Урок по теме: «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах»
Тип урока: комбинированный (урок объяснения нового материала и закрепления изученного).
Форма проведения урока:
объяснительно-иллюстративный, личностно-ориентированный, беседа, работа в парах, индивидуальная работа.
Цели урока:
- ознакомить учащихся со способами визуализации числовых данных;
- научить применять эти способы при решении конкретных задач.
Задачи урока:
- образовательные:
практическое применение изученного материала;
закрепление знания общих принципов работы табличного процессора MS Excel и умения составить таблицу для решения конкретной задачи;
развитие умения выбрать наиболее оптимальную структуру таблицы, создать таблицу и соответственно оформить;
оформление результатов задач в диаграммах;
формирование представления о вычислениях в электронных таблицах как важной, полезной и широко применяемой на практике структуре.
- развивающие:
развитие коммуникативных компетенций – развитие монологической речи, развитие навыков индивидуальной и групповой практической работы;
развитие умений применять знания для решения задач различного рода с помощью электронных таблиц.
- воспитательные:
развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры;
профессиональная ориентация и подготовка к дальнейшему самообразованию в будущей трудовой деятельности;
развитие когнитивных компетенций.
План урока
1. Организационный момент. - 1 мин
2. Проверка домашнего задания (тест). – 2 мин.
3. Изучение нового материала. – 15 мин
4. Компьютерный практикум. - 24 мин.
5. Закрепление изученного материала. (Решение задач.) – 2 мин.
7. Подведение итогов, выставление оценок. - 1 мин.
Программное и техническое обеспечение урока:
персональные компьютеры;
программа MS Excel.
Ход урока:
Организационный момент:
- приветствие.
Актуализация знаний:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем изучать возможности табличного процессора Excel и сегодня нам предстоит изучить новые возможности этой программы.
Но сначала повторим теоретический материал, полученный на прошлом уроке. Для этого вы поработаете в парах - на ваших столах лежат карточки с заданиями. Одно задание на нахождение соответствия между понятием и верным ответом, второе – на работу с формулами. После выполнения задания поменяйтесь карточками и проверьте друг друга.
Учащиеся работают с заданиями. Найди соответствие:
1.Электронные таблицы - это | а) выражение, начинающееся со знака «=», включающая в себя числа, имена ячеек, функции, знаки математических операций. |
2. Основные типы данных, обрабатываемые в электронных таблицах: | б) выбрать команду Вставить функцию, выбрать категорию, выбрать нужную функцию, указать диапазон ячеек(или перечислить ячейки), нажать кнопку Enter |
3. Формула – это | в) при перемещении или копировании автоматически изменяются в зависимости от положения ячейки, в которую скопирована формула. |
4. Относительные ссылки - | г) приложение, работающее в диалоговом режиме, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах. |
5. Алгоритм выбора функции - | д) число, текст и формула |
Ответ: 1_____; 2_____; 3._____; 4_____; 5_____.
Ответ: 1г, 2д, 3а, 4в, 5б
После выполнения краткое обсуждение правильных ответов.
Изучение нового материала:
Учитель: Итак, мы вспомнили и повторили основные понятия электронных таблиц. Возможности ЭТ велики - с их помощью можно решать разнообразные задачи, моделировать различные процессы и явления, выполнять вычисления. Но не только! ЭТ позволяют визуализировать полученные результаты, используя деловую графику. И цель сегодняшнего урока - узнать какие графические возможности есть у прикладной программы MS Excel, для чего используют диаграммы, какие типы и виды диаграмм существуют, как построить диаграмму.
Откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите тему сегодняшнего урока: «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах». (ДОСКА слайд 1)
Записывают тему в тетрадь.
История возникновения диаграмм
Идеи функциональной зависимости использовались в древности. Она обнаруживается уже в первых математически выраженных соотношениях между величинами, а также в первых правилах действий над числами, в первых формулах для нахождения площади и объёма геометрических фигур. Вавилонские учёные, таким образом, несознательно установили, что площадь круга является функцией от его радиуса 4—5 тыс. лет назад. Астрономические таблицы вавилонян, древних греков и индийцев — яркий пример табличного задания функции, а таблицы, соответственно, являются хранилищем данных для диаграмм.
В XVII веке французские учёные Франсуа Виет и Рене Декарт заложили основы понятия функции и разработали единую буквенную математическую символику, которая вскоре получила всеобщее признание. Также геометрические работы Декарта и Пьера Ферма проявили отчётливое представление переменной величины и прямоугольной системы координат — вспомогательных элементов всех современных диаграмм.
Первые статистические графики начал строить английский экономист У. Плейфер в работе “Коммерческий и политический атлас” 1786 года. Это произведение послужило толчком для развития графических методов в общественных науках.
Учитель: Рассмотрим типы диаграмм. Различные типы диаграмм позволяют представлять данные в различных формах.
Столбчатая (линейчатая) для сравнения величин используется диаграмма (слайд 2),
круговая – для отображения частей целого (слайд 3),
график – для построения графиков и отображения изменения величин в зависимости от времени (слайд 4) и т.д. На самом деле типов диаграмм больше, но мы говорим о самых распространенных, самых востребованных.
Запишите в тетрадях основные типы диаграмм:
- круговая диаграмма, кольцевая диаграмма, гистограмма, точечная диаграмма, линейчатая диаграмма, график.
Записывают в тетрадь под диктовку.
Теперь рассмотрим технологию построения диаграмм и графиков.
Этап первый. При создании диаграммы в электронных таблицах прежде всего необходимо выделить диапазон ячеек, содержащий исходные данные для ее построения.
Затем на панели быстрого доступа открыть вкладку/команду «Вставка» и выбрать соответствующую диаграмму или график. (слайд 5).

Выделенный диапазон исходных данных включает в себя ряды данных и категории.
Ряды данных – это множество значений, которые необходимо отобразить на диаграмме.
На линейчатой диаграмме значения ряда данных отображаются с помощью столбцов, на круговой - с помощью секторов, на графике – точками, имеющимися заданные координаты Y. (слайды 6,7,8)



Категории задают положение значений ряда данных на диаграмме.
На линейчатой диаграмме категории являются подписями под столбцами,
на круговой диаграмме – названиями секторов,
а на графике категории используются для обозначения делений на оси Х.
Ряды данных и категории могут размещаться как в столбцах, так и в строках электронной таблицы.
Этап второй. Оформление диаграммы.
Диаграммы могут располагаться как на отдельных листах, так и на листе с данными. Область диаграммы может содержать названия оси категорий и оси значений, заголовок диаграммы и легенду. Для того, чтобы подписать диаграмму, данные, название осей, а также определить местоположение легенды, необходимо выбрать вкладку/команду «Макет» на панели быстрого доступа. (слайд 9)

На этом этапе подбираются все необходимые параметры диаграммы, т.е. ее внешний вид. Можно подписать вертикальную и горизонтальную ось (при необходимости), подписать данные, название диаграммы, изменить местоположение легенды.
Подписи данных, название осей не всегда бывают уместны – иногда это перегружает диаграмму информацией, делает ее тяжелой для восприятия. Оформление диаграммы каждый раз решается индивидуально, в зависимости от решаемой задачи. Надо помнить, что диаграмма или график должны быть информативны и эстетичны. (слайд 10)
Закрепление материала. Практическая работа.
Учитель: А теперь приступаем к выполнению практической работы на компьютерах.
У вас на рабочем столе находится файл «Практическая работа_Построение диаграмм и графиков». Скопируйте его себе в папку, откройте и выполните три задания. Для каждой таблицы подберите подходяшую диаграмму или график и разместите на том же листе. Все диаграммы должны быть подписаны. Файл сохраните под тем же именем.
Удачи!
Выполняют практическую работу. Визуальная проверка практической работы.
Подведение итогов.
Учитель: Подведем итоги урока.
Назовите основные типы диаграмм. Назовите этапы создания диаграмм и графиков.
Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Что вызвало трудности в практической работе?
Как вы думаете, в каких областях деятельности применяются диаграммы? После ответов учащихся - слайд 11
Подведение итогов урока в форме беседы. Выставление оценок за практическую работу с учетом личной активности учащегося на уроке.
Домашнее задание.
Повторить записи в тетради, выучить алгоритм построения диаграммы