Картинка с сайта: http://ote4estvo.ru/
АРКТИЧЕСКИЕ КОНВОИ Братство северных конвоев. 75 лет
МБОУ «Бестужевская СОШ» учитель истории Ожигин Сергей Николаевич
Цель:
Цель: сформировать представление о вкладе стран-участниц антигитлеровской коалиции, на севере страны в общее дело победы во Второй мировой войне через организацию поставок по ленд-лизу.
Задачи: изучить существующие публикации, содержащие сведения об участии английских конвоев во второй мировой войне в районе Заполярья; выяснить назначение использования конвоев и историю их использования во Второй мировой войне; проанализировать вклад английских конвоев в борьбе с фашизмом на территории Советского Заполярья; оценить опыт сотрудничества СССР и Британии в годы второй мировой войны
?
Знаете ли вы что такое: дервиш ленд-лиз конвой страны-союзники
Дервиш – по персидски значит нищий, бродяга. Так называли братьев монахов почитаемых на востоке за умение исцелить болезнь и предсказать судьбу.
Страны-союзники
Ленд-лиз
- Ленд-лиз – это система передачи США взаймы или в аренду военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения и различных товаров странам – союзникам по антигитлеровской коалиции в годы 2-й мировой войны 1939-1945гг.
Конвой
- Конвой – это группа торговых или вспомогательных судов или тех и других, сведенных для совместного перехода морем под охраной военных кораблей – кораблей охранения.
Северные (союзные) конвои 1941‑1945 гг. ‑ специальные формирования судов с грузами и кораблей охранения, создававшиеся в годы 2‑й мировой войны союзниками СССР по антигитлеровской коалиции для обеспечения их перехода из портов Северной Атлантики в советские северные порты и обратно.
В соответствии с обязательствами, принятыми на Московской конференции 1941 г., США и Великобритания поставляли в северные порты СССР вооружение, военную технику и другие грузы. Возвращались суда из СССР со стратегическим сырьём и другими материалами.
Конвои формировались на базе Лох‑Ю (Великобритания), в Рейкъявике и заливе Хваль‑фьорд (Исландия). Маршруты их переходов пролегали в зависимости от ледовой обстановки в Гренландском и Баренцевом морях севернее или южнее острова Медвежий (в Норвежском море).
Конвои на север России двигались по довольно узкому коридору между Шпицбергеном и норвежскими берегами с расположенными здесь и в северной Финляндии военно‑морскими и военно‑воздушными базами.
Переходы совершались за 10‑14 суток в зоне досягаемости вражеских подводных лодок и надводных кораблей.
В период ледостава движение судов в Белом море обеспечивали советские ледоколы.
Суда конвоев разгружались в Архангельске, Молотовске (Северодвинск) и Мурманск
До конца 1942 года конвои, шедшие на восток, обозначались индексом PQ (PQ Edwards) ‑ инициалами офицера связи, который передавал судам приказы Адмиралтейства Великобритании. Исключением стал самый первый конвой, получивший кодовое имя "Дервиш". Конвои , шедшие в обратном направлении, получили индекс QP.
С 1943 года и до конца войны конвои стали обозначать JW и RA с порядковыми номерами, начинавшимися с 51‑го. Обеспечение безопасности перехода конвоев от порта формирования до порта назначения возлагалось на корабли Великобритании. В операционной зоне советского Северного флота охранение усиливалось советскими кораблями и авиацией.
Северный морской путь
Конвой представлял собой корабельное соединение, состоящее из нескольких десятков транспортных судов (от 10 до 40 единиц) и трех видов охранения из боевых кораблей: ближнего или непосредственного, состоящего из нескольких эсминцев, корветов и тральщиков (с начала 1943 года в его состав включали эскортный авианосец с противолодочными самолётами);
мобильной группы, состоящей из 2-4 крейсеров, следовавших на расстоянии 30 ‑ 40 миль от каравана транспортов, задачей которой было отражение атак надводных кораблей противника; дальнего, действовавшего на расстоянии 150 ‑ 300 миль от каравана и состоявшего из одного линейного корабля, 2 ‑ 3 крейсеров и 3 ‑ 5 эсминцев; его задачей являлось отражение атак тяжёлых кораблей противника.
Имена конвоев
- Первый конвой из Англии в СССР вышел 21 августа 1941г «Дервиш» - PQ-О.
- Питер Квилин (Peter Quelyn) – офицер Британского адмиралтейства.
- Обратные конвои - QP. С декабря 1942г. -соответственно YW и RA.
С 1942 г. более 50% торговых судов в конвоях были американскими. Первый союзный конвой "Дервиш" (6 транспортов, 2 эсминца, 4 корвета, 3 тральщика) прибыл в Архангельск 31 августа 1941 г., доставив 10 тонн каучука для военной промышленности, 16 истребителей вместе с летным составом, стрелковое оружие, продовольствие и медикаменты. В 1941 г. Германия, рассчитывая на "молниеносную войну" против СССР, не придавала серьёзного значения союзным конвоям и не предпринимала активных боевых действий против них.
В первые полгода Великой Отечественной войны с июля по декабрь 1941 года свыше 40% поставок в СССР из‑за рубежа шло именно через северные порты. В начале 1942 года немецкое командование осознало весь масштаб северных конвоев союзников. По приказу Гитлера на север была переброшена мощная группировка военных кораблей во главе с самым большим немецким линкором "Тирпицем". На море активировались действия фашистских подводных лодок. Немецкая авиация имела значительный перевес в воздухе, а маршруты конвоев в отдельных местах проходили всего в 10 минутах лета от аэродромов противника. В результате союзники начали нести потери. Сильным ударам с воздуха подвергались также Мурманск и Архангельск.
9 октября 1943 г. из Архангельска на Новую Землю вышел конвой в составе транспорта «Марина Раскова» и эскадренных миноносцев «Гремящий» и «Громкий». Конвой возглавлял командир дивизиона эскадренных миноносцев капитан 2 ранга А. И. Турин. Транспорту предстояло доставить в губу Белушья теплую одежду, продовольствие, оборудование для базы и топливо. В пути корабли попали в сильный шторм. Крен достигал 50°. До Белушьей губы оставалось миль 150, когда на транспорте сорвало руль и судно лишилось управления. Восемь часов почти нечеловеческих усилий потребовалось экипажам транспорта и «Гремящего», чтобы завести буксир. Но он не выдержал могучих рывков и вскоре лопнул. Опытный моряк А. И. Турин приказал удлинить буксир, использовав якорные цепи транспорта и эсминца. Это обеспечило успешную буксировку. На пятые сутки похода «Гремящий» привел транспорт в губу Белушья. В походе умело руководил действиями экипажа новый командир эсминца капитан-лейтенант Б. Д. Николаев. За годы войны не одну тысячу миль прошел «Гремящий», сопровождая транспорты. Корабельные зенитчики сбили 14 и повредили более 20 самолетов врага, отразили несколько атак подводных лодок. 1 марта 1943 г. корабль был преобразован в гвардейский.
"Гремящий" — советский эскадренный миноносец проекта 7. Самый известный эсминец в серии, удостоенный звания «гвардейский». Заложен 23 июля 1936 года на заводе № 190 в Ленинграде, спущен на воду 12 августа 1937 года, введён в строй 28 августа 1939 года, в сентябре ушёл по Беломоро-Балтийскому каналу на север, 8 ноября 1939 года прибыл в Полярный и был включён в состав СФ Водоизмещение 1939: 1612/2215 т 1943: 1820/2350 т Двигатели 2 ? ПТУ ГТЗА-24, 4 котла Скорость хода 38 узлов (70,4 км/ч) Дальность плавания 722—770 миль (полным ходом), 1670 миль (экономическим ходом) Экипаж 246 человек
В июле 1942 года был разгромлен конвой PQ-17 . Вследствие плохой организации охранения потоплено 23 судна из 34. Было потеряно 210 самолетов, 430 танков, 3530 грузовых автомобилей, около 100 тысяч тонн стального листа, каучука и различных боеприпасов. Из состава команд судов погибло 153 человека.
Советское командование увеличило количество авиации Северного флота, которая вела разведку, прикрывала конвои с воздуха, наносила удары по базам, аэродромам и силам флота противника в море. Советские подводные лодки развертывались у вражеских баз и на вероятных путях перехода нем. крупных надводных кораблей.
1941-1945
- 40 конвоев в составе 811 судов
- 58 транспортов погибли
- 33 вернулись в порты отправления
- весь маршрут прошли 1398 судов
- потери составили 87
- 69 из них – 1942 год
За годы войны
- перевезено более 1 млн. человек
- свыше 1,6 млн. тонн грузов
- в том числе 88 самолетов, 380 танков, 13566 автомобилей
Вывод:
Вывод:
Вклад английских конвоев на советско-германском фронте в районе Заполярья имел немаловажное значение, так как являлся единственным путем поставки военного оборудования и продовольствия в порты Мурманска и Архангельска
Арктические конвои привели к значительным изменениям в расстановке морских сил с обеих сторон, что оказало существенное влияние на ход боевых действий на море на других театрах боевых действий
Ближе к концу войны военное значение поставок, доставляемых арктическими конвоями стало скорее всего символическим, но по настоянию Сталина они продолжались в течение длительного времени после того, как на Восточном фронте был достигнут перелом в пользу СССР
В Мурманске установлен памятник участникам Северных конвоев.
В Архангельске на Набережной установлен памятник погибшим героям-морякам
Используемые интернет источники:
1). http ://videouroki.net/razrabotki/prezentatsiya-dlya-klassnogo-chasa-na-temu-severnye-morskie-konvoi.html
2). https :// infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-istorii-severnie-konvoi-467233.html
3). http ://ppt4web.ru/istorija/anglijjskie-konvoi-v-zashhite-zapoljarja.html
Используемая литература:
1). Всемирная история. Том Х. — М.: «Мысль», 1965.
Данилов А. А. История России, 20- начало 21 века: Учеб. для 9 кл. общеобраз. Учреждений. М.: Просвещение, 2003.
2). Кучепатов Ю.Н. Огненные мили // В конвоях и одиночных плаваниях. Архангельск: Сев.-Зап. кн.