СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока «Обобщение изученного по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока «Обобщение изученного по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография»»

Тема урока:

«Обобщение изученного по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография»


Тип урока: обобщение и системацизация знаний, урок совершенствования ЗУН

Цели урока:

Образовательные:

1) обобщение и систематизация знаний по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография»;

2) совершенствование навыков правильного правописания чередующихся гласных в корне слова, гласных и согласных в приставках и других орфограмм, изученных в разделе «Морфемика и словообразование».

Развивающие:

1) развитие логического мышления обучающихся, их аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

2) развитие монологической речи школьников;

3) развитие внимания, зрительной памяти;

4) развитие умения анализировать свою деятельность.

Воспитательные:

1) воспитание уважительного отношения к родному языку;

2) воспитание нравственных и коммуникативных умений и навыков;

3) воспитание умения видеть прекрасное.

Планируемые результаты:

Предметные

1) Осваивать содержание изучаемых орфограмм и алгоритм их использования.

2) Применять при письме данные орфографические правила.

Метапредметные

Регулятивные: - выполнять учебное задание в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: - определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение.

- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные:- воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи;

- находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

Личностные

Проявлять познавательный интерес к новым знаниям

Оборудование:

- слайдовая презентация и средства для её демонстрации

-разноуровневые карточки

- маршрутный лист с заданиями.


Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!

- Как называются части, на которые делятся слова? (Морфемы)

- Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются эти части слова? (Морфемика)

- Как называется раздел науки, который рассказывает нам, как образуются слова? (Словообразование)

III. Формулировка темы урока (Слайд № 3). Постановка цели урока (Слайд № 4).

- Какова тема нашего сегодняшего урока?

- Каковы цели нашего урока?

Сегодня нам предстоит обобщить изученный материал и закрепить полученные знания.

IV. Закрепление изученного материала.


1. Разгадать кроссворд. Кроссворд по теме «Морфемика»


1. Морфема, стоящая перед корнем и образующая новые слова.

2. Морфема, стоящая после корня и образующая новые слова.

3. Слова, имеющие одинаковый корень.

4. Главная значимая часть слова.

5. Часть слова без окончания.

6. Изменяемая значимая часть слова, образующая формы слова.

7. Соединительная гласная между частями сложного слова

2. Вставите орфограммы в слова, объясните правописание данных слов (текст на экране, слайд № 5)


Ж…вут сл…ва единою семьёй

И от родных к...рней б…рут начало.

Р…стёт …зык и(з,с)вечно молодой.

Так будет впредь, так и всегда бывало.

Вс. Рождественский

- Как вы понимаете эти строки из стихотворения Вс. Рождественского?

- Выполните словообразовательный и морфемный разборы слова ИЗВЕЧНО

Извечно

3. Самостоятельная работа учащихся у доски (по карточкам) и за партой (все остальные).

Учитель: сейчас мы попробуем создать семьи родственных слов.

3.1. Индивидуальная работа по карточкам у доски: словообразовательный и морфемный разбор слов.

Карточка № 1.

1. Выполните словообразовательный и морфемный разборы слов:

Ледниковый, снегопад, запорошить

Карточка № 2

1. Выполните словообразовательный и морфемный разборы слов:

Зимний, снежность, переморозить

3.1. ( Все остальные). Образуйте от данных слов с непроизводной основой наибольшее количество родственных слов (учитывая и сложные слова), укажите состав слов: снег, зима, лёд.

Снег - снежок, снежинка, снеговой, снежный, бесснежный, снегопад, подснежник, снегирь, снежность, снежно, белоснежка, бесснежность.

Зима – зимушка, зимний, по-зимнему, предзимний, зимовать, зимовка, зимовщик, отзимовать, перезимовать, зазимовать, зимостойкость, зимостойкий.

Лёд – ледок, ледочек, льдина, льдинка, ледышка, ледяшка,ледовый, ледяной,
ледник, ледниковый, наледь, подлёдный. Заледенеть, оледенеть, обледенеть, ледокол, ледорез, ледоруб, гололёд, гололедица.

4. Работа с текстом (Слайд № 7).

- Вставить орфограммы, объяснить правописание слов.

Здравствуй, зима!

Итак, она пр…шла, долг…жданная зима! Хорошо пр…бежаться по м…розцу в первое зимнее утро! Улицы, вчера еще по-осеннему унылые, сплошь п…крыты белым снегом, и солнце перел…вается в нем слепяшим блеском. Пр…чудливый узор мороза лег на в…трины маг…зинов и наглухо закрытые окна домов, ин…й покрыл ветви т…полей. Глянешь ли вдоль улицы, выт…нувшейся ровной лентой, вблизи ли вокруг себя посмотришь, везде все то же: снег, снег, снег. И…редка подымающийся ветерок пощипывает лицо и уши, зато как красиво все вокруг! Какие нежные, мягкие снежинки плавно кружатся в воздухе. Как ни колюч м…розец, он тоже пр…ятен. Не за то ли все мы любим зиму, что она так же, как весна, наполняет грудь волнующим чу…ством. Все живо, все ярко в пр…образившейся пр…роде, все полно бодрящей свежести. Так легко дышится и так хорошо на душе, что невольно улыбаешься и хочется сказать дружески этому чудному зимнему утру: «Здравствуй, зима!»

Шолохов Михаил Александрович

- Вспомним правописание приставок: при- и пре-; приставок на з-с.- Словообразовательный разбор слов:

пр…шла

пробежаться

свежесть

долгожданная

- Какие способы образования слов вы знаете? Приведите примеры бессуфиксального способа образования (синь, выход, тишь).

- О чём текст М.А. Шолохова «Здравствуй, зима!»? Какова тема?

- Какова основная мысль текста?

- Какие средства выразительности использует автор, чтобы показать нам красоту зимы? (олицетворение - «пришла зима», «снежинки кружатся»; эпитетым - «нежные, мягкие снежинки», «бодрящая свежесть»)

- Какие ассоциации вызывает образ зимы? (Слайд № 8)


5. Повторим орфограммы, изученные в данном разделе: соединительные гласные в сложных словах, приставки при- и пре-, буквы и-ы после приставок, корни с чередующимися гласными

5.1.Словарный диктант (все)

Касаться рукой сугроба, загореться ярко, застилать пушистым покрывалом, озарять окрестности, заснеженная растительность, проложить лыжню, холодное прикосновение, замирать от восторга, вечерняя заря, ослепительно блестит, прилагать усилия, зима набирает силу.

V. Итог.

Ребята, давайте вернёмся к целям, которые мы сформулировали в начале урока. Достигли ли мы поставленных в начале урока целей? Что мы сегодня с вами повторили и закрепили?

- Какой можно сделать вывод?

Вывод: морфемика и словообразование - важнейшие разделы русского языка. Они тесно связаны с орфографией и другими разделами языка. Знание материалов этих разделов поможет избежать многих ошибок и сделает нашу речь правильной и грамотной.

А ещё мы сегодня встретили матушку-зиму, вспомнили, какой она бывает волшебной и сказочной, повторили художественные средства выразительности.

VI. Рефлексия.

- На уроке я работал….

- Своей работой на уроке я…

- За урок я…

Моё настроение …

VII. Домашнее задание: вопросы на стр. 126, упр. 238.

Карточка с индивидуальным заданием

- Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.

Сверх…нтересный, раз…скивать, меж…нститутский, пред…стория, раз…грать, без…скусственный, небез…звестный, под…тожить.