СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока по физике в 9 классе по теме "Явление электромагнитной индукции"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал можно использовать при изучении явления электромагнитной индукции и правила Ленца.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по физике в 9 классе по теме "Явление электромагнитной индукции"»

МКОУ Среднекарачанская ООШ

Грибановского муниципального района

Воронежской области

с. Ср. Карачан ул. Мира, 397203 тел.43-5-97

E-mail: [email protected] http://skarschool.gribanedu.ru/









Открытый урок

по физике в 9 классе

«Явление электромагнитной индукции»



















Учитель физики IKK

Афанасьев А. С.





с. Средний Карачан

Здравствуйте, садитесь. Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, мои коллеги из других школ. Они приехали посмотреть, как мы работаем. На этом с вашего согласия закончим официальную часть и приступим к уроку (слайд 1).

Начнём традиционно, с проверки ваших знаний (слайд 2).

Мы с вами уже познакомились с магнитным полем и его свойствами, с силами Ампера и Лоренса, с понятиями – индукция магнитного поля и магнитный поток, правилами правой и левой руки. Насколько вы разобрались в этих вопросах, покажут ваши ответы на задания теста. На столе у вас лежат листы с таблицей для ответов, подпишите их (слайд 3).

При необходимости на этих же листах ниже таблицы вы можете выполнять вычисления. Итак, готовы? Начали. В конце урока попрошу сдать свои работы (слайды 4-9).

А мы продолжаем. Известный нам опыт Эрстеда показал, что вокруг проводника с током создаётся магнитное поле, то есть между электрическим и магнитным полем существует связь. В единой природе электрических и магнитных явлений был глубоко уверен английский физик Майкл Фарадей. Электрический ток, рассуждал Фарадей, способен намагнитить кусок железа. Не может ли магнит, в свою очередь, вызвать появление электрического тока? В 1821 году Фарадей так и записал в своём дневнике «Превратить магнетизм в электричество» (слайд 10).

Долгое время эту связь обнаружить не удавалось. Об одном интересном случае нам сейчас расскажет Таня. Сообщение об опыте Колладона.

У меня на столе есть катушка, концы которой присоединены к гальванометру (? Для чего служит этот прибор), и магнит, покоящийся внутри её. Посмотрите на гальванометр, что вы видите? То же самое наблюдал и Колладон.

А что же Фарадей? Мы сейчас попробуем воспроизвести его опыты. Поможет мне Вадим

Опыт с магнитом и катушкой. Итак, что удалось наблюдать Фарадею, и чего не увидел Колладон? Продолжение сообщ.

Поэтому открытие того факта, что только движущийся магнит, а ,значит, только переменное магнитное поле способно вызвать ток в проводнике принадлежит Майклу Фарадею. И случилось это 29 августа 1831 года.

Слайды 11 – 13.



Давайте ещё раз обратимся к определению (слайд 14).

- Когда возникает ток в замкнутом контуре? (при изменении…)

- А что мы называем магнитным потоком? (совокупность линий магнитной индукции)

- В наших опытах когда изменялся магнитный поток? (когда вносили и выносили магнит и катушку с током)

А сейчас немного отдохнём и послушаем, что нам приготовила о Фарадее наш главный докладчик…(слайд 15).

После открытия явления электромагнитной индукции, естественно встал вопрос: А можно ли как-то определить направление возникающего индукционного тока. Снова обратимся к опыту. На концах стержня, свободно вращающегося вокруг вертикальной оси, закреплены два проводящих алюминиевых кольца . Одно из них с разрезом. Посмотрим, что будет происходить, если поднести к кольцу магнит. (Учащийся демонстрирует сначала с разрезанным кольцом, потом с замкнутым) Обговорить результат с замкнутым кольцом.

Слайды 16, 17.

Оба факта составляют сущность общего правила определения направления индукционного тока. Это правило было установлено русским физиком Э. Х. Ленцем.

Слайды 18, 19

Итак, сегодня вы познакомились с новым явлением. Как оно называется? (Явление э/м индукции) Кто и когда его открыл? С помощью какого правила можно определить направление индукционного тока?

Домашнее задание (слайд 20).

Закончим урок словами замечательного физика Гельмгольца (слайд 21).