СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка практического занятия по Родному (русскому) языку для студентов 1 курса СПО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое занятие по Родному )русскому) языку для учебных групп й курса СПО. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка практического занятия по Родному (русскому) языку для студентов 1 курса СПО»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1


ТЕМА: Язык и культура речи.


ЦЕЛЬ: Выяснить роль культуры речи в жизни человека и в его профессиональной деятельности.


ФОРМИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ОК5.


ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ: Дидактический материал.


СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ:


ЗАДАНИЕ 1. Проанализируйте собственную речь или речь вашего друга (преподавателя, однокурсника, члена семьи), расскажите, какие коммуникативные качества ей присущи. Обоснуйте свою точку зрения. Запишите.


ЗАДАНИЕ 2. Распределите слова на группы «диалектизмы», «профессионализмы», «арготизмы», «сленг». Обратите внимание, какие слова имеют «близнецов» в литературном языке, а какие употребляются только в пределах нелитературной формы языка.

Рыжье (золото), шапка (заголовок), децл (немного, маленький), лопатник (бумажник), курень (жилище), продвинутый (знающий), заслушать (прослушать что-то, публично оглашаемое), забить (не обращать внимания).


ЗАДАНИЕ 3. Напишите, какое значение имеют устойчивые сочетания и выражения.

Образец: Перестань молоть языком! – Не говори лишнего!

Вариант 1. Держать язык за зубами. Что на уме, то и на языке. Придержать язык. Кто тебя за язык тянул? Язык развязать. Язык прикусить. С языка сорвалось. Язык не повернётся сказать. На языке вертится.


Вариант 2. Язык – враг мой, прежде ума глаголет. Язык до Киева доведёт. Не спеши языком, торопись делом. Языком мели, а рукам воли не давай. Речи слышали, да дела не видели. Языком и лаптя не сплетёшь. На языке мёд, а под языком лёд. Глупая речь не пословица.


ЗАДАНИЕ 4. Определите, какие из них содержат ошибки. Запишите в исправленном виде.

Молчать, как рыба об лед, играть значение, он не робкой десятки, держать ухо востро, рассыпаться, как мыльный пузырь, оставляет желать лучшего, бабушка надвое сказала, бежать сломив голову.


ЗАДАНИЕ 5. Прочитайте 19 письмо «Как говорить?» Д.С. Лихачева. Определите тему и идею произведения. Составьте свои правила речевой культуры. Запишите их.


19 письмо «Как говорить?»


Неряшливость в одежде - это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе.

Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски.

В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щёголь стоит на грани смешного.

Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идёт и в зависимости от возраста.

Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом.

Профессорская шляпа и чёрный строгий костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов.

А как расценить отношение к языку, которым мы говорим?

Язык в ещё большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде,- распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе.

Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения.

Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся.

Это происходит полусознательно.

Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости.

Но та же самая подоплёка лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно ироничных выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего.

Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле боятся.

В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость.

«Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют своё презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов.

Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни.

И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности» (есть такое печальное явление в психологии некоторых слабых людей, но объяснить его сейчас я не имею возможности - это большой и особый вопрос).

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая.

Но хоть и трудно - это надо, надо.

Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».


Критерии оценки практической работы:


Задания

Баллы

Примечание

Задание 1

20

20 - Задание выполнено правильно, четко и ясно изложено, грамотно оформлено, значение слов раскрыто правильно;

10 - Задание выполнено не полностью, незнание значения слов; ответ неполный.

0 - Задание не выполнено или выполнено неправильно. Ответа нет.

Задание 2

20

20 - Задание выполнено правильно, четко и ясно изложено, грамотно оформлено, значение слов раскрыто правильно;

10 - Задание выполнено не полностью, незнание значения слов; ответ неполный.

0 - Задание не выполнено или выполнено неправильно. Ответа нет.

Задание 3

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

20

4

4

4

4

4

4 – задание выполнено правильно, без ошибок.

3 – задание выполнено с 1 - 2 ошибками.

2 – задание выполнено с 3 - 4 ошибками.

1 – задание выполнено с 5 – 6 ошибками.

0 - задание выполнено с 7 - 8 ошибками или не выполнено


Задание 4

20

20 - Задание выполнено правильно, четко и ясно изложено, грамотно оформлено, значение слов раскрыто правильно;

10 - Задание выполнено не полностью, незнание значения слов; ответ неполный.

0 - Задание не выполнено или выполнено неправильно. Ответа нет.

Задание 5

40

40 - Задание выполнено правильно, четко и ясно изложено, грамотно оформлено, значение слов раскрыто правильно;

20 - Задание выполнено не полностью, незнание значения слов; ответ неполный.

0 - Задание не выполнено или выполнено неправильно. Ответа нет.


Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

85 ÷ 100

5

отлично

69 ÷ 84

4

хорошо

51 ÷ 68

3

удовлетворительно

50 и менее

2

неудовлетворительно