СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока "Три типа склонения имен существительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока "Три типа склонения имен существительных"»

Тема: «Три типа склонения имен существительных».

Цель: формирование умений распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков.
Задачи:

Образовательные: обучение определению склонения имен существительных, опираясь на содержание таблицы и схемы; уточнение понятия “склонение имен существительных”; определение места типов склонения имен существительных в грамматических категориях части речи, знакомство с новыми словарными словами.

Развивающие: развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, таблицами, при работе с текстами упражнений; развитие орфографической зоркости, коррекция функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности.

Воспитательные: привитие любви к родному языку, интереса к предмету, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, фантазию, целеустремленность.

Тип урока: формирование новых знаний

Форма урока: проблемный урок


ХОД УРОКА.

Организационный момент.

Мотивация урока

- Добрый день, дорогие ребята! Вижу, что вы все готовы к нашему уроку. Улыбнитесь друг другу и посмотрите на экран. Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос – Зачем нужна грамматика? (Слайд 2)

Зачем нужна грамматика?

Чтоб грамотно писать.

Чтоб грубые ошибки

В письме не допускать,

Чтоб с детства знали дети

И каждый ученик,

Что лучше всех на свете

Его родной язык!

Мы должны любить свой родной язык и уважать всех кто разговаривает и понимает его. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с новыми правилами родного языка, а помогут вам ваши знания.

Чистописание, словарная работа.

(Слайд 3) (На доске написаны слова Ж…лище, д…ректор, к…лограмм, б…лет, р…сунок)

- Какую букву мы будем прописывать на минутке чистописания? (И)

(Слайд 4)- С каким новым слово мы познакомились? (килограмм)

Посмотрите по словарю, что оно обозначает.

(Слайд 4) (ссылка) http://dic.academic. ru/dic.nsf/ogegova/82590

- Составьте предложение с этим словом.

- Что объединяет эти слова (Пишется буква И, имена существительные)

Постановка проблемной задачи

На доске записано предложение, в двух словах выделены окончания.

(Слайд 5) Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.

- К какой части речи относятся выделенные слова? (Имена существительные)

- Определите род и падеж в выделенных именах существительных. по улице и по площади? (В дательном падеже, ж.р.)

- Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом, имеют один и тот же род?

- Как вы думаете, о каких признаках им.сущ. будем говорить на уроке? (Склонение)

5 . Изучение нового материала.

(Слайд 6) Тема: «Три типа склонения имен существительных».

(Слайд 7)Цель: формировать умение распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков.
(На доске записаны слова)

(Слайд 8) Конь, вода, земля, мужчина, стол, окно, степь, дядя.

- По каким признакам можно разделить слова на группы?

Работа в группах (Каждая группа рассматривает склонение имен существительных и распределяет на группы слова, обращая внимание на окончание и род)

(Слайд 9 ) - Какие существительные имеют при склонении одинаковые окончания, определите их род.

-Какие слова получились в каждой группе?

- Сделайте вывод на какие три типа делится склонение им.сущ.

С помощью рода и окончания существительного мы можем определить Три типа склонения.

- Прочитайте правило на стр.76. Правильно ли сделали вывод?

Тренажер к учебнику Т.Г.Рамзаевой Русский язык

Тема «Три склонения имен существительных»

1, 2, 3 подсказки


6.Первичное закрепление.

Фронтальная работа.

- Найдите упражнение 166. Прочитайте задание.

Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика – по склонениям.

(Дети выходят к доске по цепочке, определяют склонение, записывают).

6. (Физминутка) (Слайд 12)

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Работа в группах:

1 группа - Спишите предложения, у существительных определите склонение. В третьем предложении найти грамматическую основу.

Мы шли сосновым лесом. Вид местности был усталым от жары. Тропинка вывела нас к роще. Мы отдыхали под большим деревом.

2 группа - Обозначьте границы предложений. Спишите, у существительных определите склонение. В последнем предложении определите части речи.

Через поляну вьется лесная тропинка мы любим гулять по этой тропке поздней осенью мы здесь наблюдаем за отлетом птиц.

3 группа - Составьте предложения по схемам. Запишите. У существительных определите склонение.

 


4 группа – работает у компьютера

Межпредметная связь. Во время работы включается фонограмма с голосами птиц

Проверка.

- Как вы определили склонение у существительных? ( Поставили существительные в единственном числе, в именительном падеже)

- Вы только что прогулялись по лесу. Сравните ваш рассказ, которую вы только что написали и картину. Чем они отличаются? Как надо вести себя в лесу, на поляне?

Домашнее задание. (Слайд 21)

1 уровень – упр.167. Списать существительные, указать склонение.

2 уровень - упр.168. Написать пять существительных 1-го склонения, пять – 2-го склонения, пять -3 склонения.

3 уровень – написать 5-6 предложений о природе. Определить склонение существительных.

Рефлексия деятельности

(Слайд 13) - Вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах ПО УЛИЦЕ и ПО ПЛОЩАДИ разные окончания? (существительное УЛИЦА – 1скл., существительное ПЛОЩАДЬ - 3 скл.) (По щелчку мыши открыть склонения)

- С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных? (Чтобы правильно писать окончание существительного).

(Слайд 14 – 19 ) Тест

(Слайд 20) Оцените свою работу на уроке. У каждого четыре кружка.

Урок подошёл к концу. Мы много поработали.
А сейчас давайте поделимся впечатлениями о нашем уроке.
- Что, на ваш взгляд, было самым главным на уроке?
- А зачем мы этим занимались?
- Какие открытия сделали сегодня  для себя на уроке?
(Слайд 21) Ссылка


1 группа

Спишите предложения, у существительных определите склонение. В третьем предложении найти грамматическую основу.

Мы шли сосновым лесом. Вид местности был усталым от жары. Тропинка вывела нас к роще. Мы отдыхали под большим деревом.


2 группа

Обозначьте границы предложений. Спишите, у существительных определите склонение. В последнем предложении определите части речи.

Через поляну вьется лесная тропинка мы любим гулять по этой тропке поздней осенью мы здесь наблюдаем за отлетом птиц.

3 группа –

Составьте предложения по схемам. Запишите. У существительных определите склонение.