МОУ “Школа № 11 г. Тореза”
Разработка плана-конспекта
урока по русскому языку в 3 - Б классе.
Тема урока: «Обобщение знаний о составе слова»
Подготовила:
Учитель 3 – Б класса
Писаченко Т. А.
2017 – 2018 уч. г
Тема урока: Обобщение знаний о составе слова.
Цели: Повторить и закрепить знания о составе слова.
Задачи:
Образовательные:
-обобщить и систематизировать знания учащихся;
-проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, окончание;
- формировать умение разбирать слова по составу.
Развивающие:
-развивать познавательные процессы (внимание, память)
-формировать познавательные умения (умения задавать вопросы, применять знания)
Воспитательные:
-привитие интереса к предмету;
-воспитание у учащихся чувства товарищества;
Оборудование:раздаточный материал, учебник «Русского языка»; авт. В.П. Канакина., В.Г. Горецкий.
Тип урока: урок повторения и закрепления пройденного материала.
Вид урока: урок путешествие.
План урока:
1.Орг. момент
2.Минутка чистописания.
3.Сообщение темы урока.
4. Работа по теме урока.
5. Физ. Минутка
6.Закрепление изученного материала.
7. Итог урока
Ход урока
1.Организационный момент:
Учитель: С добрым утром начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Начинаем урок!
II Минутка чистописания.
Учитель: Полумесяц в небе темном
Буквой «С» повис над домом.
-Сегодня мы напишем соединение с буквой «С»
ст сл
состав слова
III. Сообщение темы урока.
Учитель:-Тема нашего урока “ Обобщение знаний о составе слова ”.
- Дети я буду Вас учить разбирать слова по составу.
- Скажите, а что бы вы хотели узнать на уроке?
Дети: - Закрепить окончание, корень, приставку…
Учитель: - Что хотите услышать? (Я хочу разбирать слова по составу )
Работа с пословицей
“Доброе братство дороже богатства”
Учитель: - Раскройте смысл пословицы! Мы будем помогать друг другу.
- Можете записать эту пословицу, чтобы у Вас было взаимопонимание, взаимопомощь.
Словарная работа
Б…гатство
- Дети, посмотрите, в этом слове я пропустила букву.
- Как правильно я записала это словарное слово, мы можем его найти в словаре
Работа в группах
1 группа (лексическое значение)
2 группа (звуковой анализ слова)
3 группа (составить предложение и подчеркнуть главные члены предложения).
Разбор слова по составу (1 ученик у доски).
Необходимо сохранять и приумножать богатство родного края.
Гимнастика для глаз
В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали
Остановка и опять
В другую сторону бежать.
IV.Работа по теме урока.
Учитель: - Давайте отдохнём, послушайте загадку!
Загадка
В холодильнике живёт.
Превращает воду в лёд.
Щиплет пальчики и нос
Это дедушка …(мороз)!
-Что такое корень слова? Выделите в слове «мороз» корень.
Дети: Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
МОРОЗ
Учитель: - Что такое окончание? Выделите в слове «морозы» окончание.
Дети: Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

МОРОЗЫ
Учитель: - Что такое приставка? Выделите в слове «заморозки» приставку.
Дети: Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.


![]()
![]()
ЗАМОРОЗКИ
Учитель: Что такое суффикс? Выделите в слове «морозный» суффикс.



Дети: суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.
МОРОЗНЫЙ
Учитель: - Молодцы! Хорошо справились с заданием. Ребята, чем мы сейчас занимались?
Дети: Называли значимые части слова и разбирали его по составу.
Учитель: - Верно, мы разбирали слово по составу. Но посмотрите внимательно, сколько мы из слова МОРОЗ – образовали новых слов.
- Образование новых слов называется – СЛОВООБРАЗОВАНИЕМ.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ – это наука, которая изучает строение слова. В дальнейшем вы более подробно познакомитесь с различными способами образования слов.
«Разбор слова по составу» (работа по карточкам)
Подводный, записка, выход, книга, разбег, вода.
VФизминутка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
Учитель: отдохнули. Теперь можем продолжать .
VI. Закрепление изученного.
Самостоятельная работа. Работа с учебником
“Проверь себя”
№ 3, стр. 100
- Прочитайте. Найдите лишнее слово в каждой группе. Разберите слова по составу.
1 вариант – Берег, берега, береговой, побережье.
2 вариант – Дальний, синий, зимний, соседний.
VII. Итог урока.
Учитель:- Какую задачу мы выполняли?
- Чему научились на уроке? (разбирать слова по составу)
- Ребята, какие вы ставили перед собой задачи?
- Кто считает, что он знает, умеет разбирать слова по составу?
- А может кому, то трудно даётся?
- Для чего мы учим русский язык, разбираем слова по составу?(чтобы была красивая речь)
- Где пригодиться?
- Дети скажите, была у нас на уроке взаимопомощь? Помогали друг другу?
- Вспомните нашу пословицу!
-Ребята, попробуйте сами оценить свою работу.
- Кто научился “5”!
- Кому нужно подучить “4”!
- А некоторым, кому нужно работать и работать “3”!