Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Красноармейского района города Волгограда
Отдел ИЗО и декоративно-прикладного творчества
Методическая разработка занятия
тема:
«Смелость маленького короля»
по сказке Януша Корчака «Король Матиуш Первый» (тематическая композиция, гуашь)
Автор-разработчик:
педагог дополнительного образования
Берестовая Елена Владимировна
План занятия
Предмет: изобразительное искусство
Группа: № 1
Возраст: 7 - 8 лет
Год обучения: 1 год обучения по программе «Я рисую»
Тип занятия: комбинированное
Тема занятия: «Смелость маленького короля»
по сказке Януша Корчака «Король Матиуш Первый»
(тематическая композиция, гуашь)
Продолжительность: 1час 30 минут
Цель занятия: Познакомить учащихся с произведением Януша Корчака «Король Матиуш Первый». Создать тематические композиционные наброски. Дальнейшее закрепление навыков работы гуашью.
Задачи:
Обучающие
раскрыть понятие «тематическая композиция», основных законов композиции;
познакомить учащихся с историей создания произведения Януша Корчака «Король Матиуш Первый»;
научить приёмам работы с гуашью;
закрепить знания учащихся в области использования законов композиции для достижения художественной выразительности произведения.
Развивающие
способствовать развитию у учащихся:
образного композиционно-художественного мышления;
наблюдательности к предметам, окружающим жизнь человека разных эпох, стилей, сословий;
художественно-эстетического вкуса
Воспитательные
способствовать формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости и способности к переживанию, человечности;
донести до учащихся невозможность насилия в любой форме, отрицательное отношение к войне.
способствовать воспитанию у учащихся внимания и сосредоточенности на поставленной задаче.
Структура занятия
1.Организационный момент:………… ………………………… 3 минуты
Приветствие, проверка присутствующих, организация рабочих мест.
2.Подготовительный этап: …………………………………………7минут
Сообщение темы и задач занятия, знакомство с планом занятия.
3.Основная часть занятия:………………………………………… 1 час 10 минут
3.1 Беседа по теме урока, знакомство с наглядным материалом по данной теме
3.2 Последовательное выполнение практического задания: создание тематического композиционного наброска, поиск наиболее удачного композиционного решения, непосредственная работа над композиционным листом.
4. Итоговый этап:……………………………………………………… 10 минут
4.1 Демонстрация выполненных работ, анализ их в соответствии с критериями, предложенными педагогом.
Выявляются преимущества и недостатки того или иного композиционного решения.
4.2 Заключительное слово педагога.
Материалы и инструменты: чёрнографические карандаши, бумага, гуашь.
Информационные материалы: радиоспектакль «Король Матиуш», мультфильм «Расскажите сказку доктор»,
фотографии военно-исторического мемориала «Красный берег».
Литература:
Аксенова, А.С. История искусств. Просто о важном. Стили, направления, течения /А.С. Аксенова. – М. : «Эксмо», 2019. – 208 с
Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция» М.: Просвещение, 1981
Горелышев, Д. Простое рисование: упражнения для развития и поддержания самостоятельной рисовальной практики / Дмитрий Горелышев. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2019. — 192 с. : ил.
Горяева, Н.А. Первые шаги в мире искусства / Н.А. Горяева. - М. : Просвещение, 2011. – 208 с.
Горяева, Н.А., Изобразительное искусство 3 класс. Искусство вокруг нас / Н.А. Горяева, Н.А. Неменская, А.С. Питерских. – М. : Просвещение, 2021. – 128 с.
Неменская Л.А. под ред. Неменского Б.М. «Изобразительное искусство» М. Просвещение.2009
Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей: Методическое
пособие / Е.А. Ермолинская, Е.И. Коротеева, Е.С. Медкова и др.; под ред. Е.П. Кабковой. - М.:
Просвещение, 2009.
Речицкая Е.Г., Сошина В.А. Развитие творческого воображения младших школьников .М., 2014
Сценарный план занятия
Ход урока:
1. Организационный момент (3 минуты).
Приветствие, проверка присутствующих, организация рабочих мест.
2. Подготовительный этап (7 минут).
Сообщение темы и задач занятия, знакомство с планом занятия.
3.Основная часть занятия (1час10 минут).
3.1 Дорогие ребята, я рада, что вы смогли подготовиться к нашему уроку под названием “Смелость маленького короля” и прочли произведение Януша Корчака "Король Матиуш I ."Возможно кому-то из вас удалось послушать интересный радиоспектакль "Король Матиуш I ."Поделитесь, пожалуйста, что вам запомнилось больше всего в этой сказке (ребята высказываются по поводу сюжета произведения, делятся эмоциями, впечатлениями).
Грустная история о смелом, честном и сильном маленьком мальчике, который хотел всех детей на земле сделать счастливыми и радостными. Ему выпала особая честь быть королём и решать судьбу своего народа. Он был вынужден сражаться на войне со взрослыми людьми за право детей быть свободными. Глубокая мысль этой сказки-повести в том, что каждый ребёнок должен жить в мире, в котором можно играть, рисовать, "быть" без страха за свою жизнь и жизнь своих близких людей.
Попробуйте представить то, каким образом можно было бы изобразить те сцены, которые вас впечатлили. Какие герои, предметы, места могли бы присутствовать в вашем воображении и, соответственно, в вашей картине. Когда мы задумываемся над тем, как передать на листе бумаги свои мысли и идеи, это значит, что мы уже начали работу над тематической композицией.
Понятие композиции существует во всех видах искусства — в архитектуре, живописи, скульптуре, музыке, театре, литературе, кино. Композиция — это структура любого произведения, его фундамент. С помощью композиции мы выражаем суть произведения, соподчиняем его части, задаем нужный темп восприятия.
Композиция — это не только гармоничное распределение объектов, с ее помощью задается последовательность, в которой зритель воспринимает содержание, открывает для себя смысловые слои произведения.
В композиции существует ряд выразительных средств, которые выступают постоянными рабочими инструментами для художника. Это своего рода опорные точки, которые помогают автору пройти путь от замысла работы к ее завершению.
Вот основные из них:
–– ракурс;
–– выявление главного;
–– пропорции и масштаб;
–– статика и динамика;
–– равновесие;
–– форма и контрформа;
–– ритм;
–– контраст и нюанс;
–– свет;
–– цвет;
–– фактура.
3.2 Практическая работа.
1. . Мы начнём нашу работу с эскизов на небольшом формате листа карандашом. Постарайтесь изобразить самое главное, не останавливаясь на мелких деталях, и представляя, что может быть в композиции тёмным, а что светлым, используя приём тонового пятна.
2. Во время вашей работы, я подойду к каждому, мы обсудим ваш эскиз и наилучший вариант перенесём на лист большего формата. В процессе всегда можно уточнить найденные решения и проработать детали.
3. Определившись с основными частями композиции, можно обсудить возможности цветового решения и особенности работы гуашевыми красками.
4. В конце урока, на определённом этапе работы (возможно у каждого ребёнка этот этап свой), необходимо остановиться и обсудить сделанное совместно.
4 . Итоговый этап занятия (10 минут).
Организуем совместный просмотр рисунков и обсуждение удачных композиционных решений.
Наше занятие подошло к концу, сегодня мы начали серьёзную работу над тематической композицией “Смелость маленького короля”. Очень надеюсь, что на следующих уроках мы закончим ваши картины и вы будете довольны своей работой.
ПРИЛОЖЕНИЕ: