Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
Московской области Клинский центр социальной помощи семье и детям
«Семья»
ОТДЕЛЕНИЕ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ
Разработка просветительного материала для родителей и педагогов
«Психологический портрет ребенка либо подростка,
склонного к суицидальному поведению.
Тревожные сигналы для окружающих взрослых».
Материал подготовила
психолог высшей категории Е.А.Новоторцева
2022 год
Суицидальное поведение детей и подростков имеет ряд особенностей, свойственных растущему организму и формирующейся личности. Случаи суицидального поведения могут встречаться уже в 5-6 летнем возрасте (например, суицидальные высказывания), далее – в 7-10 лет и старше (наряду с высказываниями дети начинают совершать первые суицидальные попытки, к несчастью, уже заканчивающиеся гибелью ребенка). Суицидальная активность резко возрастает в подростковом возрасте с 14-15 лет и достигает максимума в 16-19 лет.
По данным ООН в последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных суицидов среди детей и подростков, и наша страна, к несчастью, занимает одно из первых мест в мир по их количеству. Однако в официальную статистику попадают лишь явные случаи суицида.
Под суицидом понимается умышленное самоповреждение со смертельным исходом, т.е. лишение себя жизни. Психологический смысл суицида чаще всего заключатся в отреагировании аффекта, снятии накопившегося эмоционального напряжения, ухода от той или иной сложной ситуации.
Различают три основных вида суицида:
- истинный суицид, т.е. осознанные действия, направленные на совершение акта самоубийства, лишение себя жизни. Это сопровождается размышлениями о смысле жизни, переживаниями, которым предшествует депрессивное состояние или угнетенное настроение;
- скрытый (или непрямой суицид), косвенное самоубийство – это завуалированное самоубийство, саморазрушающее поведение, направленное на резкое либо постепенное снижение длительности жизни. Это своеобразная игра со смертью: человек отдает себе отчет, что подобное поведение опасное для его жизни, но при этом продолжает вести себя подобным образом;
- демонстративный суицид, который не связан с желанием умереть. Это скорее способ обратить внимание на свои проблемы, призыв о помощи, шантаж, которые используется, когда нет других способов воздействия.
Отдельно следует указать аффективный тип поведения, когда суицидальные действия совершаются под влиянием ярких эмоций. В таких случаях отсутствует четкий план действий, а суицид совершается импульсивно, под воздействием сильных негативных эмоций (например, обида, гнев и пр.).
В детском возрасте суицидальное поведение связано с желанием избежать стрессовых ситуаций или наказания, т.е. имеет характер ситуационно-личностных реакций. Дети не всегда осознают необратимость смерти. Ближе к подростковому возрасту смерть воспринимается уже как явление реальное, но маловероятное для себя. Т.е. подростки уже приобретают навыки совладания со стрессом, но не всегда могут успешно применить их. Суициды подростков чаще носят демонстративный характер, совершаются после ссор или в конфликтных ситуациях. Более половины детских и подростковых самоубийств совершаются на фоне психических расстройств.
Для детей и подростков причинами суицидов могут стать:
- лично-семейные (дисгармония в семье, отсутствие взаимопонимания между ними и родителями, развод родителей, болезнь или смерть близких, одиночество, несчастная любовь, оскорбление, унижение, отвержение или непонимание со стороны окружающих);
- состояние здоровья (психические или соматические заболевания, наличие ограниченных возможностей или инвалидности);
- конфликты с обществом, связанные с асоциальным поведением (боязнь наказания или позора, уголовной ответственности, ранняя половая жизнь (нежелательная беременность у девочек), наличие вредных привычек и связанное с этим саморазрушающее поведение, реакции протеста на действия сверстников или взрослых, негативное влияние СМИ и социальных сетей);
- ситуации, связанные с учебой (трудности освоения школьной программы, преимущественно отрицательные оценки, невозможность их исправить, провал на экзаменах, конфликты с одноклассникам и учителями, школьный буллинг, сложная адаптация к новому классу или школе);
- материально-бытовые трудности.
Отдельной причиной детских и подростковых суицидов можно указать несформированное понимание смерти: часто дети считают, что все можно будет вернуть назад.
Признаки суицидального поведения в детском и подростковом возрасте.
Во внешнем виде и поведении необходимо обращать внимание на:
- тоскливое выражение лица, скука, грусть, уныние;
- склонность к нытью, капризность;
- внезапные приступы гнева, агрессия даже из-за мелочей;
- повышенная, часто неестественная активность мимики лица либо отсутствие мимических реакций;
- тихий, монотонный голос, замедленная речь, причитания;
- общая двигательная заторможенность, бездеятельность либо немотивированное двигательное возбуждение;
- неоправданная склонность к рискованным поступкам;
- неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство зависти или ненависти к чужому благополучию;
- безразличное отношение к себе;
- тревога и страхи;
- пессимистическое настроение, ожидание беды;
- оценка собственной жизни, преимущественно прошлого, избирательное воспоминание о неприятных событиях и людях, отсутствие перспектив на будущее.
Словесные маркеры (что говорит ребенок или подросток):
- прямые или косвенные сообщение о суицидальных намерениях (например, «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!»);
- шутки, иронические высказывания о желании умереть, бессмысленности жизни;
- прощания;
- самообвинения (по типу «Я ничего из себя не представляю», «Я – неудачник»);
- сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на дачу»).
Признаками суицидального риска могут быть изменения режима сна и питания, самоизоляция, уход от контактов, нежелание выходить из дома, интерес к теме смерти (появление в доме литературы или соответствующие запросы в Интернете), нежелание заниматься привычными делами (например, посещать секции или кружки, занятия в которых ранее доставляли удовольствие).
К «группе риска» по суицидальным действиям можно отнести следующих детей и подростков:
- дети и подростки из семей, в которых были случаи суицида;
- дети и подростки из социально-неблагополучных семей;
- сверхкритичные к себе дети и подростки;
- страдающие от хронических или смертельных болезней, испытанных унижений или трагических утрат, покинутые и отверженные дети и подростки;
- дети и подростки, фрустрированные несоответствием между их ожиданиями и реальными достижениями в жизни;
- дети и подростки с нарушенными межличностными отношениями;
- дети и подростки с девиантным поведением, склонные к употреблению алкоголя и наркотиков.
Что делать учителю, если он вдруг обнаружил опасность? Если учитель увидел хоть один из перечисленных признаков, это уже достаточный повод для того, чтобы уделить ученику внимание и поговорить с ним. Спросить, можно ли ему как-то помочь? Как лучше это сделать? Ни в коем случае не игнорировать ситуацию и не проходить мимо! Также необходимо связаться с родителями ребенка или подростка им поделится своими наблюдениями.
Что может сделать педагог, чтобы не допустить попыток суицида:
- сохранять контакт с детьми и подростками. Для этого следует помнить, что авторитарный тип воспитания неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения и наказания могут спровоцировать ответную агрессию и аутоагрессию. Предпочтительной формой взаимодействия является заключение договоренностей. Если же необходимом ограничение, не стоит жалеть времени на объяснение его целесообразности;
- способствовать созданию дружеской, поддерживающей атмосферы в классе, ориентировать учеников на совместные действия и сотрудничество;
- обращать внимание на ситуации, в которых один или учеников становятся объектами нападок со стороны других;
- инициировать работу школьного психолога;
- если вы классный руководитель, то используйте классный час как место и время поговорить о жизни и будущем. Узнавайте, чего хотят ученики, как намерены добиваться поставленных целей, помогите составить план конкретных ближайших реалистичный действий. Важно поддерживать контакт с детьми и подростками, чтобы при необходимости они могли обратиться к вам за помощью;
- дать ученику понять, что опыт проб и ошибок – такой же важный, как и достижение успеха. Используйте ошибки как зону его роста. Обучение на ошибках является одним из способов развития личности. Помогите найти ребенку или подростку те сферы, где он успешен, независимо от оценок.
- понять, что стоит за негативным поведением ребенка или подростка. Возможно, таким образом он отстаивает свои ценности либо ищет себя.
Профилактика суицидальных рисков среди детей и подростков. За любое суицидальное поведение ребенка в ответе взрослые! Прежде всего, взрослые должны интересоваться делами ребенка, разговаривать с ним, задавая вопросы о его состоянии, строить планы на будущее. Это общение должно быть позитивным. Так же благотворно сказывается на психическом состоянии занятие новыми делами. Крайне необходимо соблюдение детьми и подростками режима дня. Следует помнить, что прочность антисуицидального барьера напрямую зависит от наличия жизнеутверждающих факторов, являющихся психологической защитой, которой должен обладать ребенок или подросток.
В значительной мере подростковый суицид предупреждают следующие факторы:
- регулярная занятость ребенка в интересных ему сферах;
- хорошие, открытые взаимоотношения с родителями и сверстниками, наличие постоянных друзей и авторитетных лиц в окружении;
- успешное выполнение задач и целей, признание успехов окружающими, особенно близкими людьми;
- личная ответственность, социальная активность, система приоритетов и устойчивые жизненные ценности;
- возможность обратиться за помощью к специалистам (в первую очередь, психологам), если есть какие-то нежелательные черты в поведении ребенка или подростка, которые невозможно изменить в одиночку.
Необходимо говорить с ребенком на серьезные темы: что такое жизнь? В чем смысл жизни? То такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют детей и подростков, они ищут собственное понимание того, что наиболее ценно и важно. Нет ничего предосудительного в том, чтобы поделиться с ребенком собственным опытом.
Рекомендуется придерживаться следующих принципов:
- определить причину психотравмирующей ситуации, выявить внутренний конфликт;
- создать благоприятный психологически климат, учитывая социальный статус каждого ребенка;
- знать возрастные особенности учащихся;
- избегать психотравмирующих ситуаций, проводить уроки с положительно-эмоциональным настроем;
- помочь учащимся в определении приоритетов, учить отказываться от завышенных требований и сверх ожиданий, поощрять личные достижения и успехи ребенка или подростка;
- культивировать уверенность в себе;
- не сравнивать личные качества ребенка, а также его достижения с другими ребятами;
- быть для ребенка внимательным слушателем и советчиком;
- задавать детям и подросткам вопросы, чтобы помочь разобраться им в своих мыслях.
- проявлять толерантность к действиям детей, но при этом не допускать вседозволенности;
- устанавливать заботливые взаимоотношения, чаще использовать фразы «Мы с тобой», «Мы тебя любим» и пр.;
- формировать у детей понятие о том, что жизнь – главная ценность человека;
- помогать ребенку сформировать жизненные принципы, свое кредо;
- как можно чаще использовать тактильный контакт;
- не запрещать детям или подросткам выражать свои эмоции.