Представленный урок «Прикладные вычисления в табличном процессоре MS Office Excel», является этапом закрепления раздела по изучению табличного процессора MS Office Excel дисциплины «Информатика и ИКТ», на который в учебной программе отводится 14 ч учебных аудиторных занятий. В год на данный предмет отведено 143 часа с учетом самостоятельных и лабораторных работ.
Содержание урока, формулировка темы обусловлены требованиями ФГОС и учебной программой по специальности: 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
Актуальность урока обусловлена необходимостью развивать у учащихся логическое мышление, уметь применять полученные знания в практической области своей специальности, выполнять простейшие экономические и финансовые задачи, которые могут понадобиться в профессиональной деятельности.
Все вышесказанное определило замысел проведения урока в виде погружения в проблемную ситуацию и последовательного решения возникающих в ней задач. Для реализации замысла использовались элементы технологий: интерактивные технологии, групповой, личностно-ориентированной, педагогические возможности которых позволяют обучающимся:
- погрузившись в образовательную ситуацию, сформировать и сформулировать свое видение и представление о предложенном фактическом материале;
- получить подтверждение своих первичных представлений
- приобрести новые знания об экономической стороне в своей профессии;
- осмыслить содержание и результативность собственной деятельности и работы педагога на уроке.
Важнейшим средством обучения на уроке является проектор и персональный компьютер. Целесообразность их использования заключается в том, что в восприятии обучающихся большую роль играет наглядно-образное мышление, поэтому мультимедиа компонент занимает основную позицию в структуре урока. Для повышения мотивации обучающихся, эффективности усвоения учебного материала, создания ситуации успеха, восприятия информации, прочного усвоения и закрепления знаний используются различные приемы работы, основной из которых: «Проекция-демонстрация» (показ презентации MS Office PowerPoint, просмотр этапов выполнения практической работы);
Совместно с этим на уроке происходит быстрое включение обучающихся в работу, благодаря чему создается атмосфера интеллектуального соревнования без психологического напряжения. Все это является педагогическим инструментом и способствует достижению поставленных целей урока.
Этапы урока. Урок состоит из 7 этапов, соответствующих содержанию развития проекта.
1 этап – формирование и проявление замысла: организация деятельности, (организационный этап).
2 этап – актуализация знаний в виде тестирования.
3 этап – погружение в ситуацию, изучение новых аспектов материала.
4 этап – практическая работа, индивидуально (за компьютером).
5 этап – организация рефлексии содержания деятельности в ходе урока, в виде теста на закрепления.
6 этап – объяснение домашнего задания.
7 этап – подведение итогов урока (оценка).
Проектная новизна заключается в том, что использованы элементы различных личностно-ориентированных технологий в едином образовательном процессе.
Практическая значимость урока видится в том, что разработка урока «Прикладные вычисления в табличном процессоре MS Office Excel» может быть использована учителями и методистами СПО.