СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка программы по шахматам 1-4 классы

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

При помощи данной разработки осуществляется интеграция предметов истории и шахмат в школе. Предметная область: Интеллектуально – эстетическое  направление

Просмотр содержимого документа
«Разработка программы по шахматам 1-4 классы»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

        Рабочая программа к курсу «Шахматы в школе». Первый год обучения.( Учебное пособие для общеобразовательных организаций составлена на основе программы шахматного образования в школе под редакцией Э.Э.Уманской, Е.И. Волковой, Е.А. Прудниковой. – М. : Просвещение, 2017. – 87 с. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования и рабочей программы « Шахматы в школе».

Курс "Шахматы в школе" под редакцией Э.Э.Уманской, Е.И. Волковой, Е.А. Прудниковой написан специально для начальной школы и рассматривается как система постепенно усложняющихся занимательных заданий и дидактических игр, позволяющих сформировать у детей внутренний план действий — способность действовать в уме.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.


ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ:

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

·     Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

·     Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное        созерцание со стороны;

·     Принцип  доступности, последовательности и системности  изложения программного материала.

 Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

·     принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса

·     принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

·     принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

·     принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

·     принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и  личностного развития. Это позволяет рассчитывать на  проявление у детей устойчивого  интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ «ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ»

Цель: Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи программы:

Образовательные

  • научить школьника самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной учебной деятельности;

  • создание условий для формирования и развития ключевых компетенций  учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);


Развивающие


  • развивать интеллектуальные процессы, творческое мышление;

  • формировать универсальные способы мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).   

  • развить навыки групповой работы;

  • способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями;

  • заложить идеи развития у подростков собственной активности, целеполагания, личной ответственности.


Воспитательные


  • воспитывать нравственные ценности; уважительное и бережное отношение к другому человеку, его мыслям и чувствам; достоинство.



МОДЕЛЬ ВОСПИТАННИКА

       Личность, здоровая физически, духовно-нравственно и социально;

       Личность,  способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;

       Личность, способная осуществить самостоятельно продуктивную деятельность;

       Личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;

       Личность, руководствующая в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами,  воспринимающая и другого человека как личность, имеющую  право на свободу выбора, самовыражения;

        Личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.



ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:

1. При знакомстве с шахматными фигурами.

2. При изучении шахматной доски.

3. При обучении правилам игры;

4. При реализации материального перевеса.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, обучающийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.

При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства обучающихся (само­стоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1.     Практическая игра.

2.     Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3.     Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4.     Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические

игрушки.

5.    Участие в турнирах и соревнованиях.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА

  Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками.

             Особенность программы в том, что на первых порах обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски.  Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.

На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. 

На втором году обучения ребенок теперь должен прочувствовать, как взаимодействуют фигуры при защите, атаке и постановке мата. Учащиеся должны твердо усвоить сравнительную силу фигур. Это объясняет структуру учебного курса. Сначала дети учатся реализовывать огромное материальное преимущество и получают элементарные навыки в налаживании взаимодействия своих фигур при постановке мата. Затем приобретают умение создавать и реализовывать матовые угрозы при небольшом перевесе.

На занятиях, как и на первом году обучения, используются загадки, головоломки по темам, кроссворды, ребусы, викторины и др., решения которых дают не только информацию по какой-либо теме, но и позволяют поддерживать интерес к игре. Кроме этого обучающимся предлагаются занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки  полученных знаний. 

На третьем году обучения ребенок учится приемам матования одинокого короля и другим приема постановки мата, а так же защите от шаха и мата. Знакомится с темами шахматных комбинаций.

На четвертом году обучения ребенок более глубоко изучает темы шахматных комбинаций и практикуется в нахождении комбинаций, когда к выигрышу ведет красивый тактический удар, знакомится с основами игры в дебюте.

На занятиях используются загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого обучающимся предлагаются занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки  полученных знаний.  



ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

  1. Рост личностного, интеллектуального и социального  развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

  2. Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

  3. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).



ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТНЫМ, МЕТАПРЕДМЕТНЫМ И ПРЕДМЕТНЫМ

РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета.

  • Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;

  • ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

  • наличие чувства прекрасного;

  • формирование основ шахматной культуры;

  • понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;

  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

  • уважительное отношение к иному мнению;

  • приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

  • воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им;

  • умение управлять своими эмоциями;

  • дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

  • формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;

  • оказание бескорыстной помощи окружающим.



  • Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) учащихся: познавательных, коммуникативных и регулятивных.

    1. Познавательные УУД:

  • умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

  • владение способом структурирования шахматных знаний;

  • способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;

  • умение находить необходимую информацию;

  • способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

  • умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;

  • способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать решения.

    1. Коммуникативные УУД: результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные

  • умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

  • способность формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

  • умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнера (собеседника);

  • возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

    1. Регулятивные УУД:

  • умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.



Предметные результаты:

- приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат в жизни человека;

- знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат;

- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,

- знать правила хода и взятия каждой фигурой;

- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать выводы;

- уметь делать ходы всеми фигурами;

- знать ценность шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,

- уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;

- уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту

своих фигур;

- уметь достигать мата;

- уметь проводить элементарные комбинации;

- определять последовательность событий;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В основу изучения программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатовприобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

В начальных классах возможно достижение результатов первого уровня и частично второго.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Текущий:

- оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме наблюдения;

- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

  • Итоговый контроль в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы обучающихся;

  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио

Динамика развития обучающихся фиксируется учителем:

  • внутренняя система оценки на основе сформированности целеполагания, развития контроля, самооценки

  • внешняя система оценка на основе результативности участия в турнирах, викторинах; беседы с родителями.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Для занятий используется специальная литература,  карточки с диаграммами для решения задач и упражнений, демонстрационная шахматная доска и фигуры, комплекты шахмат.

Первое знакомство с Шахматным  королевством.

Из истории шахмат.

Шахматная доска - поле шахматных сражений:

Знакомство с основными понятиями:

Горизонтали,

Вертикали

Диагонали

Дидактические игры и задания:

"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

"Назови вертикаль". Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее.

"Назови горизонталь". Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь. (Например: "Вторая горизонталь").

  Шахматные фигуры. Первое знакомство. 

«Тронул - ходи!». Белая и черная армии.

Дидактические игры и задания:

"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

"Угадай-ка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

Начальная позиция.

Расстановка фигур перед шахматной партией.

Правило: "Ферзь любит свой цвет".

Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

Дидактические игры и задания:

"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

 ЛАДЬЯ

Ход, взятие.

Дидактические игры и задания:

Одна против пешек. Лабиринт. 

Игра «Один в поле воин», «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры».

СЛОН

Ход, взятие.  Белопольные и чернопольные слоны.

Легкая и тяжелая фигура.

Ладья против слона.

Дидактические игры и задания:

"Игра на уничтожение", "Один в поле воин", "Сними часовых","Лабиринт", "Кратчайший путь", "Атака неприятельской фигуры", "Взятие", "Защита"

ФЕРЗЬ 

«Могучая фигура» Ферзь. Дороги Ферзя.

 Ход, взятие.

Ферзь против ладьи, слона

Дидактические игры и задания:

"Игра на уничтожение",  "Один в поле воин", "Лабиринт", "Кратчайший путь".   

КОРОЛЬ

Ход Короля. И Король в поле воин (взятие).

Дидактические игры и задания:

 "Игра на уничтожение", "Один в поле воин".

КОНЬ

Ход, взятие, сила.                                            

Игра конем на усеченной доске.

Конь против ферзя, ладьи, слона

Дидактические игры и задания:

"Игра на уничтожение", "Сними часовых", "Один в поле воин", "Лабиринт", "Перехитри часовых",  "Кратчайший путь".

ПЕШКИ

 Благородные пешки черно-белой доски.

«Маленькая да удаленькая. Всю доску прошла - фигуру нашла». Ход пешки, взятие, превращение, сила.

«Подножка» (правило взятие на проходе).

 Дидактические игры и задания:

 «В бой идут одни только пешки».

 «Игра на уничтожение».

 Относительная ценность фигур.

Ценность фигур.

Сравнительная сила фигур.

Дидактические игры и задания:

"Кто сильнее". Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: "Какая фигура сильнее? На сколько?"

"Обе армии равны". Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

 Шах.

Что такое шах. Понятие о шахе.

Шах ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой.

Защита от шаха.

Дидактические игры и задания:

"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны    определить: стоит ли король под шахом или нет.

"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.

"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

 Мат - цель игры.

Дидактические  игры и задания:

"Шах или мат". Шах или мат черному королю? "Мат или пат".

Решение шахматных задач и упражнений.

 Ничья.

Варианты ничьей.

Пат.  Отличие пата от мата. Примеры на пат.

Дидактическое задание:

"Пат или не пат".

 Рокировка.

Длинная и короткая рокировка.

Правила рокировки.

Дидактическое задание:

"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

  Шахматная партия.

Начало шахматной партии.

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

Дидактические задания:

«Назови вертикаль»

«Назови горизонталь»

«Назови диагональ»

«Какого цвета поле»

Обозначение шахматных фигур и терминов.

Запись начального положения.

Краткая и полная шахматные нотации.

Запись шахматной партии.

Игровая практика с записью шахматной партии.

ЦЕННОСТЬ ФИГУР.

Сравнительная сила фигур.

Дидактические задания:

«Кто сильнее»

«Обе армии равны».

Достижение материального перевеса.

Дидактические задания:

«Выигрыш материала».

Способы защиты.

Дидактическое задание «Защита».

УМК

-Э.Э. Уманская « Шахматы в школе». Первый год обучения: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Э.Э.Уманская, Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова.- М.: Просвещение, 2017.


-Э.Э.Уманская, Е.И.Волкова, Е.А. Прудникова « Шахматы в школе». Первый год обучения.- Рабочая тетрадь .- М., Просвещение, 2017.

-Е.А. Прудникова, Е.И. Волкова, « Шахматы в школе». Методические рекомендации. Первый год обучения. Учебное пособие для образовательных учреждений., М., Просвещение 2017.


- Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

- Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Учебник для 2 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 2007. ________________________________________________________________________________

Дополнительная литература:

-Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

- Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2008. _________________________________________________________________________________


Учебно-тематическое планирование

(дополнительное образование)

«Шахматы» 1-4 классы



п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата


I раздел «Повторение»



1

Вводный урок

1


2

Начальная расстановка фигур. Основные правила.

1


3

Ходы фигур.

1


4

Ценность шахматных фигур

1


5

Шахматная нотация.

1


6

Достижение материального перевеса

1



II раздел «Ценность шахматных фигур»



7

Выигрыш ладьи и слона

1


8

Выигрыш коня и пешки

1


9

Защита атакованной фигуры. Уничтожение атакующей фигуры

1


10

Защита атакованной фигуры. Уход из-под боя

1


11

Защита атакованной фигуры другой своей фигурой

1


12

Защита атакованной фигуры. Перекрытие

1


13

Защита атакованной фигуры. Контратака

1



III раздел «Техника матования одинокого короля»



14

Две ладьи против короля.

1


15

Мат в два хода

1


16

Ферзь и ладья против короля

1


17

Мат в два хода

1


18

Ферзь и король против короля

1


19

Мат в один ход.

1


20

На крайнюю линию

1


21

В угол

1


22

Ограниченный король

1


23

Мат в два хода

1


24

Ладья и король против короля

1


25

Оппозиция

1


26

Мат в один ход.

1


27

На крайнюю линию

1


28

В угол

1


29

Ограниченный король

1


30

Мат в два хода

1



IV раздел «Достижение мата без жертвы материала»



31

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.

1


32

Цугцванг.

1


33

Мат в два хода

1


34

Защита от мата

1





Итого:

34