СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка презентации "Решение старинных русских задач"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация разработана учителем (Ивановой Е.В.) к уроку математики, а иллюстрации к задачам выполнены учащимися 6 класса на уроке информатики в графическом редакторе Paint.

Просмотр содержимого документа
«Разработка презентации "Решение старинных русских задач"»

РЕШЕНИЕ  СТАРИННЫХ  РУССКИХ ЗАДАЧ

РЕШЕНИЕ

СТАРИННЫХ

РУССКИХ ЗАДАЧ

Ре шение.  - кади кваса выпьет муж за один день.   - кади кваса выпьет муж за 10 дней.  - кади кваса выпьет жена за 10 дней.  кади кваса выпивает жена за 1 день.  Значит, всю кадь она выпьет за 35 дней.

Ре шение.

- кади кваса выпьет муж за один день.

- кади кваса выпьет муж за 10 дней.

- кади кваса выпьет жена за 10 дней.

  • кади кваса выпивает жена за 1 день.

Значит, всю кадь она выпьет за 35 дней.

 2. Из Москвы в Вологду.  Послан человек из Москвы на Вологду, и велено ему в хождении своем совершати на всякий день по 40 верст; потом другий человек в другий (на следующий) день послан в след его , и велено ему идти на день 45 верст, и ведательно есть, в коликий день постигнет (догонит) второй первого.

2. Из Москвы в Вологду.

Послан человек из Москвы на Вологду,

и велено ему в хождении своем совершати

на всякий день по 40 верст; потом другий

человек в другий (на следующий) день послан

в след его , и велено ему идти на день 45 верст,

и ведательно есть, в коликий день постигнет (догонит) второй первого.

Решение.   Если один человек каждый день идет по 40 верст,  а другой по 45 верст, то второй путник  каждый день будет приближаться   к первому на 5 вёрст (45 - 40 =5).  Значит, второй сократит расстояние в 40 вёрст   и догонит первого через 8 дней (40 : 5 =8).

Решение.

Если один человек каждый день идет по 40 верст,

а другой по 45 верст, то второй путник

каждый день будет приближаться

к первому на 5 вёрст (45 - 40 =5).

Значит, второй сократит расстояние в 40 вёрст

и догонит первого через 8 дней (40 : 5 =8).

3. Собака и заяц. Собака усмотрела зайца в 150 саженях от себя. Заяц пробегает за 2 минуты 500 саженей, а собака - за 5 минут 1300 саженей.  За какое время собака догонит зайца?

3. Собака и заяц.

Собака усмотрела зайца в 150 саженях от себя.

Заяц пробегает за 2 минуты 500 саженей,

а собака - за 5 минут 1300 саженей.

За какое время собака догонит зайца?

Решение.  Если заяц пробегает 500 саженей за 2 минуты,  то за 1 минуту он пробежит 250 саженей.   Собака пробегает за 5 минут 1300 саженей,  тогда за 1 минуту она пробежит 260 саженей.  Расстояние между ними - 150 саженей,  а собака каждую минуту догоняет зайца на 10 сажень,  значит, она догонит его через 15 минут .

Решение.

Если заяц пробегает 500 саженей за 2 минуты,

то за 1 минуту он пробежит 250 саженей.

Собака пробегает за 5 минут 1300 саженей,

тогда за 1 минуту она пробежит 260 саженей.

Расстояние между ними - 150 саженей,

а собака каждую минуту догоняет зайца на 10 сажень,

значит, она догонит его через 15 минут .

4.Ответ учителя. Спросил некто учителя: «Скажи, сколько у тебя в классе учеников,  так как хочу отдать к тебе в учение своего сына». Учитель ответил: «Если придет еще учеников столько же, сколько имею, и полстолька, и четверть столько, и твой сын,  тогда будет у меня учеников 100».  Спрашивается, сколько было у учителя учеников?

4.Ответ учителя.

Спросил некто учителя: «Скажи, сколько у тебя в классе учеников,

так как хочу отдать к тебе в учение своего сына».

Учитель ответил: «Если придет еще учеников столько же,

сколько имею, и полстолька, и четверть столько, и твой сын,

тогда будет у меня учеников 100».

Спрашивается, сколько было у учителя учеников?

Решение. Пусть х – количество детей в классе. По условию задачи составим и решим уравнение.  │ · 4 4 х + 4 х + 2 х + х + 4 = 400 (4 + 4 + 2 + 1 ) · х = 396 11 х = 396 х = 36 Значит, у учителя было 36 учеников.

Решение.

Пусть х – количество детей в классе.

По условию задачи составим и решим уравнение.

│ · 4

4 х + 4 х + 2 х + х + 4 = 400

(4 + 4 + 2 + 1 ) · х = 396

11 х = 396

х = 36

Значит, у учителя было 36 учеников.

5 . Кому пасти овец? У пятерых крестьян – Ивана, Петра, Якова, Михаила и Герасима – было 10 овец.  Не могли они найти пастуха, чтобы пасти овец, и говорит Иван остальным: «Будем братцы, пасти овец по очереди – по столько дней, сколько каждый из нас имеет овец».  По сколько дней должен каждый крестьянин пасти овец, если известно, что у Ивана в два раза меньше овец, чем у Петра, у Якова в два раза меньше, чем у Ивана; Михаил имеет овец в два раза больше, чем Яков, а Герасим – вчетверо меньше, чем Пётр?

5 . Кому пасти овец?

У пятерых крестьян – Ивана, Петра, Якова, Михаила и Герасима – было 10 овец.

Не могли они найти пастуха, чтобы пасти овец, и говорит Иван остальным:

«Будем братцы, пасти овец по очереди – по столько дней, сколько каждый из нас имеет овец».

По сколько дней должен каждый крестьянин пасти овец, если известно, что

у Ивана в два раза меньше овец, чем у Петра,

у Якова в два раза меньше, чем у Ивана;

Михаил имеет овец в два раза больше, чем Яков,

а Герасим – вчетверо меньше, чем Пётр?

Решение. _______________________  Я = Г И = М П Пусть х овец имеет Яков,  тогда 2х овец - у Ивана, у Петра - 4х овец,   у Герасима - х овец, а Михаил имеет 2х овец.  По условию задачи составим и решим уравнение.  х + 2х + 4х + х + 2х = 10 (1 + 2 + 4 + 1 + 2)х = 10 10х = 10 х = 1  Значит, у Якова и Герасима - по 1 овце, у Ивана и Михаила - по 2 овцы,  а у Петра - 4 овцы.

Решение.

_______________________

Я = Г И = М П

Пусть х овец имеет Яков,

тогда 2х овец - у Ивана, у Петра - 4х овец,

у Герасима - х овец, а Михаил имеет 2х овец.

По условию задачи составим и решим уравнение.

х + 2х + 4х + х + 2х = 10

(1 + 2 + 4 + 1 + 2)х = 10

10х = 10

х = 1

Значит, у Якова и Герасима - по 1 овце,

у Ивана и Михаила - по 2 овцы,

а у Петра - 4 овцы.

6. Покупка масла. Некий человек покупал масло. Когда он давал деньги за 8 бочек масла, то у него оставалось 20 алтын. Когда же стал давать за 9 бочек, то не хватило денег полтора рубля с гривною.  Сколько денег было у этого человека?

6. Покупка масла.

Некий человек покупал масло. Когда он давал деньги за 8 бочек масла, то у него оставалось 20 алтын. Когда же стал давать за 9 бочек, то не хватило денег полтора рубля с гривною.

Сколько денег было у этого человека?

Решение.  20 алт. = 6 грив. 1,5 руб. = 150 к. = 15 грив.  Пусть х гривен – стоимость одной бочки масла.  По условию задачи составим и решим уравнение.  8х + 6 = 9х – (15 + 1)  9х – 8х = 6 + 16  х = 22  22 гривны стоит одна бочка масла.  8 · 22 + 6 = 176 + 6 = 182 (грив.)  182 грив. = 18 руб.2 грив.  Значит, у человека было 18 рублей и 2 гривны.

Решение.

20 алт. = 6 грив. 1,5 руб. = 150 к. = 15 грив.

Пусть х гривен – стоимость одной бочки масла.

По условию задачи составим и решим уравнение.

8х + 6 = 9х – (15 + 1)

9х – 8х = 6 + 16

х = 22

22 гривны стоит одна бочка масла.

8 · 22 + 6 = 176 + 6 = 182 (грив.)

182 грив. = 18 руб.2 грив.

Значит, у человека было 18 рублей и 2 гривны.

7 . Покупка коровы. Два человека хотят купить корову. Говорит первый второму: «Если ты дашь мне   твоих денег, то я один смогу заплатить её цену».  А второй отвечает первому: «Дай мне  твоих денег, тогда и я заплачу её цену».  Сколько у каждого из них денег, если корова стоит 24 рубля?

7 . Покупка коровы.

Два человека хотят купить корову. Говорит первый второму:

«Если ты дашь мне твоих денег, то я один смогу заплатить её цену».

А второй отвечает первому: «Дай мне твоих денег,

тогда и я заплачу её цену».

Сколько у каждого из них денег, если корова стоит 24 рубля?

 Решение.  Пусть х рублей было у первого человека, тогда у рублей – у второго. По условию задачи составим уравнения:   Методом проб и ошибок установим, что  х = 16,  у = 12 (3 · 16 = 4 · 12)  Значит, у  первого  человека  было  16  рублей,  а  у  второго  –  12  рублей.

Решение.

Пусть х рублей было у первого человека, тогда у рублей – у второго.

По условию задачи составим уравнения:

Методом проб и ошибок установим, что х = 16, у = 12 (3 · 16 = 4 · 12)

Значит, у первого человека было 16 рублей, а у второго 12 рублей.

  СПАСИБО  ЗА  ВНИМАНИЕ !

СПАСИБО

ЗА

ВНИМАНИЕ !