СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка Программы выявления и развития творческих (филологических) способностей обучающихся 5-11 классов

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выявить творческие способности обучающихся (5-11 классов)  и воспитать  активной личности с гражданской позицией на основе создания благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявление и использование в учебной деятельности индивидуальных особенностей обучающихся – основная концепция Программы выявления и развития творческих способностей обучающихся 5-11 классов.

Просмотр содержимого документа
«Разработка Программы выявления и развития творческих (филологических) способностей обучающихся 5-11 классов»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Синьковская средняя школа

Смоленского района Смоленской области


Принято

на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 31.08. 2018 г.

«Утверждено»

Приказом директора ОО

№ 58 от 24.08. 2018 г.









ПРОГРАММА

выявления и развития

творческих (филологических) способностей

обучающихся 5-11 классов







Автор - составитель:

учитель Никитина Екатерина Александровна

















Пояснительная записка


Выявить творческие способности обучающихся (5-11 классов) и воспитать активной личности с гражданской позицией на основе создания благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявление и использование в учебной деятельности индивидуальных особенностей обучающихся – основная концепция Программы выявления и развития творческих способностей обучающихся 5-11 классов.

Курс данной программы позволяет выявить состояние коммуникативной компетентности обучающихся, творческой направленности, сформированность рецептивных и продуктивных коммуникативных умений: умения понимать и интерпретировать содержание исходного текста, создавать связное высказывание, аргументируя в нём собственное мнение по поводу прочитанного, умения последовательно излагать собственные мысли, использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка, оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Целевая установка: выявление и развитие творческих способностей обучающихся 5-11 классов на уроках филологического цикла (русского языка и литературы), тематических внеклассных мероприятиях, подготовка к олимпиадам различного уровня (школьным, муниципальным, дистанционным всероссийским), подготовка участников творческих конкурсов и мероприятий, подготовка исследовательских проектов по русскому языку и литературе, активизация работы обучающихся на образовательных платформах.

Предполагаемые результаты деятельности по Программе:

  • развитие творческих способностей;

  • способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции;

  • осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Данная программа составлена на основании следующих нормативных документов:

1.Федерального закона от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Приказа Минобразования РФ от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312».

3.Приказа Минобразования и науки России №1089 от 05.03.2004г. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего общего образования» (в редакции от 23.06.2015 № 609).

4.Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного

Место курса по выбору в учебном плане. Программа разработана в соответствии с учебным планом основного общего и среднего общего образования.

Участники, сроки реализации Программы выявления и развития творческих способностей: обучающиеся 5-11 классов, реализация в течение 3 лет (с 2018-2019 учебного года по 2020- 2021учебный год).

































Содержание


1.План реализации

Программы выявления и развития творческих

(филологических) способностей


I этап: диагностический – 2018-2019 учебный год

Целевая установка:

1) подготовка условий для создания Программы с подбором эффективных форм работы, осуществляющих реализацию программы;

2) разработка мониторингов по главным направлениям Программы.

II этап: практический – 2019 - 2020 учебный год

Целевая установка:

1) подготовка условий для развития творческих способностей обучающихся

2) разработка мониторингов по главным направлениям Программы;

3)расширение связи обучающихся и отношения с учреждениями дополнительного образования и культуры;

4) проведение мониторингов по реализации Программы;

5) вовлечение обучающихся 5-11 классов к участию в конкурсах, творческих мероприятиях.

III этап: системно-аналитический –2020 - 2021 учебный год

Целевая установка:

1) обобщение результатов по реализации Программы;

2)проведение мониторинга реализации Программы с оценкой результативности работы по данной программе.


















2.Структура реализации

Программы выявления и развития творческих

(филологических) способностей

  • Направления программной деятельности: научно-исследовательское, диагностическое, практическое.

  • Инновационные методы для выявления и развития творческих способностей обучающихся: метод концентрированного и проблемного обучения, метод проекта, ИКТ – технологии, метод научно-практического исследования.

  • Формы выявления эффективности работы по программе:

Входная диагностика

  • Выяснение предпочтений, первичное выяснение психологического климата в коллективе (беседа).

  • Диагностика уровня развития творческих способностей, познавательной творческой активности.

  • Педагогическое наблюдение за поведением обучающихся во время урочных, внеурочных занятий, игровой и другими видами деятельности, психологическое наблюдение.

  • Проведение мероприятий состязательного и презентационного характера: конкурс выразительного чтения, конкурс актерского мастерства («Живая классика»), интеллектуальный марафон для выявления творчески способных обучающихся.

Промежуточная диагностика

  • Вынесение проблемы, творческой идеи на общее обсуждение. Организация системы мероприятий состязательного и презентационного характера в учебном процессе и во внеурочной деятельности.

  • Промежуточная диагностика творческой активности каждого ученика (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ творческих работ).

  • Осуществление взаимодействия с родителями с целью выявления способностей обучающихся и предупреждения снижения мотивации к обучению и творческому развитию.

Итоговая диагностика

  • Мониторинг (анкета «Обратная связь» для обучающихся и родителей). Тестирование.

  • Творческая рецензия.

  • Количество и качество творческих работ и исследовательских проектов.

  • Используемые диагностики по выявлению и развитию творческих способностей (из инновационных педагогических источников).

  1. Метод «Креативное поле» Д.Б.Богоявленской.

  2. Методика определения оригинальности мышления по рисункам, по конструированию фраз, предложенная Гилфордом.

  3. Тесты Торренса, тесты Ровена и Венгера.

  4. Методика личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С. Якиманской.

  5. Метод индивидуального подхода Пассова Е.И., Г.А. Китайгородской.

  6. Метод проектов Л.С.Выгодского.

































3. Практическая направленность

Программы выявления и развития творческих (филологических) способностей

1. Моделирование специальных педагогических ситуаций, требующих и создающих условия для творческого решения.

2. Развитие творческой активности в рамках предметов русский язык и литература (сознательное овладению богатством родного языка и высокий уровень развития речи), стимулирование развитие личности ученика, стремление к творчеству.

3. Формирования личностного отношения к предмету и опыта творческой деятельности.

4. Система заданий, способствующих развитию творческих способностей на уроках русского языка (лингвистический эксперимент; письмо-послание; эвристическая задача, корректирование и редактирование текста, этимологические экскурсы, составление опорных сигналов, индивидуальная работа над ошибками, толкование языковых терминов, игра, опора на языковой текст).

5. Система творческих заданий на уроках литературы (иллюстрирование: графическое, словесное, музыкальное; рассказывание, драматургия: чтение по ролям с опорой на интонацию, чтение по ролям с предварительным устным описанием героев, их поз, постановка «живых картин», инсценировка).

6. Проведение занятий по развитию речи (эссе, письмо, сочинение, изложение подробное, сжатое, выборочное изложение, изложение с творческим заданием, автобиография, заметка, свободный диктант, творческие диктанты).

7. Вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность, в том числе, в деятельность непрофилирующих организаций (творческое объединение, предметная неделя, конкурсы, мероприятия, литературные вечера).

8. Участие в предметных и дистанционных олимпиадах, конкурсах.

9. Организация проектно-исследовательской деятельности; подборка тем и разработка дидактических материалов для проведения исследовательской и проектной деятельности.

10. Просвещение родителей, передача информации по вопросам творческого развития обучающихся.