Цели деятельности учителя | Создать условия для проверки знаний сказок А. С. Пушкина; способствовать развитию речи, внимания, мышления |
Тип урока | Рефлексия |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события и предметы в сказках; получат возможность научиться: сравнивать авторские и народные произведения. Метапредметные: познавательные: пользуются справочными источниками для нахождения необходимой, дополнительной информации; регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективный способ достижения результата; коммуникативные: аргументированно высказывают свое мнение; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого характера. Личностные: владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умениями сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками |
методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные ресурсы | http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/viktorina-po-skazkam-pushkina |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готов-ность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. К нам приходят пушкинские сказки, Яркие и добрые, как сны. Сыплются слова, слова-алмазы, На вечерний бархат тишины. Шелестят волшебные страницы, Всё быстрей нам хочется узнать... Вздрагивают детские ресницы, Верят в чудо детские глаза… (Автор неизвестен) | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Личностные: приобретают положительную мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; имеют желание учиться | Устные ответы, наблюдения учителя |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка. 3. Целеполагание | Выставка рисунков на тему «Осень». Это Пушкин. Это чудо. Это прелесть без конца. В нашей жизни вечно будут Этих сказок голоса. Сколько сказок у поэта? Их не много и не мало, Но все пушкинские – это Наше вечное начало. Чтение жужжащим способом. Чтение с различными интонациями: удивления, утверждения, раздражения, восхищения, радости. Формулирует тему урока и учебные задачи | Демонстрируют свои рисунки. Выполняют задания. Принимают и сохраняют учебные задачи | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; работу с информацией, выполнение логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация). Регулятивные: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
Физкультминутка | См. Приложение | Выполняют движения согласно инструкции | Фронтальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Выполнение движений |
III. Закрепление знаний и способов действий | 1. Викторина «Вспоминаем сказки». 2. Игра «Волшебный сундучок». 3. Игра «Доскажи словечко». 4. «Блиц-опрос». 5. Задание 1, с. 85 | – Я буду читать вам отрывки из сказок, а вы должны сказать мне, из какой они сказки (см. ресурсный материал). – Догадайтесь, что в нем лежит. – Там лежит предмет, который в сказке Пушкина говорил человеческим голосом. – Какие слова говорила мачеха, глядясь в зеркальце? – А еще в сундучке лежит предмет, с помощью которого мачеха пыталась погубить прекрасную царевну. – Из какой сказки эти предметы? – А сейчас я выставлю остальные предметы, а вы должны выбрать те, которые встречаются в других сказках Пушкина. На интерактивной доске проецируются слайды: лебедь, старик, старуха, рыбка, комар, чертенок, белка, петушок. – Я буду читать начало фразы, а вы должны ее продолжить (см. ресурсный материал). См. ресурсный материал | Выполняют задания. – Зеркальце. – Яблоко | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение; построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: осуществляют контроль; волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации. Личностные: нравственно-этически оценивают усваиваемое содержание; осознают ответственность за общее дело | Устные ответы |
IV. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Какие сказки написал А. С. Пушкин? – Чему очень важному учат нас эти сказки? – Какое задание вам понравилось больше всего? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Задание 2, с. 85 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | |