СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого занятия по теме: «Синяя птица» Крито-микенская фресковая живопись. Основные приёмы выполнения акварельной росписи.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это занятие - возможность прикоснуться к искусству древнего мира, богатейшей Крито-микенской культуре, определившей развитие греческого искусства. Технология фресковой росписи помогает по-новому ощутить возможности использования таких материалов как акварельные и гуашевые краски.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого занятия по теме: «Синяя птица» Крито-микенская фресковая живопись. Основные приёмы выполнения акварельной росписи.»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Красноармейского района Волгограда

Отдел ИЗО и декоративно-прикладного творчества









ПЛАН

открытого занятия


по теме:

«Синяя птица»

Крито-микенская фресковая живопись.

Основные приёмы выполнения акварельной росписи.















Автор-разработчик:


педагог дополнительного образования

Берестовая Елена Владимировна












План занятия


Объединение: студия рисования «Миниатюра»

ПДО: Берестовая Елена Владимировна

Предмет: изобразительное искусство

Группа: № 3

Возраст: 7 - 10 лет

Год обучения:1 год обучения по программе «Я рисую»

Тип занятия: комбинированное

Тема занятия «Cиняя птица». Крито-микенская фресковая живопись. Основные приёмы выполнения акварельной росписи

Продолжительность: 45 минут


Цель занятия: Познакомить учащихся с фресковой живописью крито-микенской культуры. Кносский дворец. Фреска «Синяя птица»

Задачи:

Предметные

  • раскрыть понятие «фреска»;

  • познакомить учащихся с особенностями критской фресковой живописи;

  • научить использовать приёмы акварельной живописи для создания эскиза фрески «Синяя птица»;

Мета-предметные

способствовать развитию у учащихся:

  • образного художественного мышления на основе образцов древнегреческого искусства;

  • наблюдательности и внимания к образу человека и предметам, окружающим жизнь человека, к природе;

  • фантазии, творческого воображения, эстетического вкуса.

Личностные

  • способствовать формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости и способности к восприятию жизни человека в другой эпохе, культуре;

  • способствовать воспитанию у учащихся культуры труда, аккуратности, терпения, трудолюбия.


Структура занятия

1.Организационный, подготовительный этап:………… ………………………… 5 минут

Приветствие, проверка присутствующих, организация рабочих мест.

Сообщение темы и задач занятия, знакомство с планом занятия.


2. Основная часть занятия:………………………………………… 40 минут

2.1 Беседа по теме урока, знакомство с наглядным материалом по данной теме

2.2 Последовательное выполнение практического задания.


3. Итоговый этап:……………………………………………………… 10 минут

Демонстрация выполненных работ, анализ их в соответствии с критериями, предложенными педагогом.

Выявляются преимущества и недостатки данной техники, удачные или неудачные решения в выполнении рисунка.

4. Заключительное слово педагога

.


Материалы и инструменты: слайды с образцами крито-микенской культуры, ватман формата А-3, чёрно-графитный карандаш, акварельные краски, кисти, ёмкость с водой, палитра, стирательная резинка салфетки).


Литература:

1. Неменская Л.А. под ред. Неменского Б.М. «Изобразительное искусство» М. Просвещение.2009

2.Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция» М.: Просвещение, 1981 

3.Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей: Методическое

пособие / Е.А. Ермолинская, Е.И. Коротеева, Е.С. Медкова и др.; под ред. Е.П. Кабковой. - М.:

Просвещение, 2009.

4.Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования. – М.: ЦДЮТ «Бибирево», 2001.

5.Речицкая Е.Г., Сошина В.А. Развитие творческого воображения младших школьников.М., 2014

6. ГорелышевД.Простое рисование.М.:Манн, Иванов и Фербер,2019.

7. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1/Глав. Ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1997. – 688с.: ил.



Сценарный план занятия


Ход урока:

1. Организационный, подготовительный этап (5 минут).

Приветствие, проверка присутствующих, организация рабочих мест.

Сообщение темы и задач занятия, знакомство с планом занятия.

2. Основная часть занятия (40 минут).

2.1 Дорогие ребята, на прошлых уроках мы начали знакомство с мифами древней Греции, в которых отразилось богатство древнегреческой культуры и искусства. Мы обратились к самому раннему периоду древнегреческого искусства – крито-микенскому искусству.

Крито-микенский мир на протяжении нескольких столетий играл роль образцовой художественной мастерской для огромного региона. Тогда были созданы прекрасные памятники архитектуры: грандиозные, украшенные настенной живописью, рельефами и разного рода символами дворцы со священными садами; изящные расписные вазы; искусно выполненные атрибуты сложного религиозного культа.

Остров Крит, Кносский дворец, постройки и дворцы острова Фера – стали началом развития великой греческой цивилизации. Мы говорили о узнаваемом орнаментальном стиле древней Греции (меандр, волны, косы, растительные мотивы), о вазах «камарес» - стиле росписи тонкостенной глиняной посуды в крито-микенский период.

Особое место в крито-микенском искусстве занимает фресковая живопись.

Фреска — это роспись по сырой штукатурке. Слово произошло от итальянского fresco — «свежий». Суть этой росписи в том, что красочный слой наносится на влажную поверхность стены. Красочный пигмент впитывается в слои сырой штукатурки и становится внутренним цветом фрески. Благодаря этой технологии фресковой росписи до нас дошли великолепные произведения древнегреческого искусства.

Для критян природа была священна по причине её божественности. Роль деревьев и трав в крито-микенском мире столь велика, что без них не мыслилось ни одно человеческое деяние. Так, на одной из древнейших кносских фресок «Собиратель крокусов» цветы показаны растущими на естественных горах и холмах. Их звёздчатые кустики можно увидеть и на других фресках.

В тоже время, мы видим в росписях виллы близ дворца в Фесте, огромные стройные белые лилии. Они выращены человеком на ухоженных газонах и символизируют божество.

Вот почему критяне часто вместо богов изображали цветуще луга и дикие скалы, поросшие цветами и кустарником. Их населяют обезьяны и птицы – такие же боги, но в другом обличье. И часто человек в этом загадочном мире – не главный.


  • «Собиратель шафрана». Фрагмент фрески. 1700—1600 гг. до н. э. (Реконструкция ошибочна: цветы срывала обезьяна.) Киосский дворец.

  • «Лилии в саду». Фреска. Около 1600 г. до н.э. Вилла из Агиа Триады, близ дворца в Фесте.

  • «Девушка, срывающая крокусы». Фреска. Святилище крокусов. Фера.

  • «Синяя птица». Фреска. Кносский дворец.


2.2 Практическая работа.


Итак, сегодня мы обратим особое внимание на фреску из Кносского дворца «Синяя птица». Давайте почувствуем себя немного реставраторами. Кто знает, слово «реставратор»?

Реставратор (от лат. restavratio, восстановление) – специалист по сохранению и восстановлению предметов исторического и культурного наследия.


  1. Перед вами находится акварельный лист с начатой росписью птицы. Предположительно вся роспись не сохранилась, и, наша задача, как реставраторов, восстановить изображение, которое предположительно могло бы быть первоначально на этой фреске.

  2. Конечно, мы должны придерживаться основных правил росписи того времени:

  • композиция – свободная, просторная для расположения цветов, холмов, кустарников и главного персонажа – птицы;

  • быть внимательными к линиям, которые имеют не одинаковою толщину и тональность;

  • определить, из каких красок складывается колорит фрески, исследовать на предмет колорита ваши палитры и отдать предпочтение естественным, натуральным оттенкам, т.к. пигмент для красок тогда был природного происхождения;

  • возможно вам пригодятся подготовленные на прошлых занятиях листы с орнаментом и растительными мотивами.


  1. Мы начнём нашу работу графитным карандашом, легко прикасаясь к бумаге. Попробуйте гармонично, согласно вашему формату листа закомпоновать дальнейшие элементы вашей фрески. Определите главный элемент композиции, подчините ему второстепенные.

  2. Внесите некоторые свои решения в композицию, не нарушающие основной строй произведения. Используйте подготовленные листы с орнаментом и растительными мотивами.

  3. Если карандашный рисунок окончен, после консультации, можно приступать непосредственно к акварели. Определив колорит, приступайте к росписи с общих фонов и светлых мест фрески.

  4. За время нашей работы вы могли немного устать, поэтому можно встать со своих мест, пройти по классу, посмотреть работы своих друзей и ещё раз внимательно рассмотреть образцы фресок.

  5. Дальнейшая детализация росписи и уточнение колорита может проходить в свободной форме, учитывая индивидуальные особенности подготовки учащегося.



3. Итоговый этап занятия (10 минут).

За 10 минут до окончания урока (независимо от уровня готовности работы) организуем совместный просмотр рисунков, обсуждение работ. Что вам понравилось, что кажется удачным, что на ваш взгляд не совсем получилось. На следующем уроке мы сможем продолжить нашу реставрационную работу.


4. Заключительное слово педагога

Наше занятие подошло к концу. Мы прикоснулись к одной из самых древних культурных цивилизаций. Крито-микенское искусство положило основание для многих открытий искусства в области живописи, пространственной перспективы, композиции, рисунка. Очень важно, чтобы настоящие произведения искусства могли формировать ваш эстетический вкус и восприятие прекрасного. Ваши рисунки мы сможем доделать и обсудить на следующих уроках. Желаю вам успехов в творчестве!


Приложение:



«Собиратель шафрана».

Фрагмент фрески. 1700—1600 гг. до н. э.

(Реконструкция ошибочна: цветы срывала обезьяна.)

Киосский дворец.


«Девушка, срывающая крокусы».

Фреска. Святилище крокусов. Фера.

«Синяя птица». Фреска. Кносский дворец.