ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Как научиться жить в согласии с природой биоритмов или построение биоритмов человека»
I этап. Постановка задачи
ОПИСАНИЕ ЗАДАЧИ
Предлагается осуществить моделирование биоритмов для конкретного человека от указанной текущей даты (дня отсчета) на месяц вперед с целью дальнейшего анализа модели.
ЦЕЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ
На основе анализа индивидуальных биоритмов прогнозировать неблагоприятные дни, выбирать благоприятные дня для разного рода деятельности.
ФОРМАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧИ
Объектом моделирования в этой задаче может быть любой человек или группа людей, для которых известна дата рождения.
II этап. Разработка модели
ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ
Объект | Параметры |
название | значение |
Человек | Дата рождения День отсчета Длительность прогноза Количество прожитых дней (х) Физический биоритм Эмоциональный биоритм Интеллектуальный биоритм | Исходные данные Исходные данные Исходные данные Расчетные данные Результаты Результаты Результаты |
Указанные циклы можно описать приведенными ниже выражениями, в которых переменная х – количество прожитых человеком дней:
Физический цикл | ФИЗ(х) = sin (2px/23) |
Эмоциональный цикл | ЭМО(х) = sin (2px/28) |
Интеллектуальный цикл | ИНТ(х) = sin (2px/33) |
КОМПЬЮТЕРНАЯ МОДЕЛЬ
Для моделирования выберем среду табличного процессора. В этой среде информационная и компьютерная модели объединяются в таблицу, которая содержит две области:
-
Исходные данные;
-
Расчетные данные (результаты).
-
Составьте компьютерную модель по приведенному образцу. Введите в таблицу исходные данные по образцу, расчетные формулы:
| А | В | С | D |
1 | Биоритмы | | | |
2 | | | | |
3 | Исходные данные | | | |
4 | Дата рождения | 16.11.1972 | | |
5 | Дата отсчета | 01.05.2004 | | |
6 | Длительность прогноза | 31 | | |
7 | Результаты | | | |
8 | Порядковый день | Физическое | Эмоциональное | Интеллектуальное |
9 | Формула 1 | Формула 3 | Формула 4 | Формула 5 |
10 | Формула 2 | Заполнить вниз |
11 | Заполнить вниз | | | |
Дата вводится в формате ДАТА (например, 12.09.2004). При правильном вводе запись размещается в ячейке с выравниванием вправо.
Примечание: Обратите внимание! В каждую формулу входит выражение (A9-$B$4), которое вычисляет количество дней, прожитых человеком. И хотя это выражение содержит ссылки на ячейки, в которых записаны даты, среда табличного процессора автоматически вычисляет каждую дату как количество дней, прошедших с 1 января 1900 года, а затем определяет разность между ними. При записи формул использовать вставку стандартных функций SIN(…) и ПИ(…).
Ввести в таблицу формулы для расчетов.
Ячейка | Формула | |
A9 | =$B$5 | (1) |
A10 | =A9+1 | (2) |
B9 | =SIN(2*ПИ()*(A9-$B$4)/23) | (3) |
C9 | =SIN(2*ПИ()*(A9-$B$4)/28) | (4) |
D9 | =SIN(2*ПИ()*(A9-$B$4)/33) | (5) |
III этап. Компьютерный эксперимент
ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТА
ТЕСТИРОВАНИЕ
Провести тестирование модели. По результатам расчетов построить общую диаграмму для трех биоритмов. 16 ноября 1972 года родился Попов Александр, а 17 мая 2004 года он победил на чемпионате Европы по плаванию. Проанализируйте диаграмму. Подтвердите или опровергните соответствие показателей биоритмов со спортивными достижениями.
ЭКСПЕРИМЕНТ Провести расчеты для других исходных данных. Исследовать показания биоритмов (благоприятные и неблагоприятные дня для различных видов деятельности).
-
Введите в ячейки В4 дату рождения конкретного человека. А в ячейку В5 1 декабря 2024 года
-
Проследите пересчет значений и изменения на диаграмме.
-
Определит благоприятные и неблагоприятные дни для конкретного человека.
IV этап. Анализ результатов моделирования
-
Проанализировав диаграмму, выбрать неблагоприятные дни для сдачи зачета по физкультуре дни (плохое физическое состояние).
-
Выбрать дни для похода в цирк, театр или на дискотеку (эмоциональное состояние хорошее).
-
По кривой интеллектуального состояния выбрать дни, когда ответы на уроках будут наиболее/наименее удачными.
-
Как вы думаете, что будет показывать график, если сложить все три биоритма? Можно ли по такой кривой что-либо определить?
3