/Стихотворение.txt.
Работая с текстом стихотворения, вы должны вспомнить, как называется клавиша, о которой идет речь в очередной строфе, и вписать ее в текст на месте пропуска.
Для контроля ваших знаний
Буквы мы печатать станем.
Коль клавиатуру знаешь,
Времени не потеряешь!
Чтоб большую написать,
Надо нам …... нажать; (1)
Чтоб малютку получить,
Надо …... отключить. (2)
И другой есть вариант.
Нужен здесь большой талант.
Букву мы большую пишем.
Точно делай то, что слышишь: держи, не отпускай (3)
И на букву нажимай!
Мы печатать научились,
Очень славно потрудились!
Знания надо закреплять –
Клавиатуру изучать!
Перейти на русский шрифт
Нам помогут …… и …… ! (4)
Написали предложение –
Ах, как сложно, ох, мучение!
Чуть оплошность допустили –
И ошибку получили.
Что же делать нам теперь?
Нам поможет только …...! (5)
Под ошибку подведи
ты курсор
И …... нажми – (5)
Вмиг исчезнет буква эта,
Словно затерялась где-то!
У Del альтернатива есть.
Это клавиша ……! (6)
Символ слева от курсора
. Удаляет вместо сора!
В конец строчки прыгнуть всем
…… поможет без проблем! (7)
А в начало чтоб попасть,
Надо срочно …… нажать! (8)
На другую строчку, может,
…… перейти поможет? (9)
Все умеем мы теперь!
В мир чудес открыта дверь!
Текст любой введем в компьютер,
Распечатаем его.
Коль учиться есть желание,
То не трудно ничего!
Ответы:
Молодцы!
Для закрепления изученного мы с вами поработает на Test Generatore.
Наше путешествие подходит к концу. Посмотрите, какой маршрут мы прошли. Кратко этапы маршрута.
1. Кроссворд – повторили устройства компьютера.
2. Клавиша.
3. Колесо истории – узнали историю слова клавиша.
4. Почта – устно вспомнили назначения клавиш.
5. Привал – физкультминутка.
6. Тренажёр – отрабатывали практические навыки.
Оценки за урок.
Самооценка.
Сегодня каждый из нас закончил урок с определенным настроением. Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь догадываться.
Когда мы говорим с кем–то лично или по телефону, наши эмоции проявляются через смех, выражение лица, интонации голоса, позу. При разговоре мы передаем собеседнику не только слова, но и эмоциональную информацию, которая не выражается словами.
Когда мы общаемся с человеком с помощью электронной почты, то наше единственное средство – это текст, набранный на экране компьютера. Собеседник не видит лица и не слышит голоса. Поэтому ему порой бывает трудно понять весь смысл послания.
Для того чтобы передать эмоциональное настроение, при работе на компьютере используют смайлики (от англ. smiley – улыбаться). Смайлик – это картинка, составленная из букв и специальных знаков, которая выражает какое–то чувство или настроение. Смайлики вы можете употреблять и в записках, которые пишите своим друзьям.
Большинство из смайликов – это изображение глаз или маленьких рожиц. Чтобы рассмотреть эти рожицы, нужно повернуть голову набок.
:–) – радостное лицо
;–) – подмигивающая улыбка
: 0) – клоун
8: –) – маленькая девочка
Оцените себя, используя смайлики.
Учитель предлагает нарисовать детям смайлики в зависимости от того, как они оценивают свой успех на уроке:
: – ) – те, кто считает, что хорошо понял тему и поработал на уроке.
: – ? – те, кто считает, что недостаточно хорошо понял тему, поработал на уроке.
: – ( – те, кто считает, что ему еще много нужно работать над данной темой.
Как вы думаете, мы полностью научились работать на клавиатуре? Конечно, нет. Нас с вами ждёт ещё не одно путешествие в удивительный мир компьютера.
- Литература
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 - 11 классы. / Сост. И.Г. Семакин и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 380 с.
Информатика: Учебник для 5 класса. Изд. 3-е, испр. / Л.Л. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 191 с.: ил.
Информатика: Рабочая тетрадь для 9 класса. / Л.Л. Босова. - 4-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 87 с.: ил.
Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.
На доске записана тема урока, прикреплен плакат с ярким изображением пирамиды, а также рисунок снеговика, на столе лежат новогодние открытки)
Тема: Зачетный урок по текстовому и графическому редактору. 4 “б” класс, декабрь 2007 г.
Цели урока:
Обучающие: Углубить и систематизировать знания детей по текстовому и графическому редактору. Повысить общую осведомленность и образованность детей по предмету.
Развивающие: Развивать умение детей работы с компьютером. Повлиять на познавательную активность детей в сторону ее интенсификации. Развить важные качества личности детей – умение понять ту или иную задачу, наблюдательность, внимание, воображение, мышление.
Воспитывающие: Воспитать сплоченный коллектив, сочетающий в себе разнообразные интересы и способности.
Тип урока: урок проверки знаний, умений и навыков учащихся.
Вид урока: контрольно-зачетный урок.
Межпредметная связь: русский язык, рисование, познание мира.
Метод обучения: Методы проблемного обучения (алгоритмический и исследовательский).
Наглядные пособия и ТСО: карточки, картинки, ПО, ПК, игрушка слон, плакат с изображением пирамиды, рисунок.
Литература:
1.В.Фигурнов, IBM PС для пользователей, Москва, 1998.
2.Журнал: “Компьютер – твой друг”, 4 класс, изд. Дрофа, Москва, 1997.
3.Е.Балафанов, 30 уроков по информатике, изд.Шатарап, 1998.