СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка программы внеурочной деятельности Экологическая дружина

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В папке представлена пояснительная записка и КТП внеурочной деятельности для 5-6 классов

Просмотр содержимого документа
«КТП»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

внеурочной деятельности «Экологическая дружина» 5-6 класс

2ч/д (68ч в год)

на 2017-2018 учебный год

п/п

Тема

Дата по плану

5 кл

Дата по факту

5 кл

Дата по плану

6 кл

Дата по факту

6 кл

Раздел 1. Отношение человека к природе в искусстве (5 ч)



1

Вводное занятие. Цели и задачи объединения. Режим работы





2

Осенняя экскурсия «Краски осени»





3

Оформление отчета об экскурсии





4

Дискуссия по теме «Природа в моей жизни»





5

Итоговое занятие по теме. Просмотр фильма о природе





Раздел 2. Введение в экологию (5 ч)

6

Основные понятия экологии





7

Экологические проблемы Омской области





8

Практическое занятие: «Давайте сохраним планету»





9

Экскурсия на водоем





10

Игра «Поле чудес»





Раздел 3. Взаимосвязи в природе (6 ч)

11

Взаимосвязи в природе





12

Биосфера Земли - самая крупная природная экосистема





13

Природные сообщества Омской области





14

Практическая работа: «Живые системы и их свойства»





15

Экскурсия в парк





16

Игра «Крестики-нолики»





Раздел 4. Экологическая грамотность: уроки прошлого (4 ч)

17

Экологические традиции и обычаи народов России





18

Культура здоровья местных коренных народов





19

Исследовательская работа в библиотеке, интернете «Экологический следопыт»





20

Защита исследовательской работы





Раздел 5. Экология человека (9 ч)

21

Путешествие в «Страну Здоровья»





22

Режим дня





23

Практическая работа: «Составление своего режима дня»





24

Факторы, влияющие на здоровье человека





25

Учеба и здоровье





26

Практическая работа: «Правила здорового образа жизни»





27

Природа Омской области как источник отдыха и восстановления сил





28

Игра «О, счастливчик»





29

Акция «День здоровья»





Раздел 6. Вода-источник жизни (7 ч)

30

Вода в масштабе планеты





31

Проблемы питьевой воды. Источники и типы загрязнения воды





32

Источники и типы загрязнения воды





33

Значение и использование воды на предприятиях региона





34

Практические работы: Простейшие способы очистки воды





35

Практическая работа: Органолептические свойства воды





36

Игра «Вода - удивительное вещество»





Раздел 7. Климат и энергосбережение (5 ч)

37

История климата - история жизни на планете





38

Изменения климата: мифы и факты





39

Типы парникового эффекта: естественный и антропогенный





40

Мы-энергопотребители. Источники энергии на планете





41

Дискуссия о комфорте (поглотители киловатт)





Раздел 8. Химия атмосферы (5 ч)

42

Понятие «атмосфера», ее строение





43

Кислород - важный компонент атмосферы





44

Физические и химические загрязнения атмосферы





45

Запыленность.

Практическая работа: Определение запыленности воздуха по листьям





46

Игра «Загрязнители атмосферы»





Раздел 9. Приглядись к упаковке (4 ч)

47

Значение упаковки. Этапы истории упаковки





48

Антропогенное воздействие на окружающую среду (вырубка лесов)





49

Экомаркировка.

Игра «Упаковка и окружающая среда»





50

Упаковка-часть экологического следа человека





Раздел 10. Экологические проекты (11 ч)

51

Выбор темы проекта. Формулировка цели и задач





52

Планирование работы





53-56

Практические работы





57-59

Оформление работы





60-61

Мини-конференция.

Презентация проекта





Раздел 11. Охрана природы (7 ч)

62

Экологический кодекс жителей Земли





63-64

Оформление плакатов, листовок «Сохраним природу-сохраним планету»





65

Практические работы на участке





66-67

Акция «День Земли»





68

Итоговое занятие


















Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности Экологическая дружина»

Пояснительная записка

Авторская программа внеурочной деятельности «Экологическая дружина» составлена на основе программ:

  • Программа внеурочной деятельности «Экомир» для обучающихся 5 класса, автор С. Ж. Вальтер.-Омск,2012.- С. 57-67;

  • Примерная программа внеурочной деятельности. Моя экологическая грамотность. 5-6 классы. /Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный, А. Ю. Либеров. – М.: Просвещение, 2012. – 80 с.

  • Химия и естествознание в жизнедеятельности человека: Программы интегрированного практикума по химии для учащихся 8 классов общеобразовательных школ. – Омск.-: Изд-во ОмГПУ, 2004.-С.3-10.

Программа направлена на духовно-нравственное, общекультурное, социальное, общеинтеллектуальное направления внеурочной деятельности учащихся. Экологическое воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Полноценное экологическое образование происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для активной природоохранной деятельности. Под экологической культурой понимают целостную систему экологических знаний, экологическое мышление, культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма и т.д.); культуру превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.

Количество часов: продолжительность занятий составляет 68 часов (2 раза в неделю).

Категории участников: данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися 5-х и 6-х классов основной школы.

Формы деятельности учащихся: экскурсии, кружки, проекты, игры, квесты, исследования, практические работы, участие в акциях, участие в мероприятиях на базе Экологического центра г. Омска, ДДТ.

Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальная, коллективная, групповая.

Методы: рассказ, беседа, дискуссия, анкетирование, игра, викторина, лото, наблюдение и т.д.

Цель: создание детского объединения «Экологическая дружина», с целью создания условий для формирования экологической культуры обучающихся, осознания ими ценности экологически целесообразного, здорового безопасного образа жизни, взаимной связи человека и экологического состояния окружающей среды.

Задачи:

  • способствовать формированию ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

  • способствовать формированию основ экологической грамотности: оценивать последствия деятельности человека в природе, осознания необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

  • способствовать формированию экологически сообразного здорового образа жизни;

  • способствовать организации познавательной, исследовательской и трудовой деятельности школьников.

Таким образом, на первый план выдвигаются задачи, связанные с необходимостью формирования у учащихся основ экологически целесообразного поведения, базирующегося на ответственном отношении к состоянию окружающей среды, на соизмерении всех видов своей деятельности с последствиями, оказывающими влияние на окружающую среду (умение предвидеть, прогнозировать, умение находить компетентные экологически оправданные решения в ситуациях выбора).

Оценка достижений результатов внеурочной деятельности

Данная программа способствует формированию у школьников следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий (УУД).

Личностные универсальные учебные действия

Экологическое осознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни; оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни; демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.

Регулятивные универсальные учебные действия

- планировать пути достижения целей;

- уметь самостоятельно контролировать свое рабочее время и управлять им;

- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

- владеть основами реализации проектно-исследовательской деятельности;

- проводить наблюдения под руководством учителя;

- искать необходимую информацию с применением методов информационного поиска;

- выбирать наиболее эффективный способ решения задачи с зависимости от конкретных условий;

- давать определения понятиям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- анализировать объекты с целью выявления признаков;

- выбирать основания и критерии для сравнивания и классификации объектов;

- строить логическую цепь рассуждений;

- выдвигать и обосновывать гипотезы;

- предлагать способы решения проблем творческого и поискового характера;

- ставить проблему, аргументировать ее актуальность;

- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов и объектов.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- аргументировать свою точку зрения, спорить, отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

- работать в группе;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Планируемые результаты реализации программы

Планируемые результаты реализации программы «Экологическая дружина» ориентированы на достижение первого, второго и третьего уровней воспитательных результатов.

Результаты первого уровня. Приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социльно одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, о способах действий). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет организация взаимодействия ученика с педагогом. У ученика будет сформирована внутренняя позиция на основе положительного отношения к школе, городу, области.

Выпускник получит возможность для формирования гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Результат второго уровня. Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (природа, Отечество, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

У ученика будут сформированы:

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.

Выпускник получит возможность для формирования:

- навыков сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживание им.

Результаты третьего уровня. Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

У ученика будут сформированы навыки:

- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Выпускник получит возможность для формирования:

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, установки на здоровый образ жизни.

Оценка достижений учащихся по внеурочной деятельности

Учет достижений учащихся происходит через пополнение их портфолио творческими работами, документами (сертификатами, дипломами, благодарностями при участии в интерактивных конкурсах, а также при участии в мероприятиях Экологического центра). Участие в акциях «День Здоровья», «День Земли». Оформление плакатов, листовок, буклетов «Сохраним природу - сохраним планету». Во время проведения предметной недели Естественных наук, учащиеся могут принять активное участие в создании плакатов экологической направленности. По окончании учебного года проходит защита экологических проектов (презентация проектов).


Тематическое планирование


№ п/п

Тема занятия

Форма организации внеурочной деятельности/ форма занятия

Количество часов

Теория

Практич.

Внеаудит.

Раздел 1. Отношение человека к природе в искусстве (5 ч)

1

Вводное занятие. Цели и задачи объединения. Режим работы

Групповая, индивидуальная деятельность/ кружок.

Игры на знакомство


1


2

Осенняя экскурсия «Краски осени»

Экскурсия в парк на пришкольный участок



1

3

Оформление отчета об экскурсии

Групповая, индивидуальная деятельность


1


4

Дискуссия по теме «Природа в моей жизни»

Групповая /дискуссия


1


5

Итоговое занятие по теме. Просмотр фильма о природе

Групповая, индивидуальная деятельность/ Беседа об охране природы



1

Раздел 2. Введение в экологию (5 ч)

6

Основные понятия экологии

Групповая, индивидуальная деятельность/ кружок.

1



7

Экологические проблемы Омской области

Групповая, индивидуальная деятельность/ кружок.

1



8

Практическое занятие: «Давайте сохраним планету»

Практическая работа на пришкольном участке


1


9

Экскурсия на водоем

Групповая, индивидуальная деятельность/ экскурсия в парк (педагог и родители)



1

10

Игра «Поле чудес»


Познавательная игра. Групповая, индивидуальная деятельность/ игра


1


Раздел 3. Взаимосвязи в природе (6 ч)

11

Взаимосвязи в природе

Групповая, индивидуальная деятельность/ кружок

1



12

Биосфера Земли - самая крупная природная экосистема

Групповая, индивидуальная деятельность/ кружок

1



13

Природные сообщества Омской области

Групповая, индивидуальная деятельность/ кружок

1



14

Практическая работа: «Живые системы и их свойства»

Групповая, индивидуальная деятельность/ практическая работа


1


15

Экскурсия в парк

Групповая, индивидуальная деятельность/ экскурсия в парк (с педагогом и родителями)



1

16

Игра «Крестики-нолики»

Групповая, индивидуальная деятельность/ игра


1


Раздел 4. Экологическая грамотность: уроки прошлого (4 ч)

17

Экологические традиции и обычаи народов России

Групповая, индивидуальная деятельность/ кружок

1



18

Культура здоровья местных коренных народов

Групповая, индивидуальная деятельность/ кружок

1



19

Исследовательская работа в библиотеке, интернете «Экологический следопыт»

Индивидуальная и парная/ работа с источниками информации (исследование)


1


20

Защита исследовательской работы

Индивидуальная и парная


1


Раздел 5. Экология человека (9 ч)

21

Путешествие в «Страну Здоровья»

Групповая, индивидуальная деятельность/ кружок

1



22

Режим дня

Групповая, индивидуальная деятельность/ кружок

1



23

Практическая работа: «Составление своего режима дня»

Групповая, индивидуальная деятельность/ практическая работа


1


24

Факторы, влияющие на здоровье человека

Групповая, индивидуальная деятельность/ кружок

1



25

Учеба и здоровье

Групповая, индивидуальная деятельность/ кружок

1



26

Практическая работа: «Правила здорового образа жизни»

Групповая, индивидуальная деятельность/ практическая работа


1


27

Природа Омской области как источник отдыха и восстановления сил

Групповая, индивидуальная деятельность/ кружок

1



28

Игра «О, счастливчик»

Познавательная игра. Групповая, индивидуальная деятельность


1


29

Акция «День здоровья»

Познавательная игра. Групповая, коллективная деятельность



1

Раздел 6. Вода-источник жизни (7 ч)


30

Вода в масштабе планеты

Групповая, индивидуальная деятельность/ кружок

1



31

Проблемы питьевой воды. Источники и типы загрязнения воды

Групповая, индивидуальная деятельность/ кружок

1



32

Источники и типы загрязнения воды

Групповая, индивидуальная деятельность/ кружок

1



33

Значение и использование воды на предприятиях региона

Групповая, индивидуальная деятельность/ кружок


1




34

Практические работы: Простейшие способы очистки воды

Групповая, индивидуальная деятельность/ практическая работа



1


35

Практическая работа: Органолептические свойства воды

Групповая, индивидуальная деятельность/ практическая работа



1


36

Игра «Вода - удивительное вещество»

Познавательная игра.

Групповая, индивидуальная деятельность



1


Раздел 7. Климат и энергосбережение (5 ч)


37

История климата - история жизни на планете

Групповая, индивидуальная деятельность/ кружок


1



38

Изменения климата: мифы и факты

Групповая, индивидуальная деятельность/ исследование



1


39

Типы парникового эффекта: естественный и антропогенный

Групповая, индивидуальная деятельность/ кружок


1



40

Мы-энергопотребители. Источники энергии на планете

Групповая, индивидуальная деятельность/ беседа


1



41

Дискуссия о комфорте (поглотители киловатт)

Групповая, индивидуальная деятельность/ практическая работа



1


Раздел 8. Химия атмосферы (5 ч)


42

Понятие «атмосфера», ее строение

Групповая, индивидуальная деятельность/ кружок


1



43

Кислород - важный компонент атмосферы

Групповая, индивидуальная деятельность/ кружок


1



44

Физические и химические загрязнения атмосферы

Групповая, индивидуальная деятельность/ кружок


1



45

Запыленность.

Практическая работа: Определение запыленности воздуха по листьям

Групповая, индивидуальная деятельность/ практическая работа



1


46

Игра «Загрязнители атмосферы»

Познавательная игра.

Групповая, индивидуальная деятельность



1


Раздел 9. Приглядись к упаковке (4 ч)


47

Значение упаковки. Этапы истории упаковки

Групповая, индивидуальная деятельность/ кружок + игра-лото «История упаковки»



1


48

Антропогенное воздействие на окружающую среду (вырубка лесов)

Групповая, индивидуальная деятельность/ кружок


1



49

Экомаркировка.

Игра «Упаковка и окружающая среда»

Групповая, индивидуальная деятельность/ кружок+ игра



1


50

Упаковка-часть экологического следа человека

Групповая, индивидуальная деятельность/ кружок


1



Раздел 10. Экологические проекты (11 ч)


51

Выбор темы проекта. Формулировка цели и задач

Групповая, индивидуальная деятельность/ кружок


1



52

Планирование работы

Групповая, индивидуальная деятельность/ кружок


1



53-56

Практические работы

Групповая, индивидуальная работа




4

57-59

Оформление работы

Групповая, индивидуальная работа в компьютерном классе



3


60-61

Мини-конференция.

Презентация проекта

Групповая, индивидуальная работа /проекты



2


Раздел 11. Охрана природы (7 ч)


62

Экологический кодекс жителей Земли

Групповая, индивидуальная деятельность/ практическая работа



1


63-64

Оформление плакатов, листовок «Сохраним природу-сохраним планету»

Групповая, индивидуальная деятельность/ практическая работа



2


65

Практические работы на участке

Групповая, индивидуальная деятельность/ практическая работа




1

66-67

Акция «День Земли»

Познавательная игра.

Групповая, индивидуальная деятельность




2

68

Итоговое занятие

Групповая, индивидуальная деятельность/ кружок



1



Содержание программы

1. Отношение человека к природе в искусстве (5 ч)

Вводное занятие. Цели и задачи объединения. Режим работы.

Игры на знакомство. Анкетирование. Осенняя экскурсия «Краски осени».

Особенности осенних изменений растений города. Сбор семян однолетников. Многообразие форм и расцветок плодов и семян. Сосчитайте, сколько птиц встретится на пути. Тренировка органов чувств. Предложить послушать: сколько различных птичьих голосов слышно; определить, голос какой птицы слышен.

Оформление отчета: Природа - источник вдохновения поэтов, музыкантов. Сделать рисунки, фотографии, поделки из природного материала. Подобрать стихи об осени. Подобрать картины художников

Групповая дискуссия по теме «Природа в моей жизни». Итоговое занятие по теме. Просмотр фильма о природе. Обсуждение.

2. Введение в экологию (5 ч)

Основные понятия экологии

Экология-наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой, «наука о доме». Направления современной экологии: общая экология, прикладная экология, экология человека, экология города (урбоэкология). Значение экологических знаний в жизни современных людей. Экологические проблемы Омской области.

Практическое занятие: «Давайте сохраним планету». Проведение природоохранных мероприятий.

Экскурсия на водоем. Игра «Поле чудес».

3. Взаимосвязи в природе (6 ч)

Взаимосвязи в природе

Понятие «экосистема», общая характеристика. Основные компоненты экосистем. Экологические связи, простейшая классификация: взаимосвязи между живыми, а также живыми и неживыми компонентами экосистемы. Биосфера Земли - самая крупная природная экосистема. Природные сообщества Омской области.

Практическая работа: «Живые системы и их свойства».

Составление пищевых цепочек. Работа в компьютерном классе.

Экскурсия в парк.

Наблюдения за растениями и животными (по выбору). Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм).

Игра «Крестики -нолики».

4. Экологическая грамотность: уроки прошлого (4 ч)

Народная мудрость об экологической грамотности. Экологические традиции и обычаи народов России, отраженные в предметах быта, произведениях народных промыслов, фольклоре. Культура здоровья местных коренных народов. Особенности питания, предметов домашнего обихода, жилища, одежды, способов природоиспользования (растениеводство, животноводство, охота, рыболовство).

Исследовательская работа в библиотеке, интернете «Экологический следопыт».

Защита исследовательской работы.

5. Экология человека (9 ч)

Путешествие в «Страну Здоровья»

Что такое здоровье и что такое болезнь? Анализируем свой образ жизни. Правила и нормы здорового образа жизни. Режим дня. Есть ли режим в природе (на примере растений и животных Омской области). Необходим ли режим дня человеку? Индивидуальность построения режима дня. Примерный режим дня для учащихся 5 класса. Факторы, влияющие на здоровье человека. Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом. Может ли Земля болеть? Правила личной безопасности и профилактика травматизма при взаимодействии с окружающей средой. Учеба и здоровье. Правила рациональной организации учебной деятельности ученика: чередование видов деятельности, учебы и отдыха, чистота рабочего помещения, проветривание. Назначение и выполнение физминуток и минуток движения. Как нужно отдыхать на перемене и почему. Природа Омской области как источник отдыха и восстановления сил.

Практические работы:

-Составление своего режима дня.

-Правила здорового образа жизни.

Игра «О, счастливчик». Тема «Я и мое здоровье».

Акция «День здоровья». Викторина. Спортивная эстафета. Беседы с учащимися начальной школы в группе продленного дня о режиме дня, вредных привычках.

6. Вода-источник жизни (7 ч)

Вода в масштабе планеты. Сокровища и вредные примеси питьевой воды. Проблемы питьевой воды. Интересные факты о воде. Источники и типы загрязнения воды. Значение и использование воды на предприятиях региона. Водоочистные сооружения.

Практические работы: Простейшие способы очистки воды. Органолептические свойства воды.

Составление синквейна о воде. Написание эссе по теме «Роль воды в живой природе». Анкетирование «Мое отношение к воде».

Игра «Вода - удивительное вещество»

7. Климат и энергосбережение (5 ч)

Климат вчера, сегодня, завтра

История климата - история жизни на планете. Изменения климата: мифы и факты.

Беседа «Типы парникового эффекта: естественный и антропогенный».

Игра «Тепловой баланс».

Мы-энергопотребители

Источники энергии на планете. Дискуссия о комфорте (поглотители киловатт). Советы по энергосбережению на каждый день

Тестирование «Мой экостиль».

8. Химия атмосферы (5 ч)

Понятие «атмосфера», ее строение. Слои атмосферы.

Кислород - важный компонент атмосферы. Физические и химические загрязнения атмосферы. Запыленность. Экологические последствия.

Практическая работа: Определение запыленности воздуха по листьям.

Игра «Загрязнители атмосферы»

9. Приглядись к упаковке (4 ч)

Что такое упаковка? Значение упаковки. Этапы истории упаковки. Игра - лото «История упаковки». Антропогенное воздействие на окружающую среду (вырубка лесов). Экомаркировка.

Игра «Упаковка и окружающая среда».

Дискуссия «Какая упаковка лучше: бумажная, стеклянная, пластиковая или алюминиевая?»

Упаковка-часть экологического следа человека.

Анкета «Мой экологический след».

10. Экологические проекты (11 ч)

Примерные темы для экологических проектов

Растения нашей школы.

Изучение состояния деревьев и кустарников в районе проживания.

Экологическая оценка водоема.

Птицы нашего города.

Определение кислотности осадков.

Удивительные свойства воды.

Проращиваем семена в талой воде.

Программа саморазвития для улучшения собственного здоровья (описаний упражнений, режима дня и т.д.).

Планирование работы: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Составление плана работы над проектом. Мини-конференция. Презентация отчета.

Практические работы:

Сбор практического материала. Работа в группах. Оформление работы. Работа в компьютерном классе - создание реферата и презентации.

11. Охрана природы (7 ч)

Экологический кодекс жителей Земли

Оформление плакатов, листовок, буклетов «Сохраним природу - сохраним планету».

Этот вид деятельности даст детям проявить фантазию, овладеть некоторыми дизайнерскими приемами и навыками творческой работы в коллективе.

Практические работы на участке.

Акция «День Земли». Проведение природоохранных мероприятий.

Итоговое занятие. Анализ деятельности объединения. Анкетирование.


Методические рекомендации

(подробно описаны в программе «Экомир», С. 64-67)

Игры на знакомство к вводному занятию 1 раздела

  • «Круг рукопожатий»;

  • Выстраиваемся по дням рождениям»;

  • «Музыкальные встречи».

Игры к разделу 3

  • «Цепочка жизни»;

  • «Пирамида жизни».

Игры к разделу 11

  • «Совы и вороны»

  • «Подбери пару».

Рекомендации к оформлению плакатов, листовок

Поговорите с детьми о том, насколько низка эффективность стандартных призывов «Берегите лес от пожара!» на фоне изображений горящих деревьев и убегающих животных. Объясните, что если человек выбирает плакат, то он должен не только придумать для своего плаката оригинальный текст, но и предложить яркое и выразительное дизайнерское решение.

Разделите детей на несколько групп предложите детям самим придумать какой-нибудь лозунг или четверостишье по теме. Если же на этом этапе дети будут испытывать затруднение, то напишите на доске два утверждения и предложите его использовать при создании плаката:

- ИЗ ОДНОГО ДЕРЕВА МОЖНО ИЗГОТОВИТЬ 3000000 СПИЧЕК

- ОДНОЙ СПИЧКОЙ МОЖНО СЖЕЧЬ 3000000 ДЕРЕВЬЕВ.

Для работы необходимы: ватман, краска, фломастеры, ножницы, клей, цветная бумага, журналы для коллажа.







Рекомендуемая литература для учителя

1. Внеурочная деятельность учащихся начальной школы: Примерные программы/отв. Ред. Т.С. Горбунова.-Омск: БОУДПО «ИРОО»,2010.-64 с.

2. Галева Н. Л. Уроки экологического мышления. (Реализуем требования ФРОГ к личностным и метапредметным образовательным результатам).-М.: УЦ «Перспектива»,2012.-416с.

3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя.-М.: Просвещение,2010.-223с.

4. Корнелл ДЖ. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми: настольная книга по восприятию природы для учителей и родителей/ Перевод с анг. Е. Ламановой и Е. Кочетковой.-Владивосток:ИСАР-Дальний Восток, 1999.

5. Самкова В. А. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5-9 классов основной школы. Концепция. Программа. Тематическое планирование.-М.: Академкнига/учебник, 2011.-46с.

6. Степанчук Н. А. Модели экологического образования: программы, рекомендации, уроки.-Волгоград: Учитель, 2011.-295с.

7. Маглыш С. С. Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе:учеб.-методич. пособие для учителей,классных руководителей, воспитателей, руководителей кружков /с. С. Маглыш, А. Н. Филиппов, В. А. Бахарев.-М.: ТетраСистемс, 2008.

8. Данилов-Данильян В. И. Экологическая безопасность: общие принципы и российский аспект / В. И. Данилов-Данильян, М. Ч. Залиханов, К. С. Лосев.-М., 2001.

9. Пономарева О. Н. Народные традиции в экологическом образовании: учеб-метод. пособие/О. Н. Пономарева.-М.: Скрипторий, 2003, 2004.

10. Ресурсосбережение: внеурочные занятия по экологии 6-11 классы /Авт.-сост. Л. Н. Колотилина, Ю. А. Севрук.-М.: ВАКО, 2015.-128 с.

11. Кокорин А. О. Изменение климата:100 вопросов и ответов.-М.: WWF России, 2010.

12. Региональная экологическая акция «Охранять природу-значит любить Родину!»: сборник научно-методических материалов по экологическому образованию в целях устойчивого развития.-Чита: Экспресс-издательство, 2009.

13. Хайн Т. Все об упаковке: Эволюция и секреты коробок, бутылок, консервных банок и тюбиков. СПб.:Азбука-Терра, 1997.

14. Шпотова Т. В., Кочеткова Е. П. Цепочка жизни: Эффективные методы работы с детьми в экологическом образовании и просвещении. М.: ЭкоЦентр «Заповедники», 2005.

15. Величковский Б. Т., Кирпичев В. И., Суравегина И. Т. Здоровье человека и окружающая среда: Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997, 240с.

16. Дубровский В. И. Валеологи. Здоровый образ жизни/ Предисл. В. Н. Мошков. М.: RETORIKA-A: Флинта, 1999, 560с.

17. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра введение в интерактивные методы обучения / Д. Н. Кавтарадзе.-М.: Просвещение, 2009.

18. Журналы «Химия в школе», «Биология в школе», «Химия и жизнь».

19. Энциклопедии







Рекомендуемая литература для учащихся

1. Биологический энциклопедический словарь. Новейший энциклопедический словарь. М.: Рипол Классик, 2010

2. Анастасова Л. П. Человек и окружающая среда: кН. для доп.чтения по прогр. «Экологическое развитие» / л. П. Анастасова, Т. В. Кучер, И. В. Николаев.-М.: ТОО «Велент», 1995-1997.-Ч.1-3.

3. Асладини К. Б. Экологическая азбука для детей и подростков / К. Б. Асладини, М. А. Малярова, Т. В. Потапова и др.; под ред. Т. В. Потаповой, Н Г. Рыбальского-М.: Изд. МНЭПУ, 1995.

4. Дальник В. Р. Вышли мы все из природы: беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей/ В. Р. Дальник.-М.: LINKA PRESS1996.

5. Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие/сост. Н. Ф. Церцек.-М.: Либерия-Бифинформ, 2007.

6. Энциклопедия для детей/метод. ред. Д. Володихин; ведущий редактор Г. Вильчек; отв. Ред. Е. ананьева.-М.: Аванта+, 2003.-Т. 19; Экология.

7. Я познаю мир: детская энциклопедия: экология/авт.-сост. А. Е. Чижевский.-М.: АСТ, 1997 (включая новые издания).

8. Популярная энциклопедия Все обо всем.


Глоссарий

Экология - наука, изучающая связи всего живого с окружающей средой

Экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий

Экологическая грамотность - знания, умения человека, обеспечивающие экологическую безопасность ему, окружающим людям, природной среде

Коренные народа - исконное население данной территории, сохранившее традиционный уклад жизни, особы формы хозяйственной деятельности

Экологически безопасный образ жизни - образ жизни, не оказывающий негативного влияния на природное окружение и состояние здоровья человека

Эссе - сочинение небольшого объема, свободное по форме, в котором выражаются индивидуальные впечатления и соображения автора

Проект - творческая деятельность, направленная на изменение окружающего мира, достижение образа желаемого будущего

Экологическое качество окружающей среды - ее способность сохранять здоровье человека, биологическое разнообразие, безопасность жизни, природные ресурсы

Плакат - броское, крупноформатное изображение, сопровождаемое кратким текстом в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях

Листовка - печатный или рукописный листок агитационного или информационного содержания

Буклет - произведение печати, изготовленное на одном листе с двух сторон, сложенном параллельными сгибами в несколько страниц так, чтобы текст мог читаться без разрезки, раскрываясь, как ширма

Экологическая культура человека - совокупность знаний, ценностей, умений, определяющих отношение человека к природе



13