СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока "«Добро и зло в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  с применением проектной и исследовательской технологий

Просмотр содержимого документа
«Стих и песня»

С. Емельянов исполняет интерпретированный отрывок песни

«Он был старше её» гр. «Машина времени»:



Он был старше её, она была хороша.
В её маленьком теле гостила душа.
Они ходили вдвоем, они не сорились по мелочам,
А все вокруг суетились, как будто всерьез:
«Москвичей испортил квартирный вопрос».
А он любил её, но ей пришлось летать по ночам.

Припев:

Он страдал, если за окном темно.
Он не спал, на ночь запирал окно.
Он писал, о покое он мечтал,
В час, когда она летала по ночам.
А кругом «взятничество» и обман,
И людей словно поглотил туман.
Не смотри, что ночью за окном темно.
Ты пойми, миром правит лишь добро!



АРИНА:

Сойдутся вновь Добро и Зло,
И зазвенят клинки набатом,
Завяжутся тугим узлом
Судьба людей, тех, кто когда-то
Поверив в Свет, Любовь и Бога,
Ушли от призрачных надежд.
И, выбрав трудную дорогу,
Несут насмешек тяжкий крест.

Так тяжело быть ближе к Богу,
Любить как Он, как Он прощать,
Идти вперед, презрев тревогу,
И в мире зла не замечать.
Но каждый верит: будет время-
Падет забвенья пелена,
Неся с любовью наше бремя,
Мы будем вместе, как стена.

У каждого своя дорога,
У нас – одна на всех, как храм.
Таких, как мы, я верю много,
И пусть Господь поможет нам…



Просмотр содержимого документа
«Урок»

Ход урока

1. Орг. момент.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости! Я рада видеть вас сегодня на заключительном уроке, посвященном одному из замечательных, волнующих, проблемных произведений М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Муз. заставка. Сегодняшний урок я начну со следующих строк:

Кто призывает нас к смиренью и любви,
А кто нас искушает, исполняя все мечты?
Мы часто задаем себе вопрос: «Кто прав, кто виноват?»
Вдруг зазвенит клинков торжественный набат!
Но верю, нас рассудит лишь одно.
Сойдутся вновь…
(учитель делает паузу и даёт понять, что ученикам нужно продолжить мысль)
Добро и зло.

ΙΙ. Сообщение темы урока и целеполагание.

Учитель: Ребята, вы, наверное, уже догадались о чем пойдет речь на уроке?

Определите пожалуйста тему.

Ученики определяют тему урока, записывают в тетрадь:

«Добро и зло в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

ΙΙΙ. Мотивация и погружение.

Учитель: Ребята, на первом уроке, посвященном творчеству Булгакова, вы получили задания, для этого: разделись на группы, изучили дополнительную литературу, сегодня вы представите свои наработки, используя компьютерные технологии и выполните предложенные вам задания. Оценивать работу каждого в группе будут наши лидеры.

Итак, у нас 3 группы, у каждой группы свой лидер, и мы попросим их сейчас представиться.

Ученика (СЕРГЕЙ) (в роли Булгакова):

Верите ли вы в настоящую, верную, вечную любовь? Кто сказал вам, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь! – это обращаюсь к вам, людям 21 века, я, Михаил Афанасьевич Булгаков. Каждому будет дано по его вере. Маловерные погибнут, неверующие уйдут в небытие, но крепкие и сильные духом спасутся, вера освещает их путь во мраке. Верую, верую – повторяю я вслед за ними.

Слово учителя:

И мы верим. Верим Вам, наш гениальный Мастер. Мы следуем в мир, созданный Вами, в мир, где рождались, жили и уходили в вечность Ваши идеи…

Слово ученика (в роли Воланда):

Я – Воланд, князь тьмы, сатана, «дух зла и повелитель теней». Воланд – одно из имен дьявола в немецком языке. Образ мой имеет обширную литературную родословную: искушающий Еву змей, дух пустыни, Мефистофель в «Фаусте» Гете, «Демон» Лермонтова, «Влюбленный дьявол» Жака Казота, черт в «Братьях Карамазовых»  Достоевского, Демон Врубеля. В романе мне не дана искушающая функция, я не делаю зла, но вскрываю зло повсюду, уничтожаю то, что подлежит уничтожению. Для нечестных мошенников я – наказание, для высшей духовности и истины – благо и добро.

Слово ученика (в роли Мастера):

Я - историк, сделавшийся писателем. Я во многом автобиографический герой. Мой возраст в момент действия романа - это в точности возраст Булгакова в мае 1929г. Историк по образованию, я работал в одном из московских музеев. Был женат, но не помню имени своей жены, жил «одиноко, не имея родных и почти не имея знакомых в Москве». Бросил жену, комнату, купил книги, снимаю подвальчик на старом Арбате и пишу роман о Понтии Пилате и Иисусе Христе. Роман принес мне много горя, страданий, но и дал настоящую любовь.



Учитель: Давайте обратимся к эпиграфам, которые вы видите на слайде:



« Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»

«Фауст» Гёте

«Почему, зачемоткуда зло? Если есть Бог, то как может быть зло..?»

М.Ю. Лермонтов



Выделите, пожалуйста, ключевые слова в этих эпиграфах:

(правом эпиграфе задаются вопросы Почему, зачемоткуда зло?)

Учитель: Ребята, когда вы сами себе задавали аналогичный вопрос?

(Ответ учащихся скорей всего, будет связан с периодом прочтения романа «Мастер и Маргарита»)

Учитель: Да, тема добра и зла у Булгакова в романе одна из ключевых.



— А сейчас, пожалуйста, озвучьте те вопросы, на которые в рамках данной темы вы сегодня хотели бы получить ответ.

  • Каковы особенности изображения Воланда в романе?

  • Какие функции выполняет свита Воланда?

  • Какова роль Воланда в соотношении добра и зла в мире булгаковских героев?

  • Почему Мастер не заслужил света, а заслужил покой?




ΙV. Изучение нового материала.

1 учебная ситуация.

Учитель:Давайте вспомним, где и как начинается роман 

Итак, первый герой – Воланд 

Воланд является центром, связующим звеном романа. Он в центре как в московских главах, так и в потустороннем мире, где он хозяин. Он первопричина всех московских событий, после встречи с ним перерождается пролетарский поэт Иван Бездомный. С него начинается цепь разоблачений бездарных поэтов, критиков, взяточников, лгунов…

«Лишь только вы начали его описывать, я уже стал догадываться, с кем вы вчера имели удовольствие беседовать... Первые же речи этого профессора рассеяли всякие мои сомнения. Его нельзя не узнать, мой друг!»

— Так говорил Мастер в палате сумасшедшего дома, услышав от Ивана Бездомного о встрече на Патриарших прудах. Какими же узнаваемыми чертами наделил Булгаков своего Воланда?

Перед вами на столах раздаточный материал, который сейчас вам потребуется для работы. Воспользовавшись им, через несколько минут вы должны будете нарисовать портрет Воланда.

Задача для первой группы: сопоставить портрет Воланда, Мефистофеля из трагедии Гете «Фауст», черта Н. В. Гоголя из «Ночи перед Рождеством». Определите, есть ли у них сходные черты и если есть, то какие?

Вторая группа сопоставляет образ Воланда в редакции 1929 года и в окончательном варианте. Какие изменения внес Булгаков в характер этого героя?

Третья группа находит предметы сопровождающие Воланда. Какое значение на ваш взгляд они имеют?

Опрос результатов работы.

1 группа: «на плечах накидка», «шпага с выгнутым эфесом», «он на ногу одну как будто хром», «вороны из вашей свиты», «красный камзол», «всех буравит его коварный, острый взгляд», «насмешлив», «совершенно немец», «не белее трубочиста».

2 группа: более грубая лексика, шутовское поведение, кривлянье, образ явно сниженный. В поздней редакции таким образом ведет себя Коровьев-Фагот. Воланд — лицо значительное, полное достоинства, невозмутимое.

3 группа: портсигар с бриллиантовым треугольником, трость-шпага, береты с орлиными перьями, черный плащ, подбитый огненной материей, канделябр с гнездами в виде когтистых птичьих лап, жук из темного камня на золотой цепочке, странный, как будто живой и освещенный с одного бока глобус, изображение черного пуделя на тяжелой цепи, золотая подкова, усыпанная алмазами.

— Какое символическое значение имеют эти детали? Конечно, в рамках одного урока мы не сможем провести исследование, чтобы ответить на этот вопрос. Но ваши одноклассники заранее выполнили эту работу и сейчас представят нам результаты своего исследования.

Представление буклета: «Какую роль играют предметы, окружающие Воланда?» (Подойникова Ульяна)

Промежуточный вывод:

— Итак, в чем же особенности изображения Воланда в романе?

(Булгаков использует традиционные представления о Дьволе, закрепившиеся в мировой культуре, но творчески трансформирует их в соответствии со своим писательским замыслом. Он придает ему черты невозмутимости, значительности, позволяя увидеть его высокий ранг. Детали, которые его окружают, имеют символическое значение, позволяя проводить параллели с аналогичными образами мировой культуры, а также дают представление о сфере влияния его ведомства.).

2 учебная ситуация.

«Итак, — обратился к Маргарите Воланд, — рекомендую вам, донна, мою свиту.»

— Воланд прибыл в Москву не один. Кто входил в свиту Воланда? (Азазелло, кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Гелла.).

Просмотр кинофрагмента из сериала «Мастер и Маргарита». Серия 7 19-20 минуты.

— Очень часто возникает вопрос: эти образы вызваны булгаковской фантазией или их происхождение имеет некие конкретные источники? Мы с ребятами постарались ответить на этот вопрос, и ваши одноклассники подготовили презентацию «Каково происхождение свиты Воланда?»

Представление презентации: Каково происхождение свиты Воланда? (АРИНА ЕП.)

— С какой целью Воланд и свита прибыли в Москву?

(В качестве консультанта в связи с обнаружением рукописи чернокнижника Герберта Аврилакского — на Патриарших прудах. Гастроли в варьете — у Степы Лиходеева. Мне хотелось повидать москвичей в массе, а удобнее всего это было сделать в театре — визит буфетчика.)

3 учебная ситуация. Что же это: добро или зло?

«Мне хотелось повидать москвичей в массе, а удобнее всего это было сделать в театре. Ну вот моя свита и устроила этот сеанс, я же лишь сидел и смотрел на москвичей.» Какие слова на ваш взгляд являются ключевыми для понимания роли Воланда? (сидел и смотрел)

— Давайте проверим, так ли это.

1 группа — Черная магия и ее разоблачение (гл. 12). Просмотрите эту главу и сделайте вывод о том, чем занимается Воланд, а чем его свита.

2 группа: Подумайте, какую роль играют Воланд и его свита в жизни человека, живущего в Москве 30-х годов.  Что происходит в жизни московских граждан после встречи с Воландом и свитой? Определить, кого и за что он наказывает, и что это — зло или добро.

Лиходеев С. Взяточничество



Босой Н.И. Неверие, догматизм



Берлиоз М. Хамство



Прохор Петрович Карьеризм



Варенуха Алчность



Римский Пьянство



Соков Бюрократизм

3 группа: Перед вами на слайде слова: свет, тьма, возмездие, суд, рок(судьба), смерть, тень, добро, зло, милосердие, справедливость.

Распределите их, пожалуйста, в две группы: одна со знаком «+», другая со знаком «-».

Опрос результатов работы.

1 группа: (все безобразия, мистификации творит свита, сам же Воланд, действительно, только наблюдает).

— Почему он только наблюдает?

(Воланд беспристрастный наблюдатель. В его ведении находится Земля. Его интересует только факт, только истина. Он вершит суд, который нельзя подкупить.)






2 группа:



Но Воланд избавляет Пилата от мук совести, возвращает Мастеру его роман и даёт ему вечный покой, помогает Маргарите найти Мастера.

Вывод: У Булгакова Воланд олицетворяет судьбу, карающую Берлиоза, Сокова и других, преступающих нормы христианской морали. Это первый дьявол в мировой литературе, наказывающий за несоблюдение заповедей Христа. Можно сказать, что Воланд – вечно существующее зло, которое необходимо для существования добра. (возвращаемся к эпиграфам)

Уч-ль:

И это одна из загадок романа. Страшна сама по себе мысль, что добро невозможно без зла, они всегда рядом. Но в романе именно благодаря Воланду возрождается правда и честность. Его справедливость порой бывает очень жестока, но без этого у людей никогда не открылись бы глаза на правду.

Вывод: Воланд- показывает мир, который погряз во лжи предательстве. Он не абсолютное зло, а зло, которое не только наказывает за трусость и предательство, но и награждает. (в тетрадь).


3 группа:


— Какие слова из записанных оказались в одной и другой группе? (возмездие, суд)


Свита Воланда несет зло для человека, но, принимая во внимание облик пострадавших, можно сказать, что с точки зрения всего человечества — это благо и добро. Это возмездие.

 — А откуда же тогда берется зло в мире? (Его вершат сами люди.)









4 учебная ситуация.

Мастер не заслужил света, он заслужил покой. Покой – это наказание или награда?

Арина П. представляет презентацию и ответ на проблемный вопрос.

Покой, обещанный Мастеру, выглядит привлекательным после всего, что он перенёс.

Но характер покоя неясен.

Ни счастья на земле, ни ухода в свет Мастер не заслужил. Самый тяжкий грех мастера – отказ от творения, от поиска истины. Правда, искупив вину открытием истины, Мастер заслужил прощение и достоин свободы и покоя. Возможно, покой – это смерть, ведь эту награду Мастер получает из рук Воланда – князя Тьмы. Мастер наделен способностью «угадать» истину. Его дар может спасти людей от беспамятства, от забытой ими способности творить добро. Но Мастер, сочинив роман, не выдержал борьбы за него. Маргарита дорожит романом больше чем Мастер.

Силой своей любви Маргарита спасает Мастера и его роман.

САША ЕМ. исполняет интерпретированный отрывок песни «Он был старше её» гр. «Машина времени»:

Он был старше её, она была хороша.
В её маленьком теле гостила душа.
Они ходили вдвоем, они не сорились по мелочам,
А все вокруг суетились, как будто всерьез:
«Москвичей испортил квартирный вопрос».
А он любил её, но ей пришлось летать по ночам.

Припев:

Он страдал, если за окном темно.
Он не спал, на ночь запирал окно.
Он писал, о покое он мечтал,
В час, когда она летала по ночам.
А кругом «взятничество» и обман,
И людей словно поглотил туман.
Не смотри, что ночью за окном темно.
Ты пойми, миром правит лишь добро!



Выводы: Добро и зло – понятия вечные и неразделимые, и пока живы дух и сознание человека, они будут бороться друг с другом.

М.А. Булгаков хотел показать нам, что грань между добром и злом действительно мала. Нам необходимо увидеть зло, порой завуалированное под добро. Разоблачить это зло.

(АРИНА П.читает наизусть стихотворение)

Сойдутся вновь Добро и Зло,
И зазвенят клинки набатом,
Завяжутся тугим узлом
Судьба людей, тех, кто когда-то
Поверив в Свет, Любовь и Бога,
Ушли от призрачных надежд.
И, выбрав трудную дорогу,
Несут насмешек тяжкий крест.

Так тяжело быть ближе к Богу,
Любить как Он, как Он прощать,
Идти вперед, презрев тревогу,
И в мире зла не замечать.
Но каждый верит: будет время-
Падет забвенья пелена,
Неся с любовью наше бремя,
Мы будем вместе, как стена.

У каждого своя дорога,
У нас – одна на всех, как храм.
Таких, как мы, я верю много,
И пусть Господь поможет нам…

Учитель: Берегите себя и своих близких. Совершайте добрые и бескорыстные поступки.

Будьте честны с окружающими, а главное сами с собой!



V. Оценивание работы.

Оценка лидеров групп с помощью опросных листов. Комментирование работы учащихся учителем.

VΙ. Домашнее задание.

1. Подготовиться к обсуждению тем сочинений





















Приложение.

Раздаточный материал для работы в группах.

1. Портрет Воланда.

Фрагменты романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Раньше всего: ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой — золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду — лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом — иностранец.

(гл. 1)

— А я только что сию минуту приехал в Москву, — растерянно ответил профессор, и тут только приятели догадались заглянуть ему как следует в глаза и убедились в том, что левый, зеленый, у него совершенно безумен, а правый — пуст, черен и мертв. (гл. 3)

Черный маг раскинулся на каком-то необъятном диване, низком, с разбросанными на нем подушками. Как показалось буфетчику, на артисте было только черное белье и черные же остроносые туфли. (гл. 18)

Два глаза уперлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый — пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней. Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу, на высоком облысевшем лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто бы навеки сжег загар.

Воланд широко раскинулся на постели, был одет в одну ночную длинную рубашку, грязную и заплатанную на левом плече. Одну голую ногу он поджал под себя, другую вытянул на скамеечку. Колено этой темной ноги и натирала какою-то дымящеюся мазью Гелла.

Еще разглядела Маргарита на раскрытой безволосой груди Воланда искусно из темного камня вырезанного жука на золотой цепочке и с какими-то письменами на спинке. Рядом с Воландом на постели, на тяжелом постаменте, стоял странный, как будто живой и освещенный с одного бока солнцем глобус. (гл. 22)







Фрагменты трагедии И. В. Гете «Фауст».

1. Мефистофель

Вот ты меня и лицезришь.

Я убежден, поладить мы сумеем

И сообща твою тоску рассеем.

Смотри, как расфрантился я пестро.

Из кармазина с золотою ниткой

Камзол в обтяжку, на плечах накидка,

На шляпе петушиное перо,

А сбоку шпага с выгнутым эфесом.

И — хочешь знать? — вот мнение мое:

Сам облекись в такое же шитье,

Чтобы в одежде, свойственной повесам,

Изведать после долгого поста,

Что означает жизни полнота.

2. 3 ибель

С хорошим днем!

(Про себя, взглянув искоса на Мефистофеля.)

Он на ногу одну как будто хром.

3. Мефистофель

Не узнаешь? А я могу

Стереть, как твой прямой владыка,

С лица земли тебя, каргу, С твоею обезьяньей кликой!

Забыла красный мой камзол?

Стоишь с небрежным равнодушьем

Перед моим пером петушьим?

Не видишь, кто к тебе пришел?

Ведьма

Слепа, простите за прием!

Но что ж не вижу я копыта?

Где вороны из вашей свиты?

4. Маргарита

Как в спальне тяжело дышать!

(Отворяет окно.)

А на дворе не жарко, тихо.

Скорей бы воротилась мать!

Мне кажется, что неспроста

Такая в доме духота.

5. Маргарита

Я с ним бы дружбы не водила!

Едва он в дверь, как всех буравит

Его коварный, острый взор.

Он так насмешлив и хитер

И ни во что людей не ставит!

Что он любви вовек не ведал,

Как бы написано на нем.












Фрагменты повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Вдруг, с противной стороны, показалось другое пятнышко, увеличилось, стало растягиваться, и уже было не пятнышко. Близорукий, хотя бы надел на нос вместо очков колеса с комиссаровой брички, и тогда бы не распознал, что это такое. Спереди совершенно немец*: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу.

































2. Эволюция образа Воланда при работе над романом.

Из главы 18 (черновой вариант — редакция 1929 года).

— Ага, ну ладно. Брысь! (Кот исчез в камине.) Итак, продолжайте, вы славно рассказываете. Так... Якобы деньги?.. Дальше-с...

Но буфетчик не сразу обрел дар дальнейших рас­сказов. Черненькое что-то стукнуло ему в душу, и он настороженными слезящимися глазками проводил Бе­гемота в камин.

— А они, стало быть, ко мне в буфет и давай их менять!

— О! Жадные твари! Но, позвольте, вы-то видели, что вам дают?

— То-то, что деньги совершенно как настоящие.

— Так что же вас беспокоит? Если они совершенно как настоящие...

— То-то, что сегодня, глядь, ан вместо червонцев резаная бумага.

— Ах, сволочь-народ в Москве! Но, однако ж, чего вы хотите от меня?

— Вы должны уплатить...

— Уплатить?!

— О таких фокусах администрацию надлежит уве­домлять. Помилуйте, на 110 рублей подковали буфет.

— Я не хочу вам платить. Это скучно платить.

— Тогда вынужден я буду в суд заявить, — твердо сказал буфетчик.

— Как в суд! Рассказывают, у вас суд классовый?

— Классовый, уж будьте спокойны.

— Не погубите сироту, — сказал плаксиво Воланд и вдруг стал на колени.

«Полоумный или издевается», — подумал бу­фетчик.

— Лучше я вам уплачу, чем в суд идти. Засудят меня, ох засудят, как пить дадут, — сказал Воланд. — Пожалуйте бумагу, я вам обменяю.

Буфетчик полез в карман, вынул сверток, развернул его и ошалел.

— Ну-с, — нетерпеливо сказал хозяин.

— Червонцы!! — шепотом вскричал буфетчик.
Воланд сделался грозен.

— Послушайте, буфетчик! Вы мне голову пришли морочить или пьяны?

— Что же это такое делается? — залепетал буфетчик.

— Делается то, что у вас от жадности в глазах мутится, — пояснил Воланд, вдруг смягчаясь. — Лю­бите деньги, плут, сознайтесь? У вас, наверное, поря­дочно припрятано, э? Тысчонки сто тридцать четыре, я полагаю, э?

Буфетчик дрогнул, потому что, ляпнув наобум, по-видимому, цифру, Воланд угадал до последней копей­ки — именно в сумме 134 тысяч выражались сбереже­ния буфетчика.

— Это никого не касается, — забормотал буфетчик, совершенно пораженный.

— Мне только одно непонятно, — продолжал ар­тист Воланд, — куда вы их денете? Вы помрете скоро, через год, в гроб вы их не запихнете, да они в гробу вам и не нужны...

— Попрошу вас не касаться моей смерти, — тихо ответил буфетчик и побледнел, и стал озираться. Ему сделалось страшно, отчего — он сам не знал.

— Я пойду, — добавил он, вращая глазами.




























Из главы 18 (окончательный вариант).

— Тоже молодой человек?

— Нет, пожилой. Третий, четвертый. Я все даю сдачи. А сегодня стал проверять кассу, глядь, а вместо денег — резаная бумага. На сто девять рублей наказали буфет.

— Ай-яй-яй! — Воскликнул артист, — да неужели ж они думали, что это настоящие бумажки? Я не допускаю мысли, чтобы они это сделали сознательно.

Буфетчик как-то криво и тоскливо оглянулся, но ничего не сказал.

— Неужели мошенники? — Тревожно спросил у гостя маг, — неужели среди Москвичей есть мошенники?

В ответ буфетчик так горько улыбнулся, что отпали все сомнения: да, среди Москвичей есть мошенники.

— Это низко! — Возмутился Воланд, — вы человек бедный... Ведь вы — человек бедный?

Буфетчик втянул голову в плечи, так что стало видно, что он человек бедный.

— У вас сколько имеется сбережений?

Вопрос был задан участливым тоном, но все-таки такой вопрос нельзя не признать неделикатным. Буфетчик замялся.

— Двести сорок девять тысяч рублей в пяти сберкассах, — отозвался из соседней комнаты треснувший голос, — и дома под полом двести золотых десяток.

Буфетчик как будто прикипел к своему табурету.

— Ну, конечно, это не сумма, — снисходительно сказал Воланд своему гостю, — хотя, впрочем, и она, собственно, вам не нужна. Вы когда умрете?

Тут уж буфетчик возмутился.

— Это никому не известно и никого не касается, — ответил он.

— Ну да, неизвестно, — послышался все тот же дрянной голос из кабинета, — подумаешь, бином ньютона! Умрет он через девять месяцев, в феврале будущего года, от рака печени в клинике Первого МГУ, в четвертой палате.

Буфетчик стал желт лицом.

— Девять месяцев, — задумчиво считал Воланд, — двести сорок девять тысяч... Это выходит круглым счетом двадцать семь тысяч в месяц? Маловато, но при скромной жизни хватит. Да еще десятки.

— Десятки реализовать не удастся, — ввязался все тот же голос, леденя сердце буфетчика, — по смерти Андрея Фокича дом немедленно сломают и десятки будут отправлены в Госбанк.

— Да я и не советовал бы вам ложиться в клинику, — продолжал артист, — какой смысл умирать в палате под стоны и хрип безнадежных больных. Не лучше ли устроить пир на эти двадцать семь тысяч и, приняв яд, переселиться под звуки струн, окруженным хмельными красавицами и лихими друзьями?

Буфетчик сидел неподвижно и очень постарел. Темные кольца окружили его глаза, щеки обвисли и нижняя челюсть отвалилась.

— Впрочем, мы размечтались, — воскликнул хозяин, — к делу. Покажите вашу резаную бумагу.

Буфетчик, волнуясь, вытащил из кармана пачку, развернул ее и остолбенел. В обрывке газеты лежали червонцы.

— Дорогой мой, вы действительно нездоровы, — сказал Воланд, пожимая плечами.

Буфетчик, дико улыбаясь, поднялся с табурета.

— А, — заикаясь, проговорил он, — а если они опять того...

— Гм... — Задумался артист, —  ну, тогда приходите к нам опять. Милости просим! Рад нашему знакомству.


















3. Предметы, сопровождающие Воланда.

Фрагменты романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Раньше всего: ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой — золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду — лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом — иностранец.

(гл. 1)

И редактора и поэта не столько поразило то, что нашлась в портсигаре именно «Наша марка», сколько сам портсигар. Он был громадных размеров, червонного золота, и на крышке его при открывании сверкнул синим и белым огнем бриллиантовый треугольник. (гл. 1)

Вся большая и полутемная передняя была загромождена необычными предметами и одеянием. Так, на спинку стула наброшен был траурный плащ, подбитый огненной материей, на подзеркальном столике лежала длинная шпага с поблескивающей золотом рукоятью. Три шпаги с рукоятями серебряными стояли в углу так же просто, как какие-нибудь зонтики или трости. А на оленьих рогах висели береты с орлиными перьями. (гл. 18)

Воланд сидел на складном табурете, одетый в черную свою сутану. Его длинная широкая шпага была воткнута между двумя рассекшимися плитами террасы вертикально, так что получились солнечные часы. Тень шпаги медленно и неуклонно удлинялась, подползая к черным туфлям на ногах сатаны. Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг. Азазелло, расставшись со своим современным нарядом, то есть пиджаком, котелком, лакированными туфлями, одетый, как и Воланд, в черное, неподвижно стоял невдалеке от своего повелителя, так же как и он не спуская глаз с города. (гл. 29)

Два глаза уперлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый — пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней. Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу, на высоком облысевшем лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто бы навеки сжег загар.

Еще разглядела Маргарита на раскрытой безволосой груди Воланда искусно из темного камня вырезанного жука на золотой цепочке и с какими-то письменами на спинке. Рядом с Воландом на постели, на тяжелом постаменте, стоял странный, как будто живой и освещенный с одного бока солнцем глобус. (гл. 22)






























































Мастер

Сто злых языков наклевещут сполна

И в самое сердце пронзят…

Здесь очень пустынно – лишь я да луна

В окно друг на друга глядят…

Миры создаю я движеньем пера

И плачу от счастья в тиши.

Вот лучшая в жизни тяжёлой пора!

Вот сон для уставшей души.

Как вам рассказать, о, как вам передать,

Что чувствую я в этот час!

Я здесь! Я – живу! Я готов побеждать!

Я – Мастер, творящий для вас!

Душа моя – в книге… Готов я писать

Года, нет, столетья подряд!

И я до сих пор не устал повторять,

Что рукописи НЕ ГОРЯТ

























Воланд

Не может собой управлять человек –

Опасная это игра…

Запомните, люди, и знайте навек –

Без Зла не бывает Добра.

Клыками сцепляясь, живут Свет и Тьма –

Умрут друг без друга они…

Все ценят весну, но ведь есть и зима –

Холодные, тусклые дни.

Поймите – ведь это нетрудно понять,

Коль вдуматься в самую суть:

Боль учит смеяться, а труд – отдыхать;

Великая цель – долгий путь.

Чем больше в вас силы, тем хуже плечам –

На них будет бремя лежать.

Придётся не спать иногда по ночам,

Придётся проблемы решать.

Мир несправедлив – порой даже ко мне,

Он даже чертей учит жить.

Молчанье луны, ветер, звёзды в окне –

За всё это нужно платить.

До счастья рукой дотянуться не в мочь.

Покоя навеки мне нет.

Что всё же главнее – день или ночь?

Что правильно – Тьма или Свет?

Так кто же есть я? Что несу я Земле?

Не раз отвечало перо:

«Часть силы, мечтающей вечно о Зле,

Но вечно творящей Добро.»

3 учебная ситуация

1 группа — Черная магия и ее разоблачение (гл. 12). Просмотрите эту главу и сделайте вывод о том, чем занимается Воланд, а чем его свита.















































3 учебная ситуация

2 группа: Подумайте, какую роль играют Воланд и его свита в жизни человека, живущего в Москве 30-х годов.  Что происходит в жизни московских граждан после встречи с Воландом и свитой? Определить, кого и за что он наказывает, и что это — зло или добро.

Лиходеев С. Взяточничество



Босой Н.И. Неверие, догматизм



Берлиоз М. Хамство



Прохор Петрович Карьеризм



Варенуха Алчность



Римский Пьянство



Соков Бюрократизм

























3 учебная ситуация

3 группа: Перед вами на слайде слова: свет, тьма, возмездие, суд, рок(судьба), смерть, тень, добро, зло, милосердие, справедливость.

Распределите их, пожалуйста, в две группы: одна со знаком «+», другая со знаком «-».



Просмотр содержимого документа
«Экспертный лист»

Критерии оценки работы группы

Оценка сотрудничества ученика в группе.

Оцени, насколько хорошо каждый работал в группе: используйте знаки + или - .




Фамилии участников группы

Критерии оценки







  • Участвовал во всех заданиях группы.







  • Брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу.







  • Внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы.







  • Подавал группе конструктивные идеи, высказывал предположения по поставленным задачам.







  • Выполнял не только свою часть работы, но и помогал другим.







  • Завершил свои исследования (свою часть работы) вовремя.







  • Общался с членами группы с уважением, даже если был не согласен с ними.







  • Смог первым сделать выводы по поставленной проблеме или заданию.







  • Выступал с результатом работы группы.







  • Дополнял выступления других групп.







  • ИТОГО











Если у вас от 9 и больше +, то ваша оценка «5»

Если у вас от 6 до 8 +, то ваша оценка «4»

Если у вас от 3 до 5 +, то ваша оценка «3»

Если у вас всего 1-2 +, то ваша оценка «2»







В зависимости от вида работы группы, можно изменять критерии оценивания.

Критерии оценки работы группы

Оценка сотрудничества ученика в группе.

Оцени, насколько хорошо каждый работал в группе: используйте знаки + или - .



Фамилии участников группы

Критерии оценки







  • Участвовал в изучении всех вопросов группы.







  • Владею всеми вопросами темы и могу всю работу объяснить







  • Брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу.







  • Внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы.







  • Подавал группе конструктивные идеи, высказывал предположения по поставленным задачам.







  • Общался с членами моей группы с уважением, даже если был не согласен с ними.







  • Смог первым сделать выводы по поставленной проблеме, заданию или теме.







  • Выступал с результатом работы группы.







  • Дополнял выступления других групп.







  • Оценка участия каждого ( выставляет учитель)







  • ИТОГО










Если у вас от 9 и больше +, то ваша оценка «5»

Если у вас от 6 до 8 +, то ваша оценка «4»

Если у вас от 3 до 5 +, то ваша оценка «3»

Если у вас всего 1-2 +, то ваша оценка «2»