ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Утверждаю
ГБОУ «Краснокутская ООШ I-III ст.»
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА эколого-биологической направленности
для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики
Я ПОЗНАЮ МИР
Луганск
2017
Утверждено Министерством образования и науки Луганской Народной Республики
(приказ №13 от 18.01.2017)
Рассмотрено Научно-методическим советом
Государственного учреждения Луганской Народной Республики «Научно-методический центр развития образования
Луганской Народной Республики»
(протокол №1 от 11.01.2017)
Составители:
Бондаренко Э..,Б методист по эколого-натуралистическому направлению Государственного учреждения Луганской Народной Республики «Центр поддержки и развития воспитательной работы и дополнительного образования детей и учащейся молодежи».
Общая редакция:
Осадчая Е. В Методист отдела управления объектами образования Государственного учреждения Луганской Народной Республики «Научно-методический центр развития образования Луганской Народной Республики».
Рецензент:
Форощук В.П., доцент кафедры биологии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Луганской Народной Республики «Луганский государственный университет имени Тараса Шевченка » кандидат биологических наук, доцент.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На протяжении столетий человечество рассматривало природу бесконечный источник благополучия. Развитие технологий, стремительный прогресс в области науки и техники сопровождается сокращением численности видового разнообразия растительного и животного мира. Прогрессивная часть человечества пришла к выводу, что одна из причин экологического кризиса – низкий уровень экологической культуры населения. Возникла новая отрасль знаний, которая базируется на моральном отношении ко всему живому–
биоэтика. | | | | | |
Дополнительная | общеразвивающая | Программа «Основы | биоэтики» |
направлена на переосмысление взаимоотношений человека и природы. |
Актуальность | данной | программы | обусловлена | необходимостью |
просветительской работы среди | для населения | понимания | сути проблем |
биоэтики, а также формирования этического гуманного отношения к живой природе.
Программа разработана для реализации в творческих объединениях по интересам образовательных учреждений Луганской Народной Республики и рассчитана на обучающихся, возраст которых не младше 12 лет.
Данная дополнительная общеразвивающая программа предусматривает использование технологии социального проектирования, информационно-коммуникативных, научно-исследовательских, игровых технологий, а также технологии проведения культурно-массовых мероприятий, методики активного обучения, которые позволяют успешно реализовать механизм экологического образования и воспитания обучающихся, сформировать некоторые профессиональные навыки. Данная программа дополняет школьный курс биологии новым философско-этическим содержанием, формирует моральные качества личности обучающегося.
Целью дополнительной общеразвивающей программы «Основы биоэтики» является формирование у обучающихся гуманного и ответственного отношения к живой природе, в том числе, к животному миру.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие
задачи: обучающие:
изучить методы наблюдений за живой природой;
научить понимать потребности животных;
научить создавать соответствующие условия для содержания животных;
развивающие:
содействовать развитию познавательного интереса;
развивать природные задатки обучающихся, их творческий потенциал,
3
- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
воспитывающие:
привлекать к практической природоохранной работе;
побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности;
воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
Учебный материал программы распределен в соответствии с принципом
последовательного | и | постепенного | расширения | теоретических | , | зна |
практических умений и навыков. | | | | | | | | | |
Программа | рассчитана | на | один | год | обучения | и | предусматр |
уровень реализуемого содержания. | | | | | | | |
В ходе реализации программы обучающиеся углубляют знания,умения, | |
навыки, | полученные | в | курсе | школьных | программ | по | природоведен, |
биологии. Учебные занятия целесообразно проводить2 раза в неделю по два | |
академических часа (4 | часа в | неделю, 144 | часа в год). В | процессе | обучения | |
обучающиеся знакомятся с основными задачами и принципами биологической | |
этики, изучают разнообразие животного мира, рассматривают вопросы охраны | |
животных и их благополучия,проблемы сосуществования | человека | и |
животных. Изучение теоретического материала тесно связано с практическими | |
работами, наблюдениями, проведением исследований. | | | | | | |
Формы организации деятельности с обучающимися: учебные занятия, | |
самостоятельная работа, практические занятия, экскурсии, лекции, семинарские | |
занятия, проведение деловых игр, написание статей для детских изданий, |
создание видеофильмов (слайдфильмов). | | | | | | | | |
Формами контроля за результативностью обучения являются итоговые | |
занятия, опросы, тестирование, | защита | творческой | работы,защита | |
исследовательского проекта. | | | | | | | | | | |
Формами | подведения | итогов реализации | программы | может | быть |
участие | в | конкурсах,массовых | зоозащитных | мероприятиях,научно- | |
практических конференциях, слетах, выставках, соревнованиях. | | | | |
Прогнозируемые результаты: | | | | | | | | | |
• | приобретение | | опыта | партнерских,сотруднических | отношений |
обучающихся друг с другом и со взрослыми в совместной деятельности; | | |
• | формирование | у | обучающихся | разносторонних | познавательн |
интересов и способностей; | | | | | | | | | | | |
• формирование экологической культуры обучающихся; | | | | |
4
• формирование гражданского экологического самосозн, толерантности, способности к ответственному самоопределению в современной культуре;
• формирование ценностного отношения к природным ресурсам,своему здоровью и здоровью окружающих.
Обучающиеся должны иметь представление о:
биоэтике как науке и мировоззрении;
взаимодействии живой и неживой природы;
благополучии животных;
деятельности государственных и общественных организаций по охране животного мира.
Обучающиеся должны знать:
основные жизненные процессы, потребности и чувства животных;
связь антропогенного фактора со средой обитания животных;
видовой состав животных своей местности;
особенности жизнедеятельности определенных групп животных;
правила содержания животных.

Обучающиеся должен уметь:
анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
составлять цепи питания для отдельных видов животных;
пользоваться лабораторным оборудованием;
самостоятельно работать с литературными источниками;
использовать полученные знания и навыки в деле охраны животного
мира.
5
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (1 год обучения –34часа)
![]()
№ | Название раздела | | Количество часов | | |
п/п | | | | всего | | теория | | практика |
1. | Введение | | | 1 | | 1 | | | |
2. | Теоретико-мировоззренческие | 3 | | 1 | | | |
| принципы биоэтики | | | | | | | |
3. | Разнообразие | животного мира | 5 | | 10 | | 3 | |
4. | Благополучие | животных | | 8 | | 8 | | 2 | |
5. | Охрана животного мира | | 8 | | 2 | | 3 | |
6. | Сосуществование | человека | 7 | | 2 | | 2 | |
| животных | | | | | | | | |
7. | Итоговые занятия | | 2 | | - | | | |
| | | Итого: | 34 | | 24 | | 10 | |


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. Введение (1часа)
Теоретические занятия: цели и задачи работы кружка «Я познаю мир». План работы кружка на учебный год. Правила техники безопасности во время работы в уголке живой природы, практических занятий, экскурсий.
Практические занятия:
II. Теоретико-мировоззренческие принципы (3 часов)
Теоретические занятия: понятие биоэтики.
История становления биоэтики.
Принципы этического отношения к животным.
Народные обычаи, традиции и отношение к животным.
Практические занятия:
массовое мероприятие «Животные как символы моего народа»;
экскурсия
написание рефератов, сообщений на темы: «Основоположник биоэтики – Ван
Ранселер | Поттер», | «Философия и | проблемы | отношений | с животными», |
«Религия и проблемы отношений с животными». | | |
III. Разнообразие животного мира (3 час) | | |
| Теоритические занятия Насекомые. Рыбы. | Птицы. | Земноводные. |
Пресмыкающиеся. Млекопитающие. Сельскохозяйственные | животные. |
Животные | – домашние любимцы. | Основные представители. | Особенности |
условий содержания в неволе для некоторых животных. Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования к содержанию домашних животных.
Практические занятия:
IV. Благополучие животных (8часов)
Теоретические занятия: основные потребности животных. Определение благополучия животных. Животные в обществе. Отношение к животным. Проблема владения животными. Проблемы биоэтики в экспериментах с животными. Использование альтернативных методов исследования. Моральные аспекты любительской охоты.
Практические занятия:
V. Охрана животного мира (8 час)
Теоретические занятия: антропогенный фактор и среда обитания животных.
История | возникновения | движения | по | защите | животных.Деятельность |
общественных | и | государственных | организаций,учреждений | по | охране |
животного мира. Заповедники и заказники. Красная книга и ее обитатели. | |
Практические занятия:
VI. Сосуществование человека и животных (7 часов)
Теоретические занятия: проблемы сосуществования человека и животных в современных условиях. Всемирная декларация благополучия животных. Европейская конвенция защиты домашних животных. Правила содержания животных. Проблема бездомных животных: причина возникновения и пути их решения. Проблемы жестокого обращения с животным и пути их преодоления. Известные личности современности – борцы за права животных.
Практические занятия:
7
VI. Итоговые занятия (2 часа)
Практические занятия:
- проведение благотворительной выставки – ярмарки детских работ «Поможем бездомным животным».
8
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ

![]()
№ | | | Наименование | | | Количество |
п/п | | | | | | | | |
1. | Энтомологическая | коллекция | | | | 7 | шт. |
2. | Таблица «Заповедники» | | | | 1 | шт. |
3. | Таблица «Систематика животных» | | | | 1 | шт. |
4. | Таблица «Породы | собак» | | | | 1 | шт. |
5. | Таблица «Породы | кошек» | | | | 1 | шт. |
6. | Зоогеографическая | карта мира | | | | 1 | шт. |
7. | Карта «Растительный мир» | | | | 1 | шт. |
8. | Карта заповедников | | | | 1 | шт. |
9. | Печатное издание «Всемирная декларация благополучия | | 1 шт. |
| животных» | | | | | | | |
10. | Печатное | издание «Европейская | конвенция | защиты | 1 шт. |
| животных» | | | | | | | |
11. | Видеофильм о деятельности общественных организаций по | 1 шт. |
| охране животных | | | | | | |
12. | Коллекция животных живого уголка | | | | | 1 |


9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Геллатли Д. Любить или убить? / Геллатли Д. – Харьков: Центр этического отношения к животным, 1998.
2. Дмитриев Ю. Д Твоя Красная книга/ Ю.Д. Дмитриев, Н.М. Пожарицкая. – М.: Молодая гвардия, 1986. – 110с.
Кошки, собаки, попугаи и другие... /Короткая Л.И., Литвинова Т.А., Соколов О.А., Коваленко Ю.С. – К.: Книговид. Центр «Посредник» LTD, 1994 /
207c.
Луцкая Л.А. Самостоятельные работы учащихся по зоологии/ Л.А.Луцкая, А.И. Никишов. – М.: Просвещение, 1987. – 110с.
5. Павлова Т..Н Биоэтика в школе:пособие для учителей/ Павлова Т.Н. – Москва, 1997.
Панько І.С. Тварини – друзі чи вороги/ І.С. Панько, В.І. Панько. –
К.: Урожай, 1989. – 160с.
Поттер В.Р. Биоэтика мост будущего/ Поттер В.Р.; пер. с англ.
Т.Г.Будковская, С.В. Вековишина; ред. пер. С.В. Вековишина, В.Л. Кулиниченко; Украинская ассоциация по биоэтике. – К.: Видавець Вадим Карпенко, 2002. – 216с.
8. Токарєва Р.С. Кімнатні тварини / Токарєва Р.С., Литвинова Т.А., Соколов О.О.; пер. з рос. Н.М. Некрут. – К.: Урожай, 1994. – 129с.
10