Абукеримова Заира Ильясовна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ»Нижнеказанищенская СОШ№3»
Урок русского языка в 7 классе.
Тема: «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями».
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по решению вопроса о слитном или раздельном написании НЕ с причастиями.
Задачи:
1.актуализировать знания о правописании НЕ с существительными, прилагательными, глаголами;
2.организовать деятельность по выбору способа решения вопроса о слитном или раздельном написании НЕ с причастиями;
3. формировать коммуникативные умения учащихся.
Материально-техническое обеспечение: учебник русского языка, ,
мультимедийное оборудование.
1. Самоопределение к деятельности (Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность). Приемы: моральная поддержка(1минута). Обсудить критерии оценивания каждого этапа урока.
2. Актуализация + затруднение в индивидуальной деятельности. Выявление причины затруднения, совместное целеполагание. Где и почему возникло затруднение? Что нужно сделать, чтобы преодолеть это затруднение? ( 5 минут)
(сотрудничать в совместном решении проблемы)
Словарный диктант. Слайд 2.
Не холодный, а теплый; невысокая калитка, колонна не освещена, не трогал акварель; нелепая походка, невежда; дождь, не прекращавшийся в течение часа, небольшой павильон (взаимопроверка).
(Какими правилами правописания НЕ со словами вы пользовались? Примеры. Какие слова вызвали у вас затруднение? Какая часть речи?
Обладаем ли мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно? Почему? Что нужно сделать, чтобы преодолеть это затруднение?)
Совместное целеполагание (Учащиеся называют цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем).
Слайд 3, 4.
Будем учиться
различать частицу НЕ, приставку НЕ-, НЕ часть корня;
объяснять условия выбора орфограмм;
составлять алгоритм и использовать его в рассуждении;
исправлять свои ошибки
3.Открытие нового знания. Работа в группах по изучению нового материала. Используется подводящий диалог .(5 минут)
Слайд 5.
1.Запута…ые следы, пута…ый ответ, суше..ые на солнце грибы, суше..ые грибы.
Слайд 6.
Запутанные следы, путаный ответ, сушенные на солнце грибы, сушеные грибы.
(Работа с сигнальными карточками, вставить пропущенные орфограммы, доказать).
Назовите причастие, докажи (признаки причастия). Что называется причастным оборотом?
Определи часть речи? Возникают ли затруднения? Почему?
Как отличить причастие от глагола и прилагательного?
Образуй новые слова с НЕ.
Какую учебную задачу мы должны решить?
Какие положения мы выбираем? (Учащиеся предлагают свои гипотезы)
Слайд 7.
НЕ – приставка, часть корня, пиши слитно
НЕ – отрицательная частица, пиши раздельно
Работа в группах. Коммуникативное взаимодействие позволяет построить новый способ действий и формирует способность к его выполнению (составление алгоритма).
Слайд 8.
2.Проанализируйте примеры, сформулируйте условия, когда НЕ с причастиями пишется слитно, а когда раздельно. Повторите задание еще раз, спланируйте свои действия. Используется проверка версий с помощью учебника. Работа в тетрадях на печатной основе (Г.А. Богданова) упр. № 92
Гипотезы: НЕ в причастиях может быть приставкой или частью основы и поэтому пишется слитно, НЕ – частица и пишется раздельно.
3.Задания на выбор. Составить алгоритм или таблицу (7 минут).
Спланируйте свою деятельность. Составьте алгоритм рассуждения или таблицу при решении вопроса о слитном или раздельном написании НЕ с причастиями.
Слайд 9.
Алгоритм.
Смотрю: употребляется ли оно без НЕ
(не употребляется – слитно)
Определяю: полное оно или краткое.
( краткое – пишу раздельно)
Полное
Смотрю: есть ли противопоставление или зависимое слово?
(Есть – пишу раздельно.
Нет – пишу слитно.)
Учащиеся заполняют в тетради таблицу примерами. ( Учащиеся фиксируют мнения, свои версии проверяют с помощью учебника, обмен мнений в группах). Составляется алгоритм рассуждений или таблица.
Слайд 10.
слитно | раздельно |
1.Не употребляется без НЕ. | 1. Без НЕ не употребляется. |
2.Нет противопоставления с союзом А | 2.Есть противопоставления с союзом А |
3.Нет зависимого слова. | 3.Есть зависимое слово. |
Группы защищают свои работы, оценивают работу в группах.
Учитель. Существуют слова- сигналы слитного и раздельного написания НЕ в любых частях речи, необходимо найти эти слова в других источниках. (Поиск информации в других источниках.)Учащиеся называют эти слова-сигналы. Слайд 11.
НЕ- слитно Не- раздельно
очень отнюдь не
слишком никак не
весьма далеко не
совершенно ничуть не
абсолютно нисколько не
3. Первичное закрепление. Возвращаемся к ситуации, вызвавшей затруднения, и разрешить его с опорой на новое знание. Какой алгоритм твоей деятельности?
Работа в печатных тетрадях ( упр. № 93 ) (6 минут).
4. Самостоятельная работа с самопроверкой. Небольшой объем письменной работы помогает отследить, как ученик усвоил новый материал. Учащиеся, сравнивая работу с образцом, убеждаются, что новый способ действий ими освоен. Создается ситуация успеха. Те, кто допустил ошибку, выявляют их причины и исправляют на следующем этапе урока.
Спишите, раскрывая скобки. Подчеркнуть словосочетания «причастие с НЕ+ зависимое слова». Графическое обозначение причастных оборотов. Повторите задание еще раз, спланируйте свои действия. Объясни другу.
Слайд 12.
На бруснике блестела (не) высохшая трава. Река (не) замерзавшая целую зиму безмолвно струит свои мутные воды. Комната( не) проветрена.
Собака (не) видевшая тигра (не) боится его. Шорох ветвей ничем (не) заглушаемый раздавался близко.(5 минут)
Слайд 13. Проверь себя.
На бруснике блестела невысохшая трава. Река, не замерзавшая целую зиму, безмолвно струит свои мутные воды. Комната не проветрена.
Собака, не видевшая тигра, не боится его. Шорох ветвей, ничем не заглушаемый, раздавался близко.
6.Повторение и закрепление нового. Предлагаются разноуровневые задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными. Коммуникативное взаимодействие – работа в группах, парах. Приемы: выбор заданий, моделирование (5 минут).
Повторите задание еще раз, спланируйте свои действия
Слайд 14.
1 задание – в данных выражениях раскрыть скобки. Объясни слитно-раздельное написание НЕ. (взаимоконтроль).
Слайд 9.
Трава (не) скошена,(не) обыкновенное путешествие, никогда (не) знавшие страха, далеко (не) решенный вопрос,(не) скошенные луга, еще (не) решенная задача;(не) сделанная, а лишь начатая работа.
Слайд 15.Проверь себя и друга.
Слайд 16.
2 задание – моделирование предложений, выражений (докажи утверждение: НЕ в причастиях может быть приставкой или частью основы и поэтому пишется слитно, НЕ – частица и пишется раздельно). (обмен мнениями)
(Не) прекращающийся шум ливня. –
(Не) просохшая земля. –
Еще (не) решенная задача.-
(Не) отправленное письмо.-
Слайд 17.
Непрекращающийся шум ливня. – Не прекращающийся весь день шум ливня.
Непросохшая земля. – Не просохшая после дождя земля.
Еще не решенная задача.- Нерешенная задача.
Неотправленное письмо.-Письмо не отправлено.
7.Задание на закрепление. Самозачет (самостоятельная работа с самопроверкой).Выбери способ написания не со словами (слитно или раздельно). Повторите задание еще раз, спланируйте свои действия. ( 3-5минуты)
Слайд 18.
Слитно: А – не употребляется без не
Б – отсутствие пояснительных слов
Раздельно: В - есть противопоставления с союзом А
Г - есть зависимое слово, есть слова сигналы
Д – краткое причастие
(не) сущийся поток, отнюдь (не) законченный разговор, еще (не) вспаханная земля, никем (не) собранные ягоды, тетради (не) собраны; (не) придуманное, а взятое из книги предложение,(не) окрашенный вовремя забор, (не)удержавшись,(не)замерзающий пруд.
Слайд 19. Проверь себя. Помоги другу.
А,Г,Г,Г,Д,В,Г,Б,Б.
7.Самооценка результатов деятельности. (3 минуты) Степень соответствия результатов деятельности и поставленной цели. Организуется рефлексия и самооценка учениками деятельности на уроке. Приемы: беседа, самостоятельная работа, использование специальных сигналов.
Домашнее задание на выбор. Стр. 63, упр.№94 (тетрадь) составить схему. Упр. ,
8