СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый сдвоенный урок исследование был проведен в 8 классе для учителей ЕМЦ школы.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока»

Пищеварение в ротовой полости и желудке

Тип урока: урок-исследование.

Место урока в теме: это четвёртый и пятый уроки в теме «Пищеварение». На предыдущих уроках учащиеся познакомились со строением и функциями органов пищеварительной системы. Изучили состав и значение пищи, строение и функции зубов, а также гигиенические правила ухода за зубами.

Главная идея урока: «Вот те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть!» И.П. Павлов.

Триединая дидактическая цель урока:

Познавательная: в конце урока учащиеся формулируют новые анатомо-физиологические понятия – слюнные железы, слюна, желудочный сок, пепсин, глотание, амилаза, мальтаза, лизоцим. Разъясняют особенности пищеварения в ротовой полости и в желудке, свойства ферментов слюны и желудочного сока. Раскрывают механизм рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости и в желудке; доказывают вред никотина и алкоголя на пищеварение в ротовой полости и в желудке.

Развивающая: в конце урока учащиеся умеют разъяснять особенности процесса пищеварения в ротовой полости и в желудке. Сравнивают условия протекания процессов пищеварения в ротовой полости и в желудке. Развивают навыки работы с учебником и дополнительной литературой. Выделяют главное в прочитанном, объясняют новые понятия, анализируют результаты своей деятельности и делают выводы. Развивают творческое мышление, монологическую речь и умение публично выступать.

Воспитательная: учащиеся демонстрируют навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи; осуществляют сотрудничество в ходе групповой формы работы на уроке; проявляют интерес к учебному материалу; убеждаются в необходимости ответственного отношения к собственному здоровью.

Методы и приёмы:

  1. словесные (эвристическая беседа; работа с учебником);

  2. наглядные (изобразительные пособия, демонстрации компьютерных программ);

  3. практические (групповая работа с учебником и дополнительной литературой, использование инструктивных карточек, лабораторная работа, дидактическая игра).

Средства обучения:

  1. учебно-материальные (принадлежности для опытов, компьютер, экран);

  2. дидактико-методические (биологический эксперимент, дидактический материал: тесты, схемы, таблицы);

  3. психолого-педагогические (тесты, дидактические игры).

Оборудование:

  • демонстрационное – таблица «Строение органов пищеварения», модель торса человека, видеофильм «Пищеварение», портрет И.П. Павлова, компьютер, экран, проектор;

  • лабораторное – накрахмаленный бинт, чашка Петри со слабым раствором йода, палочки с ватой.

Ход урока

I. Организационный момент.

II.  Этап актуализации знаний. Игра «Пирамида».

На доске вывешивается пирамида. Для игры вызываются пары учеников. Остальные – болельщики. Начинающая пара выбирает поле игры.

  1. «Что такое?»

  2. «Да и нет»

  3. «Найди соответствие»

  4. «Узнай орган по таблице»

  5. «Расскажи мне, расскажи…»

  6. «Третий лишний».

1 конкурс «Что такое?».

За одну минуту один из участников объясняет термин другому так, чтобы партнёр догадался, о чём идёт речь.

  1. Питательные вещества.

  2. Кариес.

2 конкурс «Да – нет».

В этом задании необходимо найти правильные утверждения. За одну минуту один из участников зачитывает утверждения, а второй говорит «да», если оно верно, «нет» – если оно ошибочно.

  1. сыр, масло, молоко, мясо – это питательные вещества.

  2. питательные вещества выполняют энергетическую и строительную функцию.

  3. глотка является частью пищеварительного тракта.

  4. в состав эмали зубов входят соли кальция.

  5. у каждого зуба имеется только выступающая в ротовую полость коронка и шейка.

  6. в ротовой полости пища подвергается механической обработке, смачиванию и обеззараживанию.

  7. слизистая желудка содержит большое количество желёз, выделяющих кишечный сок.

  8. в глотке пищеварительный путь перекрещивается с дыхательным.

Правильные утверждения: 2, 3, 4, 6, 8.

3 конкурс «Найди соответствие».

В конкурсе участвуют оба ученика пары. Между первым и вторым понятием существует определённая связь. Назови с третьим понятием слово, чтобы между ними существовала такая же связь. Время конкурса – 1 минута.

  1. предсердие: сердце = желчный пузырь: (печень).

  2. лёгкие: дыхание = тонкий кишечник: (всасывание).

  3. желудок: желудочные железы = ротовая полость: (слюнные железы).

  4. печень: желчь = желудок: (желудочный сок).

4 конкурс «Узнай орган по таблице».

Один из участников получает список органов, которые ему надо показать по таблице, второй – называет эти органы. Время конкурса – одна минута.

  1. глотка, печень, желудок, толстый кишечник, поджелудочная железа, тонкий кишечник, пищевод, прямая кишка, двенадцатипёрстная кишка, аппендикс.

5 конкурс «Расскажи мне, расскажи…»

Участвуют оба ученика пары. За 1 минуту надо ответить на большее количество вопросов.

  1. Почему «зуб мудрости» так называется? («молочные зубы» у детей так названы Гиппократом. Когда человек «благодаря учению приобретает мудрость», вырастают «зубы мудрости» – так думал великий древний врач).

  2. Объясните, почему движения зубной щёткой слева направо и наоборот не очищают зубы? (для наглядности можно взять расчёску и начесать на неё вату, предложив эту вату счистить. Ясно, что только движения от основания к краям зубов смогут это сделать. Обратные движения нежелательны, т.к. «грязь» забивается под дёсны и содействует заболеванию дёсен и зубов).

  3. Почему нельзя сразу после горячего есть мороженое, а мороженое запивать горячим чаем? (эмаль легко разрушается, а это приводит к заболеванию кариесом).

  4. Почему необходимо беречь зубы? (зубы у человека меняются только один раз и надо стремиться сохранить их здоровыми на всю жизнь. Только здоровые зубы хорошо размельчают пищу, и она лучше усваивается организмом).

  5. Почему пища продвигается по пищеводу, даже если человек висит головой вниз? (сокращение мышечных стенок пищевода обеспечивает продвижение пищевого комка только в одну сторону – к желудку).

6 конкурс «Третий лишний».

Один из учащихся зачитывает группу слов, другой – называет лишнее. Время конкурса – 1 минута.

  1. глотка, пищевод, печень, желудок, кишечник.

  2. питательные вещества – это: сыр, белки, жиры, углеводы и минеральные соли.

  3. функции питательных веществ: строительная, двигательная, энергетическая.

  4. у каждого зуба имеется коронка, шейка, дентин и корень.

  5. в ротовой полости пища разжёвывается, увлажняется слюной и окончательно переваривается.

III. Этап мотивации.

Учитель читает пример вслух:

«Ещё в Древней Индии применяли «испытание рисом». На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, не виновен, а если не съест, то виновен. А плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Хотели бы вы узнать, почему они так поступали?»

(слюна выделяется рефлекторно, когда в рот попадает пища. У виновного человека от страха сохнет во рту, слюноотделение прекращается, поэтому сухой рис съесть невозможно. Волнение, страх тормозят безусловный слюноотделительный рефлекс. Нервные импульсы не поступают в центр слюноотделения в продолговатом мозге и слюна не выделяется.)

Учитель организует учащихся в малые временные группы для обсуждения заданной проблемной задачи.

IV. Исполнительный этап: выполнение исследования и выступление групп.

Класс делится на группы, которые получают задания (Приложение1)

1 группа: «Анатомы». Исследуют дополнительный материал о составе слюны, расположении слюнных желёз, готовят выступление для всего класса.

2 группа: «Экспериментаторы». Выполняют лабораторную работу «Действие ферментов слюны на крахмал», объясняют полученные результаты перед классом.

3 группа: «Методисты». Исследуют дополнительный материал по методике изучения функций слюнных желёз, готовят сообщение для класса.

4 группа: «Теоретики». Исследуют материал о глотании.

5 группа: «Физиологи». Исследуют материал о свойствах ферментов желудочного сока, работы И.П. Павлова по изучению пищеварения в желудке, влияние алкоголя и никотина на пищеварение в желудке.

После работы групп учитель формирует «экспертную комиссию». Каждый эксперт имеет оценочный лист и оценивает выступление группы по разработанным учителем критериям, т.е. выставляет баллы каждой группе (Приложение2)

По ходу выступления групп демонстрируются слайды компьютерной презентации.

V. Диагностика.

Осуществляется в виде тестирования по вариантам и направлена на контроль над выполнением действий исполнительного этапа и оценку усвоения знаний учащихся по теме урока на репродуктивном уровне. Проверяются знания и понимание изученного на уроке.

1 вариант.

  1. Какова роль ферментов в пищеварении?
    А) ускорение процесса расщепления веществ Б) замедление процесса пищеварения
    В) изменение внутренней среды организма.

  2. Какие вещества расщепляются ферментом слюны – птиалином?
    а) белки б) жиры в) углеводы.

  3. Какие вещества расщепляет фермент желудочного сока пепсин?
    а) белки б) жир ы в) углеводы.

  4. Попаданию пищи в гортань препятствует:
    А) мягкое нёбо Б) надгортанник В) щитовидный хрящ Г) язык

  5. Что происходит с пищей в ротовой полости? (выберите правильные ответы)
    А) смачивание пищи слюной Б) измельчение пищи В) расщепление жиров Г) расщепление крахмала Д) расщепление белков Е) перетирание пищи

  6. Причиной частого обновления клеток желудка (1 раз в три дня) является:
    А) постоянное движение мышц желудка Б) кислая среда В) щелочная среда

  7. Соляная кислота (возможны несколько вариантов ответов):
    А) защищает слизистую желудка Б) способствует расщеплению белков
    В) активизирует ферменты Г) обладает бактерицидным действием

  8. Какую из функций желудок не выполняет?
    А) переваривание белков Б) секреция соляной кислоты
    В) секреция пепсина Г) секреция желчи.

2 вариант.

  1. Назовите пищеварительный сок, который имеет очень высокую кислотность:
    А) слюна Б) желудочный сок В) поджелудочный сок Г) кишечный сок.

  2. Что происходит с пищей в ротовой полости? Выберите правильные ответы:
    А) смачивание пищи слюной Б) измельчение пищи В) расщепление жиров Г) расщепление крахмала Д) расщепление белков Е) перетирание пищи.

  3. Какие условия необходимы для расщепления крахмала в ротовой полости?
    А) измельчение пищи, наличие ферментов слюны, слабощелочная среда, 37°С
    Б) измельчение пищи, наличие ферментов слюны, кислая среда, 37-38°С
    В) измельчение пищи, наличие ферментов поджелудочной железы, слабощелочная среда, температура тела.

  4. Какие из перечисленных процессов происходят в желудке?
    А) расщепление белков, всасывание воды и минеральных солей, образование пепсина
    Б) всасывание жиров, расщепление углеводов и минеральных веществ
    В) всасывание белков, расщепление жиров, образование сока поджелудочной железы.

  5. Сколько пар слюнных желёз участвует в пищеварении?
    А) 4 Б) 2 В) 3

  6. Расщепление, какого вещества начинается в полости рта?
    А) белки б) жиры в) крахмал

  7. В какой среде наиболее активен фермент желудочного сока – липаза?
    А) нейтральная б) кислая в) щелочная.

  8. Какие вещества расщепляет липаза?
    А) белки б) жиры в) углеводы.

7. Закрепление.

Организуется работа учащихся по вопросам:

  1. Где образуется слюна?

  2. Как называются три пары крупных слюнных желёз?

  3. Почему при долгом жевании хлеба ощущается сладковатый вкус?

  4. Какие ферменты выделяются со слюной в ротовую полость?

  5. При каких условиях происходит пищеварение в ротовой полости и в желудке?

  6. Где находятся центры регуляции деятельности слюнных желёз?

  7. Дайте физиологическое обоснование народной мудрости: «Когда я ем, я глух и нем».

  8. Какое значение для переваривания пищи в желудке имеет обстановка, сервировка стола, оформление пищи?

  9. Как понимать слова И.П.Павлова: «Кушать надо со вниманием и удовольствием»?

  10. Какое влияние на пищеварение в желудке оказывают курение и употребление алкоголя?

8. Домашнее задание.

  1. Изучить параграф 31, выучить термины, ответить на вопросы в конце параграфа.

  2. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о влиянии на печень алкоголя и никотина.

  3. Написать эссе, содержащее личный взгляд на высказывание И.П. Павлова: «Вот те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть!».



Приложение 1.

Практическая работа

Цель – показать способность слюны расщеплять углеводы, выяснить условия действия ферментов слюны.

Оборудование: накрахмаленные картофельным крахмалом бинты, спичка, вата, йодная вода, ножницы, блюдца.

Подготовка опыта. Готовят крахмальный бинт. Для этого берут четверть ложки крахмала, разводят его в небольшом количестве холодной воды и вливают в кипящую воду. Кипят при помешивании 10-15 мин. После этого бинты помещают в крахмальную воду, вынимают, расправляют высушивают. Затем бинт разрезают на куски длиной по 10 см.

Проведение опыта. Испытуемый наматывает ватный тампон на спичку, смачивает его слюной и пишет на куске бинта первую букву своей фамилии. Затем он зажимает бинт в руках и выдерживает его около минуты. После этого расправляет бинт и опускает в блюдце с йодной водой. На синем фоне появляется белая буква. Для контроля берут другую спичку с ватным тампоном, макают его в воду и то же самое проделывают с другим куском бинта. После обработки этого куска йодной водой получается однотонное синее окрашивание.

Выводы. Ферменты слюны расщепляют крахмал. Они действуют при определенных температурных границах, при кипячении теряют активность.



Лечебные свойства голодной слюны

"... со слюной выделяется так называемый лизоцим - растворитель микробов...",  и то есть лечебные свойства слюны очевидны.

Почему слюна ценна?
    До сих пор ученые не могут найти доказательство ценности слюны. Даже ее состав до сих пор не изучен. Но исследования ведутся, и уже сделаны ошеломляющие открытия. Вот что говорит на этот счет доктор медицинских наук Николай Щепкин (Новосибирск): «Если бы ко мне обратились с вопросами о целебных качествах слюны лет пять назад, я бы просто рассмеялся в лицо. Сказал бы, что это все нелепость и бабьи предрассудки. Однако к нам в институт летом 2004 года был направлен человек, который сначала заблудился в тайге, а потом близко познакомился с медведем. К счастью, ему удалось напугать зверя – и тот ушел, но перед этим изрядно помял мужика. И он, израненный, в течение пяти дней как-то мыкался по лесу, пока его не подобрали геологи. Что поразительно: все раны на его теле были чистыми! Он ослаб от кровопотери и голода, но никаких нагноений не было! А это настоящее чудо. Обычно тот, кого “обкогтит”, а тем более покусает медведь, даже если вовремя проколоть антибиотики, начинает загибаться от сепсиса. А тут – ничего! И ведь у мужика не было никаких медикаментов! Он рассказал, что лечил себя… слюной. Пришлось поверить, потому как в данной драматической ситуации ему, и правда, больше помочь себе было нечем. Этот случай побудил меня начать исследование свойств человеческой слюны. Выяснилось следующее: во-первых, это уникальный антисептик. Слюна, непосредственно взятая изо рта, практически стерильна: в ней содержится убивающий микробов фермент лизоцим. А также – обладающая бактерицидным действием липаза, которую до сих пор находили только в секрете двенадцатиперстной кишки. Кроме того, в составе слюны в слабой концентрации присутствуют природные антибиотики, сорбенты, вещества, способствующие регенерации тканей… Я, пока наши эксперименты не доведены до конца, не могу оглашать наших предварительных выводов. Мы исследуем слюну людей разных возрастов, собак, кошек. Могу сказать уже сейчас: в слюне любого живого существа сосредоточен потрясающий оздоровительный потенциал! Не бойтесь зализывать свои ранки! Они обязательно затянутся!»

Слюна: простая, «голодная», «младенческая», «звериная»
     В старинных книгах мы тоже можем найти рецепты лечения слюной. Авторы особо советуют брать слюну «утрешнюю», или «голодную». В чем секрет? Оказывается, что утром, до еды, в слюне максимально сконцентрированы целебные вещества. Но если ситуация экстренная, не обязательно ждать утра: поможет любая слюна. Например, угораздило вас под вечер пораниться, лучше сразу зализать ранку, а не дожидаться следующего утра. Если же вы лечите хроническую болезнь, лучше не торопиться, проводить сеансы по утрам.
      Большой ценностью обладает «младенческая» слюна (слюна ребенка до 7 лет). Дело в том, что иммунитет детского организма максимально активизирован. По этому во всех «младенческих» отправлениях заключается оздоровляющая сила: полезна и «младенческая» урина, и «младенческая» слюна, и даже слезный секрет.
      Вы не раз, наверное, видели, как животные вылизывают своих детенышей и сами постоянно «умываются». С одной стороны, это гигиена, а с другой – массаж. Но есть и еще один смысл: защитный барьер, который животное устанавливает от агрессивного воздействия всяческих «подселенцев» извне. Известно, что животные легче переносят многие болезни и вообще более приспособлены для жизни в тяжелых условиях, под открытым небом, нежели человек. Поэтому в слюне животных концентрация биостимуляторов и природных антибиотиков в несколько раз выше, чем в слюне человека. Ваши домашние любимцы – собаки и кошки могут оказать вам неоценимую услугу в деле избавления от разных недугов. Поэтому если ваша кошка хочет вас полизать, не шарахайтесь от нее: кошка не просто показывает вам свое расположение, но и хочет вас подлечить. Может быть, ваша собака все время стремится лизнуть вас в каком-то определенном месте. Задумайтесь, а нет ли там болячки? Вероятно, там локализуется какая-то скрытая болезнь, о которой вы и не догадываетесь. Дайте собаке вылизать то место, которое она хочет вылизать, и поблагодарите ее за лечение и заботу.

Приложение2

Оценочный лист для групп № 1,2,3.

Критерии выступления групп

Группа №1

Группа №2

Группа №3

1. Полнота раскрытия ответов на поставленные вопросы.




2. Культура и развитие монологической речи выступающего участника группы.




3. Формулировка вопросов другим группам.




4. Умение участников группы отвечать на вопросы.




5. Качество схем, представленных группами для сопровождения своего выступления.






Каждый критерий выступления групп оценивается по 5-бальной шкале. Максимальное количество баллов, выставленное группе = 25 баллов.

Если группа набрала от 21до 25 баллов, то каждый участник группы получает за урок оценку «5».

Если группа набрала от 16 до 20 баллов включительно, то каждый участник группы получает оценку «4».

Если группа набрала от 10 до 15 баллов включительно, то каждый участник группы получает оценку «3»

Если группа набрала менее 10 баллов, то оценка её участников «2». Для выведения среднего балла группы нужно сложить баллы 6 оценочных листов и разделить на 6. Затем уже выставлять оценку всей группе.