СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка процедуры диагностики профессиональных потребностей старшеклассников

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процедура диагностики профессиональных потребностей старшеклассников позволяет определиться учащимся школы с дальнейшей профессиональной самореализацией.

Просмотр содержимого документа
«Разработка процедуры диагностики профессиональных потребностей старшеклассников»

«Разработка процедуры диагностики профессиональных потребностей старшеклассников»




























Тула 2018

3. Цель диагностики: Выявить профессиональные потребности старшеклассников и, опираясь на полученные данные сформировать индивидуальные маршруты их обучения, воспитания, развития.

4. Объект диагностики: учащиеся 11 класса.

5. Предмет диагностики: Профессиональные потребности старшеклассников и их возможности.

6. Методы диагностики:  анкетирование, тестирование, опрос.

Характеристика методов диагностики: (Почему эффективны эти методы диагностики?)

Анкетирование - это метод получения информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты.

Дебаты - это система формализованных дискуссий на различные темы. Структура дебатов понятна многим, две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы, чтобы убедить членов жюри в своей правоте и своем опыте в риторике. Методика организации дебатов такова, что их возможно проводить как во внеурочное время, так и на уроке как одну из форм обобщающего контроля.

Дебаты развивают:

  • логическое и критическое мышление;

  • навык в организации своих мыслей;

  • навыки устной речи;

  • эмпатию и терпимость к различным взглядам;

  • уверенность в себе;

  • способность работать в команде;

  • способность концентрироваться на сути проблемы;

  • стиль публичного выступления;

  • обучающиеся учатся соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • обучающиеся проявляют неравнодушие при обсуждении социально значимых проблем, совершенствуют умение аргументированно отстаивать свою позицию;

Опрос - это метод целенаправленного получения информации о социально-психологических явлениях путем заочного или очного общения практического психолога с опрашиваемым. С помощью опроса могут быть собраны объективные (факты, сведения) и субъективные (мнения, позиции) данные. Категоризация методов опроса чаще всего проводится в соответствии со следующими признаками: устной или письменной формой сбора информации, степенью стандартизации, индивидуальным или групповым сбором информации, однократным или многократным применением методов опроса.

Все анкеты, опросы будут выданы ученикам в распечатанном виде.

  1. Инструментарий.

Метод диагностики

Диагностический инструментарий

Анкетирование


Анкета по изучению профессиональной направленности

Дебаты

Дебаты «Профессия для души или для денег?».

Опрос

Опросник для определения профессиональной готовности

Л.Н. Кабардовой

Методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов)

Анкета по изучению профессиональной направленности

Инструкция: вам предлагается 8 вопросов, на которые вам предлагается дать развернутый ответ

1. Какая профессия тебя больше всего привлекает, почему?

2. Чем эта профессия лучше других?

3. Знаком ли ты с людьми, которые овладели этой профессией, с кем именно?

4. Какие обязанности у людей этой профессии?

5. Видел ли ты продукцию труда избранной профессии?

6. Как ты думаешь, какие трудности встретишь при получении этой профессии?

7. Что ты предпримешь для того, чтобы освоить эту профессию?

8. Какую профессию тебе советуют избрать родители?

Методика изучения статусов профессиональной идентичности

(А.А. Азбель, А.Г. Грецов)

Инструкция. Опросник состоит из 20 пунктов, по каждому из которых возможны четыре варианта ответов: a, b, c, d. Внимательно прочитай их и выбери тот, который лучше всего выражает твою точку зрения. Возможно, что какие-то варианты ответов покажутся тебе равноценными, тем не менее, выбери тот, который в наибольшей степени отвечает твоему мнению. Запиши номера вопросов и выбранный вариант ответа на каждый из них (a, b, c, d). Старайся быть максимально правдивым! Среди ответов нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайся угадать, какой из них «правильный» или «лучший».

1. Меня не беспокоит мое профессиональное будущее.

a) Согласен: еще не пришло время решать, где мне дальше учиться или работать.

b) Согласен, я уверен, что мои родители помогут мне в моем профессиональном будущем.

c) Согласен, так как я уже давно все решил по поводу своего профессионального будущего, и нет смысла беспокоиться.

d) Не согласен, ведь если о будущем не беспокоиться сейчас, то потом будет слишком поздно.

2. Мне трудно принять решение, куда пойти получать дальнейшее образование.

a) Согласен, так как меня интересует сразу несколько специальностей, которые хотелось бы получить

b) Согласен, поэтому я лучше прислушаюсь к мнению авторитетного человека (родителя, хорошего знакомого, друга).

c) Не согласен, я уже принял решение о том, где я буду учиться или работать в дальнейшем.

d) Не согласен, поскольку еще пока не задумывался над этой проблемой.

3. Я регулярно изучаю спрос на представителей той специальности, которую я планирую получить.

a) Согласен, ведь от спроса на рынке труда зависит, какую специальность я выберу.

b) Не согласен, поскольку родители знают лучше, какую специальность мне предложить.

c) Не согласен, так как время анализировать спрос на профессии еще не пришло.

d) Не согласен, я уже решил, что все равно получу ту специальность, которую я хочу.

4. Я до сих пор не обсуждал с родителями свои будущие профессиональные планы.

a) Согласен, так как моими родителями уже давно решено, кем я буду, и со мной не советовались по данному вопросу.

b) Не согласен, мои родители как раз постоянно со мной обсуждают мои профессиональные предпочтения.

c) Согласен, у нас в семье не принято обсуждать мои профессиональные планы.

d) Не согласен, мы с родителями давно все обсудили, и я принял решение по поводу своей будущей профессии.

5. Мои родители выбрали мне дальнейшую специальность.

a) Согласен, и надо признать, что они вообще лучше меня разбираются в этом вопросе.

b) Не согласен, но мы регулярно обсуждаем вопрос моей будущей специальности.

c) Не согласен, поскольку родители не вмешиваются в мои проблемы с выбором профессии.

d) Не согласен, так как выбор специальности был скорее моим самостоятельным решением, чем их.

6. Мне хорошо ясны свои будущие профессиональные планы.

a) Согласен, так как выстроить их мне помогли родители (знакомые), которые являются специалистами в этой профессиональной области.

b) Согласен, поскольку я построил их самостоятельно, основываясь на собственном жизненном опыте.

c) Не согласен, так как у меня пока отсутствуют профессиональные планы.

d) Не согласен, но как раз сейчас я пытаюсь выстроить эти профессиональные планы.

7. На мои профессиональные цели сильно влияет мнение моих родителей.

a) Не согласен, у моих родителей никогда не возникало желания ставить мне профессиональные цели.

b) Согласен, поскольку мои родители с детства говорили мне, кем я должен стать.

c) Согласен, цели еще сформулированы слабо, но окончательное решение будет все-таки принято мной, а не родителями.

d) Согласен, так как родители, конечно, приняли участие в обсуждении этого вопроса, но все-таки решение уже принято мной самостоятельно.

8. Думаю, мне еще слишком рано задумываться над вопросами построения своей карьеры.

a) Согласен, так как моя карьера все равно будет зависеть от решения моей семьи.

b) Согласен, мне и раньше в жизни не приходилось сталкиваться с вопросами построения карьеры.

c) Не согласен, уже настал тот момент, когда нужно выбирать направление своей дальнейшей карьеры.

d) Не согласен, я уже давно и точно решил, каким образом я буду выстраивать свою карьеру.

9. Уже точно решено, какую специальность я хочу получить после окончания школы.

a) Не согласен, так как я еще не думал над своей конкретной специальностью.

b) Согласен, и я могу точно назвать учебное заведение и специальность, которую я получу.

c) Согласен, так как мои родители уже сообщили мне, на кого и где я буду дальше учиться.

d) Не согласен, мне трудно понять, какая специальность подходит именно мне.

10. Друзья советуют мне, какое образование лучше получить.

a) Согласен, мы с ними часто обсуждаем этот вопрос, но я пытаюсь строить свои профессиональные планы самостоятельно.

b) Согласен, и я собираюсь вместе с другом получить одинаковое образование, прислушавшись к его мнению.

c) Не согласен, так как обдумывать свою будущую карьеру нам с друзьями некогда, у нас есть много более интересных дел.

d) Не согласен, я уже принял решение относительно своего будущего, без помощи друзей.

11. Для меня не принципиально, где именно учиться в дальнейшем.

a) Согласен, так как для меня главное — получить специальность, о которой давно мечтаешь, а не конкретное место учебы.

b) Согласен, поскольку уверен, что родители все равно «устроят» меня на хорошую работу после учебы.

c) Согласен, поскольку профессиональная учеба — не главное в жизни.

d) Не согласен, так как от выбора учебного заведения зависит качество моего образования.

12. Я боюсь без совета своих родителей принимать ответственные решения по поводу моей дальнейшей профессиональной деятельности.

a) Согласен, я делаю попытки сориентироваться в профессиональной жизни, но пока затрудняюсь выбрать что-то одно.

b) Не согласен, так как мои родители все равно не хотят и не могут мне ничего посоветовать.

c) Согласен, поскольку мои родители с детства помогают мне, контролируя многие события в моей жизни, в том числе и в плане выбора профессии.

d) Не согласен, свои решения по этому вопросу я уже принял абсолютно самостоятельно.

13. Я не часто думаю над своим профессиональным будущем.

a) Не согласен, над этой проблемой я думаю довольно часто.

b) Согласен, так как я знаю, мои родители сделают так, чтобы у меня в жизни все устроилось отлично.

c) Согласен, думаю мне еще рано над этим размышлять.

d) Согласен, так как я все уже решил для себя и сейчас концентрирую свое внимание на других проблемах.

14. У меня на примете несколько учебных заведений, куда я мог бы пойти учиться.

a) Не согласен, так как мои родители уже определили меня в конкретное учебное заведение, где я дальше и буду учиться.

b) Не согласен, я сам хочу учиться только в одном, вполне определенном учебном заведении.

c) Согласен, я как раз выбираю одно из профессиональных учебных заведений.

d) Не согласен, иногда мне кажется, что я сам не знаю, чего я хочу от будущего.

15. Никакие жизненные проблемы не смогут мне помешать достигнуть поставленных профессиональных целей.

a) Согласен, поскольку знаю, что мои родители сделают все, чтобы эти цели осуществились.

b) Не согласен, у меня пока еще нет профессиональных целей.

c) Согласен, так как я хорошо осознаю свои профессиональные цели и стремлюсь к ним.

d) Не согласен, я еще не до конца понимаю, в чем состоят эти цели.

16. У нас дома часто разгораются бурные дискуссии по поводу моей будущей карьеры.

a) Не согласен, поскольку мои родители по этому вопросу все уже решили, и с ними уже бесполезно спорить.

b) Не согласен, так как мои родители не особо интересуются вопросом моей карьеры.

c) Не согласен, ведь по поводу карьеры я все уже решил сам, и спорить со мной все равно бесполезно.

d) Согласен, я советуюсь с родителями, хотя иногда наши взгляды относительно моего будущего могут расходиться.

17. Меня мало интересует информация о том, как выстраивать карьеру в различных профессиональных областях.

a) Согласен, так как мои родители уже выбрали мне будущую сферу деятельности, и нет надобности собирать какую-либо дополнительную информацию.

b) Согласен, потому что я уже принял решение о том, кем я буду и где буду учиться.

c) Не согласен, я как раз сейчас активно анализирую возможности карьерного роста в различных областях деятельности.

d) Согласен, меня вообще мало интересует информация о том, где и как можно выстраивать карьеру.

18. Я держу на примете несколько профессиональных целей.

a) Согласен, но они были определены заранее моими родителями.

b) Не согласен, у меня всего одна профессиональная цель.

c) Не согласен, я о них пока еще не задумывался.

d) Согласен, таких целей пока несколько, и я не решил, какая из них для меня основная.

19. Я очень хорошо представляю свой дальнейший карьерный рост.

a) Не согласен, пока мое профессиональное будущее — это множество альтернативных вариантов выбора.

b) Не согласен, но я уверен, что мои родители устроят меня на хорошую работу, где карьера мне будет обеспечена.

c) Не согласен, так как мне не хочется вникать, какая карьера подходит именно мне, у меня есть и более важные проблемы.

d) Согласен, и я уже могу назвать основные шаги моей профессиональной жизни.

20. Родители предоставили мне возможность сделать свой профессиональный выбор самостоятельно.

a) Не согласен, потому что мои родители вообще не участвуют в моем профессиональном выборе.

b) Согласен, но мы все равно еще обсуждаем мой профессиональный выбор.

c) Не согласен, так как родители считают, что при самостоятельном выборе я могу ошибиться.

d) Согласен, и я уже сделал свой профессиональный выбор.

Ключ

Каждый вариант ответа оценивается в 1 или 2 балла по одной из шкал в соответствии с приведенным ниже «ключом». Интерпретация полученных данных приведена в таблице «Статусы профессиональной идентичности», которая представлена ниже.

Статусы профессиональной идентичности

вопроса

Профессиональная идентичность

Неопределенная

Навязанная

Мораторий

Сформированная

1.

a — 2

b — 1

d — 1

c — 1

2.

d — 1

b — 1

a — 2

c — 1

3.

c — 1

b — 1

a — 2

d — 1

4.

c — 1

a — 2

b — 1

d — 1

5.

c — 1

a — 2

b — 1

d — 1

6.

c — 1

a — 1

d — 1

b — 2

7.

a — 1

b — 2

c — 1

d — 1

8.

b — 2

a — 1

c — 1

d — 1

9.

a — 1

c — 1

d — 1

b — 2

10.

c — 1

b — 2

a — 1

d — 1

11.

c — 2

b — 1

d — 1

a — 1

12.

b — 1

c — 2

a — 1

d — 1

13.

c — 2

b — 1

a — 1

d — 1

14.

d — 1

a — 1

c — 2

b — 1

15.

b — 1

a — 1

d — 1

c — 2

16.

b — 1

a — 1

d — 2

c — 1

17.

d — 2

a — 1

c — 1

b — 1

18.

c — 1

a — 1

d — 2

b — 1

19.

c — 1

b — 1

a — 1

d — 2

20.

a — 1

c — 1

b — 1

d — 2

Сумма





Чем выше сумма баллов, набранная тобой по каждому из статусов, тем в большей степени суждения о нем применимы к тебе. Интерпретация полученных данных приведена в таблице.

Описание статусов профессиональной идентичности

Статусы ПИ

Характеристика статусов

Суммы баллов

Степень выраженности статуса

Неопределенное состояние профессиональной идентичности

Состояние характерно для учащихся, которые не имеют прочных профессиональных целей и планов и при этом не пытаются их сформировать, выстроить варианты своего профессионального развития. Чаще всего этим статусом обладают подростки, родители которых не хотят или не имеют времени проявлять активный интерес к профессиональному будущему своих детей. Такой статус бывает и у подростков, привыкших жить текущими желаниями, недостаточно осознающих важность выбора будущей профессии.

0—3

Статус не выражен

4—7

Выраженность ниже среднего уровня

8—11

Средняя степень выраженности

12—15

Выраженность выше среднего уровня

16 баллов и выше

Ярко выраженный статус

Навязанная профессиональная идентичность

Это состояние характерно для человека, который выбрал свой профессиональный путь, но не путем самостоятельных размышлений, а прислушавшись к мнению авторитетов: родителей или друзей. На какое-то время это, как правило, обеспечивает комфортное состояние, позволяя избежать переживаний по поводу собственного будущего. Но нет никакой гарантии, что выбранная таким путем профессия будет отвечать интересам и способностям самого человека. Поэтому такой выбор в дальнейшем вполне может привести к разочарованию.

0—4

Статус не выражен

5—9

Выраженность ниже среднего уровня

10—14

Средняя степень выраженности

15-19

Выраженность выше среднего уровня

20 баллов и выше

Ярко выраженный статус

Мораторий (кризис выбора)

Такое состояние характерно для человека, исследующего альтернативные варианты дальнейшего профессионального развития и активно пытающегося выйти из этого состояния, приняв осмысленное решение о своем будущем. Эти юноши и девушки размышляют о возможных вариантах профессионального развития, примеряют на себя различные профессиональные роли, стремятся как можно больше узнать о разных специальностях и путях их получения. На этой стадии нередко складываются неустойчивые отношения с родителями и друзьями: полное взаимопонимание может быстро сменяться непониманием, и наоборот. Как правило, большая часть людей после «кризиса выбора» переходит к состоянию сформированной идентичности, реже к навязанной идентичности.

0—4

Статус не выражен

5—9

Выраженность ниже среднего уровня

10—14

Средняя степень выраженности

15—19

Выраженность выше среднего уровня

20 баллов и выше

Ярко выраженный статус

Сформированная профессиональная идентичность

Эти юноши и девушки характеризуются тем, что они готовы совершить осознанный выбор дальнейшего профессионального развития или уже его совершили. У них присутствует уверенность в правильности принятого решения об их профессиональном будущем. Этим статусом обладают те юноши и девушки, которые прошли через «кризис выбора» и самостоятельно сформировали систему знаний о себе, о профессиональных ценностях и жизненных убеждениях. Они могут осознанно выстраивать свою жизнь потому, что определились, чего хотят достигнуть.

0—2

Статус не выражен

3—5

Выраженность ниже среднего уровня

6—8

Средняя степень выраженности

9—11

Выраженность выше среднего уровня

12 баллов и выше

Ярко выраженный статус

Как использовать полученную в результате этого тестирования информацию? Во-первых, ты узнал «ступеньку», на которой находишься, а значит, можешь предполагать, куда можно «шагать» дальше. А во-вторых, мы надеемся, что ты понял: поиск своей профессии — это такой процесс, который практически неизбежно проходит через этап кризиса (на стадии моратория идентичности). На данном этапе большинство молодых людей испытывают беспокойство по поводу своего профессионального будущего, неуверенность в собственных силах, переживания по поводу неопределенности жизненных перспектив. Если хочешь, чтобы твоя будущая профессия была выбрана осмысленно, ее нужно «выстрадать», пройти через кризис, а не отмахиваться от него, рассуждая по принципу «Пока рано об этом думать» или «О моем будущем позаботятся родители».

Вообще-то если человек приобретает определенную профессию и начинает работать по ней, из этого еще не следует, что у него сформированная профессиональная идентичность. Ведь вполне возможно, что он просто рассматривает работу как способ раздобыть деньги, но отнюдь не считает ее «своим» делом, не связывает ее со своими жизненными целями и ценностями.

Это соответствует статусу диффузной профессиональной идентичности: такой человек не задумывается над смыслом своего труда, он просто делает то, за что ему заплатят. Как правило, он не стремится к самосовершенствованию в сфере труда, не имеет четких профессиональных целей и карьерных планов. Если такому человеку представится возможность заняться чем-то другим, где удастся работать меньше, а получать больше, то он, не задумываясь, сменит не только место работы, но и род занятий.

Нередко встречается и вариант, когда человек приобретает профессию и работает по ней, обладая навязанной идентичностью, то есть этот выбор сделан им несамостоятельно. Тогда он чаще всего начинает воспринимать свою работу как некий долг, обязательство, иногда даже прямо заявляя: «Да, меня не устраивает моя работа. Но я должен ей заниматься — ведь если не я, так кто же?!». Такие люди обычно проявляют высокую верность месту работы: они могут и сменить профессию, но все равно стремятся остаться работать там же, где были раньше.

Возможен и вариант, когда человек «застревает» на стадии моратория профессиональной идентичности, кризиса выбора. Тогда он оказывается «вечным искателем», который меняет множество профессий, но ни на чем не может остановиться. Возникает парадоксальная ситуация: работа интересует такого человека только до тех пор, пока он не достигнет в ней мастерства; как только мастерство достигнуто, ему становится неинтересно и скучно, и он меняет профессию (как впрочем, и место работы), начинает осваивать что-то новое.

Если же у человека сформированная профессиональная идентичность, то он, как правило, искренне заинтересован в том деле, которым занимается, считает его своим призванием. Такой человек обычно достигает высокого уровня профессионализма и знает себе цену. Он уверен в верности своего профессионального выбора и не склонен его изменять, хотя и вполне может менять места работы. Если где-то перед ним откроются более широкие возможности для профессионального роста, чем на прежнем месте работы, то он пойдет туда.



Опросник для определения профессиональной готовности 
Л.Н. Кабардовой

Инструкция: Внимательно прочитайте вопросы. На каждый из них Вам необходимо дать три ответа, оценив их в баллах. Ответ записывается в соответствующую клетку бланка ответов, где цифрами обозначены номера вопросов, а буквами – клеточки для трех ответов.

Сначала Вы оцениваете, насколько хорошо Вы умеете делать то, что записано в вопросе (клеточка «а»):

  • делаю, как правило, хорошо – 2 балла;

  • делаю средне – 1 балл;

  • делаю плохо, совсем не умею, никогда не делал – 0 баллов.

Затем оцениваете ощущения, которые возникают у Вас, когда Вы это делаете (клеточка «б»):

  • положительные (интересно, легко) – 2 балла;

  • нейтральные (все равно) – 1 балл;

  • отрицательные (неинтересно, трудно) – 0 баллов.

Третий ответ должен отразить, хотели бы Вы, чтобы описанное в вопросе действие входило в Вашу работу (клеточка «в»):

  • да – 2 балла;

  • все равно – 1 балл;

  • нет – 0 баллов.

Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова «часто», «легко», «систематически» и т.п. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.

Работа с опросником может производится как индивидуально, так и в группе.

Текст опросника

  1. Делать выписки, вырезки из различных текстов и группировать их по определенному признаку.

  2. Выполнять практические задания на лабораторных работах по физике (составлять и собирать схемы, устранять в них неисправности, разбираться в принципе действия прибора и т.п.).

  3. Длительное время (более одного года) самостоятельно, терпеливо выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений (поливать, удобрять, пересаживать и пр.)

  4. Сочинять стихи, рассказы, заметки писать сочинения, признаваемые многими интересными, достойными внимания.

  5. Сдерживать себя, не «выливать» на окружающих свое раздражение, гнев, обиду, плохое настроение.

  6. Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе краткий конспект, план, новый текст.

  7. Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.

  8. Вести регулярное наблюдение за развивающимся растением и записывать данные наблюдения в специальный дневник.

  9. Мастерить красивые изделия своими руками: из дерева, ткани, металла, засушенных растений, ниток.

  10. Терпеливо, без раздражения объяснить кому-либо, что он хочет знать, даже если приходится повторять это несколько раз.

  11. В письменных работах по русскому языку, литературе легко находить ошибки.

  12. Разбираться в химических процессах, свойствах химических элементов, решать задачи по химии

  13. Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках многочисленных видов растений.

  14. Создавать законченные произведения живописи, графики, скульптуры.

  15. Много и часто общаться со многими людьми, не уставая от этого.

  16. На уроках иностранного языка отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты и составленные рассказы по заданной теме.

  17. Отлаживать какие-либо механизмы (велосипед, мотоцикл), ремонтировать электротехнические приборы (пылесос, утюг, светильник).

  18. Свое свободное время преимущественно тратить на уход и наблюдение за каким-нибудь животным.

  19. Сочинять музыку, песни, имеющие успех других.

  20. Внимательно, терпеливо, не перебивая, выслушивать людей.

  21. При выполнении задания по иностранному языку без особых трудностей работать с иностранными текстами.

  22. Налаживать и чинить электронную аппаратуру (приемник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек).

  23. Регулярно, без напоминания, выполнять необходимые для ухода за животными работы: кормить, чистить (животных и клетки), лечить, обучать.

  24. Публично, для многих зрителей, разыгрывать роли, подражать, изображать кого-либо, декламировать стихи, прозу.

  25. Увлекать делом, игрой, рассказом детей младшего возраста.

  26. Выполнять задания по математике, химии, в которых требуется составлять логическую цепочку действий, используя при этом различные законы, формулы, теоремы.

  27. Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки.

  28. Разбираться в породах и видах животных, знать их характерные признаки и повадки.

  29. Всегда четко видеть, что сделано писателем, драматургом, художником талантливо, а что нет, и уметь обосновать это устно или письменно.

  30. Организовать людей на какие-либо дела, мероприятия.

  31. Выполнять задания по математике, требующие хорошего знания математических формул, законов и умения их правильно применять при решении.

  32. Выполнять действия, требующие хорошей координации движений и ловкости рук: работать на станке, на электрической швейной машинке, проводить монтаж и сборку изделий из мелких деталей.

  33. Сразу замечать мельчайшие изменения в поведении или во внешнем виде животного или растения.

  34. Играть на музыкальных инструментах, публично исполнять песни, танцевальные номера.

  35. Выполнять работу, требующую обязательных контактов со множеством разных людей.

  36. Выполнять расчеты, подсчеты данных, выводить на основе этого различные закономерности, следствия.

  37. Из типовых деталей, предназначенных для сборки определенных изделий, конструировать новые, придуманные самостоятельно.

  38. Специально заниматься углубленным изучением биологии, анатомии, ботаники, зоологии: читать научную литературу, слушать лекции, научные доклады.

  39. Создавать на бумаге и в оригинале новые, интересные модели одежды, причесок, украшений, интерьера помещений.

  40. Влиять на людей: убеждать, предотвращать конфликты, улаживать разногласия, разрешать споры.

  41. Работать с условно-знаковой информацией: составлять и рисовать карты, схемы, чертежи.

  42. Выполнять задания, в которых требуются мысленно представить расположение предметов или фигур в пространстве.

  43. Длительное время заниматься исследовательскими работами в биологических кружках, на биостанциях, в зоологических кружках и питомниках.

  44. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное, прекрасное.

  45. Сопереживать людям (даже не очень близким), понимать их проблемы, оказывать посильную помощь.

  46. Аккуратно и безошибочно выполнять «бумажную» работу: писать, выписывать, проверять, подсчитывать, вычислять.

  47. Выбирать наиболее рациональный (простой, короткий) способ решения задачи: технологической, логической, математической.

  48. При работе с растениями или животными переносить ручной или физический труд, неблагоприятные погодные условия, грязь, специфический запах животных.

  49. Настойчиво, терпеливо добиваться совершенства в создаваемом или исполняемом произведении (в любой сфере творчества).

  50. Говорить, сообщать что-либо, излагать свои мысли вслух.

Бланк ответов

Тип профессий

Ч-З

Ч-Т

Ч-П

Ч-Х

Ч-Ч

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

7

 

 

 

8

 

 

 

9

 

 

 

10

 

 

 

11

 

 

 

12

 

 

 

13

 

 

 

14

 

 

 

15

 

 

 

16

 

 

 

17

 

 

 

18

 

 

 

19

 

 

 

20

 

 

 

21

 

 

 

22

 

 

 

23

 

 

 

24

 

 

 

25

 

 

 

26

 

 

 

27

 

 

 

28

 

 

 

29

 

 

 

30

 

 

 

31

 

 

 

32

 

 

 

33

 

 

 

34

 

 

 

35

 

 

 

36

 

 

 

37

 

 

 

38

 

 

 

39

 

 

 

40

 

 

 

41

 

 

 

42

 

 

 

43

 

 

 

44

 

 

 

45

 

 

 

46

 

 

 

47

 

 

 

48

 

 

 

49

 

 

 

50

 

 

 

  • Ч-З – человек – знаковая система

  • Ч-Т – человек – техника

  • Ч-П – человек – природа

  • Ч-Х – человек – художественный образ

  • Ч-Ч – человек – человек

Обработка и интерпретация результатов

Каждый столбец клеток в бланке ответов соответствует одному из типов профессий. Колонки, обозначенные буквами, отражают оценки трех ответов на каждый вопрос:

  • а – оценка своих умений;

  • б – оценка своего эмоционального отношения;

  • в – оценка своих профессиональных пожеланий, предпочтений.

Приступая к обработке результатов, сначала следует внимательно просмотреть бланк ответов и отметить те номера вопросов, при ответе на которые испытуемый в графе «умения» поставил оценку «0». Эти вопросы следует полностью исключить из обработки. Примером может служить соотношение оценок «0-12-11». В этом случае вторая и третья оценки также исключаются при подсчете баллов по соответствующим шкалам (эмоционального отношения и профессиональных положений). Они учитываются только при качественном анализе каждой сферы.

Далее подсчитывается сумма баллов в каждой профессиональной сфере по шкалам «умения», «отношение» и «профессиональные пожелания». Обращается внимание на соотношение оценок по данным шкалам как в каждой профессиональной сфере, так и по каждому конкретному вопросу (виду деятельности).

Выбор наиболее предпочтительной профессиональной сферы (или нескольких сфер) делается на основе сопоставления сумм баллов, набранных в разных профессиональных сферах по шкале «профессиональные предпочтения».

Обращается внимание на те профессиональные сферы, в которых эти суммы наибольшие. Затем в каждой сфере сравниваются между собой баллы, набранные по трем шкалам. Предпочтительным являются такое сочетание, в котором оценки по второй и третьей шкалам количественно сочетаются с оценкой по первой шкале, отражающей реальные умения испытуемого. Например, соотношение оценок типа «10-12-11» благоприятнее, чем сочетание «3-8-12», поскольку предпочтения испытуемого в первом случае более обоснованны наличием у него соответствующих умений.

Далее анализируются отдельные вопросы, ответы на которые получили оценки в баллах «2-2-2», а также «2-2-1», «1-2-2». Это необходимо, во-первых, для того, чтобы сузить профессиональную сферу до конкретных специальностей. Например, работа в области «человек – знак» может осуществляться с буквами, словами, текстами, (филолог, историк, редактор и др.); с иностранными знаками, текстами (технический переводчик, гид-переводчик); с математическими знаками (программист, математик, экономист и др.).Во-вторых, это дает возможность выйти за пределы одной сферы на профессии, занимающие промежуточное положение между разными областями, например учитель математики (сферы «человек – человек» и «человек – знак»), модельер (сферы «человек – художественный образ» и «человек – техника») и т.д.

По результатам ответов испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен.



Дебаты «Профессия для души или для денег?»



Цель: 1. Совершенствование профориентационной работы.

2. Развивать  устную речь, умение приводить аргументы и доказательства, научить пользоваться речевыми клише.

3. Привитие норм вежливого общения, уважения чужого мнения, привитие культуры поведения.

Задачи: Повышать мотивацию участников образовательного процесса к

профессиональному самоопределению


В каждой команде по 8 человек; 5 человек – судьи, 6 человек- зрители.

Подготовительный этап: была проведена работа с психологом и выявлено отношение учащихся к будущей профессии. Распределение по командам производилось по принципу: ученики, которые нашли золотую середину по данному вопросу – судьи и зрители; остаются те, кто разделяет принцип профессии для души и кто не поддерживает это утверждение. На основе этого формируем команды, причем 2 человека «для денег» отправляем в команду «Оптимистов», и так же 2 человека из команды «Оптимистов» отправляем в команду «Скептики». Причем выбираем именно рьяных сторонников той или иной точки зрения, это поможет показать ученикам иную точку зрения и позволит найти золотую середину. Так же ребятам было предложено написать сочинение по данной теме.

Оборудование: проектор, экран.

Ход мероприятия

  1. Вводный этап. Знакомство команд со своей позицией.

Слайд 1 (музыкальная заставка)

Ведущий:  Когда человек заканчивает школу, перед ним встает вопрос  выбора профессии. Какую выбрать из огромного числа имеющихся? Одни  ребята прислушиваются к советам родителей. Другие – обсуждают этот вопрос с друзьями. Третьи – выбирают ВУЗ или колледж, находящийся рядом с домом. Есть такие ребята, которые еще не определились. Предлагаю обсудить эту важную для нас с вами тему.

Уважаемые участники, ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Что вы считаете важным при выборе профессии?»

Слайд 2:

  • интерес к профессии

  •  престижность

  • высокая оплата

  •  приносит удовольствие

  • по силам человека

  • востребованность на рынке труда

  •  нормированный рабочий день

  • безопасность

  • хорошие условия

  •  соответствие склонностям и способностям

  • возможность карьерного роста

  • возможность работать творчески

  • близко к месту жительства

  • работа в коллективе или индивидуально

Видите, сколько людей – столько и мнений. Сегодня в нашей студии присутствуют две команды «Оптимисты» и «Скептики».

  1. Команда утверждение: Профессия должна быть по душе.

2. Команда отрицание: будущую профессию человеку надо выбирать не для удовольствия, а для того, чтобы она могла удовлетворить его материальные потребности.

Ведущий:  Итак, на наших дебатах речь пойдет о выборе будущей профессии – для души или для денег (Слайд 3 – название темы).

- Наши команды обозначили основные моменты своих выступлений:

1. Профессия должна быть выбрана самим человеком, соответствовать его склонностям и умениям, приносить удовольствие и радость – мнение команды                 «Оптимисты».

2. Профессия должна быть престижной и хорошо оплачиваемой, соответствовать материальным потребностям и обеспечивать  будущую семью так высказалась команда «Скептики».

 Основной этап.

  1. Развернутая аргументация командами.

Прения. Обмен мнениями между командами.

       Ведущий: Обе команды сходятся во мнении, что профессия должна  заинтересовать человека. Человек должен обладать определенным набором способностей. Профессия должна быть востребована в обществе. А теперь команды  могут задать вопросы друг другу.

Ведущий:  Внимание. Послушаем вопросы из зрительного зала.

Ведущий: Действительно, выбор профессии очень ответственный шаг. Какие же профессии предлагают учебные заведения в нашей области? Внимание на экран.

Ведущий: А теперь послушаем мнение наших зрителей. Вам слово…

Ведущий: Я думаю, что позиции наших команд понятны всем. На мой взгляд, обе они правильны. Очень важно найти такую профессию, которая сочетала бы в себе духовную и материальную стороны. В нашем городе имеется много учебных заведений, где можно получить самые разные профессии и найти достойное место в жизни.

Я думаю, что это не последний разговор о профессиях. Желаю вам сделать правильный выбор. (Слайд 4)

IV. Рефлексия.

- Понравилось ли им участвовать?

- Что нового они узнали?

- Где могут применить полученные знания?

V. Выступление жюри по протоколу дебатов.

Критерии

(от 1 до 5 баллов)

Команда утверждения «Оптимисты»

Команда отрицания «Скептики»

Содержательность выступления

 

 

Аргументированность

 

 

Конкретность

 

 

Логичность

 

 

Соблюдение  регламента

 

 

Культура общения

 

 

итог

 

 

Итоги дебатов. Награждение участников сертификатами.



8. Рекомендации

Рекомендации учителям-предметникам (в особенности учителям физики, математики и технологии):

Урок должен способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, необходимо использовать разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, задания повышенной сложности, уроки, непосредственно связанные с профессиями и т.д.:

·обеспечьте профориентационную направленность уроков, формируйте у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;

·способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

·проводите наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

·адаптируйте учебные программы в соответствии с профилем класса, особенностями учащихся.

Рекомендации родителям:

·посещайте родительские собрания, семинары, лекции о профориентации школьников;

·принимайте участие в работе руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;

·помогайте в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях; в организации временного трудоустройства учащихся во время каникул;

·сотрудничайте с учителями, оказывайте педагогическую поддержку самоопределения школьников;

·создавайте попечительский совет, включающий работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.

Родителям я предложу следующую анкету.



Анкета для родителей

Ф.И.О._______________

1. Обсуждали ли вы со своим сыном /дочерью/ проблему выбора профессии?_____

2. Какую профессию выбирает ваш /а/ сын /дочь/?____________________________

3. Что советуете ему /ей/ вы?_____________________________

4. Совпадают ли ваши интересы и точка зрения на избранную профессию?_______

5. Что является основным вашим аргументом в выборе профессии вашего ребенка?______________________

6. Если ребенок будет настаивать на собственном выборе будущей профессии, будете ли вы ему препятствовать?_______________________

7. Довольны ли вы своей профессией? Почему?______________

8. Что повлияло на ваш профессиональный выбор?___________________

9. Что интересного в вашей профессии?________________________

10.Какие минусы своей профессии вы можете назвать?_________________

11.Если бы начать жизнь сначала, вы бы ее поменяли или нет?_________________

12.Хотите ли вы, чтобы ваш/а/ сын /дочь/ продолжил/а/ вашу профессию? Почему?____________________

9. Список литературы.

1. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.- метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова. – Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2009. - 112 с.

2. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников, Пряжников Н.С.,  Пряжникова Е.Ю.- М.: ИД "Первое сентября" , 2004.

3. Гудкова Е.В. Основы профориентации и профессионального консультирования: Учебное пособие/ Под ред. Е.Л. Солдатовой. –Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. – 125 с.