СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока по литературному чтению для 2 класса по теме "Жизнь и творчество К.И.Чуковского. Знакомство с произведением "Федорино горе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит в себе: конспект урока, презентацию и мультфильм.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по литературному чтению для 2 класса по теме "Жизнь и творчество К.И.Чуковского. Знакомство с произведением "Федорино горе"»

Цель:

  • знакомство с жизнью и творчеством К.И.Чуковского,

  • познакомить с произведением “Федорино горе”

Задачи:

  • дать учащимся первоначальное представление о необычном построении произведения;

  • развивать умение формировать свои эмоционально-оценочные суждения;

  • развивать образное мышление и творческое воображение учащихся;

  • обогащение словарного запаса;

  • воспитывать интерес к чтению, чувство любви, добра и радости общения на основе произведений автора; ответственное отношение к труду.

Оборудование:

  • выставка книг К.И.Чуковского, портрет автора, видеозапись сказки “Федорино горе”, презентация

    Ход урока

  1. Организационный момент




  1. Новая тема

    Сегодня познакомимся с творчеством замечательного человека, писателя, некоторые произведения, которого, ты уже знаешь.

    Угадай название произведения по строчкам:

    Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам, стыд и срам. (Мойдодыр).(слайд 2)

Это произведение написал Корней Иванович Чуковский. Вот именно о нем я и расскажу сегодня. (портрет- слайд 3)





Биография

Корней Иванович Чуковский (настоящее имя - Николай Иванович Корнейчуков) родился в Петербурге в 1882 году в бедной семье. Свое детство он провел в Одессе и Николаеве. В одесской гимназии он познакомился и подружился с Борисом Житковым, в будущем также знаменитым детским писателем. Но из гимназии будущего поэта исключили по причине "низкого" происхождения, так как мать Чуковского была прачкой, а отца уже не было. Заработки матери были настолько мизерными, что их едва хватало, чтобы как-то сводить концы с концами. Но юноша не сдался, он занимался самостоятельно и сдал экзамены, получив аттестат зрелости.

Интересоваться поэзией Чуковский начал с ранних лет: писал стихотворения и даже поэмы. А 1901 году появилась его первая статья в газете "Одесские новости". Будущий детский поэт вел дневник, который был его другом в течение всей жизни. Был командирован "Одесскими новостями" в Лондон, где познакомился с известными писателями, в числе которых был Артур Конан-Дойль и Герберт Уэллс.

В 1904 году Чуковский вернулся в Россию и стал литературным критиком. В конце 1905 организовал еженедельный журнал "Сигнал". В 1908 году он выпустил в свет очерки о современных писателях "От Чехова до наших дней". В 1916 году Чуковский стал военным корреспондентом газеты "Речь" в Великобритании, Франции, Бельгии.

В 1917 году Чуковский получил предложение от М. Горького стать руководителем детского отдела издательства "Парус". Тогда же он стал обращать внимание на речь и бороты маленьких детей и записывать их.

Такие записи он вел до конца своей жизни. К. И. Чуковского "Очень забавляли ... такие детские изречения и возгласы:

- Папа, смотри, как у тебя брюки нахмурились.

- Наша бабуля зарезала зимой гусей, чтобы они не простудились.

Жорж разрезал лопатой дождевого червя пополам.

- Зачем ты это сделал?

-Червячку было скучно. Теперь их два. Им стало веселее».

Из таких изречений родилась известная книга "От двух до пяти", которая впервые вышла из печати в 1928 году.

Однажды А.М. Горький попросил Чуковского написать поэму для детей к первому сборнику детских произведений. Чуковский вначале очень переживал, что он не сможет написать, поскольку никогда ранее этого не делал. Но помог случай. Возвращаясь в поезде в Петербург с заболевшим сыном, он под стук колес рассказывал ему сказку про крокодила. Ребенок очень внимательно слушал. Прошло несколько дней, Корней Иванович уже забыл о том эпизоде, а сын запомнил все, сказанное тогда отцом, наизусть.

Так родилась сказка "Крокодил", опубликованная в 1917 году. С тех пор Чуковский стал любимым детским писателем.

Яркие, необычные образы, четкая рифма, строгий ритм делали его стихотворения запоминающимися. За "Крокодилом" стали появляться все новые и новые стихотворения : "Мойдодыр" (1923 г.), "Тараканище" (1923 г),

"Муха-цокотуха" (1924 г. под названием "Мухина свадьба"), "Бармалей"

(1925 г.), "Федорино горе" (1926 г.), "Телефон" (1926 г.), "Айболит" (1929 г.,

под названием "Приключения Айболита"). А замечательную сказку "Чудо-

дерево" ,(Слайды обложки книг) написанную в 1924 году, он посвятил своей маленькой дочери Муре, рано умершей от туберкулеза.

К.И. Чуковский очень любил детей. "Дедушка", дедушка Корней, дядюшка Чукоша, как ласково его называет маленький народ – дети. В послевоенные годы Чуковский часто встречался с детьми в Переделкино, где построил загородный дом. Там он собирал вокруг себя до полутора тысяч детей и устраивал им праздники "Здравствуй, лето!" и "Прощай, лето!"

В 1969 году писателя не стало.

3) Знакомство со сказкой Чуковского “Федорино горе”

  • Сегодня мы познакомимся со сказкой “Федорино горе”.

    Послушайте как создавалось это произведение:

- Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой было идти далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Это было “Федорино горе”.


Главная героиня этого стихотворения ленивая и неряшливая хозяйка, которая не соблюдала чистоту, и вот что из этого получилось.

Просмотр мультфильма «Федорино горе» (режиссер: Наталия Червинская; 1974 г.)

4) Анализ просмотренного мультфильма.

- Какое же горе случилось с Федорой?

- Почему это произошло?

(В сказке посуда уходит из дома, потому что Федора с ней плохо обращалась)

- Для кого была написана эта сказка?

- Для чего она была написана, как вы думаете?

(Для детей и взрослых, которые не любят мыть посуду. Для всех, кто не любит убираться в квартире. Для детей. Автор хочет показать, что получается, если кругом грязно. Взрослые же не поверят, что посуда может убегать.)

- Назовите главных персонажей в этой сказке?

(Федора, посуда.)

- Как ведут себя эти предметы?

(Как люди)

- С какого эпизода начинаются события в сказке? (Посуда убегает от Федоры).

5) Первичное восприятие текста

    Сейчас я прочитаю стихотворение, а ты внимательно послушай и попробуй ответить на вопросы. (Чтение учителем)

    Вопросы:


- Что происходит с Федорой? Какой она была в начале и в конце сказки?

(ленивая, неряшливая – заботливая)

- Жалко ли вам Федору?

- Как автор относится к Федоре? (осуждает, сочувствует, жалеет)

- Чем закончилась сказка? (Федора исправилась.Посуда вернулась.)

- Что говорит самовар в конце сказки? Почему самовар называет героиню по отчеству “Федора Егоровна!”

(Простил, уважает, т.к. Федора исправилась.)

6) А теперь прочитаешь ты!!! Первичное чтение и словарная работа(картинки предметов):

Сито — предмет с сеткой для просеивания сыпучих материалов.

Кочерга — толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи.

Прусаки — прусак: рыжий таракан.


7) Итак, а сейчас поработаем с текстом.


1)Стихотворение начинается с того, как посуда убегает от Федоры. Найдите в тексте место, где объясняется причина бегства Федориной утвари.

2)А теперь давайте найдём в тексте, как К.И.Чуковский говорит об убегающей посуде.

3)Найдите и прочитайте строки о ножах. Сколько раз автор употребил слово "держи"? Как вы думаете, почему? (он хочет передать очень быстрое движение - стремительное бегство посуды).

4) Как бегут утюги, прочитайте. Почему они покрякивают? (так как они были тяжелее, чем другие вещи и бегать им не так уж легко).

5)Почему блюдца не идут быстро, не бегут, а несутся? (они круглые, мчатся, не могут остановится и налетают, натыкаются на стаканы).

А теперь прочитаем, как убегают блюдца.

- Что мы слышим, когда произносим в этих строчках дзынь – дзынь и повторяем звук [л] ?

Действительно, дзынь очень похоже на звук разбивающегося стекла. Так поэт не только рассказывает о событиях, но и помогает услышать их.

6)Каким голосом может говорить самовар, когда он призывает посуду спасаться от неряхи?

- Скажите, о чем это стихотворение?

(О том, как убежала посуда. О том, как бабушка не мыла посуду и она от нее убежала. О том, как бабушка уговаривала посуду вернуться и посуда все-таки вернулась).

-А почему это стихотворение названо сказкой? (все, что там было, в жизни не бывает. Там еще коты разговаривают и курица. И посуда тоже разговаривает.)


- Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая?

(Шутливая, но есть и серьезный смысл).

- Чему учит писатель?

(Ухаживать за своими вещами, уважать окружающих, содержать свои вещи в чистоте и порядке, быть внимательными к тому, кто рядом. ).


  1. Выберите пословицы, которые подходят к сказке « Федорино горе»

    - На вкус и цвет товарищей нет.

    - Всякий дом хозяйкой хорош.

    - Много думается, да не всѐ сбудется.

    - Слезами горю не поможешь.

    Вывод: Надо относится к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

  1. Рефлексия

    - Выберите и продолжите любое предложение.

    * На сегодняшнем уроке я узнал…..

    * На этом уроке я похвалил бы себя за …..

    * После урока мне захотелось………..


10) Итог урока

- Понравилась ли вам сказка? Что вы взяли для себя?


В детстве читать не умели мы сами,

И приставали к папе и маме.

Слушали сказки все дни напролѐт.

Были те сказки наперечѐт;

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море,

Про Телефон и Федорино горе.

Мамы и папы нам рассказали,

Что этих героев давно они знали.

Бабушки в детстве им сказки читали

    От них они этих героев узнали.

    К бабушкам долго мы приставали

    Откуда они эти сказки узнали?

    Бабушки вот что нам рассказали –

    Сказки они эти в книжках читали.

    Книжечки эти писал дед Корней –

    Сказочник, критик, поэт, чародей.

    Жалко нам стало деда Корнея

    В детстве своѐм он не знал Бармалея.

    Сколько же в жизни он потерял,

    Что этих сказок в детстве не знал.

    Про Тараканище и Крокодила,

    Про Айболита и Мойдодыра,

    Про Бармалея в сказочном море

    Про Телефон и Федорино горе.

    По ним мы учились всему понемногу

    Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу.

    Чтобы животных жалеть и любить,

    Чтобы не хвастаться и не хитрить,

    Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе

    Надо порядок поддерживать в доме;

    Чтоб не попасть на обед к Бармалею

    Слушаться надо того, кто умнее