Разработка открытого урока русского языка по теме: « Имя существительное.»
УМК « Перспектива»
2 класс
Целевой блок |
Тема | Имя существительное . |
Цель | Закрепить знания у обучающихся об имени существительном - как о части речи; Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уроке; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемые результаты | Предметные: обучающиеся закрепят умение распознавать имена существительные от других частей речи. Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уроке; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Инструментальный блок |
Задачи урока | Образовательные: формировать представление об имени существительном как части речи, пользуясь комплексом грамматических признаков: вопрос, значение; ознакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных: являются названиями людей, вещей, явлений природы и т.д.; формировать умения классифицировать имена существительные и ставить к ним вопросы (кто? что?); Способствовать развитию у школьников логического мышления при систематизации имён существительных по тематическим группам; умение выделять главное, существенное, обобщать, логически излагать свои мысли; развивать орфографическую зоркость учащихся, познавательную активность; Воспитывать культуру поведения при групповой, фронтальной, индивидуальной работе; интерес к русскому языку. |
Тип урока | Закрепление изученного материала. |
Учебно-методический комплекс | - учебник для 2-го класса «Русский язык» Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина Часть 2. - рабочая тетрадь Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина Часть 2 - презентация к уроку - тетрадь |
Организационно-деятельностный блок |
Основные понятия | Имя существительное –как часть речи. |
Организация пространства | Групповая, фронтальная, индивидуальная работа и работа в парах |
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ход урока
I. Оргмомент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы и цели урока.
- Давайте вспомним, какую тему мы с вами проходили в течение всей прошлой недели.( Имя существительное.).
- Сегодня мы с вами обобщим те знания, которые получили по этой теме. Урок у нас будет не совсем обычный. Мы отправимся в поиск за сокровищами с Робинзоном Крузо. Путешествовать мы будем вот по этой пиратской карте (вывешиваю на доске).
III. Минутка чистописания.
- На корабль возьмут только тех, кто красиво распишется в корабельном журнале.
- Отгадайте, какую букву будем сегодня писать на чистописании.
Леночка, полей-ка
Лилии из лейки,
Лук нам для салата,
А салат не надо.
- Верно, сегодня на чистописании будем писать букву Л.
- Спишите с доски:
ЛЛ лал ЛЛ лал ЛЛ
- Прочитайте медленно скороговорку. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорку быстро. Прочитайте орфографически. Спишите.
На мели мы налима нашли.
Взаимопроверка написанного.
IV. Словарно орфографическая работа.
-Первое наше задание (читает один из учащихся на кружке, расположенном на карте):
«Лишь пройдя через эти ворота, можно начать свой путь».
- Отгадайте загадку.
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки, -
Что угодно для души. (Пенал.)
- Верно, это пенал. Это слово из орфографического словаря. Значит, написание этого слова вы должны запомнить.
- Прочитаем хором это слово, как оно пишется. Запишите.
- Сколько слогов в этом слове? На какой слог падает ударение? Подчеркните безударную гласную в слове.
- А теперь сделаем фонетический разбор этого слова. [п'инал]. Сколько букв в слове, сколько звуков.
Давайте составим предложение с этим словом. (Заслушиваются варианты предложений детей). Лучшее предложение давайте запишем. (например: В моём пенале хранятся ручки.)
- А теперь сделаем грамматический разбор предложения и обозначим части речи.
V. Работа по теме урока.
- Чтобы лучше запомнить это словарное слово мы должны получить помощь. Поплыли дальше. Читаем следующее задание.(Читает ученик):
«Используй то, что ты уже знаешь, тогда ты сможешь продолжить путь».
1. Работа по учебнику.
- Открыли упражнение 110. Прочитайте текст упражнения.
- О чем рассказывается в этом тексте?
- Что нового вы узнали?
- Какое название можно подобрать к этому тексту?
- Прочитайте первое предложение. Из этого предложения нужно выписать имена существительные.
- Что за слова вы будете выписывать? ( Слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопросы кто? или что?)
- Выполните задание.
- Какие слова вы выписали, прочитайте.
- На какие две группы можно разделить эти слова?
- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что?
- Что они обозначают?
- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос кто?
- Что они обозначают?
2. Физкультминутка.
Мы писали, мы писали,
А теперь все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Затем пальчики сожмем,
Сядем и писать начнем.
3. Выборочное списывание.
С этим заданием справились. Читаем следующее задание.
«Чтобы корабль плыл дальше, каждый матрос должен выполнить свою работу».
На доске написаны слова: море, люди, письмо, слова, река, поэт, моряк, трос, тигр, рыба, трава, медведь, труд, товарищ.
- I вариант выписывает слова, которые отвечают на вопрос кто?
- II вариант выписывает слова, которые отвечают на вопрос что?
Прочитайте свои слова.
- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто?
- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос что?
- А теперь каждый сам оценит свою работу.(Самооценка ).
4. Групповая работа.
Следующее задание:
«Собери друзей для работы, и ты достигнешь цели».
- Работать будем по группам (по рядам). Каждой группе даю карточку с заданием: подчеркнуть только имена существительные.
1 ряд: береза, морозный, идет, картина, дерево, чудо, деревянный, спешит,
роща, стволы.
2 ряд: стекло, чудесный, бежит, стол, дом, лисица, розовый, играет, снег, зима.
3 ряд: ветер, куст, крот, читаю, летний, морская, плывет, волк, рисует, заяц.
- Прочитайте слова, которые вы выбрали.
- назовите тех, кто хорошо работал в группе.
VI. Итог.Рефлексия.
Вот мы и добрались до клада.... (Достаю мешочек и раздаю монетки.)
- Что помогло нам получит клад? (Наши знания об имени существительном)
- Давайте расскажем об имени существительном по плану:
1) Что называют имена существительные?
2) На какие вопросы они отвечают?
3) Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос кто?
4) Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос что?
Найдите свое место на «Лесенке упеха».
Домашнее задание: написать три предложения, подчеркнуть грамматическую основу и имена существительные.