Приложение к образовательной программе
ЛЕТНЯЯ ПРОФИЛЬНАЯ СМЕНА ДЛЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ «ВИКТОРИЯ»
Утверждена
приказом управления образования
Сальского района
от 11.04.2022 г. № 219
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СЕКЦИИ
БИОЛОГИИ
«Биология +»
Авторы- разработчики:
Рассадина А.В., учитель МБОУ СОШ №1 г. Сальска;
Набока Ю.Г., учитель МБОУ СОШ №6 г. Сальска;
Пеньковская Е.М., учитель МБОУ СОШ №7 г. Сальска
Сальск. 2024
Пояснительная записка
Летняя профильная смена для одаренных детей «Виктория» - это «умный» досуг в летнее каникулярное время. Программа «Биология +» - приложение к её образовательной программе. Данная учебная программа составлена на основании Положения о профильном смене для одаренных детей «Виктория» и рассчитана на 36 учебных часов из расчета: 2 часа в день. За 18 рабочих дней программа будет полностью выполнена.
Цель программы: Объединение одаренных детей для реализации творческих интересов обучающихся. Создание образовательной среды, способствующей развитию коммуникативных, гражданских и личностных компетенций обучающихся, через углубление знаний в области биологии и экологии.
Задачи:
· разработать и реализовать систему деятельности профильной секции Биологии, позволяющую совмещать активный отдых и обучение «викториан» в летнее каникулярное время;
· организовать практико-ориентированные занятия по биологии и экологии, углубляющие знания обучающихся;
· формировать и развивать у детей мотивацию к творческому преобразованию с привлечением новых знаний и информационных технологий.
· углубить и расширить знания учащихся по различным вопросам биологической науки, развить интерес к биологии, в рамках предпрофильной подготовки готовить учащихся к выбору профиля обучения в старших классах.
· Организация активного отдыха и оздоровление детей;
· Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
Планируемые результаты освоения курса
Личные результаты:
-активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания,
-проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях,
-проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленной цели;
-оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Метапредметные результаты:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием;
-овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
Учащиеся должны уметь:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов;
- решать биологические задачи разных уровней сложности, соответствующие требованиям ВУЗов естественно-научного профиля
- устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, пополнять и систематизировать полученные знания
Учащиеся должны знать:
- структуру, предмет, методы и задачи биологии;
- признаки строения и функционирования органов человеческого организма;
- особенности строения и процессов жизнедеятельности животных, их практическую значимость.
- Основные понятия генетики; Алгоритмы решения задач, не входящие в обязательный минимум образования (базового и повышенного уровня сложности)
Содержание учебного курса
Программа состоит из разделов:
1. Основы Зоологии.
2. Царства живой природы.
3. «Биология. Человек».
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Название темы занятия | Понятия, компетенции |
«Биология. Человек» « (12 ч.) |
25 | 26.07.2023 | Науки, изучающие организм человека. | Двойственная биосоциальная природа человека, родство человека с миром животных, отличительные особенности людей, предмет и методы наук: анатомия, физиология, психология, гигиена; Уровни организации, план строения, топография внутренних органов. Значение скелета и мышц. Химический состав, макро- и микростроение костей, их классификация. Надкостница, компактное и губчатое вещество; Гомеостаз, функции плазмы и форменных элементов крови. Понятия «фагоцитоз», «антигены», «антитела». Механизм свертывания крови. Анализ крови. Лимфа, эритроцит, лейкоцит, тромбоцит; Общий план строения сердца человека. Движение крови по большому и малому кругам кровообращения. Клапаны вен; Значение биологического окисления. Строение функции дыхательных путей. Голосообразование. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Миндалины, гайморит, фронтит, тонзиллит; Значение пищеварения, пластическая и энергетическая функция пищи. Органы пищеварения и их эволюция. Пластический и энергетический обмен. Эпидермис, дерма, гиподерма. Строение и функции кожи, волос, ногтей. Значение нервной системы, роль психики. Центральная и периферическая нервная система, серое и белое вещество, строение и функции спинного мозга, рефлекторная дуга спинномозговых рефлексов. Понятия «анализатор» «орган чувств», механизм обработки информации корой больших полушарий, достоверность получаемой информации, иллюзии. Роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова ,А.А.Ухтомского в развитии учения о ВНД и психологии, безусловные и условные рефлексы, внешнее и внутреннее торможение, доминанты. |
26 | 26.07.2023 | Происхождение человека. |
27 | 27.07.2023 | Строение организма |
28 | 27.07.2023 | Опорно-двигательная система |
29 | 28.07.2023 | Внутренняя среда организма |
30 | 28.07.2023 | Кровеносная и лимфатическая система |
31 | 31.07.2023 | Дыхание |
32 | 31.07.2023 | Пищеварение |
33 | 01.08.2023 | Покровные органы. Терморегуляция. Выделение |
34 | 01.08.2023 | Нервная система |
35 | 02.08.2023 | Анализаторы. Органы чувств |
36 | 02.08.2023 | Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика |