Тема: «Воспитательная работа с коллективом детей»
Выполнила: Студенка группы 4НИЗО
Демчинская Ирина Александровна.
План:
- Общество сверстников, как фактор воспитания качеств личности;
- Теоретические основы развития коллектива;
- Направление воспитательной работы учителя с учетом ФГОС НОО.
Общество сверстников
- Потребность в общении со сверстниками, возникает у детей очень рано, а с возрастом только усиливается.
- Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознании .
Ребенок по своей натуре существо социальное в высоком смысле этого слова.
В общении со сверстниками он получает дополнительные знания, обогащает свой жизненный опыт, усваивает социальные нормы и ценности, вырабатывает критерии оценки, усваивает социальные нормы, находит возможности для самореализации.
Система ценностных отношений
Не соответствует
Соответствует
Легкое включение ребенка в систему
Сложно дается включение в систему
( общение со сверстниками ) )
Особенно трудно входить в детское сообщество младшим школьникам т.к. не развиты самосознание и самооценка, умение правильно оценить отношение сообщества
Для того чтобы развитие личности в обществе осуществлялось успешно, необходимо:
- Педагогу изменять положение детей с низким статусом на благоприятный
Детский коллектив является средством достижения стоящих перед обществом воспитательных задач, а для ребенка он выступает, прежде всего, своеобразной средой его обитания и освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями. Коллектив ( лат. Kollectius – собирательный) – представляет собой социальную общность людей, объединенных на основе общественно значимых коллективных и личных целей, интересов и общения.
Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог это обязан делать. ( А.С. Макаренко)
А.С. Макаров определил что:
- Коллектив – это такая группа детей, которые объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организация для их достижения.
- Коллектив – «целеустремленный комплекс личностей», объединенных общественно – значимыми целями, совместной деятельностью по их достижению, взаимной ответственностью и самоуправлением.
Законом сплочения коллектива является:
Стремление к достижению все более значимых общественных целей.
Цели объединяют коллектив, усиливают взаимную ответственность
Основные характерные признаки коллектива
Наличие общественно значимых целей
их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед
систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность
соответственная организация совместной деятельности
систематическая и практическая связь детского коллектива с обществом
наличие положительных традиций и увлекательных перспектив
атмосфера взаимопомощи доверия и требовательности
развитая критика и самокритика
сознательная дисциплина
Структура коллектива
Первичные коллективы
Вторичные коллективы
Состоит из ряда первичных коллективов. ( Он более сложный)
Наблюдается непосредственный контакт между его членами
(Кружки, звенья, ансамбли, отряды)
Функции коллектива
Организационная – детский коллектив становится объектом управления своей общественно полезной деятельности
Воспитательная – детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно – нравственных убеждений
Стимулирующая – коллектив способствует формированию нравственных стимулов всех общественно полезных дел.
Разновидности детских коллективов
- Временный детский коллектив.
Л.И. Уманский ( стадии)
- Группа ассоциация – цели заданы извне и формально приняты. (Единая жизнедеятельность)
- Группа кооперация – отличается реальной и успешной действующей организационной структурой. (Имеет сугубо деловой характер)
- Группа – коллектив – цели уходят за рамки интересов группы. (Организуется чувство общности).
Воспитательная система
Воспитательная система – процесс создания длительный и т.к. происходящие изменения в жизни общества, образовательной организации, класса, обучающегося требуют постоянного внесения коррективов в первоначальную модель.
Общие воспитательные цели и задачи в условиях реализации ФГОС.
- Цель: Создание условий для развития личности ученика
- Развитие самоуправления учащихся, предоставление реальных возможностей;
- Духовно - нравственной ;
- Творческой ;
- Гуманной (способной на милосердии);
- Духовной .
- Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
- Формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
- Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- Определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).
- Разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы;
- Объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;
- Подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала государственных и муниципальных Организаций.
Вывод:
Таким образом, формирование осознанного и самостоятельного отношения учащихся к учебной деятельности, к коллективу, наличие заинтересованного участия в жизни класса и школы, положительное отношение к процессу обучения и воспитания напрямую связаны с воспитательной работой.
Показателями достижения таких результатов являются наличие интереса ко всем видам деятельности, неравнодушное отношение к процессу и результатам учебной и внеучебной деятельности.
Спасибо за внимание!