Цель:
Задачи:
дать учащимся первоначальное представление о необычном построении произведения;
развивать умение формировать свои эмоционально-оценочные суждения;
развивать образное мышление и творческое воображение учащихся;
обогащение словарного запаса;
воспитывать интерес к чтению, чувство любви, добра и радости общения на основе произведений автора; ответственное отношение к труду.
Оборудование:
Организационный момент
Новая тема
Сегодня познакомимся с творчеством замечательного человека, писателя, некоторые произведения, которого, ты уже знаешь.
Угадай название произведения по строчкам:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам, стыд и срам. (Мойдодыр).(слайд 2)
Это произведение написал Корней Иванович Чуковский. Вот именно о нем я и расскажу сегодня. (портрет- слайд 3)
Биография
Корней Иванович Чуковский (настоящее имя - Николай Иванович Корнейчуков) родился в Петербурге в 1882 году в бедной семье. Свое детство он провел в Одессе и Николаеве. В одесской гимназии он познакомился и подружился с Борисом Житковым, в будущем также знаменитым детским писателем. Но из гимназии будущего поэта исключили по причине "низкого" происхождения, так как мать Чуковского была прачкой, а отца уже не было. Заработки матери были настолько мизерными, что их едва хватало, чтобы как-то сводить концы с концами. Но юноша не сдался, он занимался самостоятельно и сдал экзамены, получив аттестат зрелости.
Интересоваться поэзией Чуковский начал с ранних лет: писал стихотворения и даже поэмы. А 1901 году появилась его первая статья в газете "Одесские новости". Будущий детский поэт вел дневник, который был его другом в течение всей жизни. Был командирован "Одесскими новостями" в Лондон, где познакомился с известными писателями, в числе которых был Артур Конан-Дойль и Герберт Уэллс.
В 1904 году Чуковский вернулся в Россию и стал литературным критиком. В конце 1905 организовал еженедельный журнал "Сигнал". В 1908 году он выпустил в свет очерки о современных писателях "От Чехова до наших дней". В 1916 году Чуковский стал военным корреспондентом газеты "Речь" в Великобритании, Франции, Бельгии.
В 1917 году Чуковский получил предложение от М. Горького стать руководителем детского отдела издательства "Парус". Тогда же он стал обращать внимание на речь и бороты маленьких детей и записывать их.
Такие записи он вел до конца своей жизни. К. И. Чуковского "Очень забавляли ... такие детские изречения и возгласы:
- Папа, смотри, как у тебя брюки нахмурились.
- Наша бабуля зарезала зимой гусей, чтобы они не простудились.
Жорж разрезал лопатой дождевого червя пополам.
- Зачем ты это сделал?
-Червячку было скучно. Теперь их два. Им стало веселее».
Из таких изречений родилась известная книга "От двух до пяти", которая впервые вышла из печати в 1928 году.
Однажды А.М. Горький попросил Чуковского написать поэму для детей к первому сборнику детских произведений. Чуковский вначале очень переживал, что он не сможет написать, поскольку никогда ранее этого не делал. Но помог случай. Возвращаясь в поезде в Петербург с заболевшим сыном, он под стук колес рассказывал ему сказку про крокодила. Ребенок очень внимательно слушал. Прошло несколько дней, Корней Иванович уже забыл о том эпизоде, а сын запомнил все, сказанное тогда отцом, наизусть.
Так родилась сказка "Крокодил", опубликованная в 1917 году. С тех пор Чуковский стал любимым детским писателем.
Яркие, необычные образы, четкая рифма, строгий ритм делали его стихотворения запоминающимися. За "Крокодилом" стали появляться все новые и новые стихотворения : "Мойдодыр" (1923 г.), "Тараканище" (1923 г),
"Муха-цокотуха" (1924 г. под названием "Мухина свадьба"), "Бармалей"
(1925 г.), "Федорино горе" (1926 г.), "Телефон" (1926 г.), "Айболит" (1929 г.,
под названием "Приключения Айболита"). А замечательную сказку "Чудо-
дерево" ,(Слайды обложки книг) написанную в 1924 году, он посвятил своей маленькой дочери Муре, рано умершей от туберкулеза.
К.И. Чуковский очень любил детей. "Дедушка", дедушка Корней, дядюшка Чукоша, как ласково его называет маленький народ – дети. В послевоенные годы Чуковский часто встречался с детьми в Переделкино, где построил загородный дом. Там он собирал вокруг себя до полутора тысяч детей и устраивал им праздники "Здравствуй, лето!" и "Прощай, лето!"
В 1969 году писателя не стало.
3) Знакомство со сказкой Чуковского “Федорино горе”
- Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой было идти далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Это было “Федорино горе”.
Главная героиня этого стихотворения ленивая и неряшливая хозяйка, которая не соблюдала чистоту, и вот что из этого получилось.
Просмотр мультфильма «Федорино горе» (режиссер: Наталия Червинская; 1974 г.)
4) Анализ просмотренного мультфильма.
- Какое же горе случилось с Федорой?
- Почему это произошло?
(В сказке посуда уходит из дома, потому что Федора с ней плохо обращалась)
- Для кого была написана эта сказка?
- Для чего она была написана, как вы думаете?
(Для детей и взрослых, которые не любят мыть посуду. Для всех, кто не любит убираться в квартире. Для детей. Автор хочет показать, что получается, если кругом грязно. Взрослые же не поверят, что посуда может убегать.)
- Назовите главных персонажей в этой сказке?
(Федора, посуда.)
- Как ведут себя эти предметы?
(Как люди)
- С какого эпизода начинаются события в сказке? (Посуда убегает от Федоры).
5) Первичное восприятие текста
Сейчас я прочитаю стихотворение, а ты внимательно послушай и попробуй ответить на вопросы. (Чтение учителем)
Вопросы:
- Что происходит с Федорой? Какой она была в начале и в конце сказки?
(ленивая, неряшливая – заботливая)
- Жалко ли вам Федору?
- Как автор относится к Федоре? (осуждает, сочувствует, жалеет)
- Чем закончилась сказка? (Федора исправилась.Посуда вернулась.)
- Что говорит самовар в конце сказки? Почему самовар называет героиню по отчеству “Федора Егоровна!”
(Простил, уважает, т.к. Федора исправилась.)
6) А теперь прочитаешь ты!!! Первичное чтение и словарная работа(картинки предметов):
Сито — предмет с сеткой для просеивания сыпучих материалов.
Кочерга — толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи.
Прусаки — прусак: рыжий таракан.
7) Итак, а сейчас поработаем с текстом.
1)Стихотворение начинается с того, как посуда убегает от Федоры. Найдите в тексте место, где объясняется причина бегства Федориной утвари.
2)А теперь давайте найдём в тексте, как К.И.Чуковский говорит об убегающей посуде.
3)Найдите и прочитайте строки о ножах. Сколько раз автор употребил слово "держи"? Как вы думаете, почему? (он хочет передать очень быстрое движение - стремительное бегство посуды).
4) Как бегут утюги, прочитайте. Почему они покрякивают? (так как они были тяжелее, чем другие вещи и бегать им не так уж легко).
5)Почему блюдца не идут быстро, не бегут, а несутся? (они круглые, мчатся, не могут остановится и налетают, натыкаются на стаканы).
А теперь прочитаем, как убегают блюдца.
- Что мы слышим, когда произносим в этих строчках дзынь – дзынь и повторяем звук [л] ?
Действительно, дзынь очень похоже на звук разбивающегося стекла. Так поэт не только рассказывает о событиях, но и помогает услышать их.
6)Каким голосом может говорить самовар, когда он призывает посуду спасаться от неряхи?
- Скажите, о чем это стихотворение?
(О том, как убежала посуда. О том, как бабушка не мыла посуду и она от нее убежала. О том, как бабушка уговаривала посуду вернуться и посуда все-таки вернулась).
-А почему это стихотворение названо сказкой? (все, что там было, в жизни не бывает. Там еще коты разговаривают и курица. И посуда тоже разговаривает.)
- Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая?
(Шутливая, но есть и серьезный смысл).
- Чему учит писатель?
(Ухаживать за своими вещами, уважать окружающих, содержать свои вещи в чистоте и порядке, быть внимательными к тому, кто рядом. ).
Выберите пословицы, которые подходят к сказке « Федорино горе»
- На вкус и цвет товарищей нет.
- Всякий дом хозяйкой хорош.
- Много думается, да не всѐ сбудется.
- Слезами горю не поможешь.
Вывод: Надо относится к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Рефлексия
- Выберите и продолжите любое предложение.
* На сегодняшнем уроке я узнал…..
* На этом уроке я похвалил бы себя за …..
* После урока мне захотелось………..
10) Итог урока
- Понравилась ли вам сказка? Что вы взяли для себя?
В детстве читать не умели мы сами,
И приставали к папе и маме.
Слушали сказки все дни напролѐт.
Были те сказки наперечѐт;
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.
Мамы и папы нам рассказали,
Что этих героев давно они знали.
Бабушки в детстве им сказки читали
От них они этих героев узнали.
К бабушкам долго мы приставали
Откуда они эти сказки узнали?
Бабушки вот что нам рассказали –
Сказки они эти в книжках читали.
Книжечки эти писал дед Корней –
Сказочник, критик, поэт, чародей.
Жалко нам стало деда Корнея
В детстве своѐм он не знал Бармалея.
Сколько же в жизни он потерял,
Что этих сказок в детстве не знал.
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море
Про Телефон и Федорино горе.
По ним мы учились всему понемногу
Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу.
Чтобы животных жалеть и любить,
Чтобы не хвастаться и не хитрить,
Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе
Надо порядок поддерживать в доме;
Чтоб не попасть на обед к Бармалею
Слушаться надо того, кто умнее